Будучи атеистом, ветеран британской политики Рой Хэттерсли1 считается в каком-то роде идним из авторитетных исследователей организации «Армия Спасения» с момента написания им ставшей бестселлером биографии Уильяма и Кэтрин Бут.2
Не удивительно, что создатели одной из программ телеканала BBC, посвященной эффективности деятельности Армии Спасения,3 решили узнать его мнение по данному вопросу. Ведущий программы, Питер Дэй, задал Хэттерсли такой вопрос: «Такие вещи, как социальные инициативы у предпринимателей, которые зарождаются в определенный момент и при определенных обстоятельствах, зачастую исчерпывают свои силы через одно-два поколения. Как вы думаете, находится ли «Армия Спасения» под угрозой такого вот исчерпания ресурсов?»
Ответ Хэттерсли был незамедлительным и довольно экспрессивным:
«Я не думаю, что Армии Спасения хоть сколько-либо угрожает опасность исчерпать свои силы. И я думаю, эта организация по-прежнему остается живой благодаря убеждениям, на которых она строится. Я сам атеист. Но я был с ними на улицах и видел, как они работают с людьми, с наиболее обездоленными и уязвимыми, а иногда даже и с отвратительными персонажами. Я думаю, что они не делали бы этого, не имея на то религиозных побуждений. И, как я часто говорю, я ни разу не слышал о какой-то атеистической организации, которая раздавала бы еду бедным. Вы не услышите об «атеистической помощи», так как слышите о «помощи христианской». И, несмотря на то, что я сам не способен уверовать, меня глубоко поражает, что может сделать вера с такими людьми, как сотрудники Армии Спасения».
С момента публикации биографии Уильяма и Кэтрин Бур, Рой Хэттерсли написал еще несколько работ (href://textualities.net/author/roy-hattersley/) о позитивном влиянии христианских евангелистов: «Мое восприятие общества сильно отличается от мировоззрения Бута и Джона Уэсли. Я атеист. Однако это не мешает мне восхищаться силой их убеждений. Также это не мешает мне и осознавать, какую важнейшую роль сыграло «добропорядочное» христианство в развитии современной Британии». Больше о позитивном влиянии возрождения Уэсли/Уайтфилда читайте в статьях «Уильям Уилберфорс – активист, выступающий против рабства» и «Сказка о четырех странах».
Рой Хаттерсли – не единственный высокопоставленный атеист, который публично говорит (буть то охотно или скрепя сердце) о плодах Евангелия.
Мэтью Пэррис, еще один известный британский политик, автор и журналист,4 написал удивительную статью для издания The Times под названием «Будучи атеистом, я искренне верю, что Африке необходим Бог» с подзаголовком «Миссионеры, а не деньги, являются решением самой острой проблемы Африки – разрушительного пассивного образа мышления ее жителей».5
Статья Пэрриса была написана в виде изложения его личного мнения, которое основывается на опыте посещения различных стран Африки в детские годы, а также во время длительного путешествия по континенту в 20-летнем возрасте. После недавнего визита, в ходе которого он посетил один из проектов по бурению скважин в деревнях, он написал следующее:
«Увиденное вдохновило меня и возродило мою былую веру в благотворительные проекты, занимающиеся развитием. Но мое путешествие в Малави возродило еще одно убеждение, которое я пытался загасить всю свою жизнь, но от которого я не смог избавиться с детских лет, проведенных в Африке. Оно подрывает мои идеологические устои, упрямо отказывается вписываться в мое мировоззрение и постоянно сбивает с толку мое установившееся мнение о том, что никакого Бога нет.
Будучи убежденным атеистом, я убедился, какой колоссальный вклад христианский евангелизм делает в развитие Африки: эта работа резко отличается от усилий мирских неприбыльных организаций, правительственных проектов и международных благотворительных проектов. Этого просто недостаточно. Образования и обучения недостаточно. Именно христианство изменяет сердца жителей Африки. Оно несет в себе духовное преображение. Рождение свыше реально и перемены идут во благо».
«Я ни разу не слышал о какой-либо атеистической организации, которая раздавала бы еду бедным. Вы не услышите об «атеистической помощи». Атеист и представитель лейбористской партии Великобритании Рой Хэттерсли, январь 2010
Рождение свыше? Духовное преображение? Вряд ли это можно назвать речью атеиста. Тем не менее, атеизм Пэрриса совершенно реален. Он говорит о том, что пытался «избежать истинности» того, что видел, и что ему хочется аплодировать, глядя на практические дела миссионерских церквей, игнорируя при этом остальные аспекты миссионерской работы. «Я бы сказал, очень жаль, что со всем этим в комплекте идет спасение, - пишет Пэррис. – Но христиане, работающие в Африке, и белые, и черные, на самом деле исцеляют больных, учат людей читать и писать; и только самый ярый противник религии, глядя на миссионерскую больницу или школу, мог бы сказать, что миру было бы лучше без них. Я бы даже допустил, что если миссионерам для оказания помощи нужна вера, то пусть так и будет: но в счет идет именно помощь, а не вера».
Однако, как признал Пэррис, «это не соответствует фактам». Он объяснил, как христианская вера идет на пользу бедным – не только благодаря тому, что она поддерживает самих миссионеров, но и потому, что она «преображает жителей. Именно этот результат имеет такое колоссальное значение, и я ничего не могу поделать с тем, что вижу это своими глазами».
Мэтью Пэррис написал множество книг, среди которых и его книга «Случайный свидетель» - автобиографическое повествование, в котором он в основном фокусируется на своих наблюдениях и опыте, полученном во время работы в Парламенте. Однако, пожалуй, намного большее значение имеет время, проведенное в Африке. Более 45 лет назад, когда Мэтью Пэррис был еще ребенком, его семья жила в южной части Африки, и он часто бывал среди миссионеров-христиан (друзей или членов семьи). Когда он снова побывал в Африке в 20-летнем возрасте, он неизбежно замечал, что христиане, не важно, белые или черные, отличались от всех остальных людей. Это ощущение не покидало его, куда бы он не ехал – от Алжира до Нигера, Нигерии, Камеруна, ЮАР, Конго, Руанды, Танзании или Кении. Его недавняя поездка в Малави снова напомнила ему об истине, которую он пытался «загасить» в себе всю свою жизнь.
Пэррис на самом деле отмечает то же, что многие другие люди в прошлом и в настоящем видят в верующих в Евангелие. «Христиане всегда были другими. Вера не запугала и не ограничила новообращенных, а, скорее освободила и расслабила их».
Мэтью Пэррис также отмечает, что у христиан всегда есть определенная «живость, пытливость, интерес к миру, а также прямота в общении с другими людьми», и что именно этих качеств не хватает неверующим. «Они стойко преодолевают невзгоды», - пишет Пэррис.
Вспоминая свое путешествие на машине, в которое он в 24-летнем возрасте отравился с четырьмя друзьями-студентами, Пэррис отмечает, что различие между христианами и неверующими особенно бросалось в глаза на «бандитских» территориях южнее Сахары. «Каждый раз, когда мы въезжали в селение, где работают миссионеры, мы были вынуждены признать, что что-то изменилось в лицах людей, которые проходили мимо или беседовали с нами: было что-то такое в их глазах, в том, как они смотрели на тебя, прямо, лицом к лицу, не опуская взгляда и не отворачиваясь. Они не стали более почтительны к незнакомцам, но в какой-то мере стали более открытыми».
Во время недавней поездки, целью которой было знакомство с работой проекта по развитию деревни в Малави, Пэррису пришлось тесно работать с активистами благотворительных организаций. Хотя Пэррис признает, что ему было бы намного проще считать, что их «честность, усердие и оптимизм в работе» никак не связаны с их личной верой,6 он был вынужден прийти к выводу, что они бесспорно «находятся под влиянием христианской концепции места человека во Вселенной».
«Христиане всегда были другими. Вера не запугала и не ограничила новообращенных, а, скорее освободила и расслабила их». — Атеист Мэтью Пэррис
Пэррис также делает и такое проницательное наблюдение: «Среди западных социологов уже давно существует мода навязывать людям племенные ценности и ограждать их забором, который избавит их от критики, развитой в нашей собственной культуре: «это «их», а значит, это для «них»; а значит, это имеет такую же подлинную и природную ценность, какую «наше» имеет для «нас»”.7
«Мне это не понятно. По моим наблюдениям, племенные убеждения нельзя назвать более миролюбивыми, чем наши, и они тоже подавляют индивидуальность». Далее он отмечает, что такое мировоззрение «подпитывает политику «больших людей» и гангстеров в Африканских городах – политику преувеличенного уважения к самодовольным лидерам» и не делает ничего для преодоления страха перед злыми духами, предками и природой, который тяготит многих жителей Африки. Пэррис пишет, что этот груз напрочь вытесняет личность и без того затертое чувство любопытства. Люди не хотят брать на себя инициативу, не хотят брать дело в свои руки или нести это на своих плечах».
С другой стороны, христианство «со своим учении о прямой, личной, двухсторонней связи человека с Богом, осуществляемой вне коллектива и не регулируемой ни одним другим человеком, разносит в пух и прах философскую/духовную систему, которую я только что описал. Оно предлагает надежную поддержку тем, кто боится отбросить сокрушающее племенное шаблонное мышление. Именно поэтому и именно таким образом оно дарит свободу».
Если убрать христианский евангелизм из Африканского уравнения, весь континент может быть оставлен на милость враждебной смеси, состоящей из одежды фирмы Nike, колдунов, мобильных телефонов и мачете — атеист Мэтью Пэррис.
Пэррис приходит к выводу о том, что любые программы гуманитарной помощи, которые фокусируются только лишь на предоставлении материальных благ и технических знаний не преуспеют. «Если убрать христианский евангелизм из Африканского уравнения, весь континент может быть оставлен на милость враждебной смеси, состоящей из одежды фирмы Nike, колдунов, мобильных телефонов и мачете».
Наблюдения Пэрриса напоминают мне еще об одном из атеистов, которому по душе «христианские ценности». Ричард Докинз часто, отвечая на вопросы о своем социальном положении и морали, говорит, что он никакой не дарвинист. В таких ситуациях он даже называет себя «христианином по культуре». Это прекрасно, что атеисты принимают христианские ценности. Однако если людям говорить о том, что они не должны доверять Библии, то эти ценности, как мы часто видим вокруг, просто не выживают в обществе. Создается такое впечатление, как будто пост-христианский запад до сих пор живет на последнем издыхании христианского культурного наследия, которое очень быстро исчерпывается.
Становится непонятно, почему Рой Хэттерсли и Мэтью Пэррис со всеми своими проницательными наблюдениями о неоспоримом позитивном влиянии христианского учения о «месте человека во вселенной» сами не верят в это учение?
Возможно, в их случае, так происходит потому, что они хотят верить лишь в то, что является истиной и сообразовывается с реальностью. Они не хотят тратить свое время и энергию на веру в то, что кажется им вымыслом. Помните, их учили, что эволюция – это доказанный факт? Поэтому их разум придает Библии, начиная с книги Бытия, статус «сказки».
Сколько тысяч других людей являются жертвой этого обмана? Так оставаться больше не должно, и об этом вам скажут многие читатели издания «Сотворение».
Источник - www.creation.com