Ранняя Церковь защищала науку о Сотворении

Луис Лавалли

Во времена роста ранней Церкви в греко-римском мире апостолы проповедовали людям, верившим в эволюцию. Находясь в Афинах Павел, встречался с эпикурейскими и стоическими философами.1 Они наблюдали мир вокруг них и пытались объяснить его природу и происхождение. У них было много взглядов на то, как возник мир и человек, но все они были эволюционными.2

К примеру, эпикуреец Лукреций (98 г. до н.э.) писал о происхождении в своей книге «О природе вещей». Он верил, что Земля произвела все живые формы в одночасье: «Вот почему остается признать, что заслуженно носит Матери имя Земля, ибо всё из земли породилось;" а также «сама сотворила Весь человеческий род».3

Известный физик Гален (ок. 170 г. н. э.) в одной из своих работ, посвященных медицине, выражал свои стоические взгляды на сотворение. По его мнению, материя вечна, а её бог не находится над всеми законами природы. Он писал:

«Вот этим и отличается от взглядов Моисея наше учение и учение Платона и 906 других греческих философов, серьезно занимавшихся вопросами естествознания. Моисей думал, что достаточно, чтобы бог захотел привести в порядок материю,— и она тотчас же пришла в порядок, так как он считает, что для бога все возможно, если бы даже он захотел из пепла создать коня или вола. Мы же судим не так, но полагаем, что есть нечто возможное для природы и что бог не пытается это делать, но из многих возможностей выбирает наилучшую».4

Учение ранней церкви

Апостол Павел рассказывал афинянам о «Боге, сотворившем мир и всё, что в нем» и о том, что Он «от одной крови произвел весь род человеческий».5 Ранее он предупреждал жителей Ликаонии о том, чтобы они обратились от своих идолов «к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них».6

Павел и отцы ранней Церкви проповедовали Христа, которым «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое».7 Они предупреждали новообращенных: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому…»8

По милости Божьей среди обращенных были и философы, среди которых Иустин (100 г. н. э.). О том дне, когда он услышал Евангелие, он говорил: «Но в сердце моем тотчас возгорелся огонь, и меня объяла любовь к пророкам и тем мужам, которые суть други Христовы; и, размышляя с самим собою о словах его, я увидел, что эта философия есть единая, твердая