Традиции об исконном рае, распространенные во всем мире

Ален Д. Эстрайхер

Повествование об Эдемском саде в книге Бытия, а также история Гесиода, греческого поэта золотого века, являются, наверное, двумя самыми известными описаниями исконного рая. Однако сама идея настоящего, совершенного общества – общества, исполненного мира и изобилия, без болезней и смерти, где человек свободно общается со своим Богом (или богами), широко распространена в различных формах по всему миру. И какими бы не были вариации этой идеи и ее приоритеты, в этих повествованиях описываются необыкновенно схожие обстоятельства.

Источник и права: www.500px.com
Традиции об исконном рае, распространенные во всем мире

Сравните Библейское повествование из книги Бытия 2:8-10, 16, 17 с версией Гесиода (8й век до н.э):

«Сначала бессмертные, живущие на Олимпе, придумали золотую гонку для смертных людей. Это произошло, когда Хронос был царем небес, и они жили, как боги, без заботы в сердце, огражденные от боли и страданий. Беспомощной старости просто не существовало, своими мощными руками они наслаждались пиршествами, и их не могло постичь зло. Смерть, подобная сну, овладевала ими, и все хорошее принадлежало им; плодородная земля не требовала усиленного труда, и приносила богатый и обильный урожай. Им были неведомы стеснения и жили в мире и изобилии, как боги на своих землях, с богатыми стадами и благословенными пастбищами (строки 110-121).»1

Подобным образом, Адаму не приходилось трудиться в Эдемском саду, чтобы обеспечить себе пропитание (Бытие 3:17). Продукты питания росли сами по себе. Очевидно, Адам и Ева должны были быть бессмертными; первые же смертные согласно греческой мифологии не старели, однако, в конце концов, умирали. И, точно так же, как можно было увидеть Господа Бога, «ходящего в раю во время прохлады дня» (Бытие 3:8), и «золотые» люди жили в непосредственной близости к богам Олимпа. Еще более поразительно такое сходство: как в Библейской истории первая женщина была ответственна за грехопадение человечества (Бытие 3:10), так и любопытная Пандора, «своими руками отодвинула крышку запретного ларца и рассыпала его содержимое, таким образом, принеся людям печали и заботы (строки 95, 96), и положив конец Золотому Веку».

Иудейское и греческое повествования не единственные в древней литературе Востока. Считается, что месопотамская цивилизация и культура зародились в Шумере, а среди шумеров был распространен миф о рае, составленный в третьем или втором тысячелетии до нашей эры. Этот миф содержит в себе несомненную параллель с библейским повествованием.2 

Кроме того, в древнем Египте также был распространена тема об исконном рае. «Во времена первобытных богов в желудках людей было достаточно еды; на земле не было греха; крокодилы не охотились за добычей, а змеи не кусались»3— это было время, когда люди и боги жили вместе, а человек был бессмертен.

Распространение данной идеи не ограничивалась лишь территорией Ближнего Востока. Она встречается и в древних традициях Дальнего Востока. Великий учитель, даосист Кванг-тсе (4 век до нашей эры), повествовал о древних временах, когда «птицы и животные размножались в стада и семейства; трава и деревья росли буйно и высоко. В таких условиях птицы и животные не ощущали ограничений, можно было забраться и заглянуть в гнездо сороки. Да, во времена совершенной добродетели люди жили в согласии с птицами и животными, они были на равных со всеми творениями и все они были одной семьей... они были равны в том, что не имели знаний, однако не оставляли пути своих естественных добродетелей; они были свободны от желаний и пребывали в состоянии чистой простоты. В таком состоянии человеческая природа была такой, какой она должна была быть» 4.

Здесь снова же отмечается буйный рост растений, и добровольное повиновение животных людям напоминает нам о «власти», данной Адаму над животными. Кванг-тсе далее объясняет, что из-за чрезмерных ритуалов и церемоний, выполняемых «мудрецами» люди «отдалились друг от друга». Иначе говоря, прославление и жертвоприношения были необязательны во «времена совершенной добродетели», так как человек и так был един с Дао (Путем), и с другими живыми существами на земле. Как и в Эдемском саду, именно неутолимая жажда знаний разрушила это спокойствие – «Истинно велик был беспорядок, воцарившийся в мире из-за любви к знаниям» (Труды, с.289). И, по крайней мере в одном из источников китайской литературы, присутствует «женщина, которая, из-за своего честолюбивого стремления к знаниям», принесла «горе» человеческой расе.5

Кроме того, в джунглях древней Мезоамерики сохранилось похожее повествование:

«И на своем пути они (Создатели и Творцы) были исполнены радости, потому что нашли прекрасную землю, полную удовольствий... Там были всевозможные яства...Они (первые четыре человека) были наделены мудростью… они достигали успеха во всем, что только было в мире. Глядя вокруг, они в тот же миг видели все, и они созерцали небесный свод и округлую поверхность земли (часть 3, сс. 166-168).7

Этот рай, подобно всем остальным, был наполнен хорошей пищей. Однако серьезные затруднения у богов возникли из-за того, что «сотворенные» получили знания и ведение, подобные «создателям», а с этим они не могли долго мириться. Посовещавшись, они решили отобрать эту власть у человечества (с.169). Эта божественная дилемма практически идентична тому, о чем говорится в книге Бытия 3:22. Позже, пока мужчины спали, были сотворены первые женщины Кише, (с.170).

Эти повествования об исконном рае – ничто иное, как репрезентативная выборка дошедших до нас историй. На их основании можно продемонстрировать, что одна и та же история является неотъемлемой частью традиций различных народов в Африке, Исландии, Индии, Южной и Северной Америки и Австралии.8

В нашем сравнении всех повествований, приведенных выше, многие условия были сходными. Еда всегда была в изобилии, животные не имели страха перед человеком. Человек не испытывал страха перед Богом, потому что он не только жил с Ним или с ними, но и не испытывал болезней или смерти. Однако в каждом из этих случаев это блаженное существование резко прервалось, в основном, в результате действий самого человека.

Таким образом, существование исконного рая, так же, как и сотворение вселенной и человечества, было уникальным событием в доисторическом периоде, и, как таковое, не может быть подтверждено наукой. Однако под этим мы не подразумеваем, что рассудительное применение научных методов исследования ничего здесь не стоят.

Существует множество сложных современных теорий мифологии, однако все они могут быть разделены на одну или две категории – считается, что эти мифы либо содержат в себе историческую истину, либо нет. В случае с исконным раем, кажется, что ни один современный мифолог не желает даже предположить возможность того, что в какой-то момент именно так обстояли дела у человечества. Таким образом, самой идее приписывается статус псевдоистории или аллегории, и она считается символическим способом объяснить «человеческое состояние», или выразить стремления духа человека. Из этого следует, что существование практически всей вселенной подвержено воздействию одного или двух факторов – либо данная мысль в каждом случае была заимствована (или унаследована) из другой культуры, либо наоборот, она независимо появилась в различных частях мира, как напоминание о «психологическом единстве среди людей». А, значит, это свидетельствует о том, что все человеческие существа, в конечном итоге, мыслят одинаково. 9

Причина того, что Золотой Век считается вымыслом, заключается не столько в законах человеческой природы, сколько в принятых на сегодняшний день теориях о происхождении человека. Эволюционная наука заявляет, что человек произошел от одной из более примитивных форм, а не деградировал от одной из высших форм. Однако даже в рядах приверженцев эволюции Дарвина сегодня появились ее критики. И на данный момент продолжают накапливаться доказательства того, что древние цивилизации в обоих полушариях земли были намного более развитыми, чем считалось ранее. Слова «доисторический» или «первобытный» не означают «примитивный».

