Почему Бог установил смерть в качестве наказания за грех?

Рассел Григ

Иногда люди задают вопрос: Почему Бог наказал смертью не только Адама и Еву, но и все человечество за то, что первые люди всего-то откусили кусочек от плода в Эдемском саду? Неужели за такой небольшой проступок необходимо было возлагать такое огромное наказание? Ответ на эти вопросы лежит в нашем правильном понимании обстоятельств, при которых произошло это событие, а также в понимании Божьей святости.

Почему Бог установил смерть в качестве наказания за грех?

На испытании

В Эдемском саду Бог дал Адаму всё необходимое для того, чтобы он мог наслаждаться жизнью, но при этом Бог ввёл одно важное ограничение: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16–17).

Зачем Бог установил это ограничение?

Нам не трудно понять, что это была проверка человека на предмет его любви к Богу. Адаму запрещено было всего одно — вкушать плоды определенного дерева, и сделано это было только с целью проверить его послушание Богу. Таким образом, человеку был дан выбор. Это показывает, что перед Богом Адам был свободным человеком, отвечающим за свои поступки, и на практике он готов был либо доверять Богу, слушаться Его и разделять Божью любовь, либо же поступать по-своему. Короче говоря, это было испытание для Адама.

Было ли это правильно со стороны Бога?

Да, конечно же, это было правильно! Создатель имеет всякое право устанавливать правила не только для Адама и Евы, но также и для нас. Это был Божий выбор – сделать людей свободными личностями. Но если бы люди могли делать всё, что им угодно, не понимая отличия между тем, что им можно делать, а чего нельзя, они не были бы свободными людьми, способными отвечать за свои поступки. Что касается Адама и Евы, то им было велено не есть плоды с «древа познания добра и зла». Обратите внимание на то, что это дерево не называлось «деревом добра и зла», ведь Бог не был автором зла, но это дерево называлось «древом познания добра и зла». Наши первые родители не должны были исследовать зло, чтобы понять, с чем они имеют дело. Они были четко предупреждены о наказании за непослушание. Они имели право сделать выбор. Во всем остальном этот выбор был неограниченным, и к тому же они не испытывали недостатка в еде. Адам и Ева должны были верить в то, что сотворивший их и давший им всё Бог, знает лучше, что для них лучше. Лучшее, что предлагает нам Бог, всегда доступно только при условии нашей веры и нашего послушания Ему.

Такое огромное наказание за такой маленький проступок?

Да! Такое маленькое повеление Бога является наилучшей проверкой послушания, и оно показывает, что Бог имеет право предъявлять Адаму требования и ожидать от него послушание. Если бы грех был каким-то тяжелым преступлением, он отвернул бы наше внимание от действия непослушания и сосредоточил бы его на ужасной природе греха. Тогда «большие» грехи могли бы считаться единственными грехами. Наказание за непослушание заповеди показывает, что Адам знал, что случится, если он преступит установленную границу (Бытие 2:17). Более того, если Бог назначил такое суровое наказание за то, что по мнению некоторых, является незначительным проступком или просто грешком, это серьезно показывает, что Бог учитывает все грехи, включая те, которые мы называем «большими» грехами.

Мотивом непослушания Адама и Евы был вовсе не аппетит, но полное амбиций желание быть как Бог (Бытие 3:5). Следовательно, совершенно ясно, что грех представляет собой восстание против явленной Божьей воли.1

Являясь делом воли, а не делом рук, грех представляет собой проявление мятежа, восстания и анархии против Божьей праведной власти. Как таковой грех является оскорблением Божьей святости. Степень Божьего гнева из-за греха указывает на степень Божьей святости. А степень наказания, т.е. смерть, указывает на степень чудовищности проступка.

Последствия

Как оказалось, Адам и Ева (которой Адам должен был передать Божье повеление) выбрали не послушаться Бога. Они съели запретный плод, и последствия не заставили себя долго ждать. Было, по меньшей мере, три последствия:

1. Вина. Первым последствием за совершенное непослушание было чувство вины: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Бытие 3:7–8).

Их вина выражалась через стыд и через страх. В результате греха Адам и Ева испытывали обвинения только что пробужденного в них чувства — совести. Они хотели быть как боги, знающие добро и зло (Бытие 3:5), но они испытали не божественную славу, а стыд падшего человечества. Когда Сатана пообещал им просвещение, он упустил одну важную часть истины: они вспомнят о добре, и не будут иметь силы делать его, и они узнают зло и не смогут его избежать.

wikipedia.org
Почему Бог установил смерть в качестве наказания за грех?

Почему этот стыд проявился в их желании прикрыть свое нагое тело фиговыми листьями?

Перед тем, как Адам и Ева вкусили запретный плод, они не были подчинены греху, и поэтому ни их тело, ни что-либо другое не могло вызвать у них чувство стыда. Возможно, что в своем невинном состоянии их тела проявляли такую красоту святости или сияния, какое было на лице Моисея после того, как он спустился с горы Синай, где общался с Богом.2 Однако теперь они утратили некогда свойственную им невинность и красоту святости, и осознание своей физической наготы также стало ужасным свидетельством их духовной наготы перед Богом. Бог хотел, чтобы они «плодились и размножались», но теперь «их дети были заражены вирусом восстания против Бога, поэтому их чувство вины особенно было сосредоточено на их собственных органах размножения. Результатом этого стало их желание спрятать эти самые органы друг от друга и от Бога».3

Вторым последствием их вины был страх перед Богом, которого они теперь боялись увидеть. Когда они думали о Боге и Его святости, Божья слава, некогда являющаяся для них источником восхищения, теперь больше напоминала им огонь, который они не могли выносить и от которого они не могли никуда убежать.4

Возможно, что два вопроса, «Где ты?» (Бытие 3:9) и «Не ел ли ты от дерева …?» (Бытие 3:11), Бог задал Адаму для того, чтобы он и Ева признались в своем грехе и раскаялись в нем, так как Бог в Своем всеведении уже знал ответы на эти вопросы. Вместо этого Адам обвинил Еву и в ходе этого умудрился даже обвинить самого Бога (!): «… жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие 3:12). Ева, в свою очередь обвинила змея: «змей обольстил меня, и я ела». (Бытие 3:13). И Адам, и Ева были виноваты, но оба пытались переложить ответственность за грех на кого-то другого.

2. Затем пришло осуждение. Сначала был проклят змей. Затем была осуждена Ева и приговорена на страдания и зависимость. Последним в этой очереди был Адам — из-за его греха была проклята земля и с тех пор его жизнь наполнилась печалью, трудностями и тяжким трудом. В духовном плане он умер тот час же. В конечном счете, они должен был умереть и физически.

3. Наконец произошло изгнание Адама и Евы из сада и разделение Бога и людей.

Мы не должны думать, что эти последствия были случайными или что Бог принял Свое решение в порыве гнева. Эти последствия скорее объясняют, что означает для человека прекращение общения с Богом. Представьте глубоководного ныряльщика, который расстроен из-за того, что что-то ограничивает движения провода, соединяющего его и воздушный насос в лодке на поверхности воды, и он перерезает этот провод. Подобным образом Адам перерезал духовный провод, соединяющий его с Тем, кто является источником всего мира, добра и жизни, и в ходе этого он обнаруживает, что все творение направлено против него. Грех – это всегда искажение того лучшего, что желает для нас Бог, и он приговаривает всю жизнь к ничтожности и смерти.

Смертию умрешь

Чем эти последствия отличаются от наказания, о котором Бог объявил до этого: «… ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:17)?

Очень жаль, что вера некоторых христиан пошатнулась относительно Божьего Слова и верного толкования книги Бытие в частности, из-за формулировки этого стиха в большинстве версий Библии. Эти люди отмечают, что Адам умер не в тот день, когда вкусил запретный плод, а прожил еще 930 лет (Бытие 5:3–5). Так кто говорил правду: Бог, когда сказал, что они умрут в тот же самый день, или сатана, уверявший, что они не умрут (Бытие 3:4)?

Необходимо обратить внимание на два важных момента: во-первых, буквальный перевод древнееврейского текста Бытие 2:17: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Во-вторых, библейская концепция «смерти» в духовном смысле означает разделение с Богом, а не физическое уничтожение.

В день, когда Адам и Ева согрешили в Эдемском саду, они перестали быть невинными и святыми. Теперь они имели греховную природу. Их изначальное общение с Богом было нарушено. Произошло настоящее разделение их душ и Бога и из-за этого в тот же самый день они духовно умерли. Они продолжали жить физически, но с того дня их физические тела начали постепенно умирать — этот процесс продолжался до того дня, пока их души не разделились с их физическими телами в смерти.

Поэтому, в день, когда они вкусили плод, они буквально «умерли смертию»!

Хорошая новость и плохая новость

Апостол Павел, упоминая об этом событии, пишет о том, что есть хорошая новость и плохая новость! Плохая новость состоит в том, что грех Адама был вменён, приписан и передан каждому представителю человеческой расы (Римлянам 5:12). Адам был представителем всего человечества; он и был в действительности всем человечеством и все будущие поколения произошли от него. В результате мы все согрешили и находимся под Божьим осуждением (Римлянам 3:19,23). Мы родились в этом мире духовно мертвыми, и как сказал Иисус Никодиму, мы должны родиться свыше (Иоанна 3:3–6).

Хорошая новость заключается в том, что если мы признаем себя грешниками и веруем в Евангелие, смерть Христа на кресте полностью покрывает наше наказание за наш грех и отворачивает Божий святой гнев. Праведность Христа вменена нам, и мы примирились с Богом (Римлянам 5:17–21). Таким образом, наше спасение не нарушает Божьей святости. Он может справедливо простить нам наши грехи, потому что Иисус сполна заплатил за них. Как говорит Новый Завет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоанна 1:9).

Обратите внимание на слово «праведен».

Это подводить нас к еще одной причине, почему Бог назначил за грех человека смертное наказание. Если бы люди были бессмертны, они навсегда были бы отделены от Бога. Однако благодаря крестной смерти Христа и Его воскресению, если мы признаем наш грех и верим в искупительную работу Христа за нас, наша физическая смерть вводит нас в прославленное присутствие Бога на Небесах, чтобы воссоединиться с Ним навеки. Как замечательно, что смерть, которая изначально была наказанием за грех, является тем самым средством, с помощью которого Бог воссоединяет людей с Ним и дает верующим вечное святое совершенство!

Эпилог

Если бы Адам был некой формой обезъяночеловека, которого Бог использовал, чтобы сотворить первого человека, когда вдохнул в него дыхание жизни, как заявляют некоторые теистические эволюционисты, из этого следует несколько выводов, которые разрушающе действуют на веру:

Если мы не можем верить буквальному тексту книги Бытие, то описанные в Бытие события – не более чем человеческий миф, и это с самого начала сводит на нет достоверность Библии. Если так и есть, откуда мы можем знать, что описанное позднее в Писании событие искупления также не является мифом? Откуда взялся грех, как не из событий, описанных в книге Бытие? Более того, повеление Адаму не есть плодов с определенного дерева выглядит просто смешным с точки зрения вероятности того, что Адам (сильнейший, кто выжил) мог прекрасно себе жить до того времени, убивая и поедая своих товарищей гоминидов. Если бы Адам был просто результатом миллионов лет смерти и кровопролития в борьбе за выживание сильнейшего, человеческая смерть как наказание за непослушание Бога не имела бы никакого смысла. Если человеческая смерть не является наказанием за человеческий грех, то смерть Христа на кресте не может быть искуплением за грех (1 Коринфянам 15:21).

Только исторический и правильный взгляд на историю Бытия показывает истинное значение и смысл Божьего плана для человечества. Он объясняет необходимость нашего спасения и основание для него, превозносит Божье Слово и прославляет Имя Бога.

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11:36).

Ссылки и примечания

  1. Излагаемая некоторыми популярными проповедниками идея о том, что грех является «отсутствием самоуважения и веры в себя», и что Иисус умер, чтобы «изменить наше мышления с негативного на позитивное» полностью противоречит простому библейскому учению. Вернуться к тексту.
  2. «Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исход 34:29). Вернуться к тексту.
  3. Доктор Генри Моррис, «История книги Бытие». Издательство Master Books. Эль-Каджон, Калифорния, 1976, с. 115. Вернуться к тексту.
  4. См. Евреям 12:29; Откровение 6:15–16; 20:15. Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться