В нескольких местах Библии говорится о том, что Иисус Христос является Богом-Творцом. Например: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть [Слово, с греч. λνoς (логос), = Иисус Христос]» (Иоанна 1:3) и «ибо Им (Иисусом Христом) создано всё...» (Колоссянам 1:16).
Если это так, то мы должны наблюдать определенные параллели между тем, что происходило в момент сотворения и тем, что делал Иисус во время Своего служения на Земле. Так что же мы видим?
Для начала давайте подумаем, какое свидетельство мы ищем.
Как показано в первой главе книги Бытия, а также других местах Библии, основными и отличительными аспектами сотворения являются:
Примечание: Мы не должны искать точные параллели между чудесами Иисуса и тем, что происходило в момент сотворения, так как Иисус пришел не для того, чтобы заново создать Вселенную, но чтобы «…взыскать и спасти погибшее»5 и «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».6 А теперь, учитывая все указанные обстоятельства, давайте сравним эти четыре аспекта сотворения с делами Иисуса.
Во время некоторых чудес Иисуса происходило образование новых веществ. Появлялось ли это из ничего или из уже существующей материи – авторы Евангелий нам ничего не говорят, поскольку уделяют особое внимание именно чудесам и тому, какой эффект они производили (Иоанн делает акцент на учении, которое Иисус передавал через эти чудеса), а не исследованию способа действия.
Первое чудо Иисус сотворил, когда превратил воду в вино. Во время свадебного пиршества Иисус повелел служителям наполнить шесть каменных водоносов водой, a затем отнести их распорядителю свадебного пира. Когда они принесли водоносы, вода превратилась в вино,7 т.е. в этот момент произошло мгновенное создание атомов углерода и химических молекул, которые образовали винный сахар, двуокись углерода, красящее вещество и т.д. – составляющие компоненты вина.
Два других чуда произошли, когда Иисус накормил много людей: в первом случае насытились более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами,8 а во втором случае семью хлебами и несколькими рыбками были накормлены 4000 человек.9
В этих ситуациях у Иисуса были хлебы и рыбы, с которых он и начал Свое чудо. Иисус либо заставил эти вещества умножиться, либо Он растворил всю пищу, а затем создал новые хлеба и рыбу, пока все не наелись. В любом случае Иисус создал достаточно, и даже больше хлеба и рыбы не только для того, чтобы насытить несколько тысяч человек, но и чтобы наполнить оставшейся едой 12 коробов в первый раз и 7 коробов во второй раз. Это чудо требовало не только создания необходимых углеводов, белков или других молекул, но и их немедленного расположения в сложные формы и структуры, необходимые для того, чтобы образовать приготовленный хлеб и рыбу.
Во время других чудес Иисуса – исцеления от проказы,10 слепоты11 и паралича12 – должно было происходить мгновенное восстановление тканей, нервов, мышц и т.д., а также немедленный рост или возобновление роста здоровых клеток. В результате этих исцелений создавались здоровые функционирующие части тела, которые заменяли больные, нефункционирующие или атрофированные органы.
Иисус трижды совершал воскрешение мертвых людей. Он воскресил сына вдовы,13 дочь Иаира14 и Своего друга Лазаря.15
В случае с Лазарем, когда тело его находилось в могиле уже четыре дня, Марфа говорит: «...Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».16
Это показывает нам, что процесс разложения, при котором мертвое тело в конечном итоге превращается в прах, уже начался. Здесь мы можем провести параллель с тем, что произошло на шестой день сотворения, когда Бог создал Адама из праха земного и вдохнул в его ноздри жизнь – и Адам стал живым существом.17 Иисус приказал Лазарю ожить, и молекулы материи, которая уже начала превращаться в прах, снова стали живыми.
В ситуации с сыном вдовы и дочерью Иаира смерть наступила недавно, т.е., возможно, даже в тот же день, когда Иисус воскресил их тела. Но и здесь действует тот же принцип.
Иисус, кажется, использовал множество способов для совершения Своих чудес: Он касался больных проказой, слепых и глухих; Он использовал слюну, чтобы исцелить глухонемого18 и слепого;19 глиной Он исцелил слепого человека (а также дал ему указание умыться);20, 21 а словом Он исцелял, воскрешал и изгонял демонов.
Однако все эти и другие чудеса Иисуса объединяет следующее: то, чего Иисус желал, тотчас же и происходило. Лучше всего это иллюстрирует история с исцелением сына царедворца. Иисус был в Кане Галилейской, и один царский служащий попросил Его приехать в Капернаум, чтобы исцелить своего сына, который был при смерти. Вот как Апостол Иоанн описывает происшедшее:
«Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его» (Иоанна 4:46–53).
Капернаум находился примерно в 27 км от Галилейской Каны, а это означает, что больной сын, как и никто другой в Капернауме, никак не мог слышать Иисуса и получить исцеление через Его телесное присутствие в Кане.
Иисус пожелал, чтобы этот мальчик, находящийся на расстоянии 27 км от Него, исцелился, и так и случилось. Подобным образом Иисус пожелал, чтобы вода превратилась в вино, когда её принесли на свадебный пир в Кане, и именно так и произошло. Он захотел, чтобы появился хлеб и рыба – и они появились. Он повелел, чтобы 10 прокаженных исцелились, и после того, как они пошли к священникам, они исцелились.22
Интересно, что языческий сотник признал эту власть Иисуса. Сотник послал своих людей попросить Иисуса прийти и исцелить своего слугу. Лука рассказывает об этом:
«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим». (Луки 7:6–10)
Сотник знал, что больной слуга не услышит голос Иисуса, но действие, вызванное проявлением власти Иисуса, имеет не меньшую силу.
После описания первого чуда Иисуса — превращения воды в вино — Апостол Иоанн говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».23 Когда Иисус услышал о болезни Лазаря, Он сказал: «… эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». А затем, после того, как Лазарь умер, и до того, как Иисус воскресил его, Он сказал Марфе: «… не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»24
Иоанн называет чудеса Иисуса знамениями25 и в своем Евангелии показывает, на что указывают эти знамения:26 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».27
Иисус Христос является Богом-Творцом. Это подтверждается не только Писанием,28 но и всей Его земной жизнью и служением, которое Он нёс. Он делал именно то, что мы и ожидали бы от Него, как от Творца. Он совершал чудеса так, как и должен был совершать Бог-Творец — Своим авторитетным Словом и исполнением Своей воли. И совершаемые Им чудеса отражали Его славу.
Идея о том, что Иисус – есть Бог-Творец, является источником хвалы и вдохновения для тех, кто верит Слову Бога, и в то же время порицанием доктрины теистической эволюции. Сама мысль, что Иисус мог использовать эволюционные случайные процессы для того, чтобы исцелять больных и давать жизнь мертвым, является такой же неприемлемой, как и идея о том, что Он использовал такие процессы для того, чтобы еще «в начале» создать и дать жизнь всему сущему.