Вера или разум?

Джейсон Лисли, доктор наук

Некоторые христиане считают, что вера и разум находятся в противоречии друг с другом и их разделяет непреодолимая пропасть. Они считают, что когда ко власти приходит что-то одно, другое уходит. На самом же деле вера и разум работают сообща, как единое целое. Они помогают нам познать и полюбить нашего Создателя.

вера или разум

Многие христиане считают, что между разумом и верой присутствует незримый конфликт. С одной стороны, Бог заповедывает нам рассуждать (Исаия 1:18). Мы должны иметь веские доводы относительно того, во что мы верим, и мы всегда должны быть готовы дать в этом отчет перед другими людьми (1 Петра 3:15). Поэтому мы пытаемся показать неверующим, что наша вера в Писание – обоснована, оправданна и логично объяснима. В Библии есть здравый смысл.

С другой стороны, мы должны иметь веру. Мы должны доверять Богу и не полагаться на свой разум (Притчи 3:5). В Библии говорится, что «праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17, Галатам 3:11). Создается впечатление, что мы должны доверять Богу, независимо от того, имеют ли Его слова здравый смысл в нашем понимании..

Как же быть? Как нам следует жить – по вере, или опираясь на разум? Должны ли мы полагаться на свой интеллект, приходить к неким рациональным заключениям и отвергать то, что не имеет смысла? Или же нам следует принимать учение Писания, не прибегая к логике и разуму, даже если это лишено всякого смысла?

Видимый конфликт между верой и здравым смыслом беспокоит многих людей. Однако если эти два понятия разобрать в библейском контексте, этот видимый конфликт исчезает.

Этот видимый конфликт беспокоит многих людей. Однако он берет свое начало в одном критически важном заблуждении о значении веры и разума. Если обоим этим терминам дать правильное определение в библейском контексте, видимый конфликт исчезает. Да, мы должны иметь веские доводы относительно того, во что мы верим, а также мы должны иметь веру. Фактически, без последнего не может быть и первого.

Заблуждения относительно веры

Марк Твен дал такое определение веры: «вера в то, что, как ты знаешь, не есть правдой».1 Возможно, именно так думают многие люди, когда слышат слово вера. На самом деле, некоторые люди, кажется, просто гордятся своей верой в иррациональное, считая такую «веру» очень благочестивой. «Почему я верю в Библию? Ну, наверное, потому что у меня есть вера».

Однако на самом ли деле это подразумевается в Библии под словом вера? Вовсе нет! Библия не поощряет веру в иррациональное, и не поддерживает ничем не оправданную «слепую веру».

Кое-кто заявляет, что «вера приходит, когда уходит здравый смысл». С такой позиции рациональность можно рассматривать как мост, который простирается над великой пропастью только наполовину. Для того чтобы достроить мост и дотянуться до другой стороны, необходима вера.

Люди, принимающие такое мировоззрение, скажут, что христианство невозможно доказать, что здравый смысл ведет нас к Богу большую часть пути, а затем мы должны сделать «огромный шаг веры», чтобы провозгласить Иисуса Христа Господом. Таково довольно распространенное суждение среди христиан. Однако Бог говорит нам о вере нечто иное.

Библейская вера

В самой Библии нам сказано, что такое вера. В послании к Евреям 11:1 говорится, что вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Итак, библейская вера не слепа. Это совершенно оправданная уверенность. Слово «ожидаемое» означает не просто нечто желаемое, например: «Надеюсь, погода на следующей неделе будет хорошая!» Греческое слово εΚπιςω означает ожидание чего-либо с уверенностью. Такую уверенность мы имеем, когда у нас есть все причины, чтобы чему-то верить.

С библейской точки зрения, вера – это уверенность в чем-то, чего вы не ощущаете своими органами чувств. Библейская вера не слепа. Это не акт веры во что-то без причины. Все совершенно наоборот; библейская вера – это акт веры в нечто невидимое, на что у нас есть веские основания.

Например, когда мы верим, что Бог сдержит Свое обещание, это составляет основу веры, поскольку мы не можем «увидеть» этого, однако у нас есть для этого веские основания: Бог продемонстрировал ранее, что держит Свои обещания.

Место разума

Подобно тому, как многие неправильно понимают веру, они неправильно понимают и сущность здравого смысла. Разум – это инструмент, данный нам Богом, чтобы мы могли делать выводы и умозаключения из всего обилия информации, например на основании информации, которую Он дал нам в Своем Слове. Разум – важная часть христианства. Бог повелевает нам рассуждать (Исаия 1:18). То же самое делает и апостол Павел (Деяния 17:17).

Фактически, я бы не познал, что спасен, если бы не воспользовался разумом. Вадь, в конце концов, в Библии нигде не написано, что «Доктор Лайсл спасен». Вместо этого, там написано: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9). Я истинно признал Иисуса Христа Господом и я верю, что Бог воскресил Его из мертвых. Следовательно, я спасен. Мне нужно прибегнуть к логическим умозаключениям, чтобы прийти к этому выводу. 2

Это совершенно закономерно, и именно такого здравого смысла Бог ожидает от нас. Мы должны рассуждать, основываясь на принципах Божьего Слова.3

Люди не правильно используют разум, основывая свое мировоззрение на чем-то, кроме Божьего Слова. Люди могут считать здравый смысл своим собственным окончательным стандартом (иначе говоря, заменой Божьему Слову) или не обращать внимания на здравый смысл, считая его не имеющим отношения к вере.

Ни одна из этих точек зрения не является библейской. Мы никогда не должны пытаться применять разум вопреки Слову Божьему. Это означает, что мы не должны относиться к Божьему Слову, как к простой гипотезе, которая зависит от нашего ненадежного понимания вселенной.

В конце концов, именно в этом заключалась ошибка Евы. Она попыталась воспользоваться разумом и своими чувствами, чтобы судить относительно Божьего Слова (Бытие 3:6). Это было греховно и иррационально. Она попыталась воспользоваться своими грешными стандартами, чтобы судить о стандартах непогрешимых.

Мы никогда не должны рассуждать таким абсурдным и грешным способом. Вместо этого нам следует полагаться на здравый смысл Божьего Слова, которое должно быть для нас неоспоримой отправной точкой. Любая альтернатива произвольна.4 Разум не является заменителем Бога, он, скорее, является даром от Бога.

С другой стороны, мы не должны отказываться от здравого смысла. Бог рационален,5 и мы тоже должны мыслить рационально (Ефесянам 5:1). Нам дана заповедь приобретать мудрость и приобретать разум (Притчи 4:5,7). Бог хочет, чтобы мы пользовались дарованным нам разумом. Однако Он хочет, чтобы мы использовали свой разум должным образом и чтили Его.

Для разума необходима вера

Библейская вера и библейский здравый смысл, фактически, работают сообща. Вера является необходимым условием разума. Чтобы рассуждать о чем-либо, мы должны иметь веру в то, что законы логики правильно определяют верную цепь логических заключений. Поскольку законы логики невозможно ощутить с помощью органов чувств, наша уверенность в них является своего рода верой.

Для христиан это обоснованная и оправданная вера. Христианин ожидает найти некий стандарт здравого смысла, отображающий мышление Библейского Бога – а это законы логики.6 С другой стороны, неверующий не может объяснить законы логики на основании своего собственного мировоззрения.7

Поскольку законы логики необходимы для здравого смысла, и поскольку христианская вера является единственной системой веры, которая их объясняет,8 из этого следует, что христианская вера является логическим основанием для всего разума (Притчи 1:7; Колосссянам 2:3). Конечно, этим мы не хотим сказать, что не-христиане не способны рассуждать. Скорее, это означает, что они непоследовательны в своих рассуждениях. Они заимствуют из мировоззрения, противоположного тому, которое они исповедуют.

Так как здравые рассуждения были бы невозможны без законов логики, проистекающих из христианской веры, мы имеем очень веские основания для своей веры: не имея веры, мы не можем здраво рассуждать. Даже неверующие время от времени полагаются на христианские принципы (например, на логику), рассуждая о чем-либо. Итак, христианин имеет веские основания для своей веры. Фактически, христианская система веры делает здравый смысл возможным.

Можем ли мы с помощью разума привести кого-то на небо?

Хотя, как следует из Писаний, рассуждения являются важной составляющей христианской жизни, одного лишь разума недостаточно для того, чтобы привести нас ко Христу.

После грехопадения Адама люди утратили свою способность правильно судить о духовных вещах (1 Коринфянам 2:14). Нашей природе свойственно искажать истину (2 Петра 3:16). Поэтому нам необходима помощь Святого Духа даже для того, чтобы понять и принять тот факт, что Иисус - Господь (1 Коринфянам 12:3).

Это объясняет, почему невозможно с помощью здравого смысла заставить кого-то спастись. Спасение достигается по Божьей благодати, которую мы принимаем только лишь верой во Христа (Ефесянам 2:8;Римлянам 3:24; Титу 3:5). В конце концов, только Святой Дух убеждает людей, и Он дает людям способность принять Христа (Иоанна 16:8–15).

Кто-то может спросить: «Зачем же мы тогда занимаемся апологетикой? Зачем мы пытаемся с помощью здравого смысла заверить в чем-то людей, если в окончательно убедить их может только Святой Дух?»

На это есть две причины. Во-первых, поступать так нам заповедывает Бог. Мы должны быть готовы во всякое время дать отчет в своем уповании (1 Петра 3:15). Поэтому наша задача, как последователей Христа, - проповедовать Евангелие (2 Tимофея 4:2) и рассуждать с неверующими (Деяния 17:17).

Во-вторых, Бог может благословить наши беседы с неверующими и использовать их в качестве составляющей процесса, с помощью которого Он приводит к Себе людей (Римлянам 10:13–14). Хотя спасение дается только лишь Христом, Бог даровал нам привилегию делиться с другими людьми благой вестью и защищать ее.

Здравые рассуждения являются важнейшей частью процесса отстаивания нашей веры. Мы должны всегда помнить о том, что обращение человека – дело рук одного лишь Бога. Наша задача не в том, чтобы «убедить» неверующего – мы на это и не способны. Наша задача – хорошо все объяснить, и только Святой Дух имеет исключительное право нести покаяние.

Один христианин может посеять семя, другой – поливать его, но только один Бог приносит урожай (1 Коринфянам 3:6–7).

Доктор Джейсон Лайсл имеет степень доктора астрофизики, полученную в университете штата Колорадо. Также он является популярным спикером и исследователем организации «Ответы в книге Бытия», США. Доктор Лайсл использует свои знания по астрономии и библейскую перспективу, чтобы во время своих лекций говорить о Божьем творении. Одна из его известных лекций называется «Свет далеких звезд и астрономия сотворения».

Исчтоник — www.answersingenesis.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться