«Поворот» Галилея

Рассел Григ

Христиане, не согласные с креационными взглядами, часто обвиняют креационистов в том, что они совершают ту же самую ошибку, что и Римско-католическая церковь во времена Галилео Галилея. На тот период официальная церковь настаивала на том, что согласно Библии солнце вращается вокруг земли. После того, как Галилей показал, что всё происходит совсем наоборот, верующие посчитали, что они могут спокойно примириться с этим новым фактом, и это никак не повлияет на их веру в Библию. Однако исторические события, происходящие во времена Галилео Галилея, должны стать предупреждением для теистических эволюционистов и сторонников теории долгих эпох, а не для креационного движения, которое основывает свою веру на истории книги Бытие.

Ракурс в историю

Более двух тысячелетий назад, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) учил тому, что земля является центром «совершенной» вселенной, в которой движения звезд происходят по кругу и не имеют конца.

Птолемей (2-е столетие н.э.) расширил эти идеи и на их основе построил известную нам Птолемееву систему мира (смотрите текст-вставку).

Затем в 16-м столетии, Коперник (1473–1543) предположил, что земля и планеты вращаются вокруг солнца.1,2

В 17-м веке, Галилео Галилей (1564–1642) с помощью телескопа смог провести ряд повторных наблюдений, которые опровергали учения Аристотеля и Птолемея, но поддерживали идеи Коперника. Например, Галилей наблюдал, что на солнце есть пятна, которые движутся по его поверхности. Это указывает на то, что солнце вовсе не является «совершенным» и само вращается. Галилей первым наблюдал фазы Венеры, показывая, что Венера должна вращаться вокруг солнца. Он также обнаружил четыре спутника, которые вертятся вокруг Юпитера, а не вокруг Земли, а это указывает на то, что Земля не является центром вселенной. В 1618 году Галилей наблюдал, как три кометы без усилия прошли через упоминаемые Птолемеем кристаллические сферы (в которых планеты и звезды предположительно движутся вокруг Земли), доказывая, что эти сферы – не более чем плод воображения.

Гелиоцентрическая система (от греч. гелиос = солнце) или система Коперника полностью отвергала взгляды астрономов-философов того времени, которые зарабатывали себе на жизнь учениями Аристотеля и Птолемея, и поэтому были не согласны с этими изменениями. Поэтому они либо игнорировали, высмеивали, уничтожали, либо открыто возражали против трудов Галилея. Многие лидеры Церкви склонились к мнению преподающих в университетах последователей Аристотеля, суть которого заключалась в том, что геоцентрическая (т.е. Земля в центре) система излагается в Писании, и что Галилей противоречит Библии. Поэтому они выступали против Галилея и он, под страхом смертной казни, вынужден был отречься от своих открытий.

Это происходило потому, что:

  1. Церковные лидеры приняли как догму систему верований языческих (т.е. нехристианских) философов, Аристотеля и Птолемея, которая стала мировоззрением научного общества того времени. В результате, вместо того, чтобы использовать Библию для определения знаний того времени, лидеры Церкви наоборот использовали знания тех дней, чтобы толковать Писание.
  2. Они примкнули к «мнению большинства» о вселенной и отвергли «точку зрения меньшинства», основывающуюся на учении Коперника и Галилея. Лидеры не изменили своих взглядов даже после того, как Галилей представил бесспорное, основанное на его повторных научных наблюдениях доказательство того, что большинство ученых ошибается.
  3. Они вырвали из Библии несколько стихов, в которых, по их мнению, говорилось о том, что солнце вращается вокруг земли. Однако они так и не смогли понять, что текст Библии следует толковать в контексте того, какую мысль намеревался передать автор. Соответственно когда Моисей писал о том, что «солнце взошло над землею» (Бытие 19:23) и о том, что «солнце зашло» (Бытие 28:11), он вовсе не собирался делать астрономические заявления. Наоборот, находясь под водительством Духа Божьего, он использовал язык зрительного восприятия (т.е. то, что видел), чтобы его читатели четко понимали, о каком времени дня идет речь.3 И для физики совершенно нормально описывать движение относительно наиболее подходящей системы координат, которой в данном случае является земля. Смотрите статью: «Пятна на солнце, Галилео Галилей и гелиоцентризм».

Это простое значение (время дня) идеально передается языком зрительного восприятия и вовсе не означает, что вертится само солнце. В действительности это то же самое, что делают современные ученые, составляя метеорологические сообщения, когда они устанавливают время «восхода солнца» и «захода солнца». Метеорологи используют язык зрительного восприятия, в котором земля является системой координат. Удобная стилистическая фигура не опровергает науку, а также не лишает законной силы Библию.

Подобным образом такие стихи, как в Псалме 18:6 и 92:1, которым автор придавал явно поэтическое значение, растолковывались буквально.4,5

Сегодня

Сегодня мы живем в мире, в котором большая часть научного общества пропитана натурализмом (система взглядов, согласно которой всё можно объяснить с точки зрения природных процессов) и долгими эпохами. Научное общество распространяет эту систему взглядов, заявляя, что всё во вселенной произошло в результате большого взрыва, и что всё является продуктом эволюции, происходящей на протяжении миллиардов лет. Ведь многие современные астрономы, ученые и преподаватели построили свои карьеры на основе этих теорий и до сих пор продолжают зарабатывать себе этим на жизнь.

Птолемеева система мира

Птолемеева система мира

По мнению Птолемея, солнце, луна, звезды – все вращаются вокруг устойчивой земли в пустых, взаимосвязанных друг с другом, кристаллических сферах. Это называется геоцентрической системой, в которой земля находится в центре всего и известна как Птолемеева система мира.

Но Птолемеева геоцентрическая система мира имела множество пробелов, которые не могли быть полностью заполнены, особенно возвратно-поступательные движения планет через космическое пространство, которые можно было наблюдать с земли. Поэтому Птолемей теоретически допустил существование ряда механизмов, которые были весьма оригинальными и изначально правдоподобными, но, в конечном счете, невероятно запутанными и научно неверными. Например, по его словам, каждая планета движется по своей собственной маленькой кривой, которая называется эпицикл, в то время как все эпициклы движутся вокруг земли в более крупных по размеру кругах под названием деференты.

Однако, несмотря на то, что эти идеи, как и идеи Птолемея, выглядят изобретательными и возможно правдоподобными для атеистов, они полны трудностей и противоречий и просто-напросто неверны.6

Вместе с тем существует и меньшинство ученых, креационистов, которые придерживаются противоположного мнения, согласно которому Библия дает все необходимые ответы на вопросы о том, откуда взялась вселенная и жизнь. Это мнение состоит в том, что всё непосредственно сотворено Богом и что свидетельства замысла, летопись окаменелостей, теория информации и т.д. подтверждают истинность этого мнения. Все подобные доказательства, как и открытия Галилея, игнорируются, высмеиваются, уничтожаются, и открыто отвергаются научным обществом.

И снова многие современные лидеры Церкви позволили втянуть себя в «науку», которая преподается в университетах; они встали на сторону атеистов, рассказывая, что такие понятия как большой взрыв, миллиарды лет и эволюция сочетаются с Писанием. Это неминуемо ведет к тому, что они противостоят мнению меньшинства – мнению креационистов.

Это происходит потому, что:

  1. Эти церковные лидеры приняли как догму систему верований и философии нехристианских ученых, таких как Чарльз Дарвин, Ричард Докинз, Стивен Джей Гоулд и другие. Таким образом, как и ученые 17-го столетия, они используют современные «знания» для толкования Писания вместо того, чтобы использовать Библию для оценивания знаний.
  2. Они примкнули к мнению большинства и отвергли мнение меньшинства, несмотря на тот факт, что существует множество наблюдений, подтверждающих молодой возраст и опровергающих древний возраст земли и вселенной.7 К тому же ни одним эволюционистом не было проведено ни одного эксперимента (не говоря уже о повторном эксперименте), в ходе которого можно было бы наблюдать или подтвердить теорию эволюции.
  3. Они объясняют описание сотворения в Бытие как миф или же они вводят в свое объяснение долгие эпохи, но они также не смогли понять того, что Бытие следует толковать в контексте того, какую мысль намеревался передать автор этой книги. Таким образом, чтение текста Бытие показывает, что Моисей вовсе не собирался письменно изложить собрание мифов или придуманных историй, как часто утверждается. Также и дни, о которых говорится в первой главе Бытие, не являются метафорой долгих эпох или упрощенным способом объяснить примитивным людям миллиарды лет.8 Наоборот текст показывает, что Моисей написал книгу Бытие как буквальное описание истории мира с начала сотворения до момента прибытия еврейского народа в Египет.

Это интересный «поворот», который позволяет по-новому посмотреть на историю Галилея. В те времена, церковные лидеры заявляли, что библейские стихи, которые были написаны в поэтическом формате, должны читаться как поэтические, следует рассматривать буквально, а сегодня они говорят, что текст Библии, который был написан как прозаическое произведение, описывающее буквальную историю, должен рассматриваться как поэзия!

Истинный урок

Нет, креационисты не допускают те же самые ошибки, какие допускала Церковь 17-го столетия. Они не заявляют, что Библия содержит что-либо, что противоречит фактам. Фактам противоречит сама Церковь! Она не уяснила урок истории и продолжает настаивать на том, что следует придерживаться популярного мнения большинства вместо того, чтобы придерживаться Библии и позволить ей самой говорить за себя.

Несмотря на то, что церковные лидеры времен Галилея ошибочно думали, что Библия поддерживает геоцентрическую систему, в представлении о том, что земля вращается, по сути, не было ничего атеистического. Более того не существует каких-либо других доктрин, которые основываются на относительных движениях земли и солнца.

В отличие от этого, теория эволюции представляет собой атеистическое объяснение происхождения всего сущего и является оправданием направленной против Бога системы мирского гуманизма, которым пропитано современное общество. К тому же согласно этому учению Бог – автор смерти и страданий.

Более того Христиане, которые не принимают описание Бытия как буквальную историю, а дни Бытия как буквальные дни сотворения земли, должны объяснить массу других библейских мест и доктрин, например, то, что зеленые растения были пищей животных еще до Потопа (Бытие 1:30), Заповедь Бога о Субботнем дне (Исход 20:9–11), учение Иисуса о том, что Бог сотворил мужчину и женщину «в начале» (Матфея 19:4), учение Иисуса о браке, основанное на буквальном первом мужчине и женщине (Матфея 19:3–9), описание Павлом Евангелия, основанного на том факте, что Адам был буквально первым человеком (Римлянам 5 и 1 Коринфянам 15), и т.д.

Таким образом, история о Галилее учит нас не тому, что Церковь не должна противостоять теории эволюции, а тому, что она должна это делать, потому что наука не доказала эволюцию. Эволюция наоборот не согласуется с доказанной наукой и противоречит простому и понятному Божьему Слову.

[Примечание редактора:

  1. В статье Дело Галилея: историческая или героическая агиография, журнал CEN Technical Journal 14(1):91–100, 2000, под редакцией доктора Томаса Ширмачера, показано, что «В отличие от легенды, церковные руководители хорошо относились к системам Галилея и Коперника. Галилей был жертвой собственного высокомерия, зависти его коллег и политики Папы Урбана VIII. Галилея обвиняли не в том, что он критиковал Библию, а за то, что он не повиновался папскому декрету».]
  2. Также смотрите статью доктора Дэнни Фолкнера «Геоцентризм и сотворение», а также другие статьи в рубрике Вопросы и ответы: Галилей и Геоцентризм]

Ссылки и примечания

  1. Его книга «De Revolutionibus Orbium Coelestium» («О вращениях небесных тел»), опубликованная в 1543 году, бросила вызов учению Аристотеля (а, следовательно, и существующему на тот момент учению Церкви) о том, что земля является центром всех изменений и разрушений, и что вокруг неё находится неизменное небо. Вернуться к тексту.
  2. В системе Коперника земля и планеты вращаются вокруг солнца, и делают один круг за один год. В системе Птолемея солнце, планеты и звезды совершают круг вокруг земли за 24 часа. Огромная проблема системы Птолемея состоит в том, что самая близкая к земле звезда, Проксима Центавра (также известная как Альфа Центавра C), находится от Земли на расстоянии 4.3 световых лет (1 световой год = 9 триллионов 460 миллиардов километров). Получается, что если бы эта звезда совершала один оборот вокруг земли каждые 24 часа, её скорость должна была бы почти в 10,000 раз превышать скорость света (а для звезд, которые расположены еще дальше, эта скорость была бы намного больше) Вернуться к тексту.
  3. Подобным образом, Иисус Навин использовал язык зрительного восприятия, о чем говорится в книге Иисус Навин 10:12–13. Если хотите больше узнать об этом чуде, смотрите мою статью «Длинный день Иисуса Навина: действительно ли он был, и как это произошло?» Журнал Creation magazine, 19(3):35–37, июнь–август, 1997. Вернуться к тексту.
  4. В Псалме 18:4–6 образно описывается, как солнце выходит из чертога, а также оно сравнивается с женихом и исполином, пробегающим поприще. Кто-то может подумать, что даже непоколебимые сторонники буквального толкования текста Писания времен Галилея, могли допустить, что автор Псалма придавал этим словам поэтическое значение. Вернуться к тексту.
  5. В Псалме 93:1, фраза «потому вселенная тверда, не поколеблется» следует читать вместе со стихом 2: «Престол Твой утвержден искони», где используется то же самое древнееврейское слово [kown = «утверждена»] и имеет значение «установлена», «стабильна», «прочна», «устойчивая», «подкрепленный», и т.д., а не «неподвижный» или «стационарный». Подобным образом древнееврейское слово, обозначающее «не поколеблется» (ст.1), используется в Псалме 15:8, «не поколеблюсь», означая, что автор не отклонится от пути Господа, а не то, что он приклеен к одному месте. Вернуться к тексту.
  6. Например, сторонники большого взрыва не могут сказать, откуда первоначально взялась энергия, как возникли законы науки, и что вызвало «колебания физического объема» до того, как появилось что-то, что могло колебаться и так далее. Смотрите статьи, «Как насчет большого взрыва?», а также, «Если Бог сотворил вселенную, то кто сотворил Бога?» Эволюция от молекулы до человека полностью противоречит законам термодинамики, а также закону биогенеза (жизнь всегда происходит только из жизни), летописи окаменелостей и многому другому. Вернуться к тексту.
  7. Смотрите, например, статью Джона Морриса, «Молодая Земля», издательство Master Books, Аризона, 1994, и «Свидетельство молодого мира», под редакцией Рассела Хамфриса. Вернуться к тексту.
  8. Первоклассные исследователи древнееврейской культуры, как например, профессор Джеймс Барр из Оксфордского университета, единодушно согласны с тем, что древнееврейские тексты написаны простым языком для того, чтобы передать нам то, что «сотворение произошло в течение шести дней – таких же дней, состоящих из 24 часов, в которые мы живем сегодня». (Смотрите статью, «Шесть дней? Правда!») Вернуться к тексту.

источник — www.creation.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться