Не просто вместилище истины

Библия и экзистенциализм

Дон Ландис

Библия - не просто вместилище истины

Мы часто слышим выражение «Библия содержит истину». Но что в действительности означают эти слова? За ними стоит неправильное представление о библейском авторитете, которое имеет серьезные последствия для человека.

«Здорово, Господь и в самом деле проговорил ко мне сегодня через этот стих!», «Да, Библия содержит Слово Бога». Вы когда-нибудь слышали эти выражения? А может вы и сами говорили когда-либо нечто подобное?

Оба выражения на вид вполне нормальные. В конце концов, разве Бог не говорит к нам, разъясняя текст Библии? Разве истина не содержится в Писании? Да, конечно.

Но за обоими выражениями стоит неправильное представление о Библии, или, по крайней мере, потенциальное неправильное представление об авторитете Священного Писания.

Если мы обычно определяем истину по нашей внутренней реакции через наши эмоции, разум или глубочайшие чувства, мы открываем дверь для вредной идеи о том, что Библия «становится Словом Бога» только тогда, когда Бог проговаривает к нам.

Много лет назад, это представление было создано на основе философии, известной как экзистенциализм. Эта философия вошла в церкви под видом нео-ортодоксальности. Неоортодоксальные теологи учат тому, что Библия становится Божьим Словом только тогда, когда Бог использует её, чтобы проговорить к нам. (Согласно этой идее всё что угодно может быть Божьим Словом, если Он выбирает говорить к нам через это)

«Экзистенциальная» часть этой идеи заключается в том, что мы узнаем Божье Слово через наш собственный опыт. По существу, мы сами решаем, что есть истина в зависимости от наших предпочтений, желаний или предубеждений.

Однажды мне пришлось разговаривать со студентами средней христианской школы на уроке социологии. Я обнаружил, что почти все студенты верили в небеса, но почти никто не верил в ад. Странно, не так ли? Обе эти концепции изложены в одной и той же Книге, но эти студенты выбирали не верить в то, что, по их мнению, для них было неприятно. В результате авторитет тех мест Писания, в которых говорится об аде, был просто отвержен или проигнорирован.

«Слово Твое есть истина»

«Библия содержит истину» - такое мнение является ущербным. Конечно, Библия содержит истину, но это заявление не является исчерпывающим. Библия - это истина!

Иисус Христос ясно говорил: «Слово Твое есть истина» (Иоанна 17:17). Его слова повторяются в Псалме 118:160: «Основание слова Твоего истинно». Бог, а не мы, определяет, что есть истина. И Бог заявил о том, что является истиной – Библия. Каждое слово и каждая мысль написаны под вдохновением Бога. В теологии мы называем это вербальным или полным вдохновением. Каждое слово «вдохновенно» (вдохнуто Богом), а не только мысли, стоящие за этими словами («вербальное» вдохновение). И вдохновенными являются все слова, а не только те, которые нам нравятся («полное» вдохновение). В результате вдохновения Библия безошибочна (без ошибок) и непогрешима (неспособна содержать ошибки). Она абсолютно истинна относительно всего, чему она учит.

Заявление «Библия содержит истину» не является исчерпывающим заявлением.Библия не просто содержит истину; Библия и есть истина!

Библия – это не частные поиски истины

Давайте подумаем о последствиях для Христианина, которые открывает Библию и читает её текст.

Если Библия «содержит» истину и если истина устанавливается по некоторым критериям, основанным на личном человеческом опыте, то этот человек должен сам искать истину. Он должен выискивать и выбирать, что есть истина. В ходе этого процесса он должен полагаться на свою собственную способность распознавать истину, несмотря на то, что сердце, разум и эмоции человека испорчены и ошибочны.

С другой стороны, если человек открывает Библию с верой в то, что всё в ней истинно, то ему не нужно размышлять над тем, а «что же есть истина?» Он считает всю Библию истинной и на этом прочном основании он готов услышать всё, что у Господа есть для него, так как Дух Божий ведет его к истине (Иоанна 16:13).

Вы понимаете, о чем я говорю? Если мы не открываем Библию с правильным представлением о её вербальном и полном вдохновении, то авторитет Писания разрушается. В таком случае мы вынуждены быть теми, кто распознает, решает или выбирает, что является истиной. Остальная часть Слова отправляется в «монтажную» и просто отвергается или игнорируется.

Если мы не принимаем или не верим в то, что вся Библия дана Богом, то, что является основой её авторитета? Если мы сами решаем, что есть истина, тогда Божье Слово вообще не имеет авторитета. Мы сами себе авторитет. Неочевидная ошибка? Да. Но подобное мнение занимает сегодня в Церкви господствующее положение. Я думаю, что эта широко распространенная идея носит просто пандемический характер.

Христиане должны верить в авторитет Писания — всего Писания: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16).

Такой подход к пониманию Писания позволил нашему Господу и Спасителю говорить, как «власть имеющий» (Матфея 7:29). Мы должны иметь такой же подход, когда мы идем по жизни и делимся с другими людьми благой вестью и помогаем им. Наши слова будут иметь силу, только если мы подтверждаем, что «Божье Слово есть истина!»

Вопросы для обсуждения

  1. Что говорится в книге Иеремия 17:9 о причине легкомысленного отношения человека к Божьему Слову и о том, почему он решает сам для себя, что истина, а что нет?
  2. Посмотрите Иакова 4:6 и Притчи 1:7. Как истины этих стихов должны направлять наше отношение к Библии?
  3. Если Библия просто содержит истину, насколько силен её авторитет, чтобы управлять нашими жизнями?
  4. Если истина относительна или если каждый человек может иметь свою истину, как утверждает постмодернистская философия, имеем ли мы прочное основание, чтобы заявлять, что быть Христианином лучше, чем быть буддистом или мусульманином?
  5. В книге Откровение 20:15 говорится: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Относится ли этот стих только к тем людям, которые верят? Т.е. если человек решает, что в этом стихе не содержится истина, освобождается ли он от последствий этого стиха?
  6. Прочтите Римлянам 3:3–4. Что говорит вам этот стих о мудрости верить каждому слову в Библии как истине, даже если это и неприятно вам? Как следующие два стиха (5–6) логически поддерживают идею о принятии неприятных истин Божьего Слова?
  7. Как это исследование повлияло на ваше мнение о Писании? Каким образом может измениться ваше отношение к изучению Библии?

Дон Ландис - пастор церкви Комьюнити Байбл Черч в городе Джексон, штат Вайоминг, США. Он является основателем и президентом колледжа Джексон Холи Байбл Колледж (www.jhbc.edu), который проводит для молодежи одногодичный интенсивный курс обучения с особым акцентом на вопросе сотворения. Дон также является одним из основателей и председателем совета директоров служения Ответы Бытия – США.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться