Книга Бытие – основа всей христианской доктрины

Рассел Григ

Книга Бытие

Все, о чем говорится в Библии, неразрывно связано с событиями, изложенными в ее первой книге – книге Бытие. Это происходит потому, что книга Бытие дает нам знания о происхождении всего сущего, а также первоначальное объяснение всех основных библейских доктрин.

Очевидно, не всё, что Бог изложил нам в шестидесяти шести книгах Библии на протяжении более 15 столетий, описано в этой первой книге. В Библии изложена доктрина в ее развитии. С первого стиха книги Бытия до последнего стиха книги Откровения с каждой последующей книгой Библии мы все больше узнаем о Боге, о самих себе, о грехе, искуплении и т.д.1,2 Все основополагающие доктрины Библии подобны рекам, которые становятся все глубже и шире, вытекая из бассейна реки книги Бытия.

В данной статье мы исследуем основополагающие доктрины христианства и изучим их связь с книгой Бытия.

1.О Боге (теология)

Книга Бытие рассказывает нам о Боге не просто, как о Создателе, как это видно в 1-й главе, но и как о Том, у кого есть цель и план для человечества (т.е. для нас). Согласно этому плану, мы должны жить в отношениях послушания Богу (а также доверия и любви к Нему). Таким образом, Бог предстает перед нами, как Законодатель, давший заповедь Адаму не вкушать плод с дерева познания добра и зла в Эдемском саду (Бытие 2:17). Затем мы видим, что Бог становится Судьей после непослушания Адама (Бытие 3), а также в событиях, описывающих суд в виде Потопа, суд над Вавилоном, и суд над Содомом и Гоморрой (Бытие, главы 6–9, 11, 19). Мы видим в Боге и Спасителя: пророчество об этом дано в книге Бытия 3:15, а также мы видим это в том, как Он спасает Ноя и его семью от суда во время Потопа, а затем спасает Лота и его дочерей от суда в Содоме (Бытие 18, 19).

Как Творец всего сущего, Бог имеет абсолютное право руководить всем, и Он являет свою верховную власть над миром. В книге Бытия это видно на примере четырех знаменательных событий: сотворение, грехопадение, Потоп и события в Вавилоне. Также это видно в избрании и призвании Богом четырех выдающихся людей: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Концепция Троицы также присутствует в книге Бытие.3 Слово Elohim, обозначающее на иврите Бога, в 1 главе книги Бытия использовано во множественном числе.4 В книге Бытия 1:26 Бог говорит: «сотворим человека по образу Нашему…». Здесь говорится и о том, что «Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Христос упоминается в пророчестве, где Он назван «семенем женщины» (Бытие 3:15).5 В этом отрывке дается пророчество и о непорочном зачатии Христа — вот почему о нем сказано, как о семени женщины, в отличие обычной для Библии традиции перечислять в генеалогии лишь отцов. Адам, ковчег, Мельхиседек, Исаак и Иосиф обычно считаются «прообразами Христа».6,7

В книге Бытия (главы 1 и 2) мы находим еще две важные характеристики Бога -характеристики, которые атеисты пытаются опровергнуть с помощью ложных аргументов. Первая из них – всезнание/всемогущество Бога - видна в том, что все созданное Богом Он сделал с первого раза. Вопреки заявлению Карла Сагана о том, что Бог – всего лишь «небрежный фабрикант»,8 во всем, что Бог сотворил, не было никаких экспериментов, испытаний или ошибок. Вторая характеристика – это благость и совершенство. Все сотворенное Богом было «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Вопреки критике Дэвида Аттенборо о червях-паразитах, живущих в глазах африканских детей,9 все сотворенное Богом свидетельствует о Его благости. В мире до грехопадения не было смерти, страданий, болезней, хищников, лишений и нехватки благ.

2. О нас — человечестве (антропология)

Первый мужчина, Адам, и первая женщина, Ева, предстают в книге Бытия, как особое творение Божье. Адам, сотворенный из праха, и Ева, сотворенная из ребра Адама, были созданы Богом по Его образу (Бытие 1:26–27). Следовательно, мы не являемся эволюционировавшими животными или бессмысленным скоплением химических веществ. Мы – существа, обладающие духовной природой, или природой, осознающей присутствие Бога.

Ева была сотворена, чтобы стать «помощником» Адаму (Бытие 2:20–22). В этом мы видим доктрину брака (Бытие 2:24–25), подтвержденную Иисусом в Евангелии от Матфея 19:4–6, - союза между мужчиной и женщиной на всю жизнь (а не союза между двумя мужчинами или двумя женщинами и т.п.) Также очевидно, что вся человеческая раса произошла от одной пары людей (Бытие 3:20).

3. О грехе (хамартиология)

Вместе с первым человеком в мир вошел и первый грех, который в книге Бытия показан, как нарушение Божьего закона (Бытие 3:6–11) - порок, который был вменен в вину и передан всей человеческой расе (Бытие 4:8; 6:5). Когда Бог сотворил Адама и Еву, они были способны как не грешить, так и грешить. Приняв решение отвернуть власть Бога над ними, они (а вместе с ними и все человечество) утратили способность не грешить; теперь мы имеем врожденную греховную природу.10 Первый грех привнес с собой первую вину (Бытие 3:8).

Первый грех также стал причиной первого осуждения (Бытие 3:14–19). Между семенем сатаны (неверующими и, возможно, демонами) и семенем женщины (верующими, и особенно Христом) была положена вражда. Мужчины и женщины должны были страдать, исполняя свои роли. Все человечество стало теперь подвержено смерти.

4. О спасении (сотериология)

Библия учит, что Бог по Своей милости и благодари прощает наш грех, но только в том случае, если за него понесено наказание в виде заместительной жертвы. Бог дал нам спасение от вины, силы и вечной кары, и, наконец, от присутствия самого греха, - в личности и делах Своего Сына, Господа Иисуса Христа. Исполнение и осуществление этого спасения в смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа мы видим только в книгах Евангелия, однако предсказание и обетование того, что должно было произойти, мы видим в пророчестве о том, что семя женщины будет поражать змея в голову (Бытие 3:15).

Далее, Семя, которое является потомком первого человека, Адама (Луки 3:38), также называют «последним Адамом» (1 Коринфянам 15:45). Это очень важно, поскольку Исаия говорил о приходе Спасителя, буквально, как о «кровном искупителе», то есть о том, кто находится в кровном родстве с теми, кого Он искупает (Исаия 59:20, где используется слово на иврите λîν˜ι (gôê1); это же слово используется для описания родства между Воозом и Руфью). В послании к Евреям также описывается, каким образом Иисус, а не ангелы, принял на себя образ человека, чтобы спасти человечество (Евреям 2:11–18). И эта жизненно важная концепция о кровном искупителе уходит своими корнями в книгу Бытия.

Зарождение иудейской нации, в которой должен был родиться, умереть и воскреснуть Мессия, мы видим в призвании Авраама (Бытие 12:1–3; 17:19; 49:10).

Природу заместительной жертвы мы впервые наблюдаем в книге Бытия 22:1–13, где Бог дает Аврааму указание принести в жертву овна вместо своего сына Исаака.

5. Об ангелах (ангелология)

То, когда именно Бог сотворил ангелов, в Библии не указывается. Однако, вероятно, это произошло до сотворения земли (Бытие 1:1), или, по крайней мере, то того, как возникла суша (Бытие 1:9). Согласно отрывку из книги Иова 38:4–7, когда Бог закладывал основания земли «сыны Божии восклицали от радости».11

Поскольку Бог не является автором зла, и поскольку Он провозгласил, что все Его творение было «хорошо весьма» в конце шестого дня недели сотворения (Бытие 1:31), мы предполагаем, что до этого времени ангел, которого мы называем Сатаной, еще не совершил грехопадения.

В книге Бытия 3:1–14 мы видим первое упоминание этого существа, которое клевещет на Бога и искушает Еву на восстание против Бога. Его судьба предсказана Богом (Бытие 3:15). В других местах Библии мы узнаем, что имя этого существа – Сатана, что означает «обольщающий» (Откровение 12:9; 20:2).12

Первое упоминание об ангелах мы находим в книге Бытия 3:24, где мы видим херувима, поставленного в Эдемском саду, чтобы охранять дерево жизни.

6. О церкви (экклезиология)

Доктрина Церкви изложена в Новом Завете. Это одна из тех вещей, которую апостол Павел называет тайной, имея в виду истину, которая раньше была сокрыта, а теперь была явлена. Однако тот факт, что апостол Павел называет Церковь невестой Христовой (Ефесянам 5:23–32), возвращает нас к предписанным Богом отношениям мужа и жены (Бытие 2:24).

Также, мы видим прообраз церкви в книге Бытия, когда Авраам был призван в своих потомках создать народ Израильский, благословленный Богом, и который должен был стать благословением для всех народов земли (Бытие 12:1–3).13 Кульминацией этого благословения стал уникальный представитель семени Авраама, сам Иисус (Галатам 3:16), Который был источником благословения всех народов (Галатам 3:14). Павел говорит нам: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Галатам 3:29). Люди, принадлежащие Христу, и являются Его Церковью.

7. О последнем времени (эсхатология)

Основополагающие аспекты так называемого «последнего времени» - это второе пришествие Господа Иисуса Христа, будущее воскресение мертвых, суд над всем человечеством и переход искупленных и грешных в свое окончательное состояние.14

Сама природа последнего времени не дает нам повода ожидать, что эти вопросы будут детально описаны в книге Бытия. Однако они являются результатом величайшего плана Бога для человечества, земли и всей вселенной. Его цель – приготовить вечную «невесту» для Своего Сына, Господа Иисуса Христа, - искупленное человечество, и Он запустил этот план в действие, создавая небо и землю, а также человечество, как это описано в первой главе книги Бытия.

В книге Бытия мы видим, как Бог положил начало процессам, которые приведут к исполнению великой цели, плана, придуманного Богом еще до основания этого мира (Ефесянам 1:4; 1 Петра 1:20).

И хотя подробности «последнего времени» не описаны в книге Бытия, те места Писания, где они описаны, не имели бы смысла без первой книги Библии. В Вечном Состоянии снова не будет смерти и страданий, как сказано в Откровении 21:4. И произойдет это благодаря тому, что «ничего уже не будет проклятого» (Откровение 22:3). Произойдет возврат к изначальному положению вещей в Эдемском саду, с возвратом к Дереву Жизни (с. 2) и к положению вещей в первые 3 дня Недели Сотворения, когда Бог давал свет без солнца и луны (с. 5, Бытие 1:16–19).

Заключение

Все основополагающие христианские доктрины напрямую или косвенно берут истоки в книге Бытия. Проповедники, миссионеры и теологи, не осознающие этого, утратили основания для учения, которое они проповедуют. И напротив, тот, кто осознает это, имеет данные Богом основания для своих христианских свидетельств, проповедей и учений.

Ссылки и примечания

  1. См. статью Григга «Раскрывая Божий замысел», издание Creation 20(3):22–24, 1998. Вернуться к тексту.
  2. Обратите внимание, что когда Иосифа пыталась совратить жена Потифара (Бытие 39:7–9), он ответил ей: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?», несмотря на то, что заповедь против прелюбодеяния была четко дана только во времена Моисея (Исход 20:14), несколько столетий спустя. Из этого мы можем заключить, что Бог дал человеку осознание добра и зла, т.е. Божий Закон, сотворив человека «по образу Божию», как описано в книге Бытия 1:26–27. Вероятно, что это осознание пришло из знаний о том, что Бог сотворил одного мужчину и одну женщину (Бытие 1:27, 2:24), и этот союз человек не должен рушить ( Матфея 19:3–6). См. также Римлянам 2:15. Вернуться к тексту.
  3. См. статью Р. Григга. «Бог из книги Бытия: Каков Он на самом деле?» Издание Creation 27(3):37–39, 2005 Вернуться к тексту.
  4. Хотя здесь напрямую не говорится о Троице, эта концепция вполне допустима, и мы увидим, что она будет соответствовать более позднему новозаветному учению о Троице. Вернуться к тексту.
  5. Смотрите на DVD фильм Дж. Сарфати «Иисус в книге Бытия: мессианские пророчества». Производство Сreation Ministries International. Вернуться к тексту.
  6. Конечно же, людям, читавшим лишь Ветхий Завет, это было неизвестно. И хотя некоторые из этих названий присутствуют в Новом Завете, других названий там нет. Вернуться к тексту.
  7. Раздел теологии, изучающий природу и личность Иисуса Христа, называется «христологией», а раздел теологии, изучающий Святого Духа, называется «певматологией». Вернуться к тексту.
  8. «Если Бог такой всемогущий и всезнающий, почему Он с первого раза не создал вселенную такой, как Ему хотелось? Почему он постоянно ее чинит и жалуется? Вот одна вещь уж точно и однозначно раскрыта в Библии: библейский Бог – небрежный фабрикант, а не хороший дизайнер. Он не очень-то и преуспел в своем мастерстве. В условиях конкуренции он бы уже оказался вне бизнеса». Карл Саган. Контакт. Издательство Pocket Books (Simon & Schuster, Inc.), Нью-Йорк, 1985. Вернуться к тексту.
  9. «Когда креационисты говорят о Боге-Творце… они всегда приводят в пример колибри или орхидеи, подсолнухи или другие прекрасные вещи. Я же, вместо этого, обычно задумываюсь о черве-паразите, который живет в глазу мальчика, сидящего на берегу реки в Западной Африке, черве, который сделает этого ребенка слепым. И [я спрашиваю у них]: «Вы хотите сказать, что Бог, в которого вы верите и о котором вы говорите, будто он всемилостивый, и будто он печется лично о каждом из нас… вы хотите сказать, что Бог создал этого червя, который не может существовать в другой среде, кроме глазного яблока невинного ребенка? Ведь это как-то не соответствуют образу Бога, исполненного милости». Цитата Дэвида Аттенборо из статьи М. Банчанана «Дикая, дикая жизнь». Издание Sydney Morning Herald, The Guide, с. 6, 24 марта 2003. Вернуться к тексту.
  10. Это не опровергает доктрину освящения, или силы христианина жить святой жизнью. Однако также смотрите 1 Иоанна 1:8–10. Вернуться к тексту.
  11. Фраза bene elohim на иврите, переведенная здесь как «сыны Бога» также означает «ангелы». В переводе Септуагинта это слово звучит как angelos. Слово «ангел» на иврите и на греческом языке означает «посланник». В зависимости от контекста, оно может означать как посланника-человека, так и посланника сверхчеловеческой природы. В послании к Евреям 1:5 говорится о Сыне Божьем (в единственном числе), т.е. о Господе Иисусе Христе, поэтому данный стих не является опровержением обращения в книге Иова 38:4–7 к ангелам (во множественном числе). Вернуться к тексту.
  12. См. статью Р. Григга. «Кто был змеем?» Издание Creation 13(4):36–38, 1991. Вернуться к тексту.
  13. Также смотрите статью Дж. Сарфати «Книга Бытия справедливо предсказывает образец с Y-хромосомой: иудеи и арабы являются потомками одного и того же человека! или: краткая история иудеев», 16 мая 2000. Вернуться к тексту.
  14. См. статью Р. Григга. «Будущее: несколько замечаний для христиан, которые верят в древний возраст земли». Издание Creation 25(4):50–51, 2003. Вернуться к тексту.

Источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться