На самом ли деле человек – это всего лишь «одухотворенная» обезьяна?

Роберт Д.М. Герни

Когда христиане пытаются примирить Библию с теорией эволюции и миллиардами лет истории, они обычно предлагают какие-то теории, которые можно вкратце изложить в нескольких строках: популяция живых существ под названием «гоминиды» появилась на свет в результате эволюции. В своей окончательной форме развития эти организмы были похожи на людей, но не имели души. И затем Бог вдохнул в них душу – либо только двоим из них (Адаму и Еве), либо сразу многим потомкам этих «усовершенствованных гоминидов».

На самом ли деле человек – это всего лишь «одухотворенная» обезьяна?

Неужели человек является потомком некоего организма, который произошел от обезьяны, а затем был «одухотворен» Богом? Или же Бог с самого начала создал человека духовным существом? Credit: Фото: © iStockphoto/boriail

Этот странный сценарий полностью противоречит четкому учению Писания1 и доказанным научным фактам.2 В данной статье я ограничусь указанием лишь двух из многих других прорех данной теории.

Во-первых, способности и возможности человеческого тела и разума намного превышают характеристики, необходимые для выживания и размножения. Поэтому, а также по многим другим причинам, существование этих способностей нельзя объяснить эволюцией.3

Во-вторых, способности и возможности человеческого тела и разума четко указывают на некую духовную цель, поскольку предполагаемое существование без души на протяжении сотен тысяч лет в виде различных видов «гоминидов» едва ли имело смысл. Далее перечислены некоторые особые возможности и способности человеческого тела и разума:

Тело

Прямохождение. В отличие от обезьян и других млекопитающих, человеку характерно вертикальное положение тела.4 Оно совершенно необязательно для выживания и размножения, однако, мне кажется, это качество уместно сотворенному «по образу Божию» существу, которому была дана власть над всем миром.

Прежде всего, вертикальное положение тела позволяет человеку в полной мере и характерным образом пользоваться руками (смотрите следующий раздел). И, во-вторых, оно дарует ему особое чувство достоинства.

РукиЧеловеческая рука уникальна среди всего творения. Профессор Стюарт Бургесс пишет: «Рука человека – одно из самых точных и прекрасных механических средств во всем творении и поражает воображение намного больше, чем любой механизм, созданный человеком».5

Примерно четвертая часть двигательной коры головного мозга занята управлением мышцами руки (двигательная кора – это часть мозга, отвечающая за движение произвольно сокращающихся мышц).

Человеческие руки, к примеру, способны сооружать телескопы и микроскопы для изучения Божьего творения, они способны создавать и играть на музыкальных инструментах, ловко и виртуозно исполняя самую прекрасную музыку.

Возможности человеческой руки намного превышают характеристики, необходимые для выживания и размножения;6 однако вполне уместны для существа, сотворенного «по образу Божию».

Лицо. Люди обладают удивительной и уникальной способностью принимать множество различных выражений лица. В лице человека присутствует около 40 названных мышц, и они способны двигать каждую частичку лица с огромной точностью. На это не способно ни одно другое живое существо, и эта функция совершенно не нужна для выживания и размножения. Но, снова же, она весьма уместна для разумного и духовного состояния человека. Еще одна особая характеристика человеческого лица заключается в видимом расположении белка глаза. Эта черта во много раз усиливает способность людей воспроизводить различные выражения на лице, и эмоционально сообщаться с другими людьми.

Речь. Человеческая речь – уникальная и невероятно сложная характеристика.7 Речь охотника-собирателя, живущего в джунглях, так же сложна, как и наша с вами, а зачастую и намного сложнее. Она построена на уникальных характеристиках анатомии тела и мозга человека. И снова же, это качество излишне для выживания и размножения (животные отлично без него обходятся), но оно чрезвычайно необходимо для ментального и духовного статуса человека.

Мозг. Говорят, что мозг человека – самая сложная структура во всей Вселенной, однако это еще мягко сказано. Он просто колоссален и поразителен по своей сложности.8 На чисто физическом уровне он состоит примерно из 100 миллиардов нейронов (клеток мозга, каждая из которых сама по себе колоссальна и поразительна), связанных между собой примерно 100 триллионами связей. Мы обладаем лишь туманными знаниями о его работе. Здесь мы находимся на территории тела и разума. И опять же, способности и возможности человеческого мозга намного превышают характеристики, необходимые для выживания и размножения, однако они весьма уместны для человека, сотворенного «по образу Божию».

Разум

Я считаю, что человеческая душа (которую я в данной статье называю «разумом») – это средоточие рассудка, воли и эмоций. Эти способности намного превышают способности, встречающиеся у животных. Эти особые человеческие качества не нужны для выживания и размножения, и это одна из многих причин, по которым их нельзя отнести на счет эволюции. Однако если речь идет о статусе человека, они являются жизненно важной составляющей человеческой природы.

Рациональное мышление. Человек – рациональное существо, способное мыслить абстрактными идеями и понятиями. Он способен исследовать и понимать физическую Вселенную, поскольку является рациональным существом, а Вселенная сотворена рациональным Богом. Фактически, современная наука зародилась в Европе и достигла состояния процветания, потому что христиане в это верили.9 Способность говорить, выражать абстрактные мысли и идеи является уникальной характеристикой человеческой расы, и является составляющей рациональной человеческой природы.

Человеческая способность рационально мыслить намного превышает качества, свойственные животным, которые действуют на основании инстинктов. (Хотя некоторые животные действительно обладают ограниченной способностью к рациональному мышлению). В этом заключается одна из причин, по которым человеку был дана власть над всеми другими живыми существами. Тот факт, что человек является мыслящим существом, является неотъемлемой частью его сотворения «по образу Божию» (Бытие 1:27).

Воля. Человеческая воля, т.е. способность выбирать между добром и злом, - еще одна характеристика, всецело превозносящая человека над животными. Она является отображением природы Бога, и является составляющей «образа Божьего».

Эмоции. Люди переживают огромнейший спектр разнообразных эмоций, намного превышающий количество эмоций, переживаемых животными. Способность ценить красоту (в том числе и музыку) является одной из таких эмоций, которая, по всей видимости, уникальна для человеческой расы. И эта особенность отображает природу Бога, и является неотъемлемой частью «образа Божьего».

Заключение

Все эти особенности человеческого разума являются отображением природы Самого Бога. Однако Бог есть Дух (Иоанна 4:24), и без духа человек не мог бы иметь настоящих отношений с Богом и в полной мере быть сотворенным «по образу Божию». Сама мысль о том, что были времена, когда предки человека обладали этими уникальными качествами разума, но не имели духа, бессмысленна.

Некоторые теисты-эволюционисты могут возразить, что бездушные гоминиды не имели человеческого рационального мышления, воли и эмоций, поскольку все эти характеристики являются составляющими духа, а не разума. Если бы это было правдой, то это означало бы, что на протяжении миллионов лет у гоминидов развивались различные способности и свойства тела (в том числе мозг), свойственные высоко разумным и духовным существам, и которые совершенно не были нужны бездушным животным. И при этом разум оставался разумом этих бездушных животных! Это также не имеет никакого смысла и не соответствует Писанию.

Фактически, существуют четкие доказательства того, что, по крайней мере, некоторые из так называемых «гоминидов» обладали даром человеческого разума, воли и эмоций. Также существуют ритуальные захоронения, свидетельствующие о том, что они верили в загробную жизнь, что является доказательством их духовности. Например, существуют подтверждения того, что неандертальцы владели речью, хоронили своих умерших с соблюдением ритуалов, исполняли музыку, изготовляли орудия труда и использовали огонь.10 Иначе говоря, они были людьми в полном смысле этого слова. Факт в том, что никаких «гоминидов» в виде наших обезьяноподобных предков никогда не было. Этот вывод основан на данных исследований ископаемых останков, если изучать их непредвзято и не прибегая к заранее составленным натуралистическим предположениям.11

Ссылки и примечания

  1. Смотрите, к примеру, статью Д. Баттена и Дж. Сарфати «15 причин, по которым следует воспринимать книгу Бытия, как реальную историю». Международное служение сотворения. Брисбен, Австралия, 2006. Вернуться к тексту.
  2. Смотрите, к примеру, книгу Дж. Сэнфорда «Генетическая энтропия и тайна генома». Издательство FMS Publications, Нью-Йорк, 2008. Джон Сэнфорд был профессором генетики при университете Корнелл. В своей потрясающей книге он обосновывает абсолютную невозможность макроэволюции. Геном человека неуклонно ухудшается, а не улучшается. Вернуться к тексту.
  3. Уоллес, один из соавторов дарвинизма, с этим соглашался. См. статью Р. Грига «Альфред Рассел Уоллес, соавтор дарвинизма» . Издание Creation 27(4):33–35, 2005; creation.com/wallace. Вернуться к тексту.
  4. Сарфати Дж. «Прямохождение свидетельствует о сотворении: интервью с экспертом в области человеческого позвоночника Ричардом Портером» издание Creation 25(1):25–27, 2002; creation.com/porter. Вернуться к тексту.
  5. Бургесс С. Происхождение человека.  Издательство One Day Publications, Леоминстер, Англия, с. 38, 2004. Стюарт Бургесс – профессор машиностроения при Бристольском университете, имеющий специализацию «дизайн и природа». Смотрите  интервью, сс. 35–37.  Вернуться к тексту.
  6. Конечно же, гибкость могла бы быть полезной для выживания при изготовлении орудий труда, копей, и т.д. Однако степень гибкости намного превышает необходимую для таких навыков выживания. Вернуться к тексту.
  7. Мэй К. Предмет обсуждения. Издание Creation 23(2):42–45, 2001; creation.com/talking. Вернуться к тексту.
  8. Разум, сотворенный по замыслу (интервью с нейробиологом Питером Лайном) Издание Creation 28(4):20–25, 2006; creation.com/Line. Вернуться к тексту.
  9. См. Вильямс А. «Библейское происхождение науки» . Обзор книги Родни Старка «Во славу Божию: как монотеизм привел к реформации, возникновению науки, охоте за ведьмами, и положил конец рабству». Издание Journal of Creation 18(2):49–52, 2004; creation.com/stark. Вернуться к тексту.
  10. Любнов М.Л. Гибкость руки у неандертальцев, издание Journal of Creation 17(2):7–9, 2003; creation.com/nean_dext; creation.com/neandertal;creation.com/nean-speech; creation.com/nean-thought; creation.com/nean#superglue; creation.com/hominids. Вернуться к тексту.
  11. Любнов М.Л.  Яблоко раздора. Издательство Baker Books, Гренд Репидз, США, 2004. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться