Можно ли верить Ветхому Завету?

Браян Эдвардз

В культуре, где Божье Слово постоянно подвергается нападкам, как в Церкви, так и вне ее, мы всегда должны быть готовы дать отчет в нашем уповании. Цель данной серии статей по апологетике – дать вам знания, необходимые для того, чтобы защищать свою веру.

Читайте также: Кто написал Библию?

Зачем читать Библию?

Несколько лет назад я сказал прихожанам своей церкви, что за последующие несколько месяцев в нашей церкви произойдет нечто, что покажется миру странным. Во-первых, я предложил серию проповедей по книге, которой более трех тысяч лет, и, во-вторых, я знал, что все прихожане будут приходить каждую неделю, чтобы послушать. Действительно, так и происходило на протяжении всех тридцати недель, пока мы изучали ветхозаветную книгу Второзаконие.

Еженедельно миллионы христиан во всем мире слушают тысячи проповедей, основанных на Библии - книге, зародившейся на заре всей истории. Почему они слушают их? Ответ прост: христиане верят, что Библия – достоверна и отвечает на нужду людей двадцать первого века – познать своего Бога и понять, как им следует жить, чтобы угодить Ему.

Неужели для того, чтобы верить в истинность Библии, им нужна слепая, необоснованная вера? Или же все-таки существуют веские причины верить, что Библия, и, что в особенности важно для этой статьи, Ветхий Завет – целиком и полностью достоверен?

Во что верили авторы Библии

Авторы Ветхого Завета верили, что их послание боговдохновенно, и, поэтому, полностью достоверно. Начиная от книги Исхода 4:2 и до книги пророка Малахии 1:4, они более четырехсот раз провозглашали три слова на иврите: «Так говорит Господь».

Чтобы подчеркнуть этот божественный авторитет, многие пророки получали послание от Бога после определенного сильного эмоционального переживания. Например, пророк Иеремия записал в начале своего служения: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иеремии 1:9).

Пророки так глубоко считали себя людьми, говорящими от имени Бога, что зачастую они говорили так, будто говорили не они, а Сам Бог. В книге пророка Исаии 5:1–2 пророк говорил о Боге в третьем лице— «Он», однако в стихах 3–6 Исаия говорит от имени Бога в первом лице —«Я». Исаия стал подлинным голосом Бога. Не удивительно, что царь Давид говорил, что слово Господа «чисто» (2 Царств 22:31; также смотрите Притчи 30:5. В современном переводе Библии оно переводится как «непорочно»).

Авторы Нового Завета также не сомневались в том, что ветхозаветные пророки говорили от имени Бога. Во втором Псалме Петр и Иоанн рассматривали слова царя Давида не как мнение израильского царя, а как Слово Божье: «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым» (Деяния 4:25). Подобным образом и Павел рассматривал слова Исаии, как Слово Божье, обращенное к людям: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» (Деяния 28:25).

Авторы Нового Завета были так убеждены, что все слова Ветхого Завета были написаны под вдохновением от Бога, что они даже писали «Писание говорит», когда процитированные слова исходили прямо от Бога. Например: «Писание говорит фараону» (Римлянам 9:17).

Очевидно, что даже Сам Господь Иисус верил, что слова Ветхого Завета были боговдохновенны. В Евангелии от Иоанна 10:34 (цитата из Псалма 82:6), Он основывал Свое учение на одной фразе: «Я сказал: вы боги». В Евангелии от  Матфея 22:43–44 Он привел цитату из Псалма 110:1, подчеркнув одно слово – «Господь», чтобы открыть, что Он – Сын Божий.

Где же все боги?

Вся история Израиля, описанная в Ветхом Завете, проходила в тени, по крайней мере, четырех империй региона «Плодородного полумесяца» - Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. Влияние этих империй очевидно во всех записях Ветхого Завета, а в религиозной жизни каждой из этих держав доминировал обширный пантеон богов и богинь. В египетскую коллекцию входило, по меньшей мере, 1500 богов – практически столько же, сколько присутствовало и в ассирийской, вавилонийской и перской культуре. У них были боги, отвечающие за сушу и море, горы и долины, планеты и времена года, рождение и смерть и все, что находится между ними. Пантеон греческих и римских богов тоже был весьма многочисленным. С каждым новым столетием и развитием империй он включал в себя все больше тех же богов с различными именами.

Карта региона Плодородного полумесяца и основных империй

Карта региона Плодородного полумесяца и основных империй.1

В отличие от этого политеизма, израильтян, с самого начала своей истории, учили верить в одного единственного Бога. Моисей закрепил эту истину в умах всего народа: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Все другие народы древнего мира были политеистичны. Так откуда же взялась эта «странная» идея? И почему израильские пророки так твердо придерживались монотеизма? Часто звучащая идея о том, что Израиль приобрел свои религиозные идеи от соседних народов, полностью опровергается тем фактом, что Израиль всегда выделялся, как народ, верящий в единого Бога всей вселенной. Вера Ионы в Бога «небес, сотворившего море и сушу» (Ионы 1:9) была радикальной как для моряков, так и для жителей Ниневии.

Рассказывать все, как есть

Еще одной уникальной чертой Ветхого Завета была его неизменная честность во всех письменных свидетельствах Израиля. В древнем мире плохие события, обычно, не записывались. Если какой-то царь проиграл сражение, его подданные либо превращали это поражение в победу, либо попросту не упоминали о нем в исторических записях. Пятидесятилетняя война между египтянами и хеттами, в которой обе стороны часто проигрывали сражения, наглядно представлена в храме Рамсеса II в Абу Симбел, как великая победа фараона. Подобным образом, записывая историю древних египетских династий, этот царь умышленно упустил династию Аменхотепа IV, считавшегося «царем-еретиком» из-за того, что он поднял бога Атона выше всех остальных богов пантеона..2 Римляне последовали этому примеру, умышленно делая пропуски в записях, и у них даже был для этого специальный термин: damnatio memoria (муки памяти). Записать такое событие – значило его увековечить, а проигнорировать – значило сделать вид, что этого никогда не было.

А теперь противопоставьте все это достоверности Ветхого Завета. Если Израиль проигрывал сражение, об этом делалась запись. Когда израильский герой царь Давид совершил ужасное преступление – прелюбодеяние и убийство – даже это было записано. Есть упоминание и о том, как набожный царь Езекия, во время правления которого произошло духовное возрождение, согрешил в свои последние дни, предавшись гордыне, в последующие годы ставшей причиной катастрофы для всего народа (4 Царств 20:12–18).

Почему же израильтяне отказывались следовать примеру большинства народов и подвергать свою историю цензуре?

Рассказывать все, как будет

Исполнение библейских пророчеств всегда было большим препятствием для критиков Библии, и их единственным путем для отступления было предположение, что эти пророчества были написаны задолго после того, как событие произошло. Одной важной проблемой в этом случае является то, что никто не смог объяснить, как этим «жуликам-пророкам» удавалось так последовательно и убедительно растянуть этот «обман» на столько столетий!

Один автор отметил по этому поводу, что «количество пророчеств в Библии так велико, и они так рассеяны по Ветхому и Новому Завету в различных литературных формах, что переводчик должен быть готов к тому, что он или она имеет дело с основным компонентом Библии».3 И с таким объемом всего, мы можем сделать здесь лишь первый шаг.4

Пророки Божьи призывали к ответу лжепророков, предлагая им представить на их суд свои пророчества: «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем». (Исаия 41:21–22).

Наказанием, предусмотренным для пророка, давшего ложное предсказание, была смерть. Когда же пророк Иезекииль пророчествовал о предстоящем разрушении Иерусалима, он заявлял с полной уверенностью: «Но когда сбудется, -- вот, уже и сбывается, -- тогда узнают, что среди них был пророк» (Иезекииль 33:33). Израильтянину трудно было даже представить, что пророк мог записать свое «пророчество» уже после того, как предсказанное событие произошло! Такого пророка за обман до смерти забили бы камнями.

Пророчество Наума

Небольшая книга пророка Наума в Библии содержит четкое пророчество о полном разрушении Ниневии, столицы мощнейшей Ассирийской империи. Если бы этот пророк записал свое пророчество уже после свершения данного события, маловероятно, что иудеи были бы столь легковерны, чтобы принять ретроспективное пророчество от пророка, который до сих пор жил бы среди них.

Излюбленный аргумент ученых, не принимающих Библию, заключается в том, что автор под псевдонимом Наум писал намного дольше, чем могла длиться жизнь человека, ставшего свидетелем падения Ниневии. Однако проблема с этим аргументом заключается в том, что Наум точно описывает, каким образом падет, в конце концов, этот неуязвимый город: в основном, из-за воздействия огня и воды (см. книгу пророка Наума 1:102:4, 6–83:81315). Археологи увидели, насколько точными были его описания, а некоторые элементы сожженного дворца можно увидеть в Британском музее в Лондоне.5 Город был полностью разрушен в 612 году до н.э, и через два столетия после его разрушения, греческий историк Ксенофонт, сидя на развалинах, и понятия не имел, что это был за город. И лишь 2246 лет спустя, было точно установлено, что это за место. Опровергнуть достоверность пророчества Наума о разрушении Ниневии в 612 до нашей эры сложнее, чем поверить, что это пророчество действительно было истинным.

Пророчества о Христе

Самым четким и серьезным доказательством достоверности Ветхого Завета является часто встречающееся обетование о приходе Мессии. Ни один даже самый прогрессивный критик Библии не подвергнет сомнению, что четыре таких примера, описанных в книге пророка Михея 5, Захарии 9, Псалме 21, и в книге пророка Исаии 53, среди многих остальных подобных пророчеств, были записаны за несколько столетий до рождения Христа. И детали Его рождения, триумфального вхождения в Иерусалим, распятия и захоронения слишком близки к истине, чтобы их оспорить. Предположения о том, что Иисус намеренно все подстроил, чтобы исполнить эти пророчества (в том числе организовал место Своего рождения и то, что солдаты с помощью жребия делили Его одежды) или о том, что все эти события были описаны через два или три столетия после того, как они произошли, давно считаются мифом.6

Голос безмолвных камней

Археология – наука, связанная с грязью, но иногда она приносит чистое золото. Археологи исследуют мусор предыдущих поколений, чтобы понять, как люди жили, работали, сражались и умирали, а также, во что они верили. Утверждения о том, что «археология опровергает достоверность Библии», очень просто опровергнуть, - было бы лишь желание изучить доказательства. Археология – огромная сфера деятельности, поэтому мы сконцентрируемся лишь на нескольких примерах. Но помните: цель археологии, по словам Джеймса Хофмайера, не в том, чтобы доказать Библию, а для того, чтобы рационализировать доказательства.7 Говоря так, он имеет в виду, что Библейская археология может пролить новый свет на древние события, чтобы помочь нам лучше понять Библию.

Многие детали Библии, которые в прошлом, в лучшем случае, считались надуманными, а в худшем – ошибочными, теперь полностью принимаются исследователями Библии.

Вот лишь три из многих других примеров.

Какой еще Давид?

Не так давно критики заявляли, что царь Давид вообще не существовал, поскольку они не находили упоминаний о нем нигде, кроме Библии. Общепринятой была мысль о том, что через некоторое время после того, как персы пришли ко власти в шестом столетии до нашей эры, иудейские переписчики выдумали образы Давида и Соломона, чтобы поддержать моральный дух иудеев, находящихся в изгнании.

В июле 1993 в городе Тель Дан на севере Израиля в базальтовом слое была обнаружена полустертая надпись, возраст которой археологи отнесли в восьмому столетию до нашей эры. Текст этой надписи гласит, что царь Дамаска (Венедад сирийский) убил израильского царя (предположительно Иохаза) и царя из «дома Давидова» (предположительно, Иоаса из Иудеи). История об этом изложена в 4 Книге Царств 13:1–25. Это означает, что о династии царя Давида было известно за 250 лет до того, как в шестом столетии до нашей эры писцы, предположительно, придумали его образ!8  Лишь немногие теперь осмелятся опровергнуть существование Давида, как реальной исторической фигуры.

Царь, которого никогда не было?

На протяжении долгого времени единственное упоминание ассирийского царя по имени Саргон  было в книге пророка Исаии 20:1. Из-за этого выдвигались предположения о том, что такого царя вообще не было, и автор Библии выдумал это имя. В1843 году вице-консул Франции Поль-Эмиль Бота, занимавшийся раскопками в Мосуле (на севере Ирака) обнаружил великий город Хорсабад, а Шурру-кин (Саргон) стал одним из самых известных ассирийских царей древнего мира.

Терпение, господин Хитциг

В1850 году немецкий ученый Фердинанд Хитциг написал комментарии к книге пророка Даниила, и смело заявил, что Валтасар был лишь «плодом воображения автора»9

 Аргументировал Хитциг свои заявления тем, что единственное упоминание царя по имени Валтасар мы находим лишь в книге пророка Даниила. Четырьмя годами позднее британский консул, Дж. Е. Тейлор обнаружил в городе Басра четыре идентичных капсулы времени, оставшихся от строений времен вавилонского царя Набу-Наида, в которых он предлагает помолиться о нем самом и о «Валтасаре, моем первенце, отпрыске сердца моего». На сегодняшний день уже никто не сомневается в существовании Валтасара.

Возможно, иногда создается впечатление, что некоторые археологические открытия противоречат библейским записям. Однако наглядная археология последовательно подтверждает достоверность Библии. Например, постепенно становятся очевидными доказательства завоевания Ханаана во времена Иисуса Навина.10  Кроме того, отсутствие доказательств проживания евреев в земле Гесем объясняется египтологом Кеннетом Китченом, который задает вопрос: «Какие мы ожидаем найти доказательства обитания народа, который три с половиной тысячи лет назад жил в домах из глинобитных кирпичей в местности, часто подвергавшейся наводнениям? Фактически, почти все египетские административные записи района дельты Нила были утрачены.11

С другой стороны, если сравнить имена иноземных царей, известных нам из надписей с именами царей, встречающихся в Библии, мы увидим, что они «безупречно точны».12 Словом, ошибочно заявлять, что «археология опровергает Библию», ведь мы ежегодно обнаруживаем в земле доказательства, подтверждающие достоверность библейской истории. И, несмотря на то, что некоторые нерешенные вопросы еще остаются, ничто в археологии не противоречит Библии.

Общая картина

Преподаватель из Оксфорда Ричард Докинс опровергает Библию, как «хаотически сплетенную воедино антологию не связанных между собой документов».13  Любой прилежный исследователь Библии знает, что это вовсе не хаотически сплетенная воедино антология, ведь одной из отличительных характеристик Библии является прогрессивное развитие одной великой темы – от начала и до конца.

Мы знаем, что вторая часть Библии сфокусирована на Иисусе Христе, однако мы не всегда принимаем во внимание, что и первая часть Библии слаженно повествует о Христе. И хотя в Ветхом Завете исследуются многие темы, важнейшей темой все-таки является Христос. Иисус обращал внимание слушателей на многочисленные места Ветхого Завета, где речь шла о Нем (Луки 24:27, 44).

И первое упоминание о Христе прозвучало в Эдемском саду в адрес Адама и Евы. Вскоре после их грехопадения Бог пообещал, что придет день, когда потомок женщины сокрушит сатану (Бытие 3:15). И во всем Ветхом Завете прослеживается, как история близится к исполнению этого обетования. В данной статье мы не можем детально исследовать этот вопрос,14 однако рассказ о Ное и Потопе, жизни Авраама и праотцов, история пребывания Иосифа и Израиля в Египте, история исхода, получения Моисеем закона на горе Синай, монархии от Саула до Седекия и всех пророков, живших между их правлениями, ведут всю историю к ее кульминации: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Галатам 4:4). И каждая книга Ветхого Завета, даже такие как небольшие книги, как Руфь и Есфирь, играют свою роль в этой общей картине.

Эта совершенная гармония 39 книг Ветхого Завета уникальна и удивительна; она свидетельствует о божественном авторстве не только самих книг, но и описанных в них событий.

Что говорят мудрецы

Многие знаменитые археологи и исследователи Ветхого Завета, как в прошлом, так и в настоящем, признали достоверность записей Ветхого Завета.

Роберт Дик Уильсон был профессором семитской филологии в Принстонской теологической семинарии в 1920-е годы. Его знание языков (в общей сложности 26 языков, как древних, так и современных), а также понимание библейского текста, были просто феноменальными. Он пришел к такому выводу: «Ни один человек не знает достаточно для того, чтобы критиковать достоверность Ветхого Завета… Я пытаюсь дать своим студентам такую интеллектуальную веру в Ветхий Завет Писания, чтобы за всю свою жизнь они ни разу в нем не усомнились».15

Кеннет Китчен, заслуженный профессор египтологии и почетный научный сотрудник института археологии, классики и восточной культуры при Ливерпульском университете (Англия) отметил, что в древнем мире «люди не писали «исторических новелл» с подлинным исследованием античности ближнего Востока, как мы делаем это сегодня».16

Джеймс Гоффмайер, профессор по Ветхому Завету и древней истории и археологии Ближнего Востока в Евангельской школе Троицы, заимствуя высказывание своего наставника Альфреда Херта о том, что археология, скорее «рационализирует», чем «доказывает» Библию, тем не менее, самоотверженно выступает в защиту исторической точности Ветхого Завета.17

Дональд Дж. Вайзмен, который до самой своей смерти в 2009 году был заслуженным профессором ассириологии при Лондонском Университете, заявлял, что археология, при правильном ее понимании, всегда подтверждает точность Библии».18

Алан Миллард, заслуженный профессор иврита и древних семитских языков при Ливерпульском университете, мудро напоминает нам о том, что археология никогда не сможет опровергнуть важнейшее библейское послание, а «дает хорошее основание для позитивного подхода к библейским записям» и, благодаря этому, «их особое религиозное послание сильно выделяется среди всего прочего».19

Несмотря на то, что археология никогда не сможет «доказать истинность Библии» в том смысле, что самое главное послание Библии – об обетовании Богом Спасителя Иисуса Христа, точность ее исторических данных подтверждает верность ее послания.

Ссылки и примечания

  1. Издание Creative Commons Attribution— лицензии Share Alike 2.5 Generic, 2.0 Generic и 1.0 Generic. Вернуться к тексту.
  2. См. список египетских царей в Британском музее, Лондон. Вернуться к тексту.
  3. Уолтер Кайзер. Назад в будущее. (Юджин, Орегон: издательство Wipf & Stock Publishers, 2003), с. 20. Вернуться к тексту.
  4. Более детальная информация по этой теме изложена в работе Браяна Эдвардза «Ничего, кроме правды» (Дарлингтон, Англия: издательство Evangelical Press, 2006), сс. 76–96. Вернуться к тексту.
  5. Например, экспонат WA 124785. Вернуться к тексту.
  6. Например, читайте «Новое датирование Нового Завета».Джон А. Т. Робинсон. Издательство S C M Press (Лондон) 1976, где Робинсон (либеральный критик) приходит к выводу, что весь Новый Завет был написан до 70 года нашей эры. Вернуться к тексту.
  7. Библейская археология. Джеймс К. Хоффмайер. Издательство Lion Hudson, Оксфорд (2008). Предисловие. Вернуться к тексту.
  8. Джордж Атас.  Тель-данская надпись (Лондон: издательство T & T Clark, 2003). См. также работу K. A. Китчена «О достоверности Ветхого Завета» (Гренд Репидз, Мичиган: Издательство Eerdmans Publishing Company, 2003), с. 92. Вернуться к тексту.
  9. Книга пророка Даниила. Фердинанд Хитциг. Издательство Weidman (Лейпциг) 1850. Вернуться к тексту.
  10. Библейская археология. с. 76. Вернуться к тексту.
  11. Профессор Китчен комментирует: «Люди, периодически заявляющие «никакого следа евреев здесь не обнаружено» (поэтому, конечно же, не было никакого исхода) просто тратят свои силы». Китчен «О достоверности Ветхого Завета», с. 246. Вернуться к тексту.
  12. Там же., 62 Вернуться к тексту.
  13. Ричард Докинз. Иллюзия Бога. (Лондон: издательство Transworld Publishers (Bantam Press), 2006), с. 237. Вернуться к тексту.
  14. Более детальную информацию по этой теме вы найдете в работе Эдвардза «Ничего, кроме истины» (глава 3, «Общий план»). Вернуться к тексту.
  15. Роберт Дик Уильсон. «Насколько обоснована высшая критика»? 1922. См.также работу Уильсона «Научное исследование Ветхого Завета», с. 8. Вернуться к тексту.
  16. Китчен. О достоверности Ветхого Завета. с. 188.  Вернуться к тексту.
  17. Джеймс Хоффмайер. Библейская археология. Придисловие и вся эта чудесная книга. Вернуться к тексту.
  18. Во время личной беседы с автором, и в этом заключается его мировоззрение. Вернуться к тексту.
  19. Алан Миллард. Сокровища библейских времен (Лион. 1985), с. 174. Вернуться к тексту.

источник — www.answersingenesis.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться