Двумя величайшими событиями в истории космоса были, прежде всего, сверхъестественное сотворение и, во-вторых, воскресение Создателя из мертвых. Доказательств каждого из этих событий более чем достаточно для тех, чей разум и сердце открыты для восприятия фактов. Вся истинная наука указывает на сотворение, а воскресение является самым достоверным и доказанным фактом в истории. Библия учит тому, что оба эти события жизненно истинны, жизненно важны и жизненно взаимосвязаны, и даже для тех, кто не верит в Библию, эти доказательства неопровержимы. Такой человек может отвергать их, но не в состоянии их опровергнуть.
Более того, каждое из этих событий является необходимым для возможности существования другого. Стоящее на пути к полному хаосу творение, которым овладели тление и смерть, может быть спасено и обновлено только в том случае, если смерть побеждена и жизнь возрождена Создателем. И наоборот, воскресение, одержав победу над смертью и обещающее нам возрождение совершенного творения, может быть достигнуто только Самим Создателем. Творение требует воскресения, а воскресение требует Создателя.
Таким образом, весьма логичен тот факт, что Священное Писание так часто связывает сотворение мира с воскресением Иисуса Христа. Творение произошло в первый день недели сотворения; подобным же образом и воскресение произошло в первый день недели, следовавшей после заместительной смерти Создателя ради искупления мира. Смерть впервые вошла в оконченное Божье творение, когда Адам согрешил (Бытие 2:16-17; 3:17-20; Римлянам 5:12).
«Но теперь Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… И последний враг, который будет уничтожен – это смерть» (1 Коринфянам 15:20, 26)
Таким образом, когда небеса и земля будут обновлены, все эти элементы будут очищены от длительного влияния греха и проклятия, тления и распада, и «больше не будет смерти» (Откровение 21:4; также 2 Петра 3:10-13; Исаии 65:17;66:22; Откровение 21:1; 22:3).
Первая книга Божьего Слова начинается с описания величественного сотворения небес и земли (Бытие 1:1), а оканчивается гробом в Египте (Бытие 50:26). Последняя книга Божьего Слова представляет Иисуса Христа, как «первенца из мертвых» (Откровение 1:5), а оканчивается тем, что творится все новое (Откровение 21:5).
Давайте же рассмотрим три основополагающих аспекта христианской жизни, которые будут в значительной мере укреплены более четким пониманием и более широким применением этих двух жизненно важных и взаимосвязанных фактов – сотворения и воскресения. И для каждого из них наиболее красноречивыми будут ключевые отрывки из Писания.
В обществе, в котором всесторонне доминируют гуманистическое неверие и мирское запугивание, христианам необходимо нечто большее, чем субъективный эмоционализм, чтобы испытывать уверенность в том, что их христианская вера в личность и дела Иисуса Христа не только «работает», но и является истиной. В великой главе, посвященной воскресению (1 Послание к Коринфянам, 15 глава), апостол Павел пытается сделать именно это – убедить молодых и в какой-то мере плотских верующих из Коринфа в истинной действенности христианского «евангелия», которое он им проповедовал, и в которое они уверовали (стихи 1-2). Он подчеркивает ключевую важность факта телесного воскресения Христа, с огромным количеством подтверждений исторической достоверности этого события очевидцами (стихи 3-11). Затем он заключает, что все это является гарантией будущего воскресения для всех, кто «надеется на Христа», и является великим обетованием христианской веры (стихи 12-19).
Но это еще не все. Далее он подчеркивает, что воскресение Христа не только дарует будущую жизнь отдельным верующим, а делает нечто большее. Оно возрождает утраченные права человека, обращая вспять последствия первоначального греха Адама, и побеждает всех врагов Бога, в конце концов, превозмогая саму смерть (стихи 20-28). Это великое обетование не только дарует уверенность в вечной жизни, но и силы на ведение богоугодной жизни в этом мире, одержание победы в преследованиях; силы для того, чтобы безо всяких сомнений знать, что будет лучшая жизнь (стихи 29-34).
И так же, как Бог воскресил Христа из мертвых, Он не только воскресит, но и преобразит, очистит и обессмертит наши тела и все стенающее творение (Римлянам 8:18-23)
Затем, чтобы придать нам еще больше уверенности, он связывает все это со всемогущим Богом, создавшим все творение. Здесь рассматриваются все компоненты творения (биологические - стихи 35-39, физические - стихи 40-41, и человеческие - стихи 42-49). Каждое творение Божье было создано со своей удивительной структурой для исполнения своей личной божественной цели, «как Бог хочет» (стих 38). Поскольку каждое творение настолько особо, ни одно из них не могло «эволюционировать» из другого, а, значит, только Бог был способен его создать, только Он способен его сохранить или возродить. И так же, как Он воскресил Христа из мертвых, Он не только воскресит, но и преобразит, очистит и обессмертит наши тела и все стенающее творение (стихи 50-57; также см. Римлянам 8:18-23). В завершение он призывает «быть твердыми» в нашей христианской вере, и «всегда преуспевать в деле Господнем», зная, что труд наш не тщетен (стих 58).
Пробуждение – это величайшая потребность христианской церкви на сегодняшний день; пробуждение не от отступничества, а от апатии и компромиссов. Отступнические церкви, отвергающие основополагающие доктрины христианства, - это уже не настоящие церкви, а обычные социо-религиозные клубы, и их члены все еще нуждаются в спасении. Однако существует также огромное количество здравомыслящих церквей и верующих, занимающих нейтральную позицию каждый раз, когда они сталкиваются с противоречивыми вопросами, в которых перед ними стоит выбор между подчинением и конфронтацией с окружающими их мирскими системами.
Прототипом таких церквей является Лаодикийская церковь (Откровение 3:14-22), последняя из церквей, к которым обращены семь посланий из книги Откровения 2-3. Эта церковь представляет собой настоящую христианскую церковь, в которой светильник стоит на месте (Откровение 1:20; 2:5); одна из церквей, в которой внешне все хорошо, и которая не нуждается материально, однако при этом стала «теплой» и «несчастной» духовно (стихи 15-17). Такие церкви отчаянно нуждаются в возрождении; в возрождении не только эмоциональной активности, а в возрождении истинной сути и истины (стих 18), т.е. в покаянии (стих 19).
Весьма значителен тот факт, что Господь Иисус Христос, обращаясь к Лаодикийской церкви, начинает с того, что подчеркивает важность творения, а оканчивает воскресением и обетованием совершенства. Это наиболее фундаментальные из всех существующих доктрин; именно они встречают наибольшее противление в мире, а значит, существует наибольшее искушение стать в них «теплым». Господь призывает такие церкви признать Его «Аминь, свидетелем верным и истинным, началом создания Божия» (стих 14). В заключение он напоминает церкви, что Его воскресение и вознесение являются единственным гарантией их личного будущего воскресения для грядущего царства. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (стих 21). Для современных церквей, так сконцентрированных на интроспективной духовности и так называемой «жизни с избытком», крайне важно вернуться к пониманию и провозглашению этих фундаментальных доктрин сотворения и воскресения.
Когда христианин имеет твердую уверенность в собственном спасении и имеет должное стремление осуществлять извечные цели Бога, он отвечает за то, чтобы по Божьему ведению при любой возможности свидетельствовать другим людям, нуждающимся в этом великом спасении - где угодно и любыми доступными средствами.
Нет сомнения, что величайшим христианским свидетелем было апостол Павел, и его пример заслуживает детального изучения и подражания. Важно отметить, что Павел всегда начинал свою работу там, где его слушатели уже имели свое личное понимание Бога и Его целей. Они уже знали и веровали в Ветхозаветное Писание, и он на основании Писания демонстрировал, что Христос – обетованный Мессия, и Его воскресение служило решающим доказательством. Однако в тех случаях, когда его слушатели не знали Писаний или не веровали в них, он начинал свою проповедь с доказательств существования Бога в творении, которые они исказили, преобразив в пантеистический политеизм. Классическим примером являются греческие философы в Афинах (Деяния 17:15-34). Обратите внимание на его слова:
«Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деяния 17:23-25).
Затем, предвосхищая естественные вопросы о том, откуда он может знать, кто из «богов» на самом деле является Богом, сотворившим все вокруг, апостол отмечает, что Создатель всех людей должен также быть и Судьей для всех людей, и все люди должны покаяться и обратиться к Нему.
«Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31)
Это двойное свидетельство – творение, указывающее на факт существования Бога и воскресения, определяющего личность Бога – является неоспоримым доказательством того, что Бог имеет полное право повелевать «людям всем повсюду покаяться» (стих 30). Несмотря на то, что смерть одерживает победу над всеми другими людьми, она ни за что не сможет победить Создателя жизни, и никто из верующих в творение не должен сомневаться в воскресении. Павел вопрошает царя Агриппу: «Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (Деяния 26:8).
Подобным образом тот, кто принимает достоверность Христового воскресения, никогда не должен сомневаться в повествовании Бога о сотворении. Однако складывается впечатление, что на сегодняшний день огромное количество христиан, которые без колебаний верят в то, что Христос воскрес из мертвых, отвергают Его свидетельство о сотворении. «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Марка 10:6, в отношении книги Бытия 1:27). Не через 13 миллиардов лет космической истории и 4,5 миллиарда лет истории Земли, а в начале сотворения Бог создал мужчину и женщину. Фактически, сама цель сотворения Земли была в том, чтобы она стала домом «сынам человеческим» (Псалом 113:24). Как может христианин верить в слова Христа, а затем отвергать слова Моисея?
«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Иоанна 5:46-47)
Господь Иисус сказал в двух великих отрывках из книги Откровения:
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровение 1:8).
Затем Он также сказал:
«И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:18).
Он «есть прежде всего» и «первенец из мертвых» (Колоссянам 1:17-18). А значит, «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евреям 7:25).
Адаптированная версия статьи доктора Морриса «Сотворение и воскресение» из апрельского выпуска издания Acts & Facts («Деяния и факты») 1984 года..
* доктор Моррис (1918-2006) было основателем Института исследования сотворения.