Фото: morgueFile
В описании искушения Евы и грехопадения человечества, записанном в 3 главе книги Бытие, мы видим существо, названное «змеем». Кто или что это за существо? Был ли это настоящий змей? Некоторые люди считают, что эта история - просто символический рассказ или аллегория потому, что животные не говорят человеческим языком. Итак, кто или что это за существо, которое использует тело этого «зверя полевого» не только для того, чтобы говорить с Евой, но и убедить ее ослушаться всемогущего Бога?
Основное правило в понимании Писания, и особенно тех стихов, которые могут быть непонятными, состоит в том, чтобы толковать Писание с помощью самого же Писания, то есть, нам следует увидеть, что говорят другие стихи по этому же вопросу.
Так что же сказано в других стихах Библии, которые могут помочь нам определить, что это был за змей?
В одном случае Иисус сказал группе Фарисеев, которые пытались убить Его:
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).
О каком событии, которое включает ложь и убийство от начала, мог говорить Иисус?
Событие искушения Евы, безусловно, относится к началу, так как это первый записанный случай с участием Евы после ее сотворения. Змей солгал Еве, когда сказал: «Нет, не умрете», и так как это первая ложь, записанная в Писании, название «отец лжи» - очень точное описывает того, кто в этом случае лжет.
Мэтью Генри, толкователь Библии, живший в 18-ом столетии, прокомментировал этот отрывок так:
«Он [Сатана] является большим пропагандистом всякого рода лжи. Он лжец, все его искушения совершаются, когда он называет зло добром, а добро злом, и обещает свободу в грехе».1
В конце концов, усилия змея привели к смертному наказанию, которое было наложено не только на Адама и Еву, но и на весь род человеческий. Поэтому слово Иисуса «человекоубийца», безусловно, относится к тому, кто искусил Еву.
Таким образом, поступок змея, является таким поступком, который Иисус приписывает «диаволу» в Иоанна 8:44. Кроме того, нам не известно ни о каком другом записанном событии в истории человечества, которое лучше соответствовало бы этому описанию диавола, чем описание искушения змеем в Бытие 3.
Еще одна связь между змеем из книги Бытие и Сатаной, мы находим в книге Откровение 12:9 и 20:2:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Слово «Сатана» означает «враг» — прежде всего Бога, а потом человека. Слово «диавол» обозначает «клеветник на Бога людям, и людям на Бога».2
Был ли тогда змей Сатаной? Несмотря на то, что Библия говорит нам, что: «…сам сатана принимает вид Ангела света, или «притворяется ангелом света» (2 Коринфянам 11:14), есть некоторые трудности, которые не позволяют нам думать, что нечто подобное могло произойти в Эдемском саду. Теолог Генри C. Тессен пишет:
«… змей не является ни образным описанием Сатаны, ни Сатаной в виде змея. Настоящий змей был орудием в руках Сатаны. Это очевидно из описания этого пресмыкающегося существа в Бытие 3:1 и проклятия, возложенного на него в 3:14 […ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей]».3
Библия говорит нам об этом, как раз перед тем, как Иуда вышел из горницы, чтобы пойти и предать Иисуса - «вошел в него Сатана» (Иоанна 13:26–27). Подобным образом демоны в определенных условиях могут входить в человеческие тела или в тела животных. Так случилось, например, когда Иисус избавил человека от легиона бесов, и они вошли в стадо свиней, а затем сбросились с крутизны в море (Марка 5:1–13). Поэтому мы вполне естественно можем сделать вывод, что в этом случае Сатана занял и использовал тело определенного змея, чтобы исполнить свой коварный замысел и искусить Еву.
Ясно также, что совершенно неуместно использовать эвфемизмы о змее, например, называя его «олицетворением зла», или считая всю историю «мифом» и «богословской поэзией». Библия описывает эту историю, как личную встречу Евы и Сатаны, и эта встреча так же реальна, как и встреча Христа и Сатаны в пустыне.
Определение змея, как того, чье тело было использовано Сатаной, вызывает дополнительные вопросы, например: говорит ли Сатана вслух?
Когда Сатана искушал Иисуса, он делал это с помощью слов. Иисус отвечал ему и об этом разговоре записано как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки (Матфея 4:1–11; Луки 4:1–13), хотя нам не сказано ни в одном из этих мест, в каком именно виде появился Сатана в этом случае перед Иисусом.
Фото: Wikipedia.org
Реформатор Мартин Лютер (1483–1546).
В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима», описание разговора Христианина и битва с Аполлионом для многих Христиан, которые испытали подобное в своей духовной жизни, не является чем-то удивительным. Говорят, что Мартин Лютер считал битву с Сатаной настолько реальной, что однажды Лютер запустил в него чернильницей.
Относительно искушения Евы, христианский писатель и толкователь, Д. Освальд Сандерс, пишет:
«Существует предположение, что так же как произнесение речи Валаамовой ослицей было божественным чудом, так же и разговор змея был сатанинским чудом».4
Бог решил не рассказывать нам много о происхождении и отступничестве Сатаны.5 Из Библии нам известно, что он является главой падших ангелов (называемых демонами или бесами), а также самым главным врагом Бога и человека (Иова 1:6–12; 2:1–6; 1 Петра 5:8).
Падение Сатаны было следствием его гордости (1 Тимофею 3:6), и надо понимать, что это событие произошло после шестого дня сотворения, когда «…увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:31), но до грехопадения человека, о котором записано в Бытие 3.
Что касается его настоящего места пребывания, то неверно думать о Сатане как о «властелине Ада», так как Библия ничего подобного не говорит. Наоборот Иисус назвал его «князем мира» (Иоанна 12:31: 14:30; 16:11). Библия также называет его «богом века сего» [или «мира сего»] (2 Коринфянам 4:4) и «князем, господствующем в воздухе» (Ефесянам 2:2). В Библии говорится как он «ходил по земле и обошел ее» (Иова 2:2; 1 Петра 5:8), а также о его делах в «поднебесной» (Ефесянам 6:11–12).
Вопрос: Если Бог знал, что такое существо, как известный нам теперь Сатана6, и другие ангелы, а также в конечном итоге Адам и Ева, восстанут против Него Самого, зачем Он вообще «прервал» вечность и продолжил сотворение?
Ответ: Самый краткий ответ на этот вопрос – «мы не знаем». Однако мы можем сделать несколько наблюдений.
В Библии мы находим приглашение Бога. Оно гласит:
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откровение 22:17).
источник — www.creation.com