Одна знакомая учительница младшей школы сказала мне, что ей навсегда пришлось отказаться от одного упражнения для класса под названием «покажи и скажи», которое она применяла в обеденное время. Последней каплей для нее был случай, когда одна ученица рассказала всему классу о том, как сожитель ее бабушки попытался застрелить ее бабушку.
Маленькая девочка невинно показала гильзу и продемонстрировала, какие бранные слова использовали двое взрослых, крича друг на друга. Учительница рассказала, что трудней всего было не успокоить других детей, которые были ужасно взволнованы, а убедить эту девочку в том, что произошедший случай – это не нормально.
Учителя, врачи, пастора и социальные работники по всему миру могут посочувствовать трудному положению этой учительницы. Когда дети растут в среде вооруженных угроз, насилия в семье или наркомании, первое, в чем они нуждаются, чтобы их жизнь изменилась, – это увидеть, что так не должно быть, что это не нормально.
Для этого ребенка «нормальным» было то, что она всегда видела и всегда знала. Именно поэтому ребенок, пребывающий в среде насилия, без влияния извне, вырастая, тоже прибегает к насилию, а напуганный ребенок, вырастая, начинает пугать других.
Все мы выросли в мире, где «сильные пожирают слабых». Поколение за поколением, люди наблюдали за тем, как цунами смывают с поверхности земли целые деревни, грязевые оползни погребают под собой младенцев, а стервятники пожирают гниющую плоть оленей. Поэтому мы предполагаем, что это царство смерти нормально, и что так было всегда. Однако мы ошибаемся.
Согласно библейской истории, в этом мире существует нечто более, чем просто «духовная» проблема – хотя корень этой проблемы кроется именно в духовной сфере. Вся физическая вселенная также испорчена.
Человек – это не какой-то случайный запоздалый странник в природе. Человек был создан, чтобы стать правителем космоса – и все, что было положено «под ноги его», должно было существовать в мире и в гармонии (Псалом 8:6). Однако сейчас мы не видим, чтобы все было покорено под ноги человека (Евреям 2:5–8).
Мир, или «шалом», который присутствовал в изначальном порядке сотворения, был нарушен восстанием человечества против нашего Создателя. Когда мужчина и женщина превознесли себя, как боги, действуя в союзе со змеем, Бог произнес проклятие над всем, что находилось под правлением человека – и это проклятие повлияло на все в мире.
Обратите внимание на контраст между Божьими благословениями в 1 главе книги Бытия и Его проклятиями в 3-й главе книги Бытия. Изначальное призвание человека – добывать хлеб из земли, было проклято, и сама земля теперь взбунтовалась против человеческого труда (Бытие 3:17). Призвание женщины, как носительницы жизни, было проклято болью деторождения (Бытие 3:16). Вместо жизни, которая царила в саду, теперь всюду царит смерть, и Адам, как и все его потомки, теперь обречены возвращаться в прах тления (Бытие 3:19). Людям, на пропитание которым были даны растения, были вынуждены поедать плоть животных, над которыми им изначально была дана власть – и теперь животные пребывают в страхе перед людьми, а не в подчинении (Бытие 9:1–4).
Апостол Павел говорит нам о том, что это проклятие творения не мстительно, а исполнено надежды. Точно так же, как Бог охраняет человечество от Дерева Жизни, чтобы наши тела вечно не томились в этом ужасном падшем состоянии (Бытие 3:22–24), Он не дает человеку управлять космосом, чтобы он стремился к освобождению от рабства тления (Римлянам 8:18–25).
Все творение на данный момент находится в «рабстве тлению», но ожидает «откровения сынов Божиих»
Раскол между носителями образа Божьего и их владениями объясняет, почему апостол говорит о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:22). Он употребляет слова из 3 главы книги Бытия. Все творение пребывает в «рабстве тлению», однако с нетерпением ожидает «откровения сынов Божиих» (Римлянам 8:19, 22). На основании данного отрывка мы знаем, что эти события, происшедшие в Эдемском саду, повлияли на весь космос. Весь космос до грехопадения Адама находился в состоянии мира.
В Библии также открыто, как мир будет приведен в порядок. Когда Иисус проповедовал на берегах Галилейского моря, Он не просто обещал небеса – Он продемонстрировал, что имеет власть над ветрами и волнами, над демоническими духами, над болезнью и над самой смертью.
В конце, Бог во Христе полностью обратит проклятье вспять. Это означает возвращение к сельскохозяйственному плодородию, которое существовало в Эдеме, (Иезекииль 47:12; Откровение 22:1–3), к идеальной гармонии в человеческих отношениях (1 Коринфянам 13:8–12), в жизни животных (Исаия 11:6–8), и во всем, что находится во власти Сына Человеческого, Господа Иисуса. Земля получит своего Царя.
А до этих пор мы призваны к жизни в ожидании и стенаниях. Мы ожидаем откровения славы, и стенаем, «ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Римлянам 8:18, 23). Наше восприятие этого мира искажено и будет оставаться искаженным, пока мы не признаем, что проклятие смерти – это не «нормально».
Мы должны относиться к смерти, как ко вторгающемуся врагу, а к неустроенности – как к пораженному недоброжелателю. Глядя на кровавую борьбу вокруг, в том числе и в царстве животных, в том числе и глядя на смерти, спровоцированные естественными катастрофами, мы должны говорить: «Враг сделал это».
Тем временем, мы работаем над тем, чтобы нести мир в эту вселенную, надломленную злом – как человеческим, так и не-человеческим. Опечаленные существованием судов по разводам и клиникам, где делают аборты, землетрясениями и ураганами, паразитами и хищниками, мы все же слышим голос Отца: «Это не нормально, так быть не должно».
Доктор Рассел Д. Мур является деканом теологической школы и старшим вице-президентом академической администрации в Южной Баптистской теологической семинарии. Он также служит пастором в баптистской церкви Хайвью, а также автором книги «Усыновленные для жизни».