Дары и таланты: неоцененные драгоценности

«Теперь я знаю, что есть Бог на небесах».

Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.,
обращаясь к 14-летнему скрипачу Йехуди Менухину после его
концерта с Берлинским филармоническим оркестром в 1930 г.

дары и таланты

Художник Боб Баррон с помощью силиконовых формочек, настоящих волос, идеального макияжа и магического таланта может сделать так, что вы станете похожими на меня, а я – на вас. Проработав 20 лет в ЦРУ одним из ведущих экспертов по маскировке, он направил свой талант на помощь людям с обезображивающими травмами. Он может исправить любой врожденный порок носа или уха, придать изуродованным рукам или пальцам естественный вид, заменить утраченный глаз нормальным на вид искусственным глазом и подарить людям с ужасными ожогами лица маску, воссоздающую их внешний вид до травмы. Некоторые из этих изуродованных людей жили, как затворники, или думали о самоубийстве, а после его работы смогли вернуться к сравнительно нормальной жизни.

Работу Боба Баррона никто не может превзойти! И это не что-то такое, чему он просто обучился. Если бы это было так, то таких, как Боб Баррон, было бы множество. В основе его деятельности лежит особая генетическая способность – особенный дар.

По словам Кннета Джона Роса – автора книги «Тело времени», Труман Генри Сэффорд, родившийся в 1836 г. в городе Роялтон, штат Вермонт, был чудо-ребенком, которого называли калькулятором-молнией. Сэффорд мог бросить только один взгляд на какой-то населенный пункт и в мгновение ока посчитать все столбы ограждений в нем. Однажды он смог в уме возвести в квадрат число 365365365365365365, а в возрасте 18 лет с отличием окончил Гарвардский университет. Кроме того, Сэффорд открыл несколько туманностей, поскольку помнил местонахождение всех звезд из морского альманаха.

Противоречивые способности

В своей книге «Неординарные люди» Дэролд Трефферт описал несколько «idiot savants» – так называемых талантливых сумасшедших (в соответствии с толкованием словаря Вебстер, это психически неполноценные люди, страдающие аутизмом или умственной отсталостью и проявляющие незаурядные способности в какой-то ограниченной области). Один из них – «умственно отсталый музыкальный гений» Блайнд Том, словарный запас которого составлял менее 100 слов, а музыкальный репертуар – более 5000 произведений.

История его жизни началась с того, что в 1850 г. его мать продали на аукционе рабов полковнику Бетьюну. Ее четырнадцатый ребенок – слепой и умственно отсталый (т. е. «бесполезный») Том – шел как бесплатное приложение к матери. К четырем годам Том научился играть на фортепиано сложные музыкальные произведения, слушая, как играют дочери полковника. К шести годам он мог прослушать любое музыкальное произведение и полностью повторить его нота в ноту, акцент в акцент, без единой ошибки и остановки. В семь лет он стал давать концерты и заработал полковнику 100 тыс. долларов (на сегодня эта сумма эквивалентна нескольким миллионам долларов). Современный совет из 16 музыкальных экспертов Филадельфии пришел к выводу, что способности Тома сделали его одним из самых удивительных феноменов в истории музыки. В возрасте одиннадцати лет он играл в Белом Доме.

Алонсо Клемонс – великий скульптор, работы которого продаются в среднем за 45 тыс. долларов. В детстве он был нормальным ребенком, но в 1959 г., в возрасте трех лет, он перенес тяжелую травму головы. Из-за этой трагедии его уровень IQ составлял всего 40 баллов. В зрелом возрасте талант Алонсо стал совершенно очевидным. По словам доктора Трефферта, «за один раз он может слепить лошадь, гориллу или дикое животное. Он замешивает и прессует глину, чтобы придать скульптуре первичную форму, затем с помощью пальцев создает более тонкие черты, а потом ногтями наносит гравировку и отметки, характерные для его работ». Он может скопировать любую двухмерную картину и превратить ее в трехмерную скульптуру, хотя никогда в своей жизни не изучал искусство. Каждый раз, когда его спрашивают, как он создает свои скульптуры, он отвечает: «Руками» или: «Бог дает талант».

Что мы понимаем под словом «дар»?

Откуда берутся эти дары? Существуют теории, согласно которым одно полушарие мозга развито больше, чем другое, или же все мы потенциально обладаем этими способностями, но проявляются они только у некоторых людей вследствие травмы или болезни. Еще один важный вопрос звучит так: «Кто талантлив?». Ответ на него может изменяться в зависимости от поколения, культуры, расы, религии и даже хобби. Из наиболее одаренных людей прошлого называют Микеланджело, Бетховена, Моцарта, Рембрандта, да Винчи, Галилея, Линкольна, Эйнштейна, Анселя Адамса и Мартина Лютера Кинга. К талантам современности относят Ицхака Перлмана, Тайгера Вудза, Бобби Фишера, Стивена Хокинза, Селин Дион, Андреа Бочелли, сестер Вилльямс, Китаро и Яо Мина.

Но все-таки, что же такое дар? Это умственные способности более высокого уровня, умение играть или петь, ловкость на игровом поле (плюс немного рекламы)? Могут ли обычные люди быть талантливыми? Можно ли считать талантливым лучшего автомеханика в городе? Можно ли назвать талантливым директора, честным трудом превратившего свою компанию из банкрота в прибыльную фирму? Талантлив ли человек, бросающийся в бушующую реку или горящий дом, чтобы спасти жизнь другому человеку? Талантливы ли тысячи пожарных и полицейских, поспешивших к башням Всемирного торгового центра после террористических атак 11 сентября? Многие скажут, что они были талантливы. Таланты варьируются от дара профессионального огранщика драгоценностей, до таланта супермамы или просто доброго отношения к чужестранцам.

Намного больше, чем просто выживание

Если дар художника – это лишь «счастливый билет» в генетической лотерее, то скажите на милость: «Зачем люди вообще рисуют?». Способность рисовать морской пейзаж, петь арии, выигрывать в теледебатах или проверять сложные гипотезы нельзя отнести к разряду необходимых навыков для «выживания сильнейших». Человеческая раса зашла намного дальше в борьбе за выживание. Если предположить, что таланты появляются в результате генетических случайностей, то нужно объяснить и то, каким образом миллионы, если не миллиарды, чрезвычайно сложных неврологических изменений одновременно произошли в головном и спинном мозге. Как утверждает доктор Ричард Рестак в своей книге «Секрет жизни мозга», на протяжении нескольких первых недель жизни в мозге ежесекундно формируется 250 000 нейронов, которые затем мигрируют и находят свои ниши. Расстояние и точность, с какой перемещаются эти нейроны, можно сравнить с человеком, который пешком идет из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где без карты находит определенный офис. В течение нескольких недель на этой стадии роста миллиарды нейронов прибывают по точному адресу, в нужное время, устанавливая тысячи связей. Путешественник из нашего примера должен был бы в этом случае перезнакомиться со всеми жителями целого квартала в Манхэттене. Такие экстраординарные навыки не кажутся нам результатом случайностей.

Энциклопедии переполнены именами людей, обладавшими или обладающими исключительными дарами, однако вопрос заключается в том, все ли мы обладаем подобными талантами. Другие млекопитающие не играют на музыкальных инструментах, не рисуют портреты и не занимаются настенной росписью. Насколько нам известно, ни один из представителей других видов, существующих на Земле, не радуется достижениям другого, не оплакивает умерших (возможно, за исключением слонов), не обсуждает политику и не занимается благотворительностью. Никто из необученных животных не прыгнул бы в бушующую реку и не поспешил бы в горящий дом, чтобы спасти жизнь незнакомцу. При этом кое-кто из нас, не являясь врачом или пожарным, вполне может это сделать. Разве это не дары?

Гевин де Беккер в своей книге «Дар страха» убедительно заявляет, что страх – это дар, ограждающий нас от опасности. А может ли любовь быть талантом? Можно ли считать талантом проницательность и способность предложить свою помощь? Очевидно одно: есть способности, которые существенно отличают нас от животных.

Неосязаемые дары

Возьмем, к примеру, смех. Несмотря на то, что механизмам этого явления было посвящено множество текстов, статей и исследовательских проектов, мотивы смеха (причины, по которым мы смеемся) до сих пор сложно постичь и объяснить. Сами того не осознавая, люди часто разбавляют смехом свою речь в абсолютно неподходящие моменты. Юмор может быть злым или отрадным. Он может облегчить боль. Женщины смеются больше, чем мужчины, однако мужчинам рассмеяться бывает легче.

А проницательность – это дар? Возможно, это чувство уникально для человека. Наверное, у вялого ребенка стоит поинтересоваться, не болен ли он, и измерить ему температуру? Может быть, благодаря своей проницательности вы сможете рассмотреть и решить несколько потенциальных проблем, из-за которых на заводе замедлились темпы производства? А помогает ли проницательность психологам и пасторам оказывать помощь трудным семьям?

А как на счет языка? К двум годам нормальный ребенок знает 20 слов, к трем – 100 слов, к шести – 20 тыс. слов. В трехлетнем возрасте ребенок уже использует множественное число существительных и правильно использует времена. К пяти он уже знает все общие языковые правила.

Параязык – это еще один дар и очень важный компонент коммуникации. Этот термин означает информацию, которую мы можем передавать без помощи слов, или то, как мы придаем своим словам определенный оттенок или другую коннотацию. Подумайте о том, что означают слова-заменители, интонации, координаторы беседы, полузвуки, улыбка, поворот головы, подмигивание, взгляд в противоположном направлении, пристальный взгляд, закатывание глаз, вздохи, паузы, фальшивые улыбки, фыркание, придвижение поближе, отдаление, щипание, пожатие рук, неприличные жесты, «руки в боки», скрещение рук, знак «победа», «надутые» губки, зевание, аплодисменты, покусывание и облизывание губ, почесывание подбородка и демонстрация кулака.

О чем вам говорит пожимание плечами? А пожимание плечами с улыбкой? А пожимание плечами с ухмылкой? А о чем свидетельствует подмигивание вашего поклонника или громкий вздох ребенка, которого вы наказываете? Бровями можно выразить злость или сомнение. Улыбка может быть дружественной или угрожающей. По мнению психолога Симона Барон-Кохена, человеческий взгляд может передавать заинтересованность, спокойствие, озадаченность, нежность, грубость, уверенность, неуверенность, размышление, задумчивость, серьезность, игривость, печаль, внимание, невнимание, превосходство, подчинение, дружелюбие, враждебность, желание, ненависть, доверие, недоверие, настороженность, усталость, искренность, удивление, знание, гнев и прощение.

Наше лицо и другие способы коммуникации – это тоже дары. Лицо – наиболее узнаваемая часть каждого человека, и хотя мы без труда можем узнать знакомое лицо по цвету кожи, текстуре волос и определенным чертам, в основном мы запоминаем выражения лиц.

По словам Брюса Боуэра (статья в журнале Science News за 7 июля 2001 г.), всего через несколько часов после рождения ребенок умеет улыбаться, хмуриться или копировать другие выражения лица. Новорожденные дети будут смотреть на фото своей матери намного дольше, чем на фотографии незнакомых людей. Через несколько дней после рождения они начинают отдавать предпочтение красивым лицам, по сравнению с некрасивыми. Им все равно, если лицо появляется вниз головой, однако они предпочитают визуальную новизну – как будто ребенок знает, когда приходит время идти вперед. Небольшой участок мозга, находящийся за правым ухом, отвечает за запоминание лиц. Человек с травмой этой области мозга не сможет узнавать старые лица и запоминать новые. И дело не только в лицах. Этот участок мозга помогает нам различать разные машины и разбираться в различных видах птиц. В настоящее время природа узнавания лиц остается горячей темой для обсуждения среди нейробиологов.

Никто не в состоянии доказать, что человеческая анатомия, физиология, характеристики или навыки – это дары. Ответ на этот вопрос лежит в системе убеждений каждого человека. Если в основе чьих-то убеждений лежит эволюция, то этому человеку следует задаться вопросом, могли ли все эти характеристики возникнуть с подобной легкостью или вообще возникнуть в результате последовательных мутаций, генетических изменений или выживания сильнейших. Если так, то миллионы последовательных совпадений должны были произойти миллионы раз.

Некоторые таланты

Вот некоторые характеристики или способности, которые можно считать дарами. Некоторые из них были описаны выше, а некоторые – совершенно новы. Некоторые являются уникальными только для человека, а некоторые – общими для многих животных.

  1. Сложные коммуникационные навыки, в том числе речь, параязык (язык тела), чтение по губам и язык жестов.
  2. Умение воображать, способность фантазировать или восхищаться. По словам Марка МакГинниса, воображение было дано нам как компенсация за то, кем мы не являемся, а чувство умора – как утешение за то, кем мы являемся.
  3. Совесть, а также способность проявлять нравственность, этику, порядочность и эстетику. Способность соблюдать законы или заповеди, откладывать удовлетворение собственных желаний на потом, если подобные действия могут нанести вред другому человеку.
  4. Чувство юмора. Никто из животных не умеет рассказывать анекдоты или спонтанно смеяться так, чтобы мы могли за этим понаблюдать.
  5. Способность признавать достижения и гордиться работой другого человека.
  6. Способность сочувствовать, ощущать сострадание или плакать из-за трагедии другого человека.
  7. Способность испытывать страх, продолжать свое дело с предосторожностью, колебаться, иметь подозрения или опасения.
  8. Умение стирать из памяти ежедневные неважные детали, при этом сохраняя в памяти важную информацию.
  9. Праздновать, говорить тосты, веселиться, шутить.
  10. Способность помнить приятные события и забывать страшные происшествия в случае глубокой травмы.
  11. Способность наслаждаться счастьем, радостью, весельем, блаженством и вспоминать об этом с нежностью.
  12. Умение рисовать, чертить, раскрашивать, различать краски, создавать скульптуры.
  13. Способность различать цвета и текстуры.
  14. Умение пользоваться мимикой или пантомимой.
  15. Способность улыбаться. Это наиболее узнаваемое выражение лица человека. Улыбка и удивление – единственные выражения лица, которые можно узнать с расстояния в 50 м, и только улыбка узнаваема с расстояния в 100 м. Существуют различные улыбки, которые, по нашему мнению, могут различать только другие люди. Например, улыбка от удовольствия, страха, согласия, флирта, смирения, ухмылка, натянутая улыбка, смущенная ухмылка. (Для шимпанзе улыбка – это на самом деле всего лишь гримаса, отражающая боль).
  16. Способность откладывать удовольствие: например, десерт – на конец обеда, вместо того, чтобы съесть его в начале, или сексуальный акт – после свадьбы.
  17. Способность верить, надеяться и заниматься благотворительностью.
  18. Умение планировать будущее, например, поездку или вечеринку. Умение рассчитывать определенные события и приходить на заранее намеченные мероприятия.
  19. Способность организовать свою жизнь и жилое пространство.
  20. Способность расставлять приоритеты.
  21. Способность ценить кого-то или что-то, проявлять уважение, оказывать услуги и испытывать удовлетворение.
  22. Способность конкурировать не только за партнера и еду. Нет никаких фактов, доказывающих, что другие млекопитающие устраивают спортивные мероприятия, клубы дебатов или конкурсы красоты.
  23. Способность проявлять стремление или энтузиазм, испытывать вдохновение, радоваться, проявлять обеспокоенность или радоваться какому-то предстоящему событию.
  24. Способность любить, обожать, заботиться.
  25. Способность проявлять милосердие, альтруизм и жертвовать собой.
  26. Способность наслаждаться сексом, когда это не связано с овуляцией.
  27. Способность быть рассудительным, терпеливым и понимающим.
  28. Ощущение времени, пунктуальность. Как бы мы без внутреннего механизма распознавания времени проводили собрания, встречали дома гостей, знали, когда говорить, а когда – нет, или когда замахиваться битой в бейсболе? (Отмечено, что растения и животные также распознают и реагируют на время дня и времена года. Время влияет на всех живых существ).
  29. Способность быть ответственным и посвящать свое время определенному проекту или идее.
  30. Речь, умение петь, свистеть, кричать, визжать и шутить друг над другом.
  31. Смелость, умение разрабатывать стратегии и последовательности действий (если план А не сработает, переходить к плану Б, В или даже Г).
  32. Способность пользоваться здравым смыслом и контролировать себя.
  33. Способность предвидеть, например, угадывать, что сделает другая команда, или что скажет другой человек. Никто не знает, задумываются ли животные о своей предстоящей смерти или будущем своих потомков.
  34. Способность ощущать грусть и преодолевать ее.
  35. Умение танцевать, играть на сцене, петь в одиночку или в составе группы, играть на музыкальном инструменте соло или с оркестром, руководить актерами или работать за кулисами.
  36. Умение играть, притворяться или прикидываться. Люди умеют притворяться, что им хорошо, когда на самом деле это не так. Они могут притворяться, что они не голодны, на самом деле умирая от голода. Они могут притворяться, что им нравится подарок, даже когда это не так. Они даже могут притворяться, что притворяются.
  37. Способность рисковать своей жизнью за идеал, другого человека или за свою страну.
  38. Умение командовать и исполнять команды.
  39. Умение писать или печатать, читать и пересказывать, понимать более глубокое значение текста и читать между строк.
  40. Способность идти на компромисс, обмен или сделку.
  41. Ощущение ностальгии, способность наслаждаться прошлым, предсказывать будущее, предаваться воспоминаниям.
  42. Способность изучать или преподавать сложные идеи.
  43. Умение прибегать к здравому смыслу в принятии повседневных решений.
  44. Умение сорадоваться, например, когда выигрывает ваша команда или когда ваш племянник занимает в соревновании первое место.
  45. Способность готовить еду по сложному рецепту, ориентироваться по карте или давать указания, как куда-то добраться.
  46. Умение руководить работой другого человека.
  47. Способность обещать, давать клятвы, предупреждать и исполнять условия соглашения.
  48. Умение говорить, болтать, спорить, доказывать, намекать, предлагать или соглашаться.
  49. Способность хранить и почитать какие-то предметы, например, свитер из колледжа (то есть вещи, никак не связанные с выживанием).
  50. Способность молиться, иметь веру, разделять чьи-то чувства, петь гимны, верить и славить Бога.
  51. Навязчивые чувства, предчувствие, интуиция и проницательность.
  52. Способность сомневаться и колебаться. Именно эти действия удерживают нас от неприятностей и проблем.
  53. Умение удивляться, мечтать и расслабляться.
  54. Способность восхищаться и следовать чьему-то примеру.
  55. Стремление к чему-то хорошему.
  56. Умение делиться, радоваться за другого человека или кем-то гордиться.
  57. 57. Способность прибегать к различным выражениям лиц и жестам.
  58. Способность сожалеть и просить прощения.
  59. Умение осознавать, на что и на кого не обращать внимание.
  60. Способность проявлять радость по отношению к какому-то человеку или правилу.
  61. Стремление к справедливости. Умение доверять друг другу.
  62. Проявление благосклонности.
  63. Способность испытывать чувство вины, хотя это и не означает, что вы не поступите так снова.
  64. Способность испытывать отвращение. Защищает ли нас это чувство от употребления испорченной еды, питья мочи или загрязненной химическими веществами воды, питья из одной посуды и избегания больных людей? Тошнота, рвота и отхаркивание могут спасти нам жизнь.
  65. Способность поддерживать или завязывать дружбу.
  66. Способность за доли секунды вспоминать запахи, образы, звуки или эмоции.
  67. Способность заботиться о больных или немощных, защищать и помогать пожилым, тратить свое время и деньги на благотворительность. Некоторые из нас заботятся не только о том, кому меньше повезло в жизни, но и о нуждающихся в помощи животных. Животные, за редкими исключениями, не заботятся о представителях других видов.
  68. Способность делиться и сотрудничать. Если выживание сильнейших действительно является двигающей силой, как тогда выжили пилигримы, прибывшие в Америку, или как футбольная команда завоевывает Кубок мира? Взаимопомощь: мы часто защищаем и поддерживаем друг друга.
  69. Мудрость и знание, умение считать, анализировать, выдвигать теории и размышлять.
  70. Способность смущаться и огорчаться.
  71. Способность делать определенные вещи со сдержанностью, планировать будущие компромиссы и делиться.
  72. Способность выполнять несколько задач одновременно и владеть несколькими языками.
  73. Умение читать стихи.
  74. Проявление любопытства в большей мере, чем это необходимо для выживания – например, проведение научных исследований и экспериментов.
  75. Способность проявлять смирение, самодисциплину и щедрость.
  76. Способность испытывать беспокойство. Возможно, этот дар – видоизмененная и более мягкая форма страха?
  77. Способность волноваться – еще один дар? Очень часто мы слишком много значения придаем волнению, однако эти чувства, возможно, предупреждают нас о потенциальных негативных последствиях.
  78. Умение забывать. Возможно, ретроградная амнезия заложена в нас для того, чтобы мы не боялись предстоящей смерти? Может быть, именно поэтому из нашей памяти стираются какие-то ужасающие события? Многие люди пережили ужасные катастрофы: на кого-то напали с ножом, кого-то затащило в двигатель комбайна, кто-то пережил страшную аварию… Однако очень часто жертвы совершенно ничего не могут вспомнить об этом событии. Такая форма амнезии может длиться от нескольких минут до нескольких часов до самого события. Вспомните, что произошло с выжившим телохранителем принцессы Дианы. Он помнил все события своей жизни, однако не смог вспомнить самого ужасного ее момента.
  79. Способность страдать. И это тоже дар? Очевидно, мать Тереза, лауреат Нобелевской премии мира 1979 г., считала именно так. Она сказала: «Страдания открывают в нас такие места, которые без этого не могли бы открыться, чтобы Бог мог прийти и заполнить их».
  80. Способность помнить.
  81. Способность переживать околосмертный опыт. Есть множество историй об околосмертных переживаниях, во время которых люди видели яркий свет, своих умерших родных или Христа. Может быть, это переживания, которые призваны нас в чем-то убедить?
  82. Умение меняться, гибкость.
  83. Способность выполнять определенные действия синхронно с другими людьми – слаженно танцевать, маршировать, играть на музыкальных инструментах или петь. Подобно тому, как миллионы светлячков загораются на лугу, клетки нашего сердца синхронно сокращаются, а клетки мозга посылают электрические импульсы. Точно так же клетки наших мышц одновременно сокращаются, а все пять органов чувств слаженно работают.
  84. Способность исцеляться физически и эмоционально.
  85. Способность надеяться.

Д-р. Джефри СИМОНС, «Чего не знал Дарвин» (21я глава)

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться