Кто был змеем в Эдеме?

Действительно ли змей разговаривал с Евой?

Рассел Григ

Фото: morgueFile

Кем был змеем в Эдеме?

В описании искушения Евы и грехопадения человечества, записанном в 3 главе книги Бытие, мы видим существо, названное «змеем». Кто или что это за существо? Был ли это настоящий змей? Некоторые люди считают, что эта история - просто символический рассказ или аллегория потому, что животные не говорят человеческим языком. Итак, кто или что это за существо, которое использует тело этого «зверя полевого» не только для того, чтобы говорить с Евой, но и убедить ее ослушаться всемогущего Бога?

Основное правило в понимании Писания, и особенно тех стихов, которые могут быть непонятными, состоит в том, чтобы толковать Писание с помощью самого же Писания, то есть, нам следует увидеть, что говорят другие стихи по этому же вопросу.

Так что же сказано в других стихах Библии, которые могут помочь нам определить, что это был за змей?

Что сказал Иисус

В одном случае Иисус сказал группе Фарисеев, которые пытались убить Его:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

О каком событии, которое включает ложь и убийство от начала, мог говорить Иисус?

Событие искушения Евы, безусловно, относится к началу, так как это первый записанный случай с участием Евы после ее сотворения. Змей солгал Еве, когда сказал: «Нет, не умрете», и так как это первая ложь, записанная в Писании, название «отец лжи» - очень точное описывает того, кто в этом случае лжет.

Мэтью Генри, толкователь Библии, живший в 18-ом столетии, прокомментировал этот отрывок так:

«Он [Сатана] является большим пропагандистом всякого рода лжи. Он лжец, все его искушения совершаются, когда он называет зло добром, а добро злом, и обещает свободу в грехе».1

В конце концов, усилия змея привели к смертному наказанию, которое было наложено не только на Адама и Еву, но и на весь род человеческий. Поэтому слово Иисуса «человекоубийца», безусловно, относится к тому, кто искусил Еву.

Таким образом, поступок змея, является таким поступком, который Иисус приписывает «диаволу» в Иоанна 8:44. Кроме того, нам не известно ни о каком другом записанном событии в истории человечества, которое лучше соответствовало бы этому описанию диавола, чем описание искушения змеем в Бытие 3.

Еще одна связь между змеем из книги Бытие и Сатаной, мы находим в книге Откровение 12:9 и 20:2:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Слово «Сатана» означает «враг» — прежде всего Бога, а потом человека. Слово «диавол» обозначает «клеветник на Бога людям, и людям на Бога».2

Кем же он был – змей?

Был ли тогда змей Сатаной? Несмотря на то, что Библия говорит нам, что: «…сам сатана принимает вид Ангела света, или «притворяется ангелом света» (2 Коринфянам 11:14), есть некоторые трудности, которые не позволяют нам думать, что нечто подобное могло произойти в Эдемском саду. Теолог Генри C. Тессен пишет:

«… змей не является ни образным описанием Сатаны, ни Сатаной в виде змея. Настоящий змей был орудием в руках Сатаны. Это очевидно из описания этого пресмыкающегося существа в Бытие 3:1 и проклятия, возложенного на него в 3:14 […ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей]».3

Библия говорит нам об этом, как раз перед тем, как Иуда вышел из горницы, чтобы пойти и предать Иисуса - «вошел в него Сатана» (Иоанна 13:26–27). Подобным образом демоны в определенных условиях могут входить в человеческие тела или в тела животных. Так случилось, например, когда Иисус избавил человека от легиона бесов, и они вошли в стадо свиней, а затем сбросились с крутизны в море (Марка 5:1–13). Поэтому мы вполне естественно можем сделать вывод, что в этом случае Сатана занял и использовал тело определенного змея, чтобы исполнить свой коварный замысел и искусить Еву.

Ясно также, что совершенно неуместно использовать эвфемизмы о змее, например, называя его «олицетворением зла», или считая всю историю «мифом» и «богословской поэзией». Библия описывает эту историю, как личную встречу Евы и Сатаны, и эта встреча так же реальна, как и встреча Христа и Сатаны в пустыне.

Определение змея, как того, чье тело было использовано Сатаной, вызывает дополнительные вопросы, например: говорит ли Сатана вслух?

Сатана говорит?

Когда Сатана искушал Иисуса, он делал это с помощью слов. Иисус отвечал ему и об этом разговоре записано как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки (Матфея 4:1–11; Луки 4:1–13), хотя нам не сказано ни в одном из этих мест, в каком именно виде появился Сатана в этом случае перед Иисусом.

Фото: Wikipedia.org

Реформатор Мартин Лютер (1483–1546).

В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима», описание разговора Христианина и битва с Аполлионом для многих Христиан, которые испытали подобное в своей духовной жизни, не является чем-то удивительным. Говорят, что Мартин Лютер считал битву с Сатаной настолько реальной, что однажды Лютер запустил в него чернильницей.

Относительно искушения Евы, христианский писатель и толкователь, Д. Освальд Сандерс, пишет:

«Существует предположение, что так же как произнесение речи Валаамовой ослицей было божественным чудом, так же и разговор змея был сатанинским чудом».4

Откуда взялся Сатана?

Бог решил не рассказывать нам много о происхождении и отступничестве Сатаны.5 Из Библии нам известно, что он является главой падших ангелов (называемых демонами или бесами), а также самым главным врагом Бога и человека (Иова 1:6–12; 2:1–6; 1 Петра 5:8).

Падение Сатаны было следствием его гордости (1 Тимофею 3:6), и надо понимать, что это событие произошло после шестого дня сотворения, когда «…увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:31), но до грехопадения человека, о котором записано в Бытие 3.

Что касается его настоящего места пребывания, то неверно думать о Сатане как о «властелине Ада», так как Библия ничего подобного не говорит. Наоборот Иисус назвал его «князем мира» (Иоанна 12:31: 14:30; 16:11). Библия также называет его «богом века сего» [или «мира сего»] (2 Коринфянам 4:4) и «князем, господствующем в воздухе» (Ефесянам 2:2). В Библии говорится как он «ходил по земле и обошел ее» (Иова 2:2; 1 Петра 5:8), а также о его делах в «поднебесной» (Ефесянам 6:11–12).

Почему Бог создал такое существо, которое мы теперь называем Сатаной?

Вопрос: Если Бог знал, что такое существо, как известный нам теперь Сатана6, и другие ангелы, а также в конечном итоге Адам и Ева, восстанут против Него Самого, зачем Он вообще «прервал» вечность и продолжил сотворение?

Ответ: Самый краткий ответ на этот вопрос – «мы не знаем». Однако мы можем сделать несколько наблюдений.

  1. Это было суверенное решение Бога – позволить греху войти в мир, и Он сделал это, несмотря на то, что Он знал, какова будет природа греха и что грех сделает с Его творением, и что Ему нужно будет сделать, чтобы спасти нас от греха.
  2. Это было решение Бога – взять над грехом верх во благо. Это не означает, что Бог разрешил греху войти в мир для того, чтобы он стал причиной блага, но скорее Бог допустил, чтобы случился грех по другим причинам и Он принял решение использовать его во благо.
  3. Это было решение Бога – сделать спасение от греха доступным. Он делает это на основании пролитой крови Его Сына, Господа Иисуса Христа (Евреям 9:14; 1 Петра 1:18–19; 1 Иоанна 1:7).
  4. Это было решение Бога – разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8), и показать Свою праведность путем осуждения и наказания грешников (Деяния 17:31; Откровение 20:10–15).
  5. Это было решение Бога – создать группу верующих людей, известную как Церковь. Эта группа людей, как Иудеев, так и язычников, названа «женой Христа» (2 Коринфянам 11:2; Откровение 19:7). Они разделят Божью славу как Божьи дети, они названы наследниками Бога и сонаследниками Христа, и они пребудут с Ним навеки вечно (Римлянам 8:16–17; Откровение 22:5).

В Библии мы находим приглашение Бога. Оно гласит:

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откровение 22:17).

Ссылки и примечания

  1. Мэтью Генри, «Краткий комментарий ко всей Библии», издательство Moody Press. Чикаго. 1983. с. 786. Вернуться к тексту.
  2. A. Г. Стронг, «Систематическая теология», издательство Judson Press. США. 1907. с. 454. Вернуться к тексту.
  3. Генри C, Тессен, «Лекции по систематической теологии», Пересмотренное издание, издательство Eerdmans. Гранд-Рапидс. 1979, с. 180. Вернуться к тексту.
  4. Д. Освальд Сандерс, «Сатана – не миф», издательство Moody Press. Чикаго, 1975, с. 42. Вернуться к тексту.
  5. Два места Писания, которые чаще всего используются, когда речь идет на эту тему: Исаия 14:12–15 и Иезекииля 28:13–17. Несмотря на то, что оба эти места написаны в контексте пророчеств о ранних царях (Вавилона и Тира), и ни одно из них не указывает прямо на Сатану, оба эти отрывка содержат упоминания о мистической значимости поступков, которые выходят за пределы человеческих способностей и поведения: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13–14), а также «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезекииля 28:15). По этой причине некоторые теологи утверждают, что в этих стихах говорится о первоначальном состоянии Сатаны (в котором он назывался Люцифером) и о грехе, который привел к его падению (эта точка зрения предлагалась некоторыми отцами Церкви еще в третьем столетии н.э.). Другие теологи, а также те, кто отрицает концепцию существования личного дьявола, придерживаются другого мнения, заявляя, что эти места Писания говорят только о земных царях. Вернуться к тексту.
  6. Имя Сатана означает «противник» или «враг». Совершенно неверно допускать, что Бог создал Сатану во вражеском состоянии к Самому Себе, поскольку в таком случае Бога следовало бы считать автором зла. По этой причине некоторые теологи заявляют, что изначальным именем Сатаны было имя Люцифер (буквально означающее «тот, кто несет свет»), и что после того, как он был создан, он восстал против Бога и забрал с собой часть ангелов, которые также отступили от Бога. Слово «Люцифер» встречается в Писании только один раз, в книге Исаия 14:12. Больше информации содержится в ссылке 5. Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com





опубликовано материалов

Популярные статьи:

что такое гравитация? Кто создал Бога? Динозавры жили с людьми Тука и его удивительный клюв Уникальная планета Земля




Поддержите наш проект, разместив нашу ссылку на сайте своей организации, в своем блоге или на страничке социальных сетей.
"Разумный Замысел"
http://www.origins.org.ua
банер Разумный Замысел


Система Orphus
нижняя полоса сайта