Происхождение сознания [часть III]

доктор Берт Томпсон и доктор Брэдд Харреб

(см. часть 1, 2)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая первую статью из данной серии, мы хотели бы оставить вас с наталкивающим на размышления комментарием нобелевского лауреата Браяна Джозефсона. Но прежде мы хотели бы предложить вашему вниманию оценку мистера Кузина того, что вы сейчас прочитаете:

«Доктор Джозефсон предположил, что включение Бога или Разума в науку не только оправданно, но и необходимо, если наука хочет полностью понять Природу или преодолеть трудности в объяснении таких феноменов, как эволюция и созидание» (с. 95, жирный шрифт добавлен).

А теперь комментарий Джозефсона:

«Прежде всего, наука бросает луч прожектора, который использует для поиска знаний, очень избирательно. Иначе говоря, то, что наука решает рассматривать, или объяснять научными терминами, довольно ограниченно и довольно тенденциозно. И само содержание науки пристрастно в материалистическом направлении... Альтернативным подходом для ученого было бы сказать: «Давайте рассмотрим противоположную точку зрения, т.е. может быть, нам стоит принять во внимание науки Бога или Разум. Как бы выглядела наука, в которой Бог играет некоторую роль и отвечает за некоторые определенные явления? В решении этой проблемы существуют различные пути, и путь, по которому я собираюсь пойти – сказать, что если мы хотим включить Бога или Разум в науку, то первостепенная характеристика Разума, та, которая больше всего связана с имеющейся у нас наукой – это интеллект» (цитата из книги Кузина 1985, сс. 91,92-93,94, текст в скобках взят из оригинала, жирный шрифт добавлен).

Какой свежий взгляд! И тот факт, что подобное утверждение исходит из уст лауреата нобелевской премии, признанного эволюциониста, по меньшей мере, удивителен. Однако доктор Джозефсон не одинок в своем мнении. Выдающийся британский физик-теоретик (и бывший магистр колледжа Куинз, Кембридж) Джон Полкингхорн выразил подобные мысли в своей статье, написанной в 2001 году («Понимая вселенную») для публикации в издании «Ежегодник Нью-Йоркской академии наук».

«Те из нас, кто имеет привилегию называться учеными, настолько увлечены стремлением понять работу физического мира, что мы редко останавливаемся, чтобы спросить себя, почему нам так повезло. Человеческие способности рационального мышления намного более широки, чем могло бы быть обусловлено эволюционной необходимостью выживания, или правдоподобно истолкованы, как некий побочный результат такой необходимости...

Я считаю, что наука возможна благодаря тому, что физический мир является творением, а мы, используя старинную и сильную фразу, сотворены «по образу» Создателя.... Соглашаясь, к примеру, с суждением Пола Дэвиса в его книге «Разум Бога», я не могу рассматривать первые проблески сознания как всего лишь счастливую случайность в течении, по сути, бессмысленной космической истории...

Я пытался показать, что религиозные верующие, которые считают, что за происхождением вселенной стоит божественный Разум и Цель, не закрывают глаза и не верят иррационально в какие-то невозможные вещи. У наших убеждений есть основания. Они стали результатом поисков обоснованного понимания, которое так свойственно ученым» (950:177,178,179,182, жирный шрифт добавлен).

Человеческие способности рационального мышления на самом деле «намного более широки, чем могло бы быть обусловлено эволюционной необходимостью выживания». Кажется, основополагающей характеристикой разума является интеллект, который мы видим вокруг нас. Наверное, именно это заставило Эддингтона незадолго до своей смерти сказать: «Идея универсального разума, или Логоса, я считаю, могла бы быть правдоподобным предположением для научной теории в ее теперешнем состоянии» (цитата из книги Хирина, 1995, с. 233). Или, как написал Джон Белоф в своей статье под названием «Проблема разума-мозга»:

«...Положение разума в природе остается полной загадкой. Возможно, существует некий космический разум, который, наверное, приравнивается к самой материальной вселенной, в которой берет начало разум каждого из нас, и к которой он, в конце концов, возвращается. Все, что мы можем сказать – это то, что, похоже, некий фрагмент этого разума привязывается к индивидуальному организму при рождении и пребывает в отношениях симбиоза с этим организмом до его смерти» (1994, жирный шрифт добавлен).

Мы снова скажем: какой свежий взгляд!

Конечно же, материализм не опроверг существование нашего такого живого «внутреннего я». И никогда не сможет этого сделать. Стивен Голдберг в своей книге «Соблазненные наукой», был совершенно прав, отметив:

«Современная наука, конечно же, не заявляет, что она может доказать невозможность существования души. Напротив, доминирующим философским предположением большинства ученых двадцатого века является противоположная идея: наука имеет дело со сфальсифицированными гипотезами, то есть гипотезами, истинность которых может быть опровергнута в ходе эмпирического эксперимента... Наука просто не высказывается в поддержку других систем, таких как метафизика, чистая математика или логика» (1999, с. 18).

Эклз предупреждал во время своих лекций Гиффорда (представленных в Эдинбургском университете в 1977-1978 г.г.):

«Мы не должны заявлять о своей самодостаточности. Если мы поддерживаем философию монизма-материализма, нет совершенно никаких оснований, на которых мы можем строить смысл жизни или свои жизненные ценности. Мы были бы творениями случайности и обстоятельств. Все определялось бы нашим наследием и приспособляемостью. Наше ощущение свободы и ответственности было бы всего лишь иллюзией. В противовес этому я заявляю о своем убеждении в том, что существует великая тайна нашего существования и нашего жизненного опыта, которую невозможно объяснить с точки зрения материализма» (1979, с. 10, жирный шрифт добавлен).

После того, как кто-то отверг монистический материализм, что еще остается? Эклз и Робинсон отметили:

«Мы отрицаем материализм потому что, как мы видели, он не объясняет наши концепции, а отвергает их. Пришло время, чтобы мы, как благородные и рациональные создания, дали волю призывам веры. Не такой веры, которая является вуалью для невежества, праздности и страха, а веры, как состояния разума, оправданного усилиями рассудка и здравого смысла» (1984, с. 173, жирный шрифт добавлен).

Насколько живительно видеть, как человек такого высокого звания, как сэр Джон Эклз говорит, что вера «оправдывается усилиями рассудка и здравого смысла». Роджер Сперри впоследствии сказал: «Сегодня, больше чем когда-либо, существует необходимость поднять наш взгляд к более высоким ценностям, стоящим над материальной заинтересованностью, экономической прибылью, политикой, производственными мощностями, ежедневными средствами к существованию и так далее – к более высоким, более долговременным приоритетам, угодным Богу» (цитата из книги Кузинса 1985, сс. 158-159). Немецкий физик Макс Планк написал в своей статье «Научная автобиография и другие документы» (1950):

«Религия и естественные науки не взаимоисключают друг друга, как нас заставляют верить и бояться многие наши современники; они дополняют и поддерживают друг друга. Самым прямым доказательством совместимости религии и естественных наук, даже при самом пристальном и критичном рассмотрении, является исторический факт, что величайшие ученые-натуралисты всех времен – такие как Кеплер, Ньютон, Лейбниц – были проникнуты глубочайшими религиозными воззрениями. Религия и естественные науки сражаются в одной битве, в непрекращающемся сражении против скептицизма и против догматизма, против неверия и против суеверий, и боевым кличем всегда были и всегда будут слова: «Во славу Бога!»» (цитата из книги Эклза, 1992, с. 247).

Однако, к сожалению, продолжает существовать общее мнение, что «вера» каким-то образом «проигрывает» науке. Доктор Эклз всю свою жизнь усиленно работал над тем, чтобы развеять эту мысль. В конце своей жизни Эклз вынужден был признать:

«Мы должны быть открытыми к глубокому драматическому смыслу нашей земной жизни, который может открыться нам после преображения смерти. Мы можем спрашивать: что означает эта жизнь? Мы видим себя здесь, в этом необычайно богатом и живом опыте сознания, и он продолжается всю жизнь – но неужели это конец? Наш разум, обладающий самосознанием, состоит в некой таинственной связи с мозгом, и вследствие этого, достигаются переживания человеческой любви и дружбы, восприятия прекрасной естественной красоты и интеллектуального возбуждения, а также радости от восприятия и понимания нашего культурного наследия. Неужели эта жизнь должна окончиться смертью, или же мы можем надеяться, что еще откроем для себя какой-то новый смысл?... (1992, с. 251).

Двадцатью пятью годами раньше доктор Эклз выразился еще более точно. Он написал потрясающие слова:

«Доказательства, приведенные [американским биологом Х.С.] Дженнингсом, не дают мне поверить в то, что мое ощущение «себя» существует только благодаря тому, что порождается моим мозгом с его биологическим происхождением, и с его развитием по инструкции, порожденной моим генетическим наследием. Если мы проследим за мыслью Дженнингса, как это сделал я, за его аргументами и умозаключениями, мы придем к религиозной концепции души и к выводу, что она является особым творением Бога...

Не могу поверить в то, что этот прекрасный божественный дар сознательного существования не имеет будущего, возможности дальнейшего существования в других, невообразимых условиях» (1967, с. 24, жирный шрифт добавлен).

И мы тоже не можем в это поверить!

Ссылки и примечания

Адриан Э.Д. (1965). Сознание. Бог и сознательный опыт (Рим, Италия: издательство Pontifica Academia Scientarium), сс. 238-248.

Олпорт Гордон (1955). Становление. (Нью Хевен, Цинцинати: издательство Yale University Press).

Эппльярд Браян (1992). Понимание настоящего: наука и душа современного человека. (Нью-Йорк: издательство Doubleday).

Азимов Исаак (1982). Интервью с Исааком Азимовым по поводу науки и Библии. Интервью Пола Курца. Издание Free Inquiry, 2[2]:6-10, весна.

Белоф Джон (1994). Проблема разума-мозга. [On-line], URL: http://moebius.psy.ed.ac.uk/dualism/papers/brains.html, жирный шрифт взят из оригинала [ПРИМЕЧАНИЕ: Эта статья первоначально была опубликована в издании «Журнал научных исследований» (1994), том 8, N4.]

Каррингтон Хирворд (1923). Жизнь: ее происхождение и природа (Жирар, Канзас: издательство Haldeman-Julius).

Кларк В. ЛеГрос (1958). Кости разногласия. Идеи эволюции человека. ред. C. Хоуэллз (Кэмбридж: издательство Harvard University Press), сс. 357-360.

Кузинс Норман (1985). Комментарии из «Беседы лауреатов нобелевской премии» (Даллас, Техас: издательство Saybrook). [Эта книга является записью бесед, имевших место в ноябре 1982 года в Истмусском институте в Далласе, штат Техас, между лауреатами нобелевской премии: сэром Джоном Эклзом, Ильей Пригожиным, Роджером Сперри и Браяном Йозефсоном].

Крик Френсис (1966). О молекулах и людях (Сиэтл, Вашингтон: издательство University of Washington Press).

Крик Френсис (1994).  Невероятная гипотеза: научные поиски души (Нью-Йорк: издательство Simon & Schuster).

Добжанский Теодосиус (1967). Изменяющийся человек. Журнал Science, 155:409-415, 27 января.

Добжанский Теодосиус (1975). «Дарвин или ориентированная эволюция?» Журнал Evolution, 1975, 29:376).

Добжанский Теодосиус. Ф. Дж. Айла, Г.Л. Стеббинс, и Дж. В. Валентайн (1977), журнал Evolution (Сан-Франциско, Калифорния: издательство W.H. Freeman).

Дональд Мерлин (2001). Такой редкий разум (Нью-Йорк: издательство W.W. Norton).

Дресслер Алан (1994). Путешествие к великому магниту (Нью-Йорк: издательство Knopf).

Дункан Рональд и Миранда Вестон-Смит (1977). Энциклопедия невежества (Оксфорд, Англия: издательство Pergamon).

Дурант Вилл, ред. (1932). О смысле жизни (Нью-Йорк: издательство Long and Smith).

Эклз Джон С., ред. (1966). Мозг и сознательный опыт (Рим, Италия: издательство Pontifica Academia Scientarium).

Эклз Джон С. (1967). «Эволюция и сознательное «я»». Человеческий разум: дискуссия во время нобелевской конференции [1967] ред. Джон Д. Росланский (Амстердам: издательство North-Holland Publishing Co.).

Эклз Джон С. (1979). Загадка человека (Лондон: издательство Routledge). [Эта книга является текстом лекций Гиффорда, которые были представлены доктором Эклзом в Эдинбургском университете в 1977-1978.]

Эклз Джон С. (1982). Разум и мозг: Многогранные проблемы (Вашингтон: издательство Paragon House).

Эклз Джон С. (1992). Человеческая душа (Лондон: издательство Routledge).

Эклз Джон С. и Дениэл Н. Робинсон (1984). Чудо быть человеком: наш мозг и наш разум (Нью-Йорк: издательство The Free Press).

Эклз Джон С., Роджер Сперри, Илья Пригожин и Браян Йозефсон (1985). Беседы лауреатов нобелевской премии (Даллас, Техас: издательство Saybrook).

Экльманн Герман Дж. (1991). Некоторые заключительные мысли об эволюционном убеждении. «Доказательства в пользу веры: решение вопроса о Боге» ред. Джон В. Монтгомери (Даллас, Техас: издательство Word).

Эддингтон А.С. (1958). Философия физической науки (Энн Арбор, Мичиган: издательство University of Michigan Press).

Эдельман Г.М. (1992). Яркий воздух, сверкающий огонь (Лондон: издательство Penguin).

Эрлих Пол Р. (2000).  Человеческая природа: гены, культуры и перспективы человечества (Вашингтон: издательство Island Press).

Элберт Джером В. (2000). Реальны ли души? (Амхерст, Нью-Йорк: издательство Prometheus).

Фодор Джерри А. (1992). Большая идея: может ли существовать наука о разуме? Издание Times Literary Supplement, 3 июля.

Глин Аян (1999). Анатомия мысли: происхождение и механизм работы мозга (Нью-Йорк: издательство Oxford University Press).

Гольдберг Стивен (1999). Соблазненные наукой (Нью-Йорк: издательство New York University Press).

Гулд Стивен Джей (1984) «Появляется ли новая и общая теория эволюции?» Речь в колледже Хобарт от 14 февраля, 1980; цитата из книги Лютера Сандерленда (1984) «Загадка Дарвина» (Сан-Диего, Калифорния: издательство Master Books).

Гулд Стивен Джей (1989). Чудесная жизнь: Сланец Бургес и природа истории (Нью-Йорк: издательство W.W. Norton).

Гулд Стивен Джей (1994). «Эволюция жизни на Земле». Журнал Scientific American, 271[4]:85-91, октябрь.

Гулд Стивен Джей (1996). Полный дом: развитие от Платона до Дарвина (Нью-Йорк: издательство Three Rivers Press).

Гулд Стивен Джей (1997). Предисловие: позитивная сила скептицизма. «Почему люди верят в странные вещи». Майкл Шермер (Нью-Йорк: издательство W.H. Freeman).

Гулд Стивен Джей и Элизабет С. Вбра (1982). Экзаптация — недостающий термин в науке о форме. Палеобиология, 8[1]:4-15.

Грассе Пьер Поль (1977). Эволюция живых организмов (Нью-Йорк: издательство Academic Press).

Гринфильд Сьюзан (2002). Разум, мозг и сознание. Британский журнал психиатрии. 181:91-93.

Грегори Ричард Л. (1977). Статья «Сознание».  Энциклопедия невежества. ред. Рональд и Миранда Вестон-Смит (Оксфорд, Англия: издательство Pergamon), сс. 273-281.

Гриффин Доналд Р. (2001).  Разум животных: от познания к сознанию (Чикаго, Иллинойс: издательство University of Chicago Press) пересмотренное издание.

Хирин Фред (1995). Покажите мне Бога (Виллинг, Иллинойс: издательство Searchlight Publications).

Хайнберг Ричард (1999). Клонирование Будды: моральное влияние биотехнологий (Витон, Иллинойс: издательство Quest Books).

Хиншельвуд Сирил (1965). «Дискуссия». Мозг и сознательный опыт (Рим, Италия: издательство Pontifica Academia Scientarium).

Хойле Фред и Чандра Викрамасинге (1993).  Наше место в космосе (Лондон: издательство J.M. Dent).

Хове Джордж (1971). Эволюция и проблема человека. распространение развития. Издательство Scientific Studies in Special Creation, ред. Волтер Е. Ламмертс (Гранд Рэпидз, Мичиган: издательство Baker), сс. 206-228.

Хамфри Николас (1978). Психологи природы. Издательство New Scientist, 78:900-903.

Хаксли Джулиан (1957). Религия без откровения (Нью-Йорк: издательство Mentor Books).

Хаксли Джулиан (1960). Эволюционное видение. Выпуски, посвященные эволюции [том 3, Эволюция по Дарвину, ред. Сол Такс]. (Чикаго, Иллинойс: издательство University of Chicago Press).

Хаксли Томас Х. (1870). Декарт. Проповеди, выступления и обзоры мирянина. (Лондон: издательство D. Appleton).

Хаксли Томас Х. (1870). О физическом основании жизни. Проповеди, выступления и обзоры мирянина (Лондон: издательство D. Appleton).

Хаксли Томас Х. (1871). Критики мистера Дарвина. Журнал Contemporary Review, ноябрь.

Йохансон Дональд С. и Блейк Эдгар (1996). От Люси до языка (Нью-Йорк: издательство Nevraumont).

Йохансон Дональд С. и Мейтленд Эди (1981). Люси: зарождение человечества (Нью-Йорк: Издательство Simon & Schuster).

Кэти С.С. (1960). «Биолог изучает разум и поведение». Журнал Science, 132:1863.

Курц Пол (1973). «Научный гуманизм». Гуманистическая альтернатива. Ред. Пол Курц (Баффало, Нью-Йорк: издательство Prometheus).

Ласло Эрвин (1987). Эволюция: великий синтез (Бостон, Массачусетс: издательство New Science Library).

Лик Чонси Д. (1964). «Перспективы в адаптации: исторические предпосылки». Настольная книга по физиологии (Вашингтон: издательство American Physiological Society).

Лики Ричард (1994). Происхождение человечества (Нью-Йорк: издательство Basic).

Лики Ричард и Роджер Левин (1977). Происхождение (Нью-Йорк: издательство E.С. Dutton).

Лемоник Майкл Д. (2003). «Сила настроения». Издание Time, 161[3]:64-69, 20 января.

Лемоник Майкл Д. (2003). «Ваш разум, ваше тело». Издание Time, 161[3]:63, 20 января.

Левин Роджер (1992). Сложность: жизнь на грани хаоса (Нью-Йорк: издательство Macmillan).

Льюис С.С. (1960). Исследования в словах (Кембридж, Англия: издательство Cambridge University Press).

Левонтин Ричард (1997). «Миллиарды и миллиарды демонов». Издание The New York Review, 9 января.

Мак Кей Девид (1965). «Дискуссия». Мозг и сознательный опыт (Рим, Италия: издательство Pontifica Academia Scientarium).

Матер Киртли Ф. (1986). Терпимая вселенная (Альбукерке, Нью-Мексико: издательство University of New Mexico Press).

МакГинн Колин (1993). Проблема сознания: исследования на пути к решению (Мальден, Массачусетс: издательство Blackwell).

Миллер Кеннет Р. (1999). Поиски Бога Дарвина: ученый в поисках общей позиции между Богом и эволюцией (Нью-Йорк: издательство Cliff Street Books).

Монод Жак (1971). Шанс и необходимость, перевод А. Вайнхауз (Нью-Йорк: издательство Knopf).

Монод Жак (1972). Шанс и необходимость (Лондон: издательство Collins).

Новиков Алекс (1945). «Концепция интегративных уровней биологии». Журнал Science, 101:212-213, 2 марта.

О’Хир Энтони (1997). Превыше эволюции: человеческая природа и ограниченность эволюционных объяснений (Нью-Йорк: издательство Oxford University Press).

Орнштайн Роберт (1991). Эволюция сознания (Нью-Йорк: издательство Prentice Hall).

Пенроуз Роджер (1997). Большое, малое и человеческий мозг (Кембридж, Англия: издательство Cambridge University Press).

Пинкер Стивен (1994). Языковой инстинкт (Нью-Йорк: издательство William Morrow).

Пинкер Стивен (2000). «Разгадает ли разум, как работает мозг?» Журнал Time, 155[14]:90-91, 10 апреля.

Пинкер Стивен (2003). «Стоит ли винить гены?» Журнал Time, 161[3]:99-100, 20 января.

Планк Макс (1950). Научная автобиография и другие документы (Лондон: издательство Williams and Norgate).

Полкингхорн Джон (1986). Один мир: связь между наукой и теологие (Принстон, Нью-Джерси: издательство Princeton University Press).

Полкингхорн Джон (2001), “Понимая вселенную”-  Ежегодник Нью-Йоркской академии наук, 950:175-182.

Поппер Карл Р. и Джон C. Эклз (1977). Личность и ее мозг (Берлин: издательство Springer-Verlag).

Руз Майкл (2001a). Может ли дарвинист быть христианином? (Нью-Йорк: издательство Cambridge University Press).

Руз Майкл (2001b). Эволюционные войны (Нью Брунсвик, Нью Джерси: издательство Rutgers University Press).

Скотт Элвин (1995). Лестница к разуму: новая противоречивая наука о сознании (Нью-Йорк: Springer-Verlag).

Симпсон Джордж Гейлорд (1947). Проблема плана и цели в природе. Журнал Scientific Monthly, сс. 481-489.

Симпсон Джордж Гейлорд (1953). Жизнь прошлого (Нью Хевен, Цинциннати: издательство Yale University Press).

Проул Р.С., Джон Гернштнер и Артур Линдси (1984). Классическая апологетика (Гранд Рэпидз, Мичиган: издательство Zondervan).

Станнард Рассел (2000). Эксперимент с Богом: Может ли наука доказать существование Бога? (Мавей, Нью Джерси: издательство Paulist Press).

Сазерленд Стьюарт (1989). Статья «Сознание». Психологический словарь Макмиллана (Лондон: издательство Macmillan).

Таттерсалл Аян (2002). Обезьяна в зеркале: научные очерки о том, что делает нас людьми (Нью-Йорк: издательство Harcourt).

Торн В. Х. (1965). «Этология и сознание». Мозг и сознательный опыт. ред. Джон С. Эклз (Рим, Италия: издательство Pontifica Academia Scientarium), сс. 470-505.

Толсон Джей (2002). «Охотники за привидениями». Издание U.S. News & World Report, 133[23]:44-45, 16 декабря.

Трефил Джеймс (1997). Разве мы уникальны? Ученый изучает беспрецедентную разумность человеческого разума (Нью-Йорк: издательство John Wiley & Sons).

Уолд Джордж (1994). «Космология жизни и разума». Новые метафизические основания современной науки. Ред. Уиллис Харман и Джейн Кларк (Саузалито, Калифорния: издательство Institute of Noetic Sciences), сс. 123-131.

Вайнберг Стивен (1977). Первые три минуты (Нью-Йорк: издательство Basic Books).

Вессон Роберт (1997). Превыше естественного отбора (Кембридж: издательство MIT Press).

Уильсон Эдвард О. (1978), О человеческой природе (Кембридж: издательство Harvard University Press).

Уильсон Питер Дж. (1980).  Человек, многообещающий примат (Нью Хевен: издательство Yale University Press).

Райт Роберт (2000). Логика человеческой судьбы (Нью-Йорк: издательство Pantheon).

Зиман Адам (2001). «Сознание», издание Brain, 124[7]:1263-1289, июль.

Читать далее

Источник - www.apologeticspress.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться