Человек – образ Бога

Автор: профессор Джон Рендл-Шорт

В соответствии с Библией, первый человек был идеальным, сотворенным по образу и подобию Божьему (Бытие 1:26). Апостол Лука идет еще дальше, называя Адама Сыном Божьим (Лука 3:38). В своем аллегорическом романе «Путешествие на Венеру» С.С. Льюис 1 рисует картину рассвета истории. В ней Адам представляется отображением Иисуса Христа. Это не так уж и надуманно, ведь, как и Христос, находившийся на Земле в подобии человека, был безгрешен, так и Адам в свое время был непорочен. Льюис пишет:

«Это было лицо, о котором никто не может сказать, что оно ему неведомо. Вы можете спросить, как можно смотреть на него без идолопоклонства, чтобы не спутать его с кем-то, кого оно вам может напоминать. Ведь своего рода сходство было таким бескрайним, что можно было задаться вопросом, почему на его челе нет печали, а на руках и ногах нет ран. Однако не было совершенно никакой опасности ошибиться, ни мига сомнения, ни капли желания предаться запрещенному благоговению. Там, где сходство было наибольшим, ошибку было допустить сложнее всего. Возможно, так бывает всегда. Изысканная восковая фигура может настолько быть похожа на настоящего человека, что на какое-то мгновение вы можете обмануться. Великий портрет, наиболее глубоко отображающий реальность, вас не обманет. Гипсовые изваяния Святого Бога, возможно, до сегодняшнего дня вызывали восхищение, которое они должны были вызывать по своему замыслу. Но здесь, где находится его живой образ, Его подобие внутри и снаружи, сотворенное Его руками из глубин божественного творчества, Его шедевр искусства автопортрета, вышедший из Его мастерской, чтобы радовать все миры, шедевр, которых ходил и говорил, – его нельзя принять за нечто большее, чем просто образ. Сама красота его заключается в уверенности, что это копия, похожая на оригинал, но не идентичная; рифма, изысканный отголосок необработанной музыки, продолженный в сотворенном пространстве».

Человек – это образ Бога. Что же это значит с практической точки зрения? Это описание не относится к физической и биологической форме, поскольку Бог – это Дух, а человек суетен. Хотя тело и не является частью образа, так как Бог не имеет тела, нам хотелось бы считать, что человеческое тело (которое является реальной частью человека) включено в этот образ. Язык и творческий потенциал – две важные составляющие образа, которые не могут существовать без тела. Всемогущий Бог согласился поделиться с человеком своим господством и властью над царством животных (Бытие 1:28). А это вид деятельности, в котором принимает участие все существо человека – как тело, так и разум. Более того, Сын Божий прославил человеческое тело, став плотью и живя среди людей (Иоанна 1:14; Евреям 2:14). Льюис предполагает, что до своего грехопадения первый человек, Адам, был зеркальным отражением Христа-галилеянина даже в большей мере, чем Христос был похож на своих сводных братьев. Если это действительно так, то это богохульство считать, что Адам произошел от дикой обезьяны.

Человек – образ Бога

Человек-животное

Мы можем рассматривать человека так, будто он помещен где-то посредине, между Богом и животными, и обладает характеристиками обоих. Физиологически и анатомически человек является животным. Человек и животные даже обладают сходным генетическим кодом. Эволюционисты называют его человекообразным приматом. В значительной мере поведение человека контролируется условными рефлексами по Павлову.

В книге Бытия описываются важные сходства между человеком и животными. О человеке мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Бытие 2:7). В свою очередь, о животных сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Бытие 2:19). Животные описаны как «души живые» (Бытие 1:20), а человек назван «душою живою» (Бытие 2:7). В обоих случаях использовано слово, которое на иврите звучит как «naphesh» (дыхание). Что касается последствий Потопа, то: «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота и гадов, и птиц небесных…» (Бытие 7:22–23).

Далее объясняется, что «жизнь» (naphesh) находится в крови (Бытие 9:4). Таким образом, жизнь (naphesh) не может считаться существенным фактором, отличающим человека от животных. Требуется нечто большее. Бог относится к человеку иначе, нежели к животным. Повествование Библии в основном посвящено отношениям между Богом и человеком. Человек был сотворен Богом по Его подобию ради Божьей радости и славы и существует только в контексте взаимоотношений с Богом. Только благодаря тому, что Бог есть (Евреям 11:8), человек существует (Деяния 17:28). Да, правда в том, что и Земля, и животные занимают определенное место в Божьем промысле, но, по сути, мир был сотворен как место, где должен был жить человек (например: Римлянам 8:19–22).

Характеристики, общие для Бога и человека

Главная характеристика образа состоит в том, что Бог наделил человека некоторыми Своими божественными атрибутами, таким образом, отделив и выделив его среди животных. Каковы же эти особенные богоподобные качества, которыми Бог поделился с человеком? Я назову шесть из них: язык, творческий потенциал, любовь, святость, бессмертие и свобода. Возможно, вы сможете продолжить этот список. Резюмируя, можно сказать, что человек, как и Бог, обладает интеллектом, разумом.

Артур Кёстлер писал:

«Появление символического языка, поначалу устного, а затем и письменного, представляет собой самую большую пропасть между животным и человеком». 2

Пока я пишу эту статью, я слышу пение птиц. Я надеюсь, что они поют от счастья, но, честно говоря, их пение, скорее всего, предназначено для того, чтобы отметить свою территорию, а это очень эгоистичная причина. Многие птицы так выражают сексуальное демонстрационное поведение перед особями противоположного пола. Говорят, что дельфины «разговаривают» с помощью своеобразного радара. Изощренным примером коммуникации между животными является «виляющий танец» у пчел. Пчела, нашедшая цветок, источающий нектар, с помощью танца сообщает своим собратьям по улью его местонахождение. «Виляющий танец» включает в себя два информационных сообщения. Во-первых, это направление, ориентированное относительно солнца, поэтому танец исполняется в определенном положении к нему. Во-вторых, количество виляний во время танца указывает на расстояние от улья до цветка.

Еще одну форму языка приписывают Саре – шимпанзе, живущей в Институте технологий штата Массачусетс. Она использует пластиковые символы, чтобы передать такие свои послания, как «я хочу яблоко». Но дальше этого дело не идет. Несмотря на огромные суммы денег, потраченные на исследования, ни одно животное не смогло поднять общение на новый уровень, кроме конкретных ситуаций «здесь и сейчас», чтобы проникнуть в сферу абстрактности. Даже приматы, которым даны все возможности для развития речи, в том числе окружение любящих людей-гуманистов, не могут развить истинную устную речь. Только человек способен общаться с помощью речи и письма, и делал он это еще на заре своей истории.

«Развитие речи – самое невероятное достижение человеческого мозга», – пишет Деннис Фрай в своей книге «Homo Loquens: человек, говорящее животное». 3 Чтобы произнести слово, ребенок должен научиться координировать дыхание с мягкими движениями неба, губ и языка. Смещение всего на один миллиметр дает уже другой звук. Для того чтобы передать свою мысль, человеку нужно накопить информацию о вокабуляре, синтаксисе, фонетической системе, грамматике, образцах ритма и интонации.

Рассмотрим в качестве примера интонацию. Сколько значений можно придать слову «нет», всего лишь меняя интонацию? Фрай пишет:

«Непросто представить, насколько обширен объем информации, включающий в себя все знания о языке. По одной из оценок, общая пропускная способность человеческого мозга составляет 1000,000,000,000,000 информационных элементов. Авторы одного языкового теста для младенцев говорят о необычайной сложности задания для маленького ребенка, который «принимает закодированные в слове символы, передающиеся по воздуху в виде звуковых сигналов, и учится строить значимую межперсональную коммуникацию благодаря произнесению слов, закодированных в тех же символах…». При этом «… данное явление считается универсальным для всех младенцев».4

Какое-то время бихевиористы считали, что дети учатся говорить, имитируя услышанные, а затем подкрепленные матерью слова. Согласно этой теории, ребенок случайно произносит слова, напоминающие слово «мама», за что мать его целует и обнимает, а поскольку ему это нравится, он произносит это слово снова. Предполагалось, что посредством этого беспрерывно использующегося метода и развивается речь. Какое наивное упрощение! Речь развивается настолько быстро, и она, будь то даже лепет младенцев, настолько уникальна, что это не может быть правдой.

В ходе эксперимента по выработке условного рефлекса субъект исследования получал немедленную награду за правильную реакцию на команду и наказание – за неправильную реакцию. Эта методика известна как «положительное и отрицательное подкрепление». Вся суть этого метода заключается в немедленной награде или наказании. Этот метод успешно использовался для коммунистической идеологической обработки и может применяться для обучения речи умственно отсталых или больных аутизмом детей. Однако посредством такой методики ребенок может научиться повторять лишь отдельные слова или фразы, поскольку он не имеет побудительного мотива для речи.

Происхождение речи

Во 2, 3 и 4 главах книги Бытия мы читаем о первых словах, произнесенных первыми людьми, упомянутыми в Писании – Адамом, Евой и их старшим сыном Каином. Их речь не была безграмотной или «лепетом младенцев». Как они научились разговаривать?

Единственный возможный ответ – их научил Бог. Как новорожденный ребенок учится говорить? Современные лингвисты считают, что способность к речи является природной, врожденной. Иначе говоря, речь существует благодаря тому, что младенец – человек. Речь – это часть его наследия. Попробуйте помешать ребенку научиться говорить. Если он не умственно отсталый, не глухой и не страдает тяжелыми эмоциональными нарушениями, сделать это невозможно. Даже глухие дети «говорят» на своем невербальном языке. Если ребенок не использует язык, который слышит вокруг себя, он создаст свой собственный язык – так называемую идиоглоссию. Маленькие дети с легкостью осваивают два языка одновременно и используют их раздельно. Возможно, у них возникнут сложности с тремя языками.

Фрай 3 рассказывает историю об одном известном психологе, который посетил четырехдневную конференцию, посвященную приобретению навыков речи младенцами. В конце конференции он сказал: «Я предпочитаю теорию чуда».

Необычайный факт иудейско-христианского Бога, Господа Библии, заключается в том, что Он – Бог общения. Хотя христианин, точно так же, как и иудей, прославляет только одного Бога (Второзаконие 6:4; Марк 12:29), и в его сердце нет места политеизму, он также верит, что Бог триедин – три личности объединяются в одной сущности, проявляя свое истинное единство в многообразии. В первой главе книги Бытия мы читаем, как Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему». Обратите внимание на множественное число.

Еще одна причина, по которой мы знаем о трех ипостасях (Троице), заключается в том, что между тремя этими личностями происходит общение. «И сказал Бог…» – читаем мы в Бытии 1:3. К кому Он обращался? Это могла быть только другая личность Троицы. Как только был сотворен человек, Бог стал обращаться к нему. В Писании мы постоянно читаем: «Слово Господа…». Именно по этой причине Библию называют Словом Божьим.

Словно чтобы подчеркнуть важность общения, Бог послал Своего Сына, Иисуса Христа, в этот мир с именем Logos – «Слово». Апостол Иоанн пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанна 1:1). Итак, есть написанное слово (Библия) и есть живое Слово (Иисус Христос).

Разве удивительно для такого Создателя, что врожденная речь была частью образа, переданного человеку? Ни один атеист не сможет назвать удовлетворительной причины возникновения речи. Но христианин может это сделать: когда ребенок начинает говорить, он реализует один из даров, данных ему Богом.

Творческий потенциал

Бог – Создатель, великий Творец Вселенной. Он привел свой план к триумфальному завершению, когда увидел все Им сотворенное и сказал, что это хорошо весьма. Бог сотворил мужчину и женщину: «мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:27–28). Итак, Бог дал мужчине и женщине способность творить новых созданий по Своему образу – маленьких людей, обладающих телом и разумом.

В нас присутствует неутолимое желание творить, и это стремление подчеркивается (возможно, даже чересчур) в школах и даже признается в бизнес-менеджменте. Один промышленник пишет: «В гаражной механике есть большая стабильность, где для механика каждое задание ново. Он встречается с клиентом, который оценивает его работу, переживает удовлетворение от того, что машина снова оказывается на дороге. Это намного лучше, чем работа на производственной линии по сборке моторов, где не требуется особых навыков, и автоматизированные машины доминируют над человеком, который только и делает, что поворачивает рычаги каждый час, каждый день, каждую неделю и каждый год» 5.

Животные не обладают творческим потенциалом. Они бесконечно следуют стереотипному замыслу. Паук, например, плетет сеть с одним постоянным рисунком. Пение каждой птицы характерно для того или иного вида или является имитацией пения другой птицы или человека. Животные не демонстрируют никакой оригинальности.

Только человек способен логически мыслить и действовать, основываясь на своих оригинальных мыслях. Джон Штайнбек пишет об этом так: «Последняя отчетливая функция человека – это мышцы, которые жаждут работы, и разум, жаждущий творить за пределами какой-то одной нужды, – в этом и есть человек. Построить стену, построить дом, построить дамбу, а в эту стену, дом, дамбу вложить что-то от себя, а в себя взять что-то от стены, дома, дамбы: получить твердые мышцы от понимания тяжестей, взять от всего этого четкие линии и формы. Ведь человек, в отличие от всех других органических и неорганических веществ, растет над своей работой, идет вверх по ступеням своего замысла, идет впереди своих достижений… И вы должны знать: бойтесь времен, когда человек не будет готов страдать и умереть за идею, ведь это качество – фундамент Человека, это качество – сам человек, особенный во Вселенной»6.

Ученые с этим согласятся. Они считают способность использовать различные инструменты и разводить огонь отличительной чертой Homo sapiens.

Любовь

Умеют ли животные любить? Обожание в глазах вашей собаки, ждущей своей ежедневной прогулки, что это – любовь или условный рефлекс? Является ли любовь сугубо человеческой чертой? Здесь мнения могут расходиться. Любовь является квинтэссенцией характера Бога. Бог есть любовь (1 Иоанна 4:16). Его любовь к человеку превосходит человеческое понимание. Это главная тема Писания. Даже когда человек грешит снова и снова, так что, казалось бы, Бог должен его уничтожить, Он по-прежнему любит его. Иеремия восклицает: «Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте; извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто;… Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:10–12; 21–23).

Человек, благодаря данному ему образу, обладает способностью любить – достоинством совершенно иного порядка, нежели материнский инстинкт или половое влечение животного.

Святость

До своего грехопадения непорочные Адам и Ева ходили по саду и общались с Богом. У человека от этой святости осталось едва уловимое послесвечение. Подобно тому, как прекрасные орнаменты готического собора, лишившиеся своего изначального вида после многих лет негативного воздействия ветров, все же являют нам свою былую славу, так и человек до сих пор хранит в себе остатки своего изначального благородства. Человек по-прежнему остается человеком, даже находясь в руинах. Более того, благодаря тому, что человек сотворен по образу Бога, независимо от того, признает он это или нет, он по-прежнему стремится к красоте и святости, однако в большей мере к красоте телесной, нежели к красоте характера, и больше к личной самооценке, нежели к славе Божьей. Человек, возрожденный в подобии Божьем, облачается в истинную праведность и святость (Ефесянам 4:24).

Бессмертие

Борьба за выживание является основой эволюции. Животные бегут от смерти. Они ползут к еде и воде, чтобы остаться в живых. Животные в Африке могут пройти много миль, чтобы лизнуть соль и обеспечить себя важным для жизни хлоридом натрия. Более того, инстинкт вскармливания и воспитания потомства показывает, что не только отдельные особи, но и целые расы стремятся к жизни. Способность существовать и размножаться является смыслом жизни даже на клеточном уровне. Скорость роста клетки просто завораживает. Если бы оплодотворенная яйцеклетка была размером с апельсин, размеры новорожденного ребенка достигли бы размеров всего мира. И это происходит всего за девять месяцев!

Исцеление раны обычно происходит очень быстро и полностью. Если вы прикусили язык или губу, она заживет всего за пару дней. Для чего существует этот универсальный импульс: не просто упорно поддерживать жизнь, но и воспроизводить все больше одинаковых клеток, животных или видов? Какая динамика приводит в движение жизнь растений, животных и человека? Я не знаю ни одного биологически обусловленного ответа на этот вопрос. Такой импульс может исходить только от Бога – автора жизни.

Однако человек, в полной мере наделенный стремлением к жизни, хочет чего-то большего – он стремится к бессмертию. Когда человек отдаляется от Бога, это стремление зачастую приобретает странные формы. Приветствие персидских монархов звучало так: «О, царь, живи вечно!». Средневековые алхимики варили зелья из жабьей печени, мышиного помета и собачьей шерсти, пытаясь изобрести микстуру, отдаляющую смерть. Утратив надежду на личное бессмертие, короли стремились родить наследника мужского пола, чтобы обеспечить непрерывность династии. Генрих VIII женился шесть раз, пока ему удалось получить желаемое. Египетский король Фарук развелся с несколькими королевами, потому что они рожали ему только дочерей. На кладбищах часто воздвигают массивные монументы, возведенные ради какой-то фикции. Если же человек был состоятельным, на высоком холме возводили обелиск еще при его жизни (2 Царств 8:18).

Бог существовал до начала всего. Он не имеет конца. Он есть. С Ним всегда настоящее время. Он не подвластен времени. Бог бессмертен. И человек тоже бессмертен. Это еще одна характеристика Божьего образа. Иисус сказал: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоанна 5:28–29). Избранные Божьи люди будут жить с Ним в вечности на Его заново сотворенной Земле. Отвергшие Христа понесут наказание «вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фессалоникийцам 1:9).

Свобода

Адам был сотворен по статусу немного ниже, чем Бог (Псалом 8:5), но как духовно свободное существо. Он был наделен нравственной ответственностью, разумом, способностью принимать решения и действовать, общаться с Богом и отвечать на Его призывы, он мог любить и славить Бога или не делать этого, если он так решит. Человек мог восстать против Бога. И вся трагедия человеческой расы заключается в том, что Адам и его жена, искушенные змием, именно так и поступили. Человек, имеющий такое золотое начало, воспользовался своей свободой, чтобы отвратиться от своего Создателя.

Теперь человек рассматривает свободу как независимость. Ложь сатаны заключалась в том, чтобы заставить человека поверить в то, что быть «свободным» – значит, быть независимым от Бога. Однако такого понятия, как «свобода», не существует. Мы все являемся рабами либо Христа, либо сатаны. С момента грехопадения человек остается свободным существом в том смысле, что его решения и поведение определяются его внутренней природой, а не внешним принуждением. Однако из-за того, что сама его природа теперь грешная, его решения и действия тоже грешные.

Если мы совершаем грех, мы делаем это потому, что искушаемся собственными грешными желаниями, «похоть же, зачав, рождает грех» (Иакова 1:14–15). Самые большие наши усилия быть «хорошими» не совершенны в глазах Бога. Даже наши праведные дела – как запачканная одежда (Исаии 64:6), ведь худое дерево не может приносить добрые плоды (Матфея 7:18). Не удивительно, что Павел восклицал: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:18–19; 24).

Человек отчаянно желает свободы. Но часто он ищет ее не там, где нужно. Пролиферация новых народов Африки спровоцировала желание освободиться от ярма колониализма. Однако, как правило, одна тирания сменяется другой. В 1970-х гг. студенты университетов считали, что свобода наступит, если выкрикивать в мегафон лозунги. В 1980-х они искали свободу в алкоголе и наркотиках. Активисты движений за гражданские права требуют свободы от цензуры, упрощенной процедуры развода, борются за права женщин, свободу гомосексуалистов и т. д. Но только Христос может сделать человека свободным: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Галатам 5:1; Иоанна 8:16).

В этом стихе комбинация существительного и глагола подчеркивает завершенность того, что было сделано: люди стали свободными однажды и навсегда. Вайн комментирует: «Фразеология заключается в том, что у греков освобождение от рабства сопровождалась юридической фикцией, согласно которой освобожденный раб был искуплен богом. Поскольку у раба не было денег, его хозяин платил их в сокровищницу храма в его присутствии, и раб получал документ, в котором значилось: «За свободу». Этого человека больше никто не мог взять в рабство, так как он теперь являлся собственностью бога7. Поэтому Павел мог называть себя «свободным Господа» (1 Коринфянам 7:22; 9:1).

Недавно я увидел одну трогательную наклейку на машине: «Почему свобода стоит так дорого?». Она стоила ни больше, ни меньше, чем смерть Божьего Сына. Не удивительно, что Петр пишет, что братья призваны «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла» (1 Петра 2:16). Современный человек все воспринимает неправильно. Свобода – это право выбора, а не распущенность. Мы призваны «в свободу славы детей Божиих» (Римлянам 8:21). Адам был сотворен свободным, однако стал рабом греха. С тех пор все мужчины и женщины находятся в этом рабстве. Христос пришел, чтобы освободить людей, и Его дело – «совершенная свобода» 8. Стремление к свободе – это еще один элемент образа. Эта жажда остается неудовлетворенной, пока раб не будет искуплен Христом. «Заставь меня сложить свой меч, и я стану победителем».

Образ

Язык, творческий потенциал, святость, бессмертие и свобода – человек обладает или может обладать всеми этими характеристиками, потому что он – человек, сотворенный по образу Божьему. Именно это отличает человека от представителей животного царства. Все это можно резюмировать одной фразой: «Человек, как и его Создатель, обладает разумом».

Человеческий разум

Ученый-агностик сталкивается с проблемой: «Что такое разум? Это не материя! А что такое материя? Не разум!». Доктор Смитт пишет об этом в своей книге «Мозг: на пути к пониманию» 9. Он посвятил 300 страниц детальному описанию нейрофизиологических и анатомических особенностей мозга – самого сложного из всех компьютеров. Он описал такие материи, как нервные пути, с помощью которых мы воспринимаем информацию, физиологические отличия между сном и сознанием, современные теории памяти. В главе «Мозг и разум» он пишет: «Развитие современной нейрофизиологии заострило значимость дилеммы Декарта и в то же время имело тенденцию ее игнорировать. Ведь немногие из нас осознают скандальность, лежащую в глубине нашей культуры, – эту шизофрению. С одной стороны, мы вынуждены предполагать, что разум на самом деле делает с нашим телом, а с другой стороны, чего он не делает».

Тем не менее, просто недопустимо предполагать, что слова, появившиеся на этом листе бумаги, являются чем-либо иным, нежели результатом моего сознательного намерения. Предположить, что они являются результатом автоматического писания, было бы грубой ошибкой… Однако в то же время недопустимо предполагать, что разум оказывает воздействие на тело. В предыдущих главах этой книги мы видели, что неврологи пребывают в поиске удовлетворительной физической теории о мозге. Для такого странного нематериального вещества, как разум, в структуре компьютера в жидком состоянии столь же мало места, как и в строении компьютеров в твердом состоянии, которые используются для решения бизнес-задач промышленников» (курсив автора).

Вы ощущаете напряжение после прочтения этого отрывка? 300 страниц, посвященных «удовлетворительной физической теории живого мозга», и все разбито в пух и прах из-за честности автора. Как же христианин может разобраться с таким «сумасшествием»?

Мозг – это высший, сложнейший психо-химический компьютер, созданный Главным Творцом. То, что он подвержен заболеваниям и повреждениям, – не промах оригинального замысла, а лишь последствие греха. Но это еще не все. Человек – особое творение. Он отличается от всех других существ, потому что создан по Божьему образу. Человек наделен оригинальным мыслящим разумом. Он – свободное существо и поэтому отвечает за свои поступки перед своими ближними и Богом. Более того, христианин обладает разумом Христа (1 Коринфянам 3:16; Псалом 138:1–4; Евреям 4:13).

Умственно отсталые дети и образ Божий

Как педиатр я постоянно сталкиваюсь с умственно отсталыми детьми и их родителями, поэтому я не могу обойти вниманием эту проблему. Время от времени я посещаю специальные учреждения для таких детей. Входя внутрь, я вижу недвижимые тела, лежащие в кроватках. Снаружи, в саду, гуляют дети с немного более высоким уровнем интеллекта. Они бродят туда-сюда, наслаждаясь солнечным светом, ковыряя землю или переворачивая листья. Большинство из них не умеют разговаривать. У них нет творческого потенциала или стремления к бессмертию. Им недостает самого главного – разума. Несут ли такие дети в себе образ Божий? Конечно же, да. Христиане не имеют права уничижать любое человеческое существо, называя его «овощем» (Притчи 14:31). Эти дети были зачаты людьми, своими родителями, однако, к сожалению, являются печальным дополнением к нашему грешному миру.

Я верю, что эти дети, как и малыши, умирающие в раннем возрасте, занимают особое место в Божьем промысле. Вы помните, что из-за своего неверия дети Израиля, почти дошедшие до Земли Обетованной, были возвращены обратно, и им 40 лет пришлось бродить по пустыне. Все, кроме Иисуса Навина и детей, «о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра, ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею» (Второзаконие 1:39; Исаия 7:15).

Еще вспомните, как Царь Ирод, пытаясь найти младенца Иисуса, приказал убить всех младенцев мужского пола до двух лет от роду, живущих в пределах Вифлеема. Однако Иосиф и Мария, предупрежденные Святым Духом, бежали с Иисусом в Египет. В духовном календаре это событие ежегодно отмечается как День избиения младенцев. В этот день предписывается читать такие отрывки из Библии: Матфея 2:13–18, где описана эта история, и Откровение 14:1–5. Я предлагаю вам прочитать последний отрывок полностью. А вот некоторые выдержки: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим».

В соответствии с реформаторской теологией, видимо, предполагалось, что этот отрывок касается тех, кто умер в юном возрасте. С тех пор многие секты брали этот отрывок и считали, что он относится именно к их группе. Однако никто не подходит под это описание, кроме тех, кто в умственном или физическом плане является младенцем. Все эти дети являются членами человеческой расы, они обладают человеческими телами, прославляющими Христа. Да, это правда, возможно, они деформированы. И они также грешники, как и все люди. Однако они не имеют знания о добре и зле, поэтому фактически не совершили греха и не совершат его (Римлянам 7:9). Они особые люди Божьи, и в них нет лукавства. Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Он может использовать их, чтобы привлечь других людей к Себе, и часто делает это.

Ссылки и примечания

  1. Льюис С.С. Путешествие на Венеру. – Лондон: London Pan Books, 1955. – С. 190. Вернуться к тексту.
  2. Костлер А. Дух в машине. – Лондон: Hutchinson, 1967. – С. 19. Вернуться к тексту.
  3. Фрай Д. Homo Loquens: Человек, говорящее животное. – Лондон: Cambridge Univ. Press, 1977. Вернуться к тексту.
  4. Бзох К.Р., Лиг Р. Оценка речевых навыков у младенцев. – Флорида: Tree of Life Press, 1972. Вернуться к тексту.
  5. Катервуд Ф. Способ получше: дело христианского социального порядка. – Лондон: Intervarsity Press, 1975. – С. 38. Вернуться к тексту.
  6. Штайнбек Дж. Плоды гнева. – Лондон: Pan Books, 1936. – С. 160. Вернуться к тексту.
  7. Вайн В.Е. Описательный словарь слов из Нового Завета. – Лондон: Oliphants, 1957. – Т. 2. – С. 131. Вернуться к тексту.
  8. Книга общих молитв: англиканская церковь. Вернуться к тексту.
  9. Смитт Мозг: на пути к пониманию. – Лондон: Faber and Faber, 1970. – С. 350. Вернуться к тексту.

Исчточник – www.answersingenesis.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться