Термиты могут причинять людям серьезные неприятности. Они вгрызаются в деревянные части наших домов, полностью разрушая древесину и делая жилище непригодным для проживания. Как ни иронически это звучит, сами термиты могут строить не только дома, но и настоящие города. Эти «города» очень эффективно питают и защищают их. Термитники могут достигать 9 м в высоту. Если это соразмерить с человеческими масштабами, то это было бы здание в 2 км высотой! И речь идет не о любом здании: в нем должен быть «детский сад», фермы и мощная вентиляционная система для проветривания.
Термитники можно обнаружить в районах с резкими перепадами температуры, достигающими на протяжении суток 30°С.1 Термиты успешно справляются с такими резкими скачками температуры.
В сухом климате термиты действуют так же, как и жители области Кубер-Педи в пустынной части Австралии, которые в большинстве своем живут под землей. Термиты зарывают свои гнезда на значительную глубину под термитниками. Несмотря на колебания температуры на поверхности, почва, поглощая тепло, позволяет термитам поддерживать в гнезде в течение дня стабильную температуру.
Кроме того, верхушки термитников расположены так, чтобы указывать на среднее положение солнца в полдень. Это сводит к минимуму область попадания на них солнечных лучей в самое жаркое время дня, что помогает термитам поддерживать внутри постоянную дневную температуру.
Однако жизнь под землей не подходит, например, магнитным термитам северной Австралии. Они живут в более влажном климате, где их подземное гнездо вполне может быть затопленным в сезон дождей.2 Чтобы избежать этого, они строят термитники на поверхности земли. Зато они намного больше подвержены резким перепадам температуры в течение дня, особенно в сухой сезон.
Поэтому эти термиты, чтобы регулировать температуру гнезда, располагают широкие стороны своих термитников на востоко-запад.3 И сами также находятся в течение всего дня у восточной стороны термитника, где сохраняется наиболее стабильная температура.
У многих видов термитов есть грибные «фермы», которые обеспечивают их питанием. Рабочие термиты добывают кору и приносят ее в гнездо, а на ней растут грибы, которые делают ее более питательной и легкой для переваривания термитами.4
У термитов, живущих под землей в сухом климате, существует другая проблема. Как им дышать под землей, особенно по мере роста колонии?
Исследования показали: термитники действуют, как легкие, позволяя колонии дышать
Исследования показали: термитники действуют, как легкие, позволяя колонии дышать.5 Термитник создан так, чтобы улавливать легкие потоки воздуха и завихрения в порывах ветра, которые вибрируют на низкой частоте, в то время как воздух, вибрирующий на более высоких частотах, в термитник не пропускается.6 Этот низкочастотный воздух «вдавливается» в термитник и вниз в гнездо силой ветра, обвевающего термитник. Таким же образом спертый воздух высасывается из термитника благодаря разнице в давлении воздуха, которую создает ветер, обдувающий термитник. Он сочетается с восходящим потоком воздуха, вызываемым жизнедеятельностью насекомых и грибов, создавая очень сложную модель движения воздуха, схожую с той, что существует в человеческих легких, благодаря чему становится возможным воздухообмен с внешней средой.
«Города» термитов, расположенные в безводных районах, поддерживают влажность в гнезде круглый год.7 Насекомые нуждаются во влажной среде не только для собственного выживания, но и для своих грибных «ферм». Термиты строят длинные (часто в десятки метров) туннели вглубь до горизонта грунтовых вод, чтобы обеспечить доступ к воде. В сезон дождей термиты регулируют влажность как в термитнике, так и в подземном гнезде, перенося с места на место пропитанные влагой комочки земли. В засуху намного сложнее поддерживать оптимальную влажность не только в термитнике, но и в самом гнезде, поэтому они занимаются только гнездом. Термитники, построенные в тени, где происходит меньше испарения, намного меньше тех, которые находятся на открытой местности, потому что у термитов меньше необходимости переносить влажные комочки почвы снизу и выкладывать их на поверхности термитника. Таким образом, размеры термитника указывают на уровень необходимости в регулировании влажности.
Как же термитам удается построить такие шедевры архитектурного искусства? Люди еще не смогли построить ничего подобного, что превосходило бы по эффективности и практичности термитники, хотя термиты и не обладают интеллектом. Они служат примером самоорганизации.8 Самоорганизация — это процесс, в результате которого в системе появляется сложная конструкция или модель без какого-либо центрального органа управления, плана или чертежа. Глобально согласованная модель образуется в результате локальных действий и взаимодействий многих отдельных единиц (в данном случае — насекомых) при полном отсутствии какого-либо единого, координирующего деятельность органа.
Самым ярким примером этого служит то, как термиты перестраивают или ремонтируют разрушенный или поврежденный термитник.9
Как только термиты почувствуют, что у них что-то нарушилось в хрупком балансе температуры, влажности и проветривания, они сразу же бросаются к месту происшествия и расследуют, что случилось.
Все это делается без слов или предварительного обдумывания. Ни одно отдельно взятое насекомое не работает осознанно на общее благо. Но им необходим правильный «алгоритм», чтобы мог появиться такой сложный результат.
В течение часа они уже занимаются ремонтом и носят на поврежденное место землю. Термиты инстинктивно укладывают комочки, пропитанные химическими веществами под названием «феромоны» («пахучие гормоны»), которые привлекают других термитов накладывать еще больше пропитанных феромонами комочков, и это напоминает «снежный ком». Общая цель (и, в конечном итоге, результат в большинстве случаев) состоит в том, чтобы остановить бурный поток воздуха, возникший в результате повреждений. Одного-двух дней ремонтных работ достаточно, чтобы устранить повреждение.
Но такая, внешне нескоординированная деятельность приводит к тому, что блокируются некоторые туннели и прерывается вентиляция термитника. Поэтому, по неизвестным на данный момент причинам, термиты переходят к перепланировке, постепенно перемещая почву из перекрытых туннелей наружу. Наконец форма термитника восстанавливается, а сам термитник снова начинает выполнять функцию полноценных «легких» колонии. Термиты могут полностью перестроить термитник или построить его с «нуля» за три месяца!
Все это делается без слов или предварительного обдумывания. Ни одно отдельно взятое насекомое не работает осознанно на общее благо. Но им необходим правильный «алгоритм», чтобы мог появиться такой сложный результат. Это требует правильного программирования, заложенного в ДНК каждого насекомого, а программы требуют интеллекта, который бы их сначала составил.10
У термитов, как и у муравьев, нет начальника или повелителя.11 Но при этом они способны возводить такие поразительные сооружения, которые позволяют им дышать, поддерживать тепло и влажность и сохранять плодородность их «ферм». Давно, еще в Библии, было признано удивительное прилежание муравьев. Эти слова относятся и к термитам, которые также являются социальными насекомыми: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притч. 6:6–8). Термиты и шедевры, которые они создают, свидетельствуют о мудром Творце. Он заложил в них необходимое «программное обеспечение», чтобы, несмотря на отсутствие интеллекта, они могли «самопроизвольно» создавать такие сложные чудеса.
перевод: Валерия Шпаченко