Дарвин был продуктом, как своего времени, так и своего собственного характера. Как и все мы, он пытался постичь мир, в котором жил. Однако истинное познание мира начинается с доверия Богу и Его Слову. К сожалению, наша природа восстает против любящего Творца.
«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — 1 Тимофею 2:3–4
«Богоненавистник Дарвин твердо решил перевернуть всю суть Христианской культуры» - именно так думают о Дарвине многие христиане. Но давайте копнем глубже.
На самом деле это сделать очень легко, так как с раннего возраста и до самой смерти Дарвин вел личные записи. Когда мы пытаемся докопаться до истины, мы видим не жестокого и страшного человека, а интеллектуала, который вынес на поверхность многие противоречия и конфликты, преобладающие в британской культуре Викторианской эпохи. Это был такой же человек, как и все, человек, которого Бог хотел спасти. Даже светские биографы неосознанно заявляют: «Бог преследовал Дарвина».1
Чарльз рос в зажиточной семье, принадлежащей к среднему классу. Мама умерла, когда ему было восемь лет, из-за чего Чарльз был очень подавлен, а с отцом, успешным доктором, они не были эмоционально близки. Тем не менее, скоро Чарльз научился, как можно заставить «Доктора» дать ему то, чего ему хотелось. Позднее, когда Чарльз вырос, он часто применял этот особый талант для того, чтобы заручаться поддержкой своих коллег и склонять их к своему мнению.
Несмотря на то, что он был спокойным и имел хорошие манеры, все же Дарвин был эгоцентричной личностью. Например, когда он перечислил однажды около двадцати доводов за и против того, чтобы продолжать ему ухаживать и жениться, все доводы касались его удобства и безопасности.
«Теперь мне кажется смешно, что когда-то я собирался стать священником. Не то, чтобы я формально отступился от своего намерения и желания моего отца стать священником, это желание просто умерло естественной смертью после того, как я уехал из Кембриджа и в качестве натуралиста оказался на Бигле». — Автобиография Чарльза Дарвина (1876)
Несмотря на его эгоистичность, Чарльз мог быть и щедрым. Большую часть своей жизни он поддерживал южно-американскую миссию, которая благовествовала местным жителям архипелага Огненная Земля. Его вовсе не волновали их души, он просто хотел, чтобы эти «дикари», которых он повстречал во время своего путешествия на Бигле, имели лучшую жизнь. Несмотря на то, что он не посещал церковь в деревеньке Доун, он стал близким другом приходского священника, и деревенские жители считали его добрым и великодушным заступником прихожан.
Как и многие представители науки, Дарвин воспринимал себя довольно серьезно. В его ранние годы это проявлялось, когда он пытался угождать своим настоятелям и воспитателям. Будучи взрослым человеком, который имеет множество ответственных дел, он больше внимания уделял профессиональному, социальному, политическому и экономическому успеху. По мере того как развивались его идеи после путешествия на Бигле, он не знал, что ему делать: открыто заявить о своих взглядах или втайне вынашивать их, пока не наступит благоприятное время, чтобы открытие этих идей не разрушило его и его семью.
Будучи мальчиком, Чарльз прочесывал побережья, холмы и леса в поисках ракушек и жуков. Именно с этого времени у него заложилась любовь к составлению каталогов найденных образцов и записыванию информации. Во время путешествия на Бигле около пяти лет (1831–36), он довел эти навыки до совершенства, чтобы обогатить запасы музея Англии и гарантировать, что его сразу примут в научные круги после его возвращения. Позднее, эти же самые навыки превратили его в человека, который сам собирает, анализирует, описывает и теоретически оценивает свои собранные образцы.
Дневник Дарвина, который он писал во время путешествия под названием Путешествие на Бигле, имел мгновенный успех. Тридцатилетняя знаменитость наслаждалась вниманием, которая обрушилась на него со стороны лондонских интеллектуальных кругов, пока его не начали беспокоить сильные боли в области желудка. Это стало причиной того, что он уединился со своей семьей в деревеньке Даун, и настаивал, чтобы коллеги встречались с ним только с глазу на глаз.
Дарвин путешествовал по миру около пяти лет на корабле под названием Бигль (1831–36). Публикация описания его путешествия, Путешествие на Бигле (1839), принесла тридцатилетнему Дарвину признание. Свою знаменитую работу Происхождение видов он издал примерно на двадцать лет позже (1859).
О наследственности становилось известно все больше, и Дарвин подозревал, что его хроническое заболевание носит наследственный характер, потому что его родители были двоюродными родственниками. Так как он женился на своей двоюродной сестре, он обвинял себя в том, что признаки его болезни начали проявляться у его детей. Кроме того, мог сыграть роль и большой стресс.2 Он вынужден был скрывать свои мысли от профессионального мира, который изгнал бы его, если бы обо всем стало известно. В 1844 году он, наконец, раскрыл свою теорию коллеге, которому мог доверять и признался, что для него это было подобно «признанию в убийстве».3
Несмотря на то, что Дарвин общался с эволюционистами и антирелигиозно настроенными учеными, такими как Роберт Грант, Томас Хаксли и его дилетант брат Эразм, некоторые люди, с которыми Бог сблизил его, показывают, как Бог искал спасти Дарвина. Его отец, Доктор, отрекся от атеистических учений деда Дарвина Эразма, когда имя Дарвина стало больше ассоциироваться с богатством, респектабельностью и политкорректностью. Вместо этого он обернул своего сына, Чарльза в формальное англиканское образование, которое было очень сильно пропитано Писанием и Христианской ортодоксальностью.
Годы спустя Дарвин вспоминал, что когда он отправлялся учиться в Кембридж, он «полностью принял» апостольский символ веры или, по крайней мере, «не имел никакого желания оспаривать вероучение».4 Чарльз особенно сблизился с Христианскими наставниками, такими как ботаник преподобный Джон Генслоу и геолог преподобный Адам Седвик, и друзьями, такими как страстный евангелист Роберт Фитцроу, капитан Бигля. Однако самыми близкими были «женщины семейства Веджвуд» — его мать, сестры, жена и дочери. Несмотря на то, что они были унитарианцами,5 они продолжали говорить с Дарвином о вечности. К тому времени, как Чарльз и Эмма поженились, он уже сомневался в личных отношениях с Богом, во вдохновенности Библии, душе и вечности.
Дарвин перевез свою семью в Даун в 1842 году. Здесь он продолжил работать над своей теорией, которая навсегда должна была изменить научное общество.
Опасаясь, что Чарльз подобно ветви будет брошен в огонь, Эмма пыталась убедить его через письма, в которых она умоляла его серьезно принять слова, которые Иисус сказал во время вечери в Иоанна 13–17 (б). В ее, по словам Дарвина, «красивом письме», она писала: «Ты подвергаешь себя большой опасности, когда отказываешься от Божьего откровения. . . и от того, что было сделано для тебя и для всего мира. . . . Я была бы самой несчастной, если бы знала, что мы не проведем вечность вместе».
Он хранил это письмо всю свою жизнь, и в ответ ей он набросал лишь пару строк: «Когда я умру, знай, что я много раз читал твое письмо и плакал над ним».7 Через силу Святого Писания, которым Эмма с любовью делилась с ним (и несмотря на ее собственную личное доктринальное заблуждение), Бог показывал ему путь спасения.
Хотя Бог снова и снова привлекал внимание Дарвина через его знакомство с Писанием, он все-таки сопротивлялся. Частично его сопротивление было результатом того, что он был продуктом культуры, которая противостояла библейскому авторитету несмотря на то, что и носила название Христианской. В частности большая часть британских священников и церковных ученых были сторонниками естественной теологии - представления о Боге, которое зародилось в конце 1600-ых годов. Во времена молодости Дарвина они утверждали, что мы можем видеть Бога и Его качества только благодаря человеческому мышлению, без помощи Писания.8 Этот ошибочный подход привел к трем основным концепциям естественной теологии, которые подорвали авторитет Библии:
Творение является неизменным; в противном случае изменилось бы откровение Бога и мы не могли бы знать Его.
Проблема: такое утверждение отрицает грехопадение Адама и Потоп и последствия этих событий.
Творению было дано право существовать самому по себе в соответствии с неизменными законами природы, которые всегда действовали одинаково, как и сегодня.
Проблема: такое утверждение отрицает, что чудеса могут происходить.
Всякий раз, как Библия расходится с наукой, Бог подгоняет слова в Библии под примитивное мышление древнего человека, и наука должна приниматься как истинное объяснение.
Проблема: Наука превосходит Писание.
Основываясь на эту ошибочную теологию, научная догма Дарвиновских времен гласила, что виды не могу изменяться, даже, несмотря на то, что Библия никогда не заявляет об этом. С другой стороны, люди могли видеть, что земля меняется: реки разливаются, породы эродируют, вулканы извергаются, а землетрясения меняют ландшафт. Следовательно, они пришли к выводу, что земля изменилась со времени сотворения, но очень медленно и с помощью вот этих вот процессов. Так как во многих местах осадочные породы очень толстые, большинство научных исследователей начала 1800-ых годов заключили, что эти геологические изменения происходили на протяжении миллионов лет. Почти никто из них не верил в буквальный глобальный Потоп и все, что он подразумевал, т.е. быстрые изменения.9
Так что когда Дарвин взошел на палубу Бигля, он был наполовину «креационистом», созданным наукой того времени. Он верил, что земле миллионы лет,10 что виды организмов никогда не менялись (хотя и не было известно когда они были сотворены), и что Библия не говорит ничего существенного по этому поводу. Он принадлежал к финансово привилегированному классу и жаждал признания со стороны аристократического научного общества, а также с недоверием относился к социальным радикалам и революционерам.
Одна из страниц его дневника содержит наброски предварительного размышления Дарвина об общем происхождении.
Дарвин был научен тому, чтобы думать. Проблема заключалась в том, что он начал с неправильных предположений, не понимая Писания. Поэтому когда Бигль проходил мимо заполненных ископаемыми пластами, эродированными долинами, уникальной островной фауной и погруженных в воду вулканов, он видел природу так, как в Англии его никто и никогда не учил видеть. Он видел виды, как продукт изменения, но не изменения, которое наступило после глобального Потопа. Он видел пласты породы как продукт процессов, но не процессов, которые берут начало со времен библейской катастрофы. Он видел разнообразные роды растений и животных, но не смог рассмотреть бездну между различными «сотворенными родами», которые первоначально были сотворены Богом.
Но, наверное, самое важное, чего Дарвин не мог понять, это то, как милостивый и любящий Бог мог допустить, чтобы в мире природы и среди людей существовали такие явления, как смерть и страдания. Согласно естественной теологии, смерть и страдания всегда были частью природы с начала сотворения. Если так, то этот Бог был не Богом Христианства или Библии, а бесчувственным и далеким и всего лишь тем, кто сотворил все отправные точки материи и законы природы. На основе всего этого Дарвин пришел к выводу, что все разнообразие жизни развивалось постепенно, и Бог не имел к этому никакого отношения.
И уж если Дарвин смог показать, что виды на самом деле изменяются и предложить законы природы, согласно которым образуются новые виды, то он смог бы убедить своих коллег в том, что эволюция истинна. Для правящего класса и духовных ученых, которые уже пошли на компромисс и уверовали в древность земли, последним барьером на пути к принятию эволюции оставалась небиблейская концепция неизменности вида. Дарвин был настолько идеальным продуктом своего времени, что, несмотря на все годы беспокойства и болезни, его научные аргументы, изложенные в работе Происхождение видов, убедили почти всех его коллег.
Всякий раз, когда Писание что-либо говорило о науке, большинство британских христиан не доверяли ему, считая, что наука имеет больше авторитета, чем Писание. Поэтому эволюция не вызвала никакого конфликта. Ученые в основном приняли эволюцию как Божий путь создания, длящийся долгое время, несмотря на то, что она предусматривает тяжелую смерть и страдания на протяжении миллионов лет. Фактически эволюция стала вопросом национальной гордости. Для британской элиты, викторианская Англия свидетельствовала о тех высотах, до которых эволюция может донести человеческий интеллект и власть.
Осознавал ли Дарвин, что его предположения и идеи отображали отвержение авторитета Писания в каждой области, которой оно касалось, включая науку? Несомненно, да, но его, кажется, не очень это волновало; недостаток авторитета Писания было частью религиозного воспитания и научного обучения, которые он получил от родителей, учителей и коллег. Поэтому для него это не было основной проблемой.
Понимал ли он, какие философские последствия будут иметь его идеи? Определенно — его тайные дневники, которые он не осмеливался показывать даже его близким друзьям, показывают, что он боролся с фактом, что эволюция может подорвать веру людей в Бога. Но он, кажется, был больше обеспокоен тем, какое влияние может оказать подрывание веры других людей на него и его общественное положение, а вовсе не то, что это будет значить для других людей.
Несмотря на то, что Дарвин пытался понять происхождение форм жизни чисто с научной позиции, он никогда так и не смог разрешить религиозные вопросы. Участвует ли Бог во всех этих процессах или существует ли он вообще? Была ли жертвенная смерть Иисуса бессмысленной?
И, хотя Бог преследовал Дарвина достаточно, чтобы тот знал, где искать ответы на вопросы, он никогда не обращался к Библии, чтобы найти эти ответы. Он предпочел не заглядывать туда.
Дарвин учился на ученого? Да и нет. В те дни никто не учился на ученого.
Обучение включало такие области, как медицина, гуманитарные науки или теология, а заниматься наукой было чем-то вроде хобби. Дарвин начал изучать медицину в Эдинбурге, а закончил обучение в Кембридже, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в надежде стать приходским священником. Учась в школе, ему больше всех давалась естественная история, которую ему лично преподавали профессора медицины и теологии, известные как опытные геологи, зоологи и ботаники.
Были ли родители и прародители Дарвина эволюционистами?
Дед Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, доктор, был политическим вольнодумцем, преданным эволюционным идеям. Дедушка по линии матери Джосая Веджвуд был зажиточным промышленником и другом Эразма, но имел унитарианские взгляды и был немного обеспокоен этим вопросом. Его дед Роберт Дарвин стремился к благопристойности и не высказывал публично свои взгляды по этому вопросу.
Какое отношение имеет Бигль к Дарвину?
Огромное! По рекомендации преподобного Джона Хенслоу, Дарвин был приглашен в поездку на британском корабле под названием Бигль, с целью исследования побережья Южной Америки. Капитан, аристократ Роберт Фитцрой, хотел, чтобы на борту его корабля был такой джентльмен, который бы проводил исследования в области естествознания и с которым он мог бы подружиться. Дарвин сполна использовал эту возможность, чтобы получить признание как опытный геолог и биолог.
Что говорится в работе Происхождение видов о происхождении человека?
Ничего. На самом деле Дарвин знал, что в 1859 году этот вопрос был самым горячо обсуждаемым вопросом. Он подождал, пока научное общество приняло теорию эволюции, а затем в 1871 году он опубликовал свою работу Происхождение человека.
Что общего у зябликов и Дарвина?
На Галапагосских островах Дарвин собрал коллекцию из множества видов птиц. Он счел образцы этих птиц неясными и понял, что все они были разновидностями зябликов уже после того, как вернулся в Англию и исследовал их. Однако Дарвин сразу же установил, что обнаруженный им на острове вид пересмешника принадлежит одной неустойчивой группе, что заставило его сомневаться в том, что виды не могут изменяться.
Раскаялся ли Дарвин перед смертью?
Нет. Этот слух пустила леди Элизабет Хоуп, которая во время миссионерской поездки в те края, где жил Дарвин, навестила однажды его за шесть месяцев до его смерти. Ее история была опубликована в издании Baptist Watchman-Examiner в 1915 году, после того как она иммигрировала в США, она на протяжении многих лет активно писала брошюры с проповедями. Она без сомнений приукрасила свою историю, которая сводилась к тому, что леди Элизабет Хоуп видела, как Дарвин читает Библию (что вполне могло быть правдой, учитывая его интерес к сравниванию философий). Она говорила о его восхищении Писанием, но не сказала, что он покаялся перед смертью или отказался от эволюции.11
Почему Дарвин похоронен в Вестминстерском монастыре?
На этом настояли его ученики. Дарвина должны были похоронить на кладбище в деревеньке Даун. Однако его кузин Фрэнсис Галтон и «дарвиновский бульдог» Томас Хаксли успешно воспользовались своим влиянием в научных и политических кругах и написали петицию в Парламент с просьбой разрешить похоронить Дарвина в самой известной англиканской церкви Лондона.
Доктор Роджер Сандерс получил степень доктора наук в области ботаники в Техасском университете. На сегодня он является доцентом в колледже Брайана и заместителем директора центра исследований происхождения.
источник — www.answersingenesis.org