Оценка мифов о существовании рая в соотношении с выше названными теориями обнаруживает многие трудности. Существование стольких подобных повествований, которые считаются «псевдоисторией», не может не удивлять, ведь весьма маловероятно, что жители Греции и Гватемалы придумали одинаковые сюжеты, чтобы воссоздать свое расовое происхождение от одного вида. А говорить о «психологическом единстве» с научной точки зрения – это уже слишком.

Если рассматривать эти мифы, как аллегорию, то они должны были бы передавать приблизительное одинаковое послание, ведь они должны были быть составлены с некой определенной целью. Однако мы видим, что в каждом из случаев «мораль» истории разная, и что она проявляется в различных контекстах каждой из культур. Например, версия книги Бытия фокусируется на отделении человечества от Бога, версия Гесиода провозглашает добродетель честного труда, Кванг-тсе обличает существующую классовую структуру общества. Все эти примеры доказывают, что сама традиция принадлежит к временам глубокой древности, и что «истина» более, чем просто поэтична.

Некоторые ученые предполагают, что данный сюжет распространился по всему миру из единого источника, шумерской культуры, путем прямого или косвенного заимствования. Однако если сравнить шумерский «оригинал» с одним из его предполагаемых «отпрысков», сразу же становится очевидно, что в нем содержатся не все элементы, которые являются крайне важными для истории. Оказывается, что ни одна из дошедших до нас версий не содержит других важных моментов, которые есть в других версиях. Более того, проблемы распространения этих повествований по всему миру достаточно сложны с точки зрения логистики.

Майрсеа Элиад, ученый, занимающийся историей религии, выразил мнение о том, что идея исконного рая отражает некую «ностальгию» за мифическими временами, когда небеса и земля были либо ближе друг к другу, либо были связаны друг с другом, что облегчало прямое общение между богами и человеком. Он отмечает, что шаманы, живущие в Азии, регулярно проводят ритуалы, которые призваны возродить эту «райскую» жизнь. 10 В древнем Египте это разделение между богами и человечеством считалось «безвозвратным событием». Древние китайцы выражали сожаление о том, что у них «нет способа, чтобы вернуть землю в исконное состояние». В Южной Америке некоторые индейские племена сокрушаются о том, что «они больше не знают дороги к этому «счастливому месту».

В заключение скажем следующее. Если идея исконного рая появилась в воображении отдельного человека или народа, было бы сложно ожидать, что она будет настолько глубоко укоренена в разуме и сердцах других людей по всему миру. Ведь, в конце концов, эта идея не только широко известна, но и в нее многие верят, а в этом и есть разница. Эта история не передавалась из уст в уста, как интересная сказка, рассказанная путешественником из экзотических стран. Она сохранилась, без исключения, как рассказ о фактическом историческом времени и месте. История об исконном рае - это, скорее, воспоминания, чем миф.

Ссылки и примечания

  1. Гесиод. Труды и дни.. Перевод AN. Athanassakis (1983). Вернуться к тексту.
  2. A.Б. Притчард (ред.). Древние тексты Ближнего Востока, связанные с Ветхим Заветом. (1969). Перевод S.N. Kramer. Вернуться к тексту.
  3. Л. Какосы. Идеи о падшем мире в Египетской религии. Acts Orientalia (1964) с. 206. Вернуться к тексту.
  4. Священные книги Китая, часть I - перевод James Legge (1891). Вернуться к тексту.
  5. Т.В. Доане. Библейские мифы и их параллели в других религиях (1948), с.14. Вернуться к тексту.
  6. Л. Спенс. Мифы Мексики и Перу. (1925), сс.208,209. Вернуться к тексту.
  7. Попой Ву. Перевод Adrian Recinos (1950). Вернуться к тексту.
  8. Дж. Райс. Грехопадение. Энциклопедия религии. (1987). Сс. 256-258. Вернуться к тексту.
  9. Ф.Р. Теннант. Источники доктрин о грехопадении и первородном грехе (1968), с.22. Вернуться к тексту.
  10. М. Элиад. Стремление к раю в примитивной традиции. Daedalus (1959), с. 256. Вернуться к тексту.

источник – www.icr.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться