Сотворённый по образу Бога

Рассел Григ

Согласно историческому Библейскому описанию сотворения Адама и Евы (Бытие 1:26-27) Бог создал первых мужчину и женщину «по образу Своему». Что это означает? И почему это важно?

Это произошло на шестой день недели сотворения после того, как Бог подготовил землю для проживания человека, и после того как Он создал рыб, птиц и других животных. Всё это было сотворено по Божественному повелению. Это означает, что Бог повелел (или захотел) и так произошло, и всё появилось. Но всё было немного по-другому во время сотворения человека. Вдохновенное Писание говорит нам:«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).

Божье совещание

В этом удивительном стихе Бог, по-видимому, с кем-то говорит. 1 Кальвин писал: «Выглядит так, словно говорящий явно совещается ... он приступает к консультации». 2 Многие другие толкователи Библии называют это «совещанием». Но если это так, то с кем совещается Бог? И почему? Говорит ли нам Библия что-нибудь об этом?

Поскольку Господь не нуждается ни в каких советниках, 3 подобное совещание может происходить только между лицами Троицы — между Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. 4, 5 В послании к Евреям 1:2 говорится о том, что когда Бог творил веки (или вселенную), Он делал это через Своего Сына. 6

Бог легко мог повелеть и человек появился бы одним лишь Его Словом, как это и было в случае с животными (Бытие 1:20, 24) и растениями (Бытие 1:11). Но Он выбрал другой путь. Человек не является ни собратом животных, ни далеким родственником примитивных растений, ни продуктом бактерий. Наоборот человек – это некто особенный, замечательный шедевр Божьего мастерства и особое выражение природы Бога. Человек был сотворен при личном содействии Бога. Бог вводит человека в мир торжественно, величаво и с особой осторожностью как результат обдуманного решения Троицы.

Несмотря на то, что человек был сотворен из праха земного, Бог лично «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Таким образом, человеческая жизнь является не результатом спонтанной перестройки молекул в его теле или продуктом эволюции от какого-либо животного или «низшего человекообразного существа» (как учит теистическая эволюция), а подарком от Бога. Это еще больше подтверждается описанием происхождения Адама в Евангелии от Луки, где Лука называет Адама не сыном человекообразной обезьяны, а «сыном Бога» (Луки 3:38).

Так что же Бог обсуждал с Сыном? В книге Откровение 13:8 говорится, что Агнец Божий (т.е. Иисус) «закланный от создания мира». К шестому дню недели сотворения были заложены все основания земли, но уже с момента сотворения человека Бог начал цепь событий, которые неотвратимо должны были привести к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на кресте как расплате за человеческие грехи. В Своей земной жизни Иисус подтвердил Свое желание и готовность исполнить волю Отца в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что Он сделал то же самое на небесном совещании, непосредственно перед тем, как Бог сотворил Адама?

По подобию Бога

Когда Бог сотворил человека по Своему подобию,7 Он хотел, чтобы человек (как мужчин, так и женщина) был определенным образом похож на Бога, и имел определенные Божьи привилегии. Относительно этого можно сделать вывод:

1. Это было не физическое сходство, а...

Несмотря на то, что Бог – это Дух (Иоанна 4:24) и не имеет такого тела, как у человека, когда Он появляется в Старом Завете перед людьми, Он делает это в теле человеческом (напр., Бытие 18:1-2; 32:24, 28, 30).8 Доктор Генри Моррис пишет: «В теле человеческом есть что-то особенное, что однозначно указывает на Божье проявление Самого Себя (так как Бог знает всё, что Он создал от начала мира — Деяния 15:18) и Он должно быть создавал тело человека именно с этой мыслью. Соответственно Бог создал тело человека не таким, как у животных: оно стоит прямо, его лицо направлено вверх, это лицо способно выражать чувства в соответствии с эмоциональными ощущениями, тело имеет мозг и язык, который может передавать звуки и символическую речь».9, 10

Более того, человеческое тело было таким, через которое должен был воплотиться Бог-Сын или «сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Таким образом Бог создал человека в таком теле, в котором Он Сам однажды пришел — в форме, в которой Он пожелал явить Себя людям.

2. Подобие мыслей.

Бог одарил человека интеллектуальной способностью, которая намного превосходила и превосходит способность понимать у животных. Таким образом, человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога. Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы «любить Бога и вечно слушаться Его», но также и для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — быть Его регентом и управлять творением вместе со своим Творцом.

Это видно из повеления Бога Адаму и Еве,11 чтобы они владычествовали над всей землей и животными (Бытие 1:26, 28), чтобы Адам ухаживал за садом (Бытие 2:15), и чтобы он дал названия всем животным на земле (Бытие 2:19-20).12

Интеллектуальные таланты человека еще больше выражаются в его способности проектировать и создавать различные вещи, ценить красоту, сочинять прекрасную музыку, рисовать картины, писать, считать огромные числа и изучать математику, контролировать и использовать энергию для самого себя (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, мыслить, принимать решения, обладать самосознанием, смеяться над собой и думать абстрактно. Всё это поведение не является инстинктивным (в отличие от животных), и как таковое оно имеет неограниченное многообразие.

3. Моральное подобие.

Из всех сотворённых Богом существ только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом.13

Человек был сотворен не только непорочным (т.е. без греха), но и святым. В противном случае Адам не мог бы иметь общение с Богом, который не может смотреть на злодеяния (Аввакума 1:13). Это еще больше подтверждается в Бытие 1:31, где Бог говорит, что всё, созданное Им (включая человека), было «хорошо весьма». Это не могло бы быть правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

4. Социальное подобие.14

Социальную природу Бога и истинную любовь можно увидеть в доктрине Троицы. Бог, суть которого есть любовь, сотворил человека с социальной природой и необходимостью в любви. Утверждение в Бытие 3:8 о том, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», указывает на то, что Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.

Бог также обеспечил человека очень особенным общением и любовью. До того, как Бог создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Затем Бог создал Еву из ребра Адама (Бытие 2:21-24), и именно этот факт Иисус использовал в разговоре с фарисеями для того, чтобы защитить святость брака и глубину любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6; Марка 10:6-8).15

Заключение

Когда Бог создавал растения и животных, Он творил их всех «по роду их» (эта фраза встречается в Бытие 1:11-25 девять раз). Когда Бог создал Адама, Он сделал его по образу и подобию Бога (см. Деяния 17:28). После грехопадения, человек всё равно остается творением, созданным по образу (Бытие 9:6; 1 Коринфянам 11:7) и подобию Бога (Иакова 3:9). Однако этот образ был запятнан в момент неповиновения Богу, и все аспекты Божьего образа были испорчены. И, тем не менее, эти аспекты были совершенными в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15), и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как в Своей жизни на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что через Евангелие мы преображаемся в образ Бога, и что этот образ облекается «в праведность и святость истины» (Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24). Это не свойственно природе человека и он не может достичь этого собственными усилиями. Это является результатом работы Христа через веру и покаяние (Иоанна 1:12; Галатам 2:20). Эту работу совершает в нас Святой Дух (Титу 3:5; Римлянам 8:28-29), который живет в Божьих детях (1 Коринфянам 3:16; 6:19). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Ссылки и примечания

  1. Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7. Вернуться к тексту.
  2. Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91. Вернуться к тексту.
  3. Исаия 40:13; Римлянам 11:34. Вернуться к тексту.
  4. Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит. Вернуться к тексту.
  5. Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19. Вернуться к тексту.
  6. Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е. через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира». Вернуться к тексту.
  7. Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е. он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6. Вернуться к тексту.
  8. Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18). Вернуться к тексту.
  9. Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74. Вернуться к тексту.
  10. Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений. Вернуться к тексту.
  11. Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е. касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей). Вернуться к тексту.
  12. Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12). Вернуться к тексту.
  13. Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога). Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вернуться к тексту.
  14. Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7. Вернуться к тексту.
  15. Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»? Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться