«Если Иисуса считать исторической личностью, то и Адама тоже»
Лита Коснер
Пасха, самый главный праздник в христианском календаре,1 – это день, когда христиане всего мира празднуют воскрешение Господа и Спасителя, Иисуса Христа (Титу 2:13). Учение о воскресении Христа – это центральная доктрина христианства. Без воскресения у нас нет надежды на спасение от грехов (1 Кор. 15:12-18).
Ранние свидетельства о воскресении
Евангелия являются самым известным письменным источником информации о воскресении – но не единственным и не самым ранним. Почетное первенство принадлежит 1-му послание к Фессалоникийцам, одному из первых посланий апостола Павла, написанному около 50 г. по Р. Х.2 Спустя всего два десятилетия со дня смерти Христа люди, называвшие себя Его учениками, утверждали, что Христос воскрес. Более того, на этом утверждении основывалось их учение. А такое, согласитесь, трудно просто взять и бездоказательно выдумать.
Евангелия, повествуя о событиях, произошедших (ок. 30–33 гг. по Р. Х.) за несколько десятилетий до их написания, берут свое начало из устных рассказов и/или воспоминаний.3 Учение, изложенное в послании Павла, прямо в них не изложено. Поэтому мы можем уверенно утверждать, что послание апостола – это наиболее раннее свидетельство воскресения Христа, которое надежно зафиксировано в письменной форме.4
Евангельский рассказ о воскресении
Очень часто рассказ о воскресении Христовом, которое содержится в четырех канонических евангелиях (написанных в 67–85 гг. по Р. Х.5) характеризуют как противоречивый. Но противоречий в нем не больше, чем в любом другом повествовании, которое описывает событие, произошедшее несколько десятилетий ранее. Несоответствия критики пытаются усмотреть несоответствия в таких деталях, как количество женщин, пришедших к могиле, ангелов, говоривших с ними, и т.д. Но большинство из таких несовпадений вовсе не противоречат друг другу, так как не являются взаимоисключаемыми. Если в одном из евангелий упоминает об одном ангеле, это не противоречит свидетельству другого евангелия, где говорится, что ангелов было двое. Противоречием являлось бы утверждение, что ангел был только один.
Несовпадения становятся легко объяснимы, если учитывать, что люди, описывавшие события, вспоминали разные детали происходящего – пусть даже эти детали на первый взгляд покажутся несколько противоречащими друг другу. Поэтому нельзя утверждать: раз неизвестно, сколько женщин пришло в воскресное утро на могилу Христа, значит, и самого воскресения не было.6
Ранняя церковь
Исторические события, последовавшие за восстанием Христа из мертвых, являются, хотя и косвенным, но и, пожалуй, наиболее явным доказательством того, что воскресение – это реальный факт истории. Оно является единственно возможным объяснением этих событий, смысл которых без него утрачивается.
Прежде всего, речь о переменах, которые произошли в поведении учеников Иисуса. Они, чуть больше месяца назад, прятавшиеся, исполнившись страха, в горнице, теперь смело ходили по улицам города и открыто провозглашали о том, что Иисус – это долгожданный Мессия, восставший (воскресший) из мертвых. Почти все апостолы впоследствии отдали за проповедь Евангелия свои жизни – хотя, чтобы спастись, им было бы достаточно просто отречься от своих слов. Можно, конечно, заявить, что многие другие христиане стали жертвами обмана; но утверждать, что апостолы умирали за заведомую ложь, крайне трудно, если вообще возможно.7
Также вряд ли кому-нибудь в первом веке пришло бы в голову объяснить пропажу тела из могилы тем, что умерший воскрес. У евреев того периода существовали различные представления о загробной судьбе человека. Одни верили в оживление всех умерших «в последний день»; другие (например, саддукеи – Мф. 22:23) отвергали идею о том, что мертвые могут вернуться к жизни; третьи считали, что воскреснут лишь избранные. Но ни один иудей не стал бы утверждать, что один человек может воскреснуть прежде всех остальных. Видимо, именно поэтому ученики не понимали Иисуса, когда Он говорил им о Своей предстоящей смерти и воскресении.
Последствия воскресения Христа для Его учеников
Неоспоримым фактом является, что практически с самого зарождения христианства верующие в Христа ожидали, что воскреснут по Его возвращении. 1-е послание к Фессалоникийцам 4:13-18 апостола Павла – один из первых примеров учения о воскресении: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Благодаря воскресению Христа стало возможным и оживление верующих в Него. Послание к Филиппийцам 3:20-21 также содержит отчетливое утверждение, что наши тела воскреснут подобно телу Христа.
Христос – «первенец воскресения» и последний Адам
Основная идея учения о воскресении верующих изложена в двух посланиях апостола Павла: 1-м Коринфянам 15 и Римлянам 5:12-21 (написанных в 53–548 и 57–589 гг. по Р. Х. соответственно). В первом из них Павел говорит о причине, по которой христиане могут надеяться на собственное воскресение: Иисус воскрес. Христос – «первенец» воскресения, гарант того, что верующие в Него также воскреснут, когда Он вернется во плоти (1 Кор. 15:23).
В обоих фрагментах содержится следующая мысль. Человечество делится на два типа людей, у каждого из которых есть свой «глава»: Адам и Христос.10 Грехом Адама мы стали грешными. Но Христос взял наши грехи на себя (Ис. 53:4-5), и Его праведная жизнь вменяется в праведность верующих в Него (2 Кор. 5:21). Все люди подчиняются тому или иному «главе». А поступки, совершенные тем или другим «главой», определяют положение их последователей перед Богом.
«Апостол настаивает на том, что люди стали грешниками вследствие непослушания Адама, равно как и были оправданы послушанием Христа. … Быть оправданным не означает быть чистым душой. Это значит быть оправданным в суде, когда с подсудимого снимаются все обвинения. Так, через послушание Христа, люди становятся поистине праведными. Но праведность в данном контексте употребляется не как этический термин, но как термин юридический».11
Павел называет Иисуса «последним Адамом»: то, как человечество связано с Адамом, отдаленно напоминает то, как христиане связаны со Христом. Причем апостол постоянно противопоставляет одну связь другой. Единственное сходство, на которое он указывает, заключается в том, что поступки обоих «глав» влекут за собой серьезные последствия для их последователей.12 Это сходство еще ярче подчеркивает различия, о которых ведет речь апостол: поступки Христа безмерно лучше поступков Адама, как и Сам Христос безмерно совершеннее, чем Адам.13
Первый человек, Адам: историческая личность
Сравнить таким образом Адама и Христа возможно только в том случае, если считать их обоих историческими личностями, которые так или иначе главенствуют над своими последователями, и результаты поступков которых оказывают на этих людей определенное влияние. Более того, Адама следует считать предком всех людей, а его грех – событием, которое впустило в мир смерть и отчуждение каждого человека от Творца. Христос же, также воспринимаемый как историческая Личность, Своим послушанием и жертвенной смертью примирил нас с Богом и заплатил цену за грех, чего не смог бы сделать никто другой.
Некоторые богословы считают, что существование Адама как исторической личности не является обязательным для принятия данного учения. Но такое мнение ошибочно, поскольку это означало бы, что человечество было греховным и смертным от самого своего сотворения. На самом же деле грех и смерть вторглись в историю человечества в тот момент, когда Адам ослушался Бога. Именно поэтому послушание и жертвенная смерть Христа были необходимы, чтобы свергнуть власть греха и смерти.14 Если Иисуса считать исторической личностью, то и Адама тоже.
Историчность личности Иисуса и значение Его крестной жертвы скрывает в себе нашу свободу от греха и смерти, дарованную им в Его воскресении. Но без признания историчности Адама становится непонятным, почему мир находится под гнетом греха и смерти. Если смерть всегда была частью сотворенного мира, о котором Бог сказал «хорошо весьма» (Быт. 1:31), тогда не имеет смыла называть смерть «последним врагом» (1 Кор. 15:26)15.
Те, кто не считают Адама исторической личностью, все же вынуждены признать, что Павел был уверен в его историчности.16
Вывод: если Адама и грехопадения не было – Евангелие беспочвенно
Конечно, можно быть христианином, не воспринимая первые главы книги Бытия в качестве исторического повествования. Однако таким христианам будет трудно устоять против нападок и насмешек неверующих людей. Ведь первые главы описывают события, которые легли в основу всего происходящего как в Ветхом, так и в Новом заветах. Книга Бытия – основа Евангелия. Она объясняет, как мир достиг состояния, которое Христос впоследствии пришел исправить.
Празднуя Пасху, мы празднуем зарождение того, что можно смело назвать «новым человечеством», глава которого – Христос. Но если наша греховность происходит не от грешного «главы» человечества, первого Адама, тогда нам нет оправдания и от нового «главы», «последнего Адама», Иисуса Христа. Нельзя говорить об Одном, исключая другого. И апостол Павел понимал это.17
К вопросу о датировке новозаветных писаний
Наверное, у многих людей возникал вопрос: как ученые датируют новозаветные писания? Действительно, штемпелей с датами на библейских книгах нет.
С уверенностью можно утверждать весьма немногое. Так, некоторые исследователи, в отличие от автора данной статьи, утверждают, что евангелия были созданы довольно рано; другие настаивают на гораздо более поздних датах их написания. Подобные разногласия касаются и посланий Павла.
Можно опираться на свидетельства ранних Отцов церкви. Но и в самом тексте содержатся подсказки, с помощью которых можно определиться с датировкой.
Например, Матфей пишет о пророчестве Иисуса о разрушении Храма (Мф. 24:1-2), но не делает комментария, что это пророчество исполнилось. Это позволяет утверждать, что его евангелие было написано до разрушения Храма в 70 г. Подобным образом, если в путеводителе по Нью-Йорку рассказывается о башнях-близнецах, но не говорится о том, что они разрушены террористами, – это свидетельствует, что данная книга была написана до 11 сентября 2001 г.
Еще один пример. Нам известно, что апостола Павла убили в 64 г. по Р. Х. Поэтому когда Лука, заканчивая книгу Деяний апостолов, не упоминает о том, что произошло с Павлом, можно сделать вывод, что эта книга была написана до смерти Павла. Но Деяния апостолов является продолжением евангелия от Луки, поэтому можно полагать, что это евангелие завершено в более ранние сроки. А Лука, создавая свое евангелие, использовал в качестве одного из источников евангелие от Марка. Таким образом, приходим к выводу, что евангелие от Марка было написано еще раньше.
При этом, даже учитывая, что евангелия были написаны спустя десятилетия после описываемых в них событий, их можно считать надежным источником информации, поскольку их писали либо очевидцы (Матфей и Иоанн), либо те, кто брал за основу своих книг свидетельство очевидцев (Марк и Лука).1 К моменту создания евангелий еще были живы другие очевидцы, которые могли подтвердить достоверность евангельского повествования.
Тот факт, что в евангелиях содержатся порой весьма нелестные рассказы о лидерах ранней церкви, также свидетельствует, что авторов удержало от приукрашивания правды их желание в точности описать реальные события.
1. См. прим. 3 ниже.
Ссылки и примечания
- См. также: Sarfati, J.. Does Easter have a pagan derivation? Was Jesus really crucified on a Friday? – 5 April 2008 – creation.com/easter. Вернуться
к тексту.
- Bruce, F. 1 & 2 Thessalonians, Word Biblical Commentary, p. xxi, Eerdmans, Grand Rapids, 1982. Вернуться к тексту.
- Это не исключает водительства Святым Духом (Иоанн 14:26, 16:13; 2 Тимофея 3:15-17; 2 Peter 1:20-21); см. также: Sarfati, J. The Authority of Scripture, Apologia 3(2): 12–16, 1994. – creation.com/authority Вернуться к тексту.
- Wright, N. Surprised by Hope: Rethinking Heaven, the Resurrection, and the Mission of the Church, p. 56, HarperOne, New York, 2008. Вернуться к тексту.
- См.: Guelich, R., Mark 1–8:26, Word Biblical Commentary, p. xxxi, Thomas Nelson, Nashville, 1989; and Carson, D., The Gospel According to John, The Pillar New Testament Commentary, p. 86, Eerdmans, Grand Rapids, 1991. Вернуться к тексту.
- См.: Holding, J. Can’t We All Just Get Along? – Tekton Apologetics Ministries, http://tektonics.org. Вернуться к тексту.
- См. Holding, J. The Resurrection narratives harmonized contextually, Tekton Apologetics Ministries. – http://tektonics.org. Вернуться к тексту.
- Witherington, B. Conflict and Community in Corinth: A Socio-Rhetorical Commentary on I and 2 Corinthians, p. 73, Eerdmans, Grand Rapids, 1995. Вернуться к тексту.
- Osborne, G. Romans, p. 14, IVP New Testament Commentary Series, Intervarsity Press, Downers Grove, Illinois, 2004. Вернуться к тексту.
- Cosner, L., Romans 5:12–21: Paul’s view of a literal Adam, Journal of Creation 22(2): 105–107, 2008; Christ as the Last Adam: Paul’s use of the Creation Narrative in 1 Corinthians 15, Journal of Creation 23(3):70–75, 2009. Вернуться к тексту.
- Moo, D. The Epistle to the Romans, p. 345, New International Commentary on the New Testament (NICNT), Eerdmans, 1996. Вернуться к тексту.
- Witherington, B. Paul’s Letter to the Romans: A Socio-Rhetorical Commentary, pp. 146–147, Eerdmans, 2004. Вернуться к тексту.
- Murray, J. The Epistle to the Romans: The English Text with Introduction, Exposition, and Notes 1:192, Eerdmans, 1965. Вернуться к тексту.
- Fee, G. The first epistle to the Corinthians, p. 752, NICNT, Eerdmans, 1987. Вернуться к тексту.
- См. Gurney, R. The carnivorous nature and suffering of animals, Journal of Creation 18(3):70–75, 2004. – creation.com/carniv Вернуться к тексту.
- Barrett, C., The first epistle to the Corinthians, Black’s New Testament Commentary, стp. 352, Hendrickson Publishers, Peabody, 1968. Вернуться к тексту.
- Полная версия статьи (на английском языке) находится по адресу: creation.com/the-resurrection-and-genesis; см. также: creation.com/gospel-dates-and-reliability. Вернуться к тексту.
Источник — www.creation.com |