Мог ли Адам оспорить вынесенный Богом приговор?

Рассел Григ

Обычно во всех странах, где не правят диктаторы, человек, которого признали виновным в любом преступлении, имеет право подать апелляцию в суд более высокой инстанции.

В книге Бытия, главы 1–3 сказано, что Бог сотворил Адама, подарил ему Эдемский сад, в котором он мог жить, и сказал ему, что он может есть плод с любого дерева, кроме одного, которое Он назвал «древом познания добра и зла». Бог предупредил Адама, что если он вкусит плод с этого дерева, наказанием будет смерть. Это был не совет, а повеление. Это дерево не было ядовитым; смерть была в самом неповиновении. Адам и его жена Ева вкусили запретный плод. Бог вызвал их к себе, допросил и огласил смертный приговор. Итак, мог ли Адам оспорить вынесенный вердикт?

Фото из коллекции stockxpert
Мог ли Адам оспорить вынесенный Богом приговор?

Преступление

То, что совершили Адам с Евой, не было незначительным проступком, как, например, неоплата парковочного талона в наше время. Адаму был четко дан один закон, который ему следовало соблюдать, – не есть плода с определенного дерева. Точно так же ему были даны четкие разъяснения относительно последствий непослушания - «смертию умрешь». Он не мог утверждать, что закон был несправедлив, или что его ситуация была неуправляемой.

Этот запрет был простым и справедливым испытанием их с Евой повиновения и любви к Богу,1 и посредством его они могли выразить признание того, что ими правит Бог. Очевидно, что они были испытаны.2

Судья

Имел ли право Бог выступать в роли судьи по отношению к Адаму и Еве?

Ответ: Да. С человеческой точки зрения, создатель игры (например «Монополии») имеет полное право устанавливать правила данной игры. Будучи Создателем и Законодателем для Адама и Евы, Бог имел полное право быть и их Судьей. Однако, не зависимо от любых человеческих обоснований, которые мы можем выдумать, Всемогущий Бог, хотя бы по той причине, что Он является Всемогущим Богом, имел абсолютное право быть Законодателем для Адама и устанавливать любые угодные Ему правила (которые соответствовали Его святой, праведной и справедливой природе), и Адам с Евой должны были их соблюдать.

Обратите внимание, что Бог не хотел, чтобы они оступились. Напротив, он сделал повиновение легкой и приятной задачей. Он «сотворил человека без его греховной природы, поместил его в идеальные условия, дал ему все необходимое для удовлетворения его временных потребностей, наделил его сильными интеллектуальными способностями». Он дал ему «работу, чтобы занять руки и разум, подарил ему спутницу на всю жизнь, предупредил о последствиях неповиновения и вступил с ним в отношения личного общения»3

Христос («последний Адам», как он был назван в 1 Коринфянам 15:45) тоже был искушаем сатаной,4 но преодолел искушения, таким образом выборов у дьявола «власть над всей расой, которую тот получил, одержав победу над первой человеческой парой».5

Дознание

В большинстве человеческих судов большая часть времени уделяется установлению фактов произошедших событий, и иногда при оценке приведенных доказательств случаются ошибки. Однако Богу не был нужен божественный эквивалент человеческого суда, чтобы установить факты, оценить их и вынести приговор. Будучи Всезнающим, Он знал все, что совершили Адам с Евой в тот самый момент, когда они это делали. Более того, Бог знал, каковы будут факты еще до того, как само действие имело место. Еще до того, как Бог сотворил Адама и Еву, Он знал, что они ослушаются его и согрешат.

В следующий раз, когда Бог явил Себя в саду, последствия греха уже были очевидны в поведении Адама и Евы – стыд, чувство вины и страх проявились в том, что они спрятались от Бога, с Которым до этого у них были прекрасные взаимоотношения. Бог стал спрашивать у Адама, главы семьи. Бог спросил: «Где ты?» не для того, чтобы получить информацию о его местонахождении, а, скорее, риторически, возможно для того, чтобы подтолкнуть Адама (и Еву) исповедать свой грех.

Защита

Есть ли доказательства, которые Адам мог бы выдвинуть в свою защиту, но не сделал этого?

Ответ: Нет. Адам не отрицал факты. Единственное его оправдание было легкомысленным и кощунственным – он сказал что Ева, которую ему дал Бог, дала ему этот плод. Значит, если кого-то и следует винить, то одного из них, или их обоих! Ева же, в свою очередь, обвинила змея.6 История свидетельствует о том, что это были весьма сомнительные оправдания. Бог не позволил бы сатане искушать Еву в обличии «ангела света» (2 Коринфянам 11:14), кого она могла ошибочно принять за божественного посланника, дающего новые указания. Сатана пришел к ней в образе змеи, «существа не только стоящего значительно ниже Бога, но и значительно ниже их самих. Таким образом, у них нет никакого оправдания тому, что они позволили простому животному заставить их нарушить заповедь Божью. Они были поставлены владычествовать над животными, а не следовать их законам».7

Бог передал Свой закон Адаму еще до того, как Ева была сотворена. Это предполагает, что позднее Адам передал его Еве, поскольку она цитировала слова, запрещающие вкушать плод, сатане (Бытие 3:3), хоть и с дополнением о том, что к нему также нельзя прикасаться. Возможно, Адам сказал ей: «Поэтому даже не прикасайся к нему». Однако, как бы там ни было, они оба были обязаны подчиняться Божьей власти.

Вердикт и наказание

Когда пара, в конце концов, признала свою вину (Бытие 3:12–13), Бог вынес приговор, который иногда называют «проклятием» (Бытие 3:14–19). Этот приговор должен был иметь последствия не только для Адама и Евы, а и для их потомков, то есть для всего человечества. В оригинале слова предостережения звучат так: «смертию умрешь».8

С того самого момента человеческие тела начали разлагаться и в конце концов должны были «возвратиться в прах» (Бытие 3:19). Природа Адама «была заражена бактерией смерти, которая, развиваясь, приводит к полному распаду в прах».9

Еве Бог сказал, что она будет рожать детей в «болезни», и что муж будет «господствовать» над ней. Земля также была проклята, и теперь Адаму нужно было в поте лица добывать пропитание. Изначально им была дана власть над землей (Бытие 1:28), но теперь все человечество должно было зависеть от земли. «Все, что приносит человеку вред в царстве органики, растений и животных, является результатом проклятия земли за грех Адама… В последствии многое в мире природы, что без греха должно было приносить им лишь благо и при любых событиях должно было быть безобидным, с момента грехопадения стало ядовитым и разрушительным».9 И, наконец, Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада.

Не было ли наказание слишком суровым за такой «незначительный» проступок?

Ответ: Нет. Серьезность преступления зависит от того, против кого оно было совершено. Например, преступление против мухи, намного менее серьезно, нежели преступление против человека. А насколько тогда серьезнее преступленное, совершенное против Самого Всемогущего Бога! Мотивацией непослушания Адама и Евы был не их голод, а их гордыня, стремление стать подобными Богу (Бытие 3:5). Любой грех, фактически – это восстание против власти Бога и Его воли, открытой для нас. Мерой Божьего гнева против греха является мера Его святости. А мерой наказания – смерти – была и есть мера чудовищности преступления, восстания против Бога.

Был ли суд высшей инстанции, куда мог бы обратиться Адам, чтобы оспорить вынесенный приговор?

Ответ: Нет. Всемогущий Бог,10 Всесильный, Всезнающий и Вездесущий – Бог Вышних.11 Он также «единый истинный Бог» (Иоанна 17:3). Нет власти выше Его.

А как на счет Божьей милости?

Доказательства Божьей милости можно увидеть в нескольких аспектах этого суда:

  1. Зная, как все произойдет, Бог избрал Своего Сына, Иисуса Христа, «еще до основания мира» стать средством искупления от последствий греха Адама и нашего собственного греха, и средством восстановления отношений с Богом (1 Петра 1:18–20; Откровение 13:8; Ефесянам 1:4).
  2. Бог пообещал Адаму и Еве (и нам), что семя женщины (непорочно зачатый Иисус Христос) будет «поражать в голову» змея, то есть приведет к полному падению сатаны (Бытие 3:15).
  3. Это было совершено Иисусом Христом благодаря Его смерти на кресте за наши грехи, и Его воскресению. А те, кто покается в своих грехах и возложит свою веру в Бога, после смерти соединятся с Богом и обретут состояние святости и общения с Богом, утраченные Адамом и Евой в Эдемском саду.

Важность для нас

В Библии сказано, что всем нам однажды придется предстать перед Богом и быть осужденными.

«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27). Бог сказал нам, что будет судить нас посредством Господа Иисуса Христа. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31).

Христиане – это люди, которые на протяжении своей жизни уже признали, что они «виновны» в преступлении бунта против Божьей власти. Однако они могут также сказать: «Мое дело уже было заслушано. На кресте Иисус Христос был вместо меня» (Исаия 53:6). Он взял на себя мою вину, а также ответственность за все мои грехи, Он сполна заплатил за все то, что я заслуживаю». Он теперь наш «ходатай» или адвокат защиты (1 Иоанна 2:1). Верующие получили прощение в вечности, и больше не предстанут перед судом.12 Для них снова предстать перед судом за грехи (свои собственные и за грехи их предков), было бы вторичным привлечением.13 Но вместо суда и осуждения христиане предстанут перед Богом для оценки их заслуг».14,15

Неспасенные же будут судимы по написанному в книгах их жизни и по их взаимоотношениям с Богом (Откровение 20:12, 15). Возможности обрести милость больше не будет, и уже не будет более высокой инстанции, в которой можно было бы оспорить вынесенный приговор. Поэтому неверующим следует обратить внимание на предупреждающие слова из 2 послания к Коринфянам 6:2, «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения».

Благодарность

Огромная благодарность Клерри Бриз (бакалавру криминологии), бывшему главному судье города Нью Саус Уэльс, Австралия. (см. www.creation.com/briese), и Кристоферу Уилтшайру, магистру правоведения из колледжа Мур за помощь в написании данной статьи.

Ссылки и примечания

  1. См. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Вернуться к тексту.
  2. См. Бытие 22:1–18, где Бог испытывал веру Авраама, и Исход 16:4–5, Бог дает израильтянам указания о сборе манны в пустыне: «пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Вернуться к тексту.
  3. Тиссен Х.С. Лекции по систематической теологии. Издательство Wm.B. Eerdmans Publishing Co., Грэнд Репидз, США, пересмотренное издание, с. 181, 1979. Вернуться к тексту.
  4. «Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). Вернуться к тексту.
  5. Кейл С. и Делитч Д. Библейские комментарии к Ветхому Завету. Том 1, Пятикнижие. Перевод с немецкого Джеймса Мартина. Издательство Wm.B. Eerdmans Publishing Co., Грэнд Репидз, США, с. 93, 1968. Вернуться к тексту.
  6. С помощью сверхъестественного чуда сатана использовал обличье змея, чтобы искусить Еву и заставить ее вкусить плод (Бытие 3:1–6; Откровение 12:9,20:2). Вернуться к тексту.
  7. Ссылка 5, сс. 93–94. Вернуться к тексту.
  8. «смертию умрете» (Бытие 2:17). Вернуться к тексту.
  9. Ссылка 5, с. 105. Вернуться к тексту.
  10. На иврите «El-Shaddai», Бытие 17:1 «Я Бог Всемогущий». Вернуться к тексту.
  11. На иврите «El-Elyon», Псалом 77:35 «Бог Всевышний». Вернуться к тексту.
  12. Из Исаии 53:10; Иоанна 5:24; Римлянам 8:1; 2 Коринфянам 5:21; Галатам 3:13; Евреям 10:10–14; 1 Петра 2:24 . Вернуться к тексту.
  13. Юридический термин, означающий, что человек защищен от того, чтобы дважды подвергаться суду за одно и то же преступление. Вернуться к тексту.
  14. Матфея 6:3–4, 20; 10:42; 25:34–40; Луки 19:11–27 см. 1 Коринфянам 3:11–15; 2 Коринфянам 5:10; 9:6. Вернуться к тексту.
  15. Матфея 5:11–12; Луки 6:22–23; 2 Тимофею 4:8; Иакова 1:12. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться