Богоявления в Ветхом Завете

Тим Чеффи, Организация «Ответы в книге Бытия»

Здравствуйте.

Недавно, читая 18-ю главу книги Бытия, я был несколько смущен и шокирован. Складывается впечатление, что в этой главе предполагается, что Бог явился Аврааму в человеческом обличье (и я знаю, то же происходит позднее, когда Бог сражается с Иаковом). Мне это не очень понятно, ведь это упраздняет уникальность и важность того, что Иисус стал воплощением Бога. Если Бог мог когда угодно явить себя в человеческом обличье, то зачем был весь этот процесс с непорочным зачатием Иисуса, Его детством и т.д.? И откуда Аврааму было знать, что человек, с которым он общается, был Богом? Зачем вообще Богу было принимать человеческий облик? А если ангелы могли являться в виде людей, то разве это не стирает границы между ангелами и людьми? В чем же тогда важность человека, потомка Адама, если ангелы способны так просто принимать наше обличье?

На самом деле мне хотелось бы попросить дать мне какое-то лучшее понимание воплощения Бога и ангелов в человеческом обличье.

Спасибо и пусть Бог благословит Вас!

В.П.


Здравствуйте В.П.!

Спасибо, что обратились в организацию «Ответы в книге Бытия» и за Ваши отличные вопросы. Давайте разберемся в них шаг за шагом.

«Недавно, читая 18 главу книги Бытия, я был несколько смущен и шокирован. Складывается впечатление, что в этой главе предполагается, что Бог явился Аврааму в человеческом обличье (и я знаю, то же происходит позднее, когда Бог сражается с Иаковом)».

Вам не одному кажется довольно странным тот факт, что Господь являлся в человеческом облике Аврааму и Иакову, а также многим другим ветхозаветным людям. Давайте рассмотрим два отрывка, которые Вы упомянули.

Авраам:

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Бытие 18:1–3).

Иаков:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь  Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 32:24–25, 28–30).

Многие теологи называют явления Бога, описанные в этих и других подобных отрывках «теофаниями» (греч.: theos = «Бог» + phaino = «являться») или «христофаниями». Эти слова соответственно означают «явления Бога» или «явления Христа».

В Ветхом Завете также в нескольких случаях упоминается «Ангел Госопдень»1. Например, этот «ангел» явился жене Маноя, чтобы предсказать ей рождение Самсона:

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;  итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего» (книга Судей 13:3–6).

«Мне это не очень понятно, ведь это упраздняет уникальность и важность того, что Иисус стал воплощением Бога».

Христиане обычно соглашаются с тем, что в приведенных выше и в других подобных отрывках, где упоминается «Ангел Господень», речь идет о явлениях Христа до его воплощения в человеке.2 Давайте рассмотрим некоторые характеристики этого «Ангела», приведенные в различных отрывках

  1. К «Ангелу» обращаются с помощью местоимений мужского рода (Бытие 16:13; Судей 6:21).
  2. Его определяют, как Бога (Судей 6:11, 14;  Захарии 12:8).3
  3. Он творил чудеса (Судей 6:21; 13:20).
  4. Гидеон и Маной думали, что умрут, потому что видели «Ангела» лицом к лицу (Судей 6:22;13:22).
  5. «Ангел» с точностью предсказывал события будущего (Судей 13:3).
  6. Его имя «чудно» (Судей 13:18; см., Исаия 9:6).
  7. За одну ночь он уничтожил 185 000 солдат ассирийской армии (4 Царств 19:35).4

Хотя ангелы время от времени совершали подобные дела – чудеса и пророчества, есть четкие примеры, когда «Ангел Господень» не рассматривается, как обычный ангел. Иногда Он воспринимается как Бог, принимает хвалу, и как минимум двое людей подумали, что умрут, увидев Его лицом к лицу. Эти же характеристики и действия во всем Писании четко относятся к Богу.

Следует рассмотреть и несколько других отрывков. В книге пророка Захарии 3:1–2, «Ангел Господень» отличается от Господа Саваофа, потому что Он обращается к Саваофу. В Иоанна 1:18 говорится: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». А это значит, что люди видели Сына Божьего, но не Бога-Отца и не Святого Духа. Кроме того, «вождь воинства Господнего» (Иисус Навин 5:14) – скорее всего, является той же личностью, что и «Ангел Господень». Иисус Навин видел «вождя», державшего меч, и принявшего поклонение Иисуса Навина. Иногда святые ангелы от него отказываются (Откровение 19:10, 22:8–9). И, наконец, «Ангел Господень» больше не являлся после рождения Христа в Новом Завете, хотя воскресший Иисус Христос явился Савлу по дороге в Дамаск (Деяния 9:1–6; 22:6–10; 26:14–19; 1 Коринфянам 9:1; 15:8).

Эти истины заставили многих исследователей Писания прийти к выводу о том, что «Ангел Господень» в Ветхом Завете – это не кто иной, как Сам Христос. Его называют Богом, Он имеем характеристики Бога, Его видели люди, прославляли Его и Он отличается от Бога-Отца и Святого Духа. Поэтому богоявления вовсе не упраздняют уникальность и важность Христа, а наоборот их утверждают. Они также демонстрируют близость отношений Бога со Своим творением, опровергая идею о некоем далеком боге, с которым некоторые люди неправильно ассоциируют Библейского Бога.

Явления Христа в Ветхом Завете не только являются интересной темой для изучения, а также подтверждают факт Его существования до воплощения, о чем Он Сам говорил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанна 8:58). Тот факт, что Иисус является Создателем, также подтверждает факт его существования еще до Его первого прихода (Иоанна 1:1–3; Колоссянам 1:16).

Некоторые люди утверждают, что Иисус – это архангел Михаил. Например, основатель движения свидетелей Иеговы, Чарльз Тейз Рассел, использовал понятие о том, что Иисус и Михаил – одна и та же личность, чтобы говорить о Христе, как о сотворенном существе, а не как о Творце всего сущего.

Некоторые христиане также связывают Иисуса с Михаилом. Жан Кальвин и Мэтью Генри описывали эти связи в своих комментариях к книге пророка Даниила 12:1–4. Однако, в отличие от свидетелей Иеговы, ни один из них не считал Иисуса сотворенной личностью. Скорее всего, они считали, что Михаил – это просто другое имя «Ангела Господнего». Однако и в этой точке зрения есть свои недочеты. Например, в Даниила 10:13, Михаил назван «одним из первых князей».5 Иисус – не просто один из первых в группе: Он – единородный Сын Божий.

«Если Бог мог когда угодно явить себя в человеческом обличье, то зачем был весь этот процесс с непорочным зачатием Иисуса, Его детством и т.д.?»

Существуют несколько причин, по которым этот процесс был необходим. Иисус прошел его, чтобы исполнить пророчество. В книге Бытия 3:15, Бог дал пророчество о том, что семя женщины будет поражать змея в голову. В книге пророка Исаии 7:14 также содержится пророчество о непорочном зачатии Еммануила (буквально «Бог с нами»). Он также пришел во плоти для того, чтобы проявить сострадание к нашей человеческой сущности. В послании к Евреям 4:15 сказано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха».

И, конечно же, одной из основных причин, по которым Иисус стал человеком, было Его желание спасти нас от греха. В послании к  Евреям 10:4 говорится: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Далее в этой же главе говорится о том, что священники-левиты делали одни и те же жертвоприношения, которые не могли омыть наши грехи. Эти жертвы служили для того, чтобы покрыть грехи людей. Для того, чтобы наши грехи были удалены (т.е. прощены), была нужна кровь совершенного человека.

«По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:10, 12–14)

Будучи зачатым в теле Марии, Иисус принял человеческую плоть, чтобы стать нашим «родственником-искупителем» (чтобы лучше понять концепцию «родственника-искупителя», смотрите Руфь 3:12).6 Будучи прямым потомком Адама, Иисус мог стать совершенной жертвой для сыновей Адама. Он умер, был погребен и воскрес из мертвых во плоти по Писанию (1 Коринфянам 15:3–5). Он умер и воскрес, чтобы подарить жизнь потомкам Адама (человека, принесшего в мир грех и смерть) – тем из них, кто покается в грехах и уверует в Иисуса Христа, как в своего Господа и Спасителя (1 Коринфянам 15:21–22).

Иисус не только был одним из нас, но и совершенно исполнил Закон, отдав Себя, как непорочного агнца (Евреям 9:14; 1 Петра 1:19). Прожив Свою жизнь без греха, Он также дал нам совершенный пример послушания, которому мы должны следовать. И благодаря своей совершенной жизни и смерти во плоти, он поразил дела Сатаны (Евреям 2:14).

«Откуда Аврааму было знать, что человек, с которым он общается, был Богом? Зачем вообще Богу было принимать человеческое обличье?»

До 19 главы книги Бытия, Бог являлся Аврааму как минимум дважды (Бытие 12:7,17:1) и несколько раз обращался к нему другими способами (Бытие 12:1; 13:14; 15:1). Разумно предположить, что в 18 главе книге Бытия Бог явился в том же виде, как и ранее, чтобы Авраам узнал Его. На самом деле, увидев Господа и двух других «мужей» (ангелов), Авраам побежал к Нему и поклонился.

Конечно же, это возвращает этот вопрос к более ранним временам. Как Аврам (Авраам) узнал Бога, когда Он впервые ему явился? В Библии об этом ничего не сказано, однако, на основании тех явлений, которые мы рассмотрели ранее, нам известно, что личность, которую обычно идентифицируют как «Ангела Господня», узнается сразу же. Самое первое богоявление произошло тогда, когда Бог произнес Проклятие. Помните, что после того, как Адам и Ева согрешили и пошили себе одежды из листьев, они « услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Бытие 3:8, курсив добавлен).7 Это подразумевает, что Бог явился им в физическом обличье, поскольку они слышали его голос, ходящего в раю, прежде чем Он обвинил Адама и Еву.

Во всем Писании Бог доносил Свои послания до людей различными способами. Он давал Иосифу, фараону, и Навуходоносору сны с предсказаниями событий будущего. Он также использовал видения, общаясь с Даниилом, Иезекиилем, Иоанном и другими людьми. Во многих местах нам просто говорится, что «Бог сказал», или «было слово Господне», обращенное к отдельным людям. Весьма вероятно, что в этих примерах имели место богоявления, и Бог общался с людьми лицом к лицу. Также возможно, что Бог общался с ними лишь слышимо, не являясь им в физическом обличье. Очевидно, именно так произошло с Илией, когда к пророку «был голос» (3 Царств 19:12–13).

Конечно же, если в Библии четко не говорится, что Бог принял человеческое обличье, чтобы общаться с людьми, мы можем лишь строить предположения. Независимо от того, почему иногда Бог избирал тот или иной метод общения, мы знаем, что, являясь Своему посланнику, Он эффективно передавал ему Свое послание.

«А если ангелы могли являться в виде людей, то разве это не стирает границы между ангелами и людьми? В чем же тогда важность человека, потомка Адама, если ангелы способны так просто принимать наше обличье?»

В послании к Евреям 13:2 сказано: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». В некоторых комментариях этот отрывок связывается с Авраамом в 18 главе книги Бытия. Однако Авраам оказал гостеприимством ангелам не без умысла. Он ясно осознавал, что, по крайней мере, один из его гостей имел сверхъестественную природу. Однако в Библии были и другие люди, которые, очевидно, не знали, что оказывают гостеприимство ангелам или «Ангелу Господню»(например, Лот в книге Бытия 19:1–2; Гидеон в книге Судей 6:11–24).

Возможно, вам кажется, что подобные события стирают грань между людьми и ангелами, однако между ними существуют четкие различия. Ангелы – это духовные существа (Евреям 1:13–14), а люди созданы из плоти и костей, при этом обладая и духовным компонентом (Луки 24:39; Деяния 17:16). Ангелы, по крайней мере, некоторые из них, могут перевоплощаться в людей, однако люди не в состоянии принять ангельское обличие. В послании к Евреям процитирован отрывок из Псалма 8:4–6, где сказано, что человек «умален перед ангелами». Конечно же, ангелы обладают большей силой по сравнению с людьми, и им известно намного больше, чем известно нам.

Однако существуют моменты, в которых человек наделен преимуществами по сравнению с ангелами. В 1 Петра 1:12 говорится, что есть то, «во что желают проникнуть ангелы», а именно все, что касается спасения. Фактически, только люди могут получить спасение, поскольку Иисус был потомком Адама, и только потомки Адама могут обрести спасение. Иисус не воплощался в ангелов, чтобы спасти их (Евреям 2:16).

Поэтому, несмотря на то, что ангел с помощью каких-то сверхъестественных сил и способностей может принять человеческое обличье, он не может стать фактическим потомком Адама. Восставшие ангелы не могут получить спасение, а восставшие люди могут спастись, покаявшись в своих грехах и уверовав в то, что только Христос может их спасти.

В Библии также говорится, что сатана и множество восставших ангелов всячески пытаются обмануть людей (Ефесянам 6:10–13; 2 Коринфянам 11:14–15), поэтому нам следует «испытывать духов», (1Иоанна 4:1–3; Галатам 1:6–9), чтобы определить, соответствует ли слышимое нами послание Писанию, а особенно это касается послания Евангелия.8  Помня о том, что мы находимся в духовной борьбе с мастерами лжи, мы должны еще более усердно изучать Писание, убеждаясь в том, что мы истинно следуем за Христом, а не за «лжехристами» (Матфея 24:24).

Я надеюсь, этот краткий ответ поможет вам. Пусть Бог благословит вас в познании Его Слова и в Вашем желании следовать за Ним.

Во Христе,

Тим Чеффи,

Организация «Ответы в книге Бытия, США».

Ссылки и примечания

  1. Следует отметить, что слова «Ангел Господень» встречаются и в Ветхом, и в Новом Завете. Не следует предполагать, что эти словосочетания автоматически относятся к одной и той же личности. В некоторых переводах Библии делается попытка помочь читателю разграничить эти два термина, с помощью написания слова «Ангел» с большой буквы, когда речь идет об «Ангеле Господнем». Однако очень часто в таких переводах заглавные буквы используются непоследовательно, потому что трудно установить, в каких случаях данный термин был использован обобщенно, а в каких – специфически. Например, в английском переводе Библии короля Иакова слова «Ангел Господень» часто пишутся с заглавной буквы (mal’ak YHWH), например, в  Бытии 16:7 и 22:11. Однако в некоторых случаях переводчик пишет слово «ангел» с прописной буквы (например, 2 Царств 24:16; 4 Царств 19:35). Вернуться к тексту.
  2. Поскольку термин «ангел» часто используется для обозначения посланника, возможно, что в некоторых случаях словосочетание «Ангел Господень» относится к обычным к ангелам, а не к одному особому «Ангелу» - Христу до Его воплощения в человеке. В одной из ссылок в английском переводе Библии «NET Bible» объясняется, почему некоторые люди не рассматривают эти события, как богоявления. Объяснив, что данный термин означает всего лишь «посланник Господа», редактора пeревода NET Bible написали: «Кое-кто считает, что ангел Господень является ипостасью Христа до Его воплощения в человеческом теле, поскольку в некоторых текстах ангел отождествляется с самим Господом. Однако более вероятно, что ангел всего лишь является представителем Господа; он может говорить от Его имени, поскольку он послан с полными полномочиями от Господа. В некоторых случаях ангел четко отличается от Господа (см Судей 6:11–23). Нет уверенности и относительно того, пребывает ли в нашем поле зрения один и тот же ангел. И хотя имя нарицательное, следующее за словом «ангел» многое определяет, возможно, речь идет о каком-то определенном ангеле, посланном от Господа, в любом заданном контексте. И не обязательно, что в каждом случае речь идет об одном и том же ангеле». Издательство Biblical Studies Press, The NET Bible First Edition, (Biblical Studies Press, 2006), Бытие 16:7. Вернуться к тексту.
  3. Некоторые христиане считают, что еще одно богоявление произошло, когда Навуходоносор увидел четырех мужей, ходящих среди огня. Он сказал, что «вид четвертого подобен сыну Божию» (Даниил 3:25). Может показаться, что это прямое указание на Иисуса, и, возможно, это действительно был Он. Однако возможно, что это был и просто ангел. Навуходоносор действительно видел четвертого человека в огне, однако следует помнить и о том, что в этот момент своей жизни он был языческим царем, который пытался объяснить мир со своей политеистической точки зрения. Его слова записаны на арамейском языке, и он называл четвертого человека в огне (bar ’elahin). Буквально это переводится как «сын богов». Этот буквальный перевод приводится в ссылке к новому переводу Библии на английском языке (NKJV). А значит, мы не можем однозначно утверждать, что это было богоявление.  Вернуться к тексту.
  4. Более детально об этом и других богоявлениях читайте в статье «На самом ли деле Иисус - Бог?»  Вернуться к тексту.
  5. Фразу «один из первых князей» можно перевести по-разному, однако большинство популярных переводов Библии останавливаются именно на этом словосочетании. В одном из переводов Библии на английском языке « YLT» Михаил назван «первым из начальников». Если этот перевод считать лучшим, то он оказывает более сильную поддержку теориям Калвина и Генри.  Вернуться к тексту.
  6. Очень хорошо концепция «родственника-искупителя» описана в этой статье: http://www.abideinchrist.com/messages/lev25v25.html.  Вернуться к тексту.
  7. Многие люди утверждают, что до своего грехопадения Адам и Ева гуляли в саду с Богом. Несмотря на то, что возможно так и было, в Библии ни разу об этом не сказано. В ней написано, что они услышали, как Бог прогуливается в саду уже после того, как они согрешили. Возможно, другие люди буквально «ходили» с Господом, например Енох (Бытие 5:24), Ной (Бытие 6:9), или даже Авраам, который вкушал с Ним пищу (Бытие 18). Однако фраза «ходил», весьма вероятно, является идиоматическим выражением, указывающим на близкие отношения, которые были у Еноха и Ноя с Господом. Вернуться к тексту.
  8. Фраза «испытывать духов» не обязательно означает, что мы буквально имеем дело с «духами» (т.е. ангелами), а, скорее, предполагает то, что послания, которые нам нужно испытывать, имеют духовное происхождение, и их следует сравнивать со словом Божьим. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться