Глобальный потоп согласно Новому Завету

Лита Коснер

Глобальный потоп согласно Новому Завету

Wikimedia: Richard Wang

Многие скептики Библии считают Бытие 1–11 не более чем мифом, составленным на основе таких произведений, как «Энума Элим», «Эпос о Гильгамеше» и других подобных древних писаний — по их мнению, мифическая история Бытия не только примитивная, но и неоригинальная. Часто в наших статьях мы пишем о таких характеристиках книги Бытие, которые подтверждают его как истинную историю.

К сожалению, многие верующие увлеклись различными искаженными толкованиями истории о Потопе, но разве мы, как христиане, не должны верить тому, во что верил Иисус? То же самое можно сказать и о вере апостолов, назначенных Им и вдохновленных Святым Духом к составлению Святых Писаний. Если Христиане не верят Библии, как же они могут называться ‘последователями Христа’? Давайте посмотрим, чему верил Иисус и что говорит Новый Завет об обстоятельствах Ноевого Потопа.

Мир во времена Ноя

Иисус рассказывает, что во времена Ноя люди жили обычной жизнью, пока не пришел Потоп: «ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матфея 24:38–39). Тот мир был далек от совершенства – культура была настолько развращенной, что Петр назвал ее «миром нечестивых» (koσµψ ασξβων, kosmõ asebõn, 2 Петра 2:5). В то время были даже ангелы, которые грешили (2 Петра 2:4), забыв о том, для чего они были поставлены (Иуды 1:11). И хотя Новый Завет точно не описывает эти грехи, в Бытие 6 мы читаем о том, что ‘сыны Божьи’ брали в жены дочерей человеческих — другими словами ангелы женились на земных женщинах1 и становились отцами нефилимов (исполинов).

Ковчег и его обитатели

Автор послания к Евреям пишет: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (11:7). По словам Петра на ковчеге находилось только восемь человек (1 Петра 3:20): «в восьми душах сохранил семейство Ноя» (2 Петра 2:5). Все остальные люди были уничтожены Потопом (Луки 17:27).

Масштабы Потопа

Потоп уничтожил всю существующую в то время цивилизацию человечества (Матфея 24:39; Луки 17:27; 2 Петра 2:5; 3:5–6). Масштабы этого события носили глобальный характер. Наводнение было настолько огромным, что земля фактически была такой, как во Второй день недели сотворения, до того как Бог создал сушу – вся она была покрыта водой. Об этом заявляет Петр (2 Петра 3:6): «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою», имея в виду глобальные масштабы наводнения:

Во время Потопа был уничтожен «тогдашний мир», противопоставленный «нынешним небесам и земле», о которых упоминается в следующем стихе. И хотя центром разрушения, несомненно, были люди, населяющие тогдашнюю землю, уничтожению подвергся весь мир, поскольку поднимающиеся воды вернули землю в состояние, о котором говорится в Бытие 1:6–10. Все творение было повергнуто в водный хаос, разрушивший все организмы, сотворенные после событий, описанных в Бытие 1:10.2

Потоп был не только универсальным с точки зрения антропологии, как считает большинство прогрессивных креационистов, но, согласно Новому Завету, он был глобальным.

Обещание

Трон Бога на Небесах окружен радугой (Откровение 4:3). Она - постоянное напоминание о Божьем обещании Ною никогда больше не посылать на землю потоп. Концепция глобального Потопа часто высмеивается не только атеистами, но и христианами, сомневающимися в ее историчности. Однако Бог пообещал не посылать на землю такой Потоп, какой произошел в дни Ноя. Если бы это был очень разрушительный местный Потоп, Бог нарушил бы Свое обещание, так как с тех пор на земле происходило множество местных наводнений.

Новозаветная теология Потопа

Авторы Нового Завета редко обращаются к Старому Завету для своих целей — они принимают веру старозаветных Писаний, а не просто вспоминают исторические события для того, чтобы использовать их в качестве примеров или прецедентов для подтверждения своих теологических аргументов. Именно поэтому мы не находим в Новом Завете многие детали об истории Ноевого Потопа (к примеру, имея только Новый Завет, вы не можете знать, что на борту Ковчега находились животные!). Так что молчание всегда следует толковать как согласие, если только нет никакой уважительной причины думать иначе.

Авторы Нового Завета воспринимают Бытие как историю, но в то же самое время они открыто принимают ее больше чем историю.

Авторы Нового Завета воспринимают Бытие как историю, но в то же самое время они открыто принимают ее больше чем историю. Так как Бытие 1–11 главным образом повествует о Божьих действиях на земле и ранней истории человечества, авторы Нового Завета в основном сосредотачивают свое внимание на том, что эти события могут рассказать нам о Боге (обратите внимание, это не означает, что история менее важна).

В истории о Потопе четко видна Божья праведность — Он судит ангелов за их грех так же, как и людей (2 Петра 2:4; Иуды 1:6), и в то же самое время Он щадит праведных (2 Петра 2:5). Петр использует историю о Потопе, чтобы показать, что, как и во времена Ноя, Бог сегодня в равной степени как осуждает грех, так и хранит праведных людей (2 Петра 2:9–10).

Но, даже поступая так, Он терпелив в Своем суде — так же как Бог терпеливо ждал, пока Ной построит ковчег, сегодня Он с тем же терпением ожидает, что больше людей поверят в Иисуса (2 Петра 3). Но это не дает людям права расслабляться. Иисус учит нас тому, что как Потоп внезапно пришел на землю, так и Его приход будет неожиданным и внезапным (Матфея 24, Луки 17), так что для тех, кто не поверил будет поздно. Как пишет один толкователь:

«Люди видели, как Ной строил ковчег, и, несомненно, по своей человеческой природе многие насмехались над ним. Но они ничего не знали; они не разделяли искреннего служения Ноя Богу, и поэтому не знали, что должно было скоро случиться с миром. Они пренебрегали тем, о чем говорил им Ной, и бесспорно были уверены в том, что они правы. Их убеждения не помогли им, когда на землю пришел Потоп и всех уничтожил. Божьи планы исполняются независимо от того, что о них думают люди. Иисус предупреждает о том, что когда Он вновь придет, люди так же будут заниматься своими обычными делами. Это будет ключевой момент, после которого будет слишком поздно, как было поздно для людей, живших до Потопа. Пришествие Сына человеческого будет таким же внезапным, таким же неожиданным, таким же окончательным, как и Потоп».3

Христианская теология связана с историей

Несмотря на желание многих людей отделить теологию от истории, в Новом Завете эти два понятия неразрывно связаны. История ничего не значит, если ее правильно не объяснить, а теология не имеет основания, если история неточна. Каждый раз, когда авторы Нового Завета ссылаются на исторический факт, они делают это для того, чтобы показать, как Бог работал в прошлом. В Новом Завете авторы никогда не написали бы «Ной построил ковчег, чтобы спастись от всемирного потопа» просто для того, чтобы заставить слушателей поверить только в это. Христиане, писавшие Христианам, предполагали, что они поверят Писаниям. Исторические моменты используются скорее для того, чтобы подтвердить теологическое послание автора, такое, как например, «Бог осудил мир однажды, так что не думайте, что Он не сделает этого снова!»

Если мы отвергаем историю, излагаемую авторами Нового Завета, их теологические аргументы не имеют для нас никакого значения. Ведь согласитесь, совершенно нелогично сказать, «Петр был не прав, что касается глобального Потопа, в котором выжили лишь пассажиры ковчега, но его теология остается верной».

Как замечательно, что авторы Нового Завета полностью доверяли библейской истории, и это должно вдохновлять и нас доверять ей не меньше.

Упоминания Потопа в Новом Завете

Матфея 24:37–39

«но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого».

Луки 17:26–27

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех».

Евреям 11:7

«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере».

1 Петра 3:20

«… некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».”

2 Петра 3:5–6

«Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою».

2 Петра 2:4–5

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых».

Иуды 1:6

«и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

Откровение 4:3

«и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду».

Ссылки и примечания

  1. Ангелы – духовные существа, не вступающие в браки на небесах. Но из Писания нам известно, что они принимали человеческий облик, таким образом, выполняя функции обычного человеческого тела, включая питание и размножение. Вернуться к тексту.
  2. Дэвидс, П. Г. (2006). «The letters of 2 Peter and Jude». The Pillar New Testament commentary (271) // Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans Pub. Co. Вернуться к тексту.
  3. Моррис, Л. (1992). «The Gospel according to Matthew (614)» // Grand Rapids, Mich.; Leicester, England: W.B. Eerdmans; Inter-Varsity Press. Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться