Споры, порожденные пещерой Шове

Дэвид Кетчпул

Эти изображения, обнаруженные в 1994 году в пещере Шове на юге Франции и получившие название «эксклюзивных рисунков», разбивают эволюционные теории о художественном самовыражении человека.1 А все потому, что на основании метода радиоуглеродного датирования был назван их возраст в 30 тысяч лет – это при том, что ранее археологи предполагали, что «такие сложные художественные работы появились на 15 тысяч лет позже».2

Благодаря этому открытию многие археологи, например, Джиллс Тоселло из Тулузского университета, изменили свои убеждения. «Фундаментальное открытие пещеры Шове состоит в демонстрации того факта, что способность Homo sapiens к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, длящейся много тысяч лет. Она была заложена в человеке с самого начала». 2

Споры, порожденные пещерой Шове

Читайте также: "Красивая лошадь фото"

Знаменитое «панно с лошадьми», найденное в пещере Шове в районе реки Ардеш на юге Франции. Фото: Кэрол Фритц/ Программа исследования пещеры Шове

Благодаря тщательному анализу наложения линий древесным углем, а также исследованию незначительных утолщений в начале и в конце каждого штриха, эксперты-искусствоведы смогли воссоздать порядок и направление нанесения каждой линии. Первыми были изображены носороги (начиная с рогов и рыл, затем передние ноги, животы и остальные части тела). Затем были нарисованы зубры слева (они изображались снизу вверх) и, наконец, лошади (они рисовались сверху вниз). Эксперты заявляют, что человек, создавший данное панно, специально оставил место в центре для четырех лошадей, головы и шеи которых изображены поверх других животных по диагонали. Джиллс Тоселло из Тулузского университета говорит, что, вероятнее всего, эту картину рисовал один художник. «Вся композиция весьма гомогенна, и мы наблюдаем четкую согласованность элементов», - говорит он. Лошадиные головы изображены даже более живописно, так как художник использовал специальный инструмент, чтобы протравить стену пещеры вокруг их голов – в стиле барельефа».

Однако некоторые археологи неистово пытаются опровергнуть установленные даты. Пол Петит из Шеффилдского университета (Великобритания) в своей статье, вышедшей в Journal of Human Evolution,3 заявил, что рисунки из пещеры Шове слишком великолепны для своего времени. Он настаивает на том, что такой датировке нельзя верить.

Мы же, в свою очередь, можем сказать, что и Тоселло, и Петит оба правы и не правы одновременно. Тоселло прав в том, что способность к художественному самовыражению была заложена в человеке «с самого начала». А Петит прав в том, что даты, полученные с помощью радиоуглеродного датирования, не надежны.

Возраст пещерных рисунков не может быть больше, чем прошло со времени всемирного Потопа, то есть более 4500 лет, а вероятнее всего, еще меньше.4

Ссылки и примечания

  1. Искусство находит эволюционистов, рисующих на камне // Сотворение. – 1995; 18 (1):7, . Вернуться к тексту.
  2. Балтер М. Уходя глубже в грот Шове // Science. – 15 августа 2008; 321 (5891):904–905. Вернуться к тексту.
  3. Петит П. Искусство и переход от среднего к верхнему палеолиту в Европе: комментарии по поводу археологических аргументов в пользу античности раннего верхнего Палеолита в изображениях, найденных в гроте Шове // Журнал эволюции человека. – 2008; 55 (5):908–917. Вернуться к тексту.
  4. Сильвесту Е. Пещеры на все времена // Сотворение. – 2003; 25 (3):44–49; . Вернуться к тексту.

Источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться