Библия - это Слово Божье, которое прямым или косвенным образом говорит нам об Иисусе Христе, Сыне Божьем. Например, Иисус сказал: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Иоанна 5:46). Грехопадение человека, появление в мире греха и необходимость в том, чтобы Иисус умер за нас – всё это берет своё начало в Бытие 3. Ожидаем ли мы увидеть здесь Христа? Конечно, но, наверное, намного больше, чем мы думаем.
В Бытие 3 описывается то, как змей обманул Еву, а затем Адам и Ева согрешили, вкусив плод Дерева познания Добра и Зла. Бытие 3 также рассказывает нам о проклятиях и последствиях греха. Наверное, вы спросите, где во всем этом можно увидеть Христа. Давайте рассмотрим это место Писания более подробно.
Первое упоминание Христа очень хорошо известно. Оно носит название «теофания» или если говорить более точно, «Христофания». Речь идет о появлениях Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете до того, как Христос явился во плоти (напр., помните, как Господь явился Аврааму в Бытие 18; см. Иоанна 8:58). Принимая во внимание то, кем является Христос (Бог Творец — Иоанна 1, Колоссянам, Евреям 1), нам нужно помнить о том, что Иисус не просто появился перед людьми 2000 лет назад. Он - Творец, «Слово, ставшее плотию», как говорит об этом Иоанн в Евангелии от Иоанна 1.
Когда Господь ходил по Эдемскому саду после того, как Адам и Ева согрешили, Он пришел, чтобы найти погибших. Это проявление любви является одной из Божьих характеристик, которые показывают, что когда люди согрешили, Он все равно любил их и у Него уже тогда был план их спасения. Когда Христос пришел на землю, Он пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибшее (Луки 19:10).
Кстати, это связано с одним распространенным ошибочным представлением. Мы часто читаем или слышим, как Адам гулял в Эдемском саду с Богом. Однако Библия ничего подобного не говорит. Когда мы читаем о том, что Господь гулял по Саду, это было после того, как Адам и Ева согрешили. В действительности Господь пришел, чтобы отыскать их. Это было в прохладе дня, т.е. это было не самое жаркое время дня, вероятно время ближе к вечеру или утру.1
Как бы там ни было, нет никакого основания, говорить, что Адам гулял по саду с Богом. Наоборот, из-за греха Господь Бог пришел, чтобы найти и спасти людей с самого начала. И кульминацией этого стала смерть Христа на кресте.
Не всё, что сказал змей в Бытие 3, было ложью. Это то, что обычно делают обманщики: они смешивают правду и ложь. К примеру, змей сказал Еве, что она станет как Бог, зная добро и зло.
Было ли это «сбывшееся пророчество» Сатаны (т.е. того, кто стоял за змеем)? В конце концов, в Бытие 3:22 Бог говорит о том, что человек стал как Бог, зная добро и зло. Это ни в коем случае не является исполненным пророчеством Сатаны, а просто тем, что ему было хорошо известно. Когда Сатана согрешил в небесном царстве, Бог увидел (т.е. мгновенно знал) различие между добром и злом (зло фактически является отсутствием добра).
Когда Адам и Ева согрешили, они (и мы) подвергли себя тому же самому: они на собственном опыте узнали различие между добром и злом. Так что можно сказать, что в этом смысле они стали как Бог. Но это отличается от такого понятия, как быть или стать Богом.
Обратите внимание на связь с Евангелием. Человек стал как Бог после того, как согрешил. Прямым результатом этого было бы то, что Бог стал человеком. Он фактически и стал человеком, Иисусом Христом, чтобы умереть вместо нас.
Когда совершенный человек, Адам, согрешил в совершенном мире, произошло падение всего мира, включая господство Адама (сравните: если царь принимает плохие решения, это оказывает влияние на все царство).
Христос, который стал человеком, был назван вторым или последним Адамом (1 Коринфянам 15:45). Если Адам – первый Адам, то Христос – второй Адам.2 В отличие от Адама, Христос пришел в несовершенный мир и всё же прожил безгрешную и совершенную жизнь. Павел противопоставляет Адама и Христа следующим образом:
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий». (1 Коринфянам 15:45)
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Римлянам 5:12-15) ;
Другими словами, все, кто произошел от Адама, умирают, потому что мы все согрешили в Адаме (Евреям 7:9-10), и все мы до сих пор грешим. И поскольку человечество происходит от Адама, мы все подвержены влиянию смерти, которая является наказанием за грех.
Замечательно то, что не все так умрут благодаря Христу и тому, что Он сделал на Кресте. Те, кто во Христе, перейдут от смерти в жизнь (Иоанна 5:24), и смерть их не победит (1 Коринфянам 15:55).
В совершенном мире Адам и Ева были обнажены и не испытывали из-за этого стыда (Бытие 2:25). После того, как они согрешили, они стали стыдиться своего нагого тела (Бытие 3:11). Адам и Ева чувствовали такую неловкость, что они даже сделали себе одежды из фиговых листьев и спрятались от Господа. Обратите внимание на то, что они спрятались от Господа из-за своей наготы, даже, несмотря на то, что они накрыли себя какой-то одеждой! Влияние греха на обнаженность было настолько серьезным, что большинство людей до сих пор твердо придерживаются доктрины покрытия тела одеждой.
Но почему тема наготы так детально здесь обсуждается? Наверное, существует связь с тем, через что прошел Христос на кресте. Иоанна 19:23-24 говорит нам о том, что с Христа была снята одежда, чтобы Он находился на кресте нагим, что исполнило слова Псалма 21:19.
Было ли Христу стыдно за Свою наготу? Поскольку Он не был грешником (а между грехом и ощущением стыда за наготу существует прямая связь, как говорится в Бытие 3, также смотрите Откровение 3:18), нет смысла думать, что Христу было стыдно за Свою наготу. Однако без сомнения, это была одна из многих острых атак на Христа, которую можно классифицировать как большой позор с точки зрения толпы людей (смотрите Евреям 6:6).
Когда Адам и Ева согрешили против Бога, Бог проклял землю, проклял животных и приговорил человека к смерти. Утратив свое совершенное состояние, мир стал несовершенным (кстати, именно поэтому нам необходимо новое небо и новая земля). Но, несмотря на все это, Бог дал нам прекрасное обещание. Бытие 3:15 упоминает о семени женщины, о котором дальше в Писании говорит пророк Исаия:
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». (Исаия 7:14)
Бытие 3:15 – первое пророчество об Иисусе, который и является этим семенем женщины или тем, кто был непорочно зачат и родился от Девы. Луки 1:16-35 более подробно объясняет этот чудесный приход нашего Спасителя в этот мир. Как ярко заметил теолог Джим Чеффи в своей книге «Бог и рак»:
«Многие читатели знакомы с историей Рождества. Но именно в конце земной жизни Христа мы видим исполнение еще одного обещания, данного нам в Бытие 3:15. Более чем через три десятилетия после Своего рождения, Иисус был повешен на крест недалеко от Иерусалима. Гвозди пробивали его запястья, а один гвоздь был забит через Его ступни. Читатели, конечно же, знакомы с распятием Христа. Однако многие не знают, каким именно образом было буквально исполнено обещание, данное Богом в Эдемском саду. Когда Христос был распят и находился на кресте, одна из Его пят была местом буквального повреждения. Это является естественным результатом распятия. Когда жертва распятия пытается захватить глоток воздуха, она пытается подтянуться вверх, чтобы вдохнуть полной грудью. Для того чтобы это сделать, распятый человек должен подтолкнуть свое тело вверх при помощи своих ступней. Однако из-за того, что через его ступни проходит гвоздь, одна из ступней сильно надавливается на вертикальную балку креста. По мере того, как жертва пытается вдохнуть, её пята буквально повреждается. И хотя это интересно и еще раз подтверждает сверхъестественное происхождение Библии, это не самая важная часть обещания, которое мы находим в Бытие 3:15.
После того, как Иисус умер, Его тело положили в гробницу. Через три дня Он воскрес и начал являться Своим последователям. В процессе победы над смертью, Творец также победил и змея. Воскресение показало власть Христа над смертью, и навсегда победило Сатану».3
В проклятом из-за греха и разрушенном мире Господь мог бы указать на очень многие вещи. В разговоре с Евой, который мы находим в Бытие 3, Господь говорит, что её скорбь в беременности будет умножена.
На древнееврейском языке слово боль переводится как «etseb» и имеет еще одно значение, «страдание». Многие быстро допускают, что это означает, что женщина вынуждена переносить ужасные роды, что, несомненно, является одним из аспектов. Но давайте подумаем об аспекте страдания. Ева видела, как один из её сыновей убил другого (Каин убил Авеля).
Какая мать не захотела бы пройти через самые ужасные роды, лишь бы только не видеть, как умирает её ребенок? Но Ева была не единственной женщиной, которая испытала подобное страдание: Мария также наблюдала, как её сын, Иисус, умирал на кресте.
Под проклятие попала земля, но почему упоминаются тернии (колючки)? Вероятно это из-за того, что Иисус знал, что однажды на Его голову будет возложен венец из терний (Иоанна 19:2-5).
Человек был создан из праха, и Бог вдохнул в него жизнь (Бытие 2:7). Когда Адам и Ева согрешили, они, по сути, заявили, что хотят жить без Бога. И поэтому они были изгнаны из Эдемского сада, чтобы возделывать землю, из которой и был сотворен Адам (Бытие 3:23).
Бог специально насадил сад для того, чтобы в нем жил Адам, а теперь Адам был вынужден сам выращивать свои растения, со скорбию питаться от земли и трудиться в поте лица.
Так и есть: мы пришли из праха, и возвращаемся в прах. Но Иисус Христос, Сын Божий, будучи распят и положен в гробницу, не вернулся назад в прах. Он вновь воскрес, показав, что Он имеет власть над жизнью и смертью. Фактически тело Иисуса Христа даже не подверглось разложению (Деяния 13:35-37), чем исполнились слова, сказанные в Псалме 15:10.
Когда Адам и Ева согрешили, они испытали чувство стыда из-за своей наготы, поэтому они сделали себе одежды из фиговых листьев. Но наказанием за грех была смерть (Бытие 2:17), и Господь Бог принес в жертву животных, чтобы покрыть грех Адама и Евы, о чем говорится в Бытие 3:21 (одежды кожаные). Именно эта жертва была использована для того, чтобы закрыть их наготу от греха.
Это положило начало жертвоприношениям: Авель приносил в жертву тук, Ной приносил в жертву чистых животных, Авраам и Израильтяне приносили жертвы – и все эти жертвы указывали на Христа, нашего пасхального Агнца (1 Коринфянам 5:7). Ибо Христос является самой главной и совершенной Жертвой — единственным, кто мог понести огромное наказание от великого Бога. Эта первая жертва, о которой говорится в Бытие 3, была образом того, что должно было произойти в будущем, указывая на Христа на Кресте.
После того, как Адам и Ева согрешили, Дерево Жизни теоретически могло дать им вечную жизнь в мире, проклятом грехом. Но у Бога был другой план. На самом деле это было бы ужасное наказание для тех, кто раскаивается и хочет вернуться к Богу. Можете ли вы себе представить вечную жизнь в проклятом мире, в котором нет надежды на что-то лучшее? Слава Богу, что для тех, кто любит Его и хочет быть с Ним, у Бога есть другой план.
Иисус умер за нас, и Он предлагает безвозмездный дар спасения всем, кто Его принимает. Прочтем следующие места из Писания:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Иоанна 3:16-18)
«Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». (Иоанна 3:34-36)
«Иисус… ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:11-12).
Он «Сын Божий» (Матфея 26:63-64) и Тот, Кому «дана всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18).
Иисус Христос – главный герой Библии, поэтому именно на Нём мы должны сосредоточить наше внимание, а не на Сатане, змее или даже ангелах или героях веры. Бог оказался настолько милосердным, что дал человеку Свое Слово, Библию. Давайте не будем пренебрегать этим Словом, а применять его в каждой области нашей жизни.
источник – www.answersingenesis.org