Непрерывные археологические находки в древне-иудейском городе Хирбет Кейафа решительно показывают: это был город-крепость с воротами и административными зданиями. Было найдено множество изделий из бронзы и железа, а также артефактов, свидетельствующих о крупной торговле с иностранными государствами. Эти открытия бросают тень сомнения на минималистскую хронологию некоторых либеральных ученых, заявляющих, что царь Давид, даже если он и существовал, был всего лишь главным пастухом.
Тодд Болен на Bible Places Blog подвел итог основным находкам. На сайте Управления древностей Израиля Йосси Гарфинкел рассказывает о данных последних сезонов раскопок города-крепости эпохи Железного века IIA, расположенного южнее Иерусалима и датированного радиометрическим методом концом 11-го и началом 10-го столетий до н.э. – временем, когда жили Давид и Соломон.
Открытие в 2008 году в Хирбет Кейафа надписи на глиняной табличке того периода привлекло внимание международной прессы. Хотя новый доклад ничего не говорит о надписях, данные явно указывают на существование сложной цивилизации во время правления царя Давида:
«Основание города Железного века IIA относится к концу 11-го - началу 10-го столетия до н.э. Останки поселения, обнаруженные на сегодняшний день, включают: 2 ворот, 2 площади перед воротами, 28 казематов (20 полных), 10 жилых зданий и административные постройки на вершине города. На полу каждого дома было найдено огромное количество артефактов, включая сотни поддающихся восстановлению глиняных сосудов, огромное количество каменных изделий, множество металлических предметов и различных безделушек. Основание явно было подвержено внезапному разрушению. Были обнаружены и доказательства ритуальной деятельности, включая помещение для совершения обрядов, модели храмов (два из керамики и один из камня) и статуэтку».
Город эпохи железного века впечатляет археологическими и материальными находками:
Стоит также отметить, что Хирбет Кейафа представлял собой относительно небольшую отдаленную крепость Иудеи. В свете этих новых данных археологи опровергли минималистскую хронологию: «Раскопки в Хирбет Кейафа ясно показывают городское общество, уже существовавшее в Иудее в конце 11-го столетия до н.э. Мы больше не можем утверждать, что Иудейское Царство образовалось только в конце 8-го столетия или даже позднее».
Кстати, город-крепость находится в поле зрения долины Ила – места сражения Давида и Голиафа.
Заметка от 5/08/2012: Об открытии культовых предметов в Хирбет Кейафа сообщается в пресс-релизе министерства иностранных дел Израиля. В паре найденных часовнях были обнаружены миниатюры сложных архитектурных элементов, напоминающих греческие храмы, которые появились спустя несколько столетий:
Находки в Хирбет Кейафа также указывают на то, что замысловатый архитектурный стиль появился во времена царя Давида. Такая конструкция типична для жизни королевской семьи. Всё это свидетельствует о том, что государственное образование, урбанизм, установление элитарного и социального уровней существовали в этой области уже во времена ранних израильских царей. Эти данные подкрепляют историчность библейского предания и архитектурное описание дворца и храма Соломона.
Прочтите статью Тодда Болена на BiblePlaces.com о библейской значимости этих найденных предметов.
Не обращайте внимание на минималистов, а обращайте внимание на тех, кто ищет факты об артефактах, которые, как правило, подтверждают историчность Библии и ставят скептиков в неудобное положение.
Следует помнить: археология – это наука о разумном замысле. Представленные артефакты могут показать нам, насколько разумными были их создатели, несмотря на то, что мы никогда их не встречали, не знаем, как их зовут, и не можем ничего сказать о том, как появились изготовленные ими предметы. Это показывает, что разумный замысел – это рабочий принцип и метод всех наук. Если эти же методы используются для того, чтобы сделать выводы о разумных причинах в других явлениях, как, к примеру, генетическая программа и настройка законов физики, пусть так и будет!
Источник — www.crev.info