Является ли Иисус Христос Богом-Творцом?

Рассел Григ

В нескольких местах Библии говорится о том, что Иисус Христос является Богом-Творцом. Например: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть [Слово, с греч. λνoς (логос), = Иисус Христос]» (Иоанна 1:3) и «ибо Им (Иисусом Христом) создано всё...» (Колоссянам 1:16).

Если это так, то мы должны наблюдать определенные параллели между тем, что происходило в момент сотворения и тем, что делал Иисус во время Своего служения на Земле. Так что же мы видим?

Для начала давайте подумаем, какое свидетельство мы ищем.

Как показано в первой главе книги Бытия, а также других местах Библии, основными и отличительными аспектами сотворения являются:

  1. Сотворение включало действие Бога, в котором не существующая до этого материя появлялась мгновенно и незамедлительно, и при этом Он не использовал какую-либо ранее существующую материю или вторичные причины. Пример этого мы видим в момент сотворения неба и земли, как описано в Бытие 1:1. Во время сотворения также происходило формирование, комбинирование или преобразование уже существующей материи, как например, когда Адам был сотворен из праха земного (Бытие 2:7), а Ева – из Адамового ребра (Бытие 2:21–22).
  2. Во время сотворения происходила передача жизни безжизненным до этого вещам.
  3. Механизм сотворения, или способ, с помощью которого было сделано всё описанное выше, управлялся Словом Господа, т.е. Бог сказал (= Бог пожелал, чтобы это произошло1) – и это случалось.
  4. Смысл сотворения, или мотив, Бога заключался в том, чтобы показать Свою славу,2 возвестить Свою силу, Свою мудрость, волю и Свое святое имя,3 а также получить славу от всех сотворенных Им существ.4

Примечание: Мы не должны искать точные параллели между чудесами Иисуса и тем, что происходило в момент сотворения, так как Иисус пришел не для того, чтобы заново создать Вселенную, но чтобы «…взыскать и спасти погибшее»5 и «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».6 А теперь, учитывая все указанные обстоятельства, давайте сравним эти четыре аспекта сотворения с делами Иисуса.

1. Сотворение из ничего и/или из уже существующей материи

Во время некоторых чудес Иисуса происходило образование новых веществ. Появлялось ли это из ничего или из уже существующей материи – авторы Евангелий нам ничего не говорят, поскольку уделяют особое внимание именно чудесам и тому, какой эффект они производили (Иоанн делает акцент на учении, которое Иисус передавал через эти чудеса), а не исследованию способа действия.

Первое чудо Иисус сотворил, когда превратил воду в вино. Во время свадебного пиршества Иисус повелел служителям наполнить шесть каменных водоносов водой, a затем отнести их распорядителю свадебного пира. Когда они принесли водоносы, вода превратилась в вино,7 т.е. в этот момент произошло мгновенное создание атомов углерода и химических молекул, которые образовали винный сахар, двуокись углерода, красящее вещество и т.д. – составляющие компоненты вина.

Два других чуда произошли, когда Иисус накормил много людей: в первом случае насытились более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами,8 а во втором случае семью хлебами и несколькими рыбками были накормлены 4000 человек.9

В этих ситуациях у Иисуса были хлебы и рыбы, с которых он и начал Свое чудо. Иисус либо заставил эти вещества умножиться, либо Он растворил всю пищу, а затем создал новые хлеба и рыбу, пока все не наелись. В любом случае Иисус создал достаточно, и даже больше хлеба и рыбы не только для того, чтобы насытить несколько тысяч человек, но и чтобы наполнить оставшейся едой 12 коробов в первый раз и 7 коробов во второй раз. Это чудо требовало не только создания необходимых углеводов, белков или других молекул, но и их немедленного расположения в сложные формы и структуры, необходимые для того, чтобы образовать приготовленный хлеб и рыбу.

Во время других чудес Иисуса – исцеления от проказы,10 слепоты11 и паралича12 – должно было происходить мгновенное восстановление тканей, нервов, мышц и т.д., а также немедленный рост или возобновление роста здоровых клеток. В результате этих исцелений создавались здоровые функционирующие части тела, которые заменяли больные, нефункционирующие или атрофированные органы.

2. Воскрешение к жизни

Иисус трижды совершал воскрешение мертвых людей. Он воскресил сына вдовы,13 дочь Иаира14 и Своего друга Лазаря.15

В случае с Лазарем, когда тело его находилось в могиле уже четыре дня, Марфа говорит: «...Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».16

Это показывает нам, что процесс разложения, при котором мертвое тело в конечном итоге превращается в прах, уже начался. Здесь мы можем провести параллель с тем, что произошло на шестой день сотворения, когда Бог создал Адама из праха земного и вдохнул в его ноздри жизнь – и Адам стал живым существом.17 Иисус приказал Лазарю ожить, и молекулы материи, которая уже начала превращаться в прах, снова стали живыми.

В ситуации с сыном вдовы и дочерью Иаира смерть наступила недавно, т.е., возможно, даже в тот же день, когда Иисус воскресил их тела. Но и здесь действует тот же принцип.

3. Метод, используемый Иисусом

Иисус, кажется, использовал множество способов для совершения Своих чудес: Он касался больных проказой, слепых и глухих; Он использовал слюну, чтобы исцелить глухонемого18 и слепого;19 глиной Он исцелил слепого человека (а также дал ему указание умыться);20, 21 а словом Он исцелял, воскрешал и изгонял демонов.

Однако все эти и другие чудеса Иисуса объединяет следующее: то, чего Иисус желал, тотчас же и происходило. Лучше всего это иллюстрирует история с исцелением сына царедворца. Иисус был в Кане Галилейской, и один царский служащий попросил Его приехать в Капернаум, чтобы исцелить своего сына, который был при смерти. Вот как Апостол Иоанн описывает происшедшее:

«Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его» (Иоанна 4:46–53).

Капернаум находился примерно в 27 км от Галилейской Каны, а это означает, что больной сын, как и никто другой в Капернауме, никак не мог слышать Иисуса и получить исцеление через Его телесное присутствие в Кане.

Иисус пожелал, чтобы этот мальчик, находящийся на расстоянии 27 км от Него, исцелился, и так и случилось. Подобным образом Иисус пожелал, чтобы вода превратилась в вино, когда её принесли на свадебный пир в Кане, и именно так и произошло. Он захотел, чтобы появился хлеб и рыба – и они появились. Он повелел, чтобы 10 прокаженных исцелились, и после того, как они пошли к священникам, они исцелились.22

Интересно, что языческий сотник признал эту власть Иисуса. Сотник послал своих людей попросить Иисуса прийти и исцелить своего слугу. Лука рассказывает об этом:

«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим». (Луки 7:6–10)

Сотник знал, что больной слуга не услышит голос Иисуса, но действие, вызванное проявлением власти Иисуса, имеет не меньшую силу.

4. В чудесах Иисуса видна Его слава

После описания первого чуда Иисуса — превращения воды в вино — Апостол Иоанн говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».23 Когда Иисус услышал о болезни Лазаря, Он сказал: «… эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». А затем, после того, как Лазарь умер, и до того, как Иисус воскресил его, Он сказал Марфе: «… не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»24

Иоанн называет чудеса Иисуса знамениями25 и в своем Евангелии показывает, на что указывают эти знамения:26 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».27

Заключение

Иисус Христос является Богом-Творцом. Это подтверждается не только Писанием,28 но и всей Его земной жизнью и служением, которое Он нёс. Он делал именно то, что мы и ожидали бы от Него, как от Творца. Он совершал чудеса так, как и должен был совершать Бог-Творец — Своим авторитетным Словом и исполнением Своей воли. И совершаемые Им чудеса отражали Его славу.

Идея о том, что Иисус – есть Бог-Творец, является источником хвалы и вдохновения для тех, кто верит Слову Бога, и в то же время порицанием доктрины теистической эволюции. Сама мысль, что Иисус мог использовать эволюционные случайные процессы для того, чтобы исцелять больных и давать жизнь мертвым, является такой же неприемлемой, как и идея о том, что Он использовал такие процессы для того, чтобы еще «в начале» создать и дать жизнь всему сущему.

Ссылки и примечания

  1. См.: Григг Р.M.Сотворение — как Бог сделал это?// Creation. – 13 (2):36–38. Вернуться к тексту.
  2. Псалом 18:2. Вернуться к тексту.
  3. Исход 9:16; см. Римлянам 9:17, 22–24; Ефесянам 1:5–10; 3:9–11. Вернуться к тексту.
  4. 1 Паралипоменон 16:29; Псалом 28:1; Откровение 4:11. Вернуться к тексту.
  5. Луки 19:10. Вернуться к тексту.
  6. Матфея 20:28. Вернуться к тексту.
  7. Иоанна 2:1–11. Обратите внимание на стих 9. Вернуться к тексту.
  8. Интересно, что это единственное чудо, о котором пишут все четыре автора Евангелия: Матфея 14:15–21; Марка 6:35–44; Луки 9:12–17; Иоанна 6:5–14. Вернуться к тексту.
  9. Матфея 15:32–38; Марка 8:1–9. Вернуться к тексту.
  10. Луки 5:12–13; Луки 17:11–19. Вернуться к тексту.
  11. Матфея 9:27–30; Марка 8:22–25; Иоанна 9:1–41. Вернуться к тексту.
  12. Луки 5:17–26; Луки 6:6–10. Вернуться к тексту.
  13. Луки 7:11–16. Вернуться к тексту.
  14. Луки 8:41–42 и 49–55. Вернуться к тексту.
  15. Иоанна 11:1–44. Вернуться к тексту.
  16. Иоанна 11:39. Вернуться к тексту.
  17. Бытие 2:7. Вернуться к тексту.
  18. Марка 7:31–35. Вернуться к тексту.
  19. Марка 8:22–25. Вернуться к тексту.
  20. Иоанна 9:1–41. Вернуться к тексту.
  21. Возможно, для того, чтобы усилить чувство предвкушения со стороны тех, кто по-особому относился к прикосновению слепых, глухих, прокаженных. Вернуться к тексту.
  22. Луки 17:11–19. Вернуться к тексту.
  23. Иоанна 2:11. Также смотрите Луки 17:15, 18; Иоанна 11:4, 40. Вернуться к тексту.
  24. Иоанна 11:4, 40. Вернуться к тексту.
  25. Чудеса сами по себе не обязательно являются признаком божественности; скорее, они являются признаком сверхъестественной силы. Считается, что и другие Библейские персонажи – от заклинателей Фараона (Исход 7:22) до лжепророка (Откровение 19:20) – совершали чудеса. Вернуться к тексту.
  26. Иоанн делает это, показывая учение Иисуса, построенное на этих символах (например: «Я есмь хлеб жизни» - после того, как Он накормил 5000 человек; «Я есмь воскресенье и жизнь» - после воскрешения Лазаря), усиленную веру тех, кто хотел принять истину, и усиленную духовную слепоту тех, кто отрицал заявления Христа. Вернуться к тексту.
  27. Иоанна 20:31. Вернуться к тексту.
  28. Иоанна 1:3; 1 Коринфянам 8:6; Ефесянам 3:9; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться