Если вы когда-нибудь видели вблизи океаническое существо под названием «португальский кораблик», вы поймете, почему его называют «ужасом открытого моря». На самом деле это не одно животное, а целая колония живых существ, которые работают сообща ради общего блага и вселяют ужас в чужаков.
Читайте также: Медуза: умный охотник, лишенный мозга
У большинства граждан США слово «колония» порождает в уме образы ранних дней существования Америки: торговое судно Мэйфлауэр, первый День благодарения, гражданскую войну, дамские чепчики, мушкеты и жизнь на корабле. Однако существует еще один образ, возникающий в уме при упоминании этого слова, по крайней мере у биологов. Это образ одного таинственного, опасного и вызывающего трепет существа.
Ни в коем случае не называйте его медузой. Это ошибочное название, поскольку это существо - вовсе не медуза. И несмотря на то, что эти существа действительно обитают у побережья Португалии, чаще всего они встречаются в тропических и субтропических водах Тихого и Индийского океанов. Также они обитают в северной части Атлантического океана, в течении Гольфстрим. У вас есть шанс увидеть их в тех местах океана, где вода достаточно теплая.
Название «португальский кораблик» также обманчиво. Ведь это вовсе никакой кораблик; более того, это даже не отдельное животное! На самом деле «португальский кораблик» является плавающей колонией.
Читайте также: Медуза фото
В это трудно поверить, но каждый «португальский кораблик» - это колония, состоящая из четырех видов животных. Эти животные называются зооидами и из них состоит отдельная колония. Каждый зооид играет свою особую роль в жизни колонии. Один из них исполняет роль воздушного шара, который позволяет всей колонии безопасно плавать у поверхности океана. Другой направляет щупальца таким образом, чтобы ловить добычу и отпугивать хищников. Третий отвечает за пищеварение. И, наконец, четвертый зооид отвечает за воспроизводство следующего поколения португальских корабликов.
Для того, чтобы делиться информацией и едой, все четыре зооида связаны между собой полым центральным стержнем. Этот стержень не только связывает зооиды друг с другом, но и также служит общим желудком для каждого из зооидов. Без этой общей связи все четыре зооида погибли бы.
Но как же эти отдельные, но связанные между собой животные научились функционировать вместе? Что на сегодняшний день делает их одной из наиболее ужасающих колоний всех семи океанов… или, по крайней мере, в тропиках и субтропиках?
Хотя щупальца португальского кораблика опасны для большинства живых существ, некоторые рыбы неуязвимы для этого токсина.
Пневматофоры – наиболее узнаваемые из зооидов колонии португальских корабликов. Это прозрачный мешок, наполненный газом, который позволяет организму плавать на поверхности океана. Плавательный пузырь имеет длину от 9 до 30 сантиметров и высоту около 15 сантиметров.
Этот пузырь, часто имеющий голубую, фиолетовую или розовую окраску, служит в качестве паруса, который улавливает воздух и водные течения, чтобы продвигать колонию по морским глубинам. Эти паруса бывают как право- так и левосторонние, что напоминает праворукость или леворукость у человека. Левосторонние португальские кораблики дрейфуют по курсу в 45 градусов от направления ветра, тогда как правосторонние дрейфуют в левую сторону. Такое простое различие позволяет колониям распределяться в океане более равномерно, и снижает количество столкновений.
Парус также играет важную роль в защите колонии. Когда ветра становятся слишком сильными, или когда к колонии приближается хищник, парус может самостоятельно сдуваться, что позволяет колонии погрузиться под воду и избежать опасности.
Дактилозооиды – вторая наиболее выдающаяся составляющая колонии. Этот зооид представляет собой длинные щупальца, которые медленно тянутся под парусом. Длина этих щупалец может достигать 50 метров, хотя, чаще всего, встречаются щупальца до 10 метров длиной. Щупальца находятся в процессе непрерывной «рыбалки» - поиска в воде мелких рыбок и планктона (крохотных организмов, населяющих океан). Каждое щупальце покрыто стрекательными клетками (книдоцидами), которые очень похожи на стрекательные клетки медуз. Когда щупальце касается какой-то твердой поверхности в воде, из клетки выпускается зубец, присоединенный к нити. В незадачливую жертву по нити выпускается токсин. Когда португальскому кораблику удается поймать добычу, щупальца сокращаются, передавая ее следующему зооиду для переваривания.
Как же португальскому кораблику удается не жалить самого себя? Чтобы жало стрекательной клетки выстрелило, необходимо нечто большее, чем простое прикосновение. Жала соединены с сенсорами, способными различать химические вещества потенциальной добычи. Сенсоры должны уловить эти химические вещества до того, как жало выстрелит.
Далее в дело вступает гастрозооид, который переваривает добычу, пойманную щупальцами. Этот зооид намного короче, чем щупальца, однако не уступает им по активности. В отличие от группы щупалец, этот зооид напоминает скопление червяков с гибкими ртами на конце каждого из «червяков». Размеры каждого рта в спокойном состоянии составляют не более 1-2 мм, но когда рядом появляется еда, он растягивается до 2 сантиметров!
Если добычей является рыба, несколько ртов хватают ее одновременно, поглощая весь организм целиком. Затем они начинают вырабатывать пищеварительные энзимы, расщепляющие белки, углеводы и жиры, содержащиеся в рыбе. Как только мягкие ткани перерабатываются, рты заглатывают останки и отправляют их в общий желудок, где питательные вещества равномерно распределяются по всей колонии. Когда все питательные вещества используются, остатки пищи изрыгаются через рты.
Несмотря на то, что португальский кораблик обычно питается только мелкими рыбками и планктоном, он пытается поглотить практически все, что оказывается в контакте с его щупальцами.
Португальский кораблик – это не одно животное, а целая колония живых организмов. Четыре различных вида животных, называемых зооидами, выполняют различные функции в жизни этой колонии. Один из них – наполненный газом плавательный пузырь, позволяющий колонии держаться на плаву (пневматофора). Второй вид животных составляет щупальца, с помощью которого колония ловит добычу (дактилозооиды). Третий вид осуществляет переваривание пищи (гастрозооид). И четвертый вид участвует в репродукции (гонозооиды).
Утонченное и в то же время пугающее строение этой колонии напоминает нам о том, насколько радикальные изменения произошли в мире с того момента, когда грех Адама принес в этот мир смерть и страдания. Все существа, в том числе и португальские кораблики, когда-то жили на земле в мире и питались лишь неживыми существами – растениями и бактериями. Насколько кардинально изменились их роли!1
Гонозооид является последней из составляющих колонии. О репродуктивном цикле португальского кораблика ученым известно лишь то, что каждая из колоний является либо самцом, либо самкой. В гонозооиде содержится вся информация, необходимая для воспроизводства всех остальных составляющих колонии. И этот странный цикл репродукции происходит в два этапа.
Первый этап начинается, когда в одном месте собирается большое скопление колоний. В таких скоплениях самки и самцы производят множество личинок. Это позволяет генам каждого вида постоянно перемешиваться и помогает избежать инбридинга. На втором этапе каждая личинка находит себе плоскую, стабильную поверхность, чаще всего которой служит дно океана. Личинка прикрепляется к этой поверхности и из нее вырастает «растение». Каждое такое «растение» порождает множество новых колоний, что способствует быстрому росту популяций. Для образования одной колонии требуются все четыре вида животных. Они отличаются друг от друга, но не способны выжить самостоятельно.
Португальский кораблик – прекрасный пример Божьей предусмотрительности и заботы. Несмотря на то, что это четыре разных организма, они едины. Это также является ярким напоминанием о Божьем замысле, включающем в себя сотрудничество и общую цель для всех верующих. Будучи разными людьми, мы едины во Христе (Римлянам 12:5).
Португальский кораблик на самом деле не является медузой; по крайней мере, это не настоящая медуза. Португальский кораблик относится к большой группе схожих между собой организмов под названием подтипа Medusozoa. Данная классификация включает в себя четыре класса, но только к одному из них относится медуза настоящая.
Португальский кораблик относится к классу Hydrozoa, включающему в себя, в основном, колониальных существ, состоящих из нескольких связанных между собой зооидов.
Настоящие медузы – это единичные организмы, относящиеся к классу Scyphozoa, который включает в себя ушастую медузу и волосистую медузу. У них имеются стрекательные клетки и две жизненных фазы, как и у португальского кораблика, однако их тело является прекрасным образцом четырехсторонней симметрии.
Существует еще два других класса медуз. Первый, Cubozoa, представлен существами квадратной формы, прославившимися своим крайне сильным ядом – такими как морская оса и кубовые медузы. Представители второго класса, Staurozoa, проживают уникальные жизненные циклы, прикрепленными к дну океана. По виду они больше напоминают морских анемонов, нежели медуз.
Хэзер Бринсон Брюс получила степень магистра английского языка и магистра химии в университете Клемсон. Она является собственным автором и редактором издания Answers.
Более детальную информацию об изменениях, которые произошли в живых существах после проклятия, читайте в статье « Замысел в проклятии», изданиеAnswersиюль-сентябрь 2009, с. 30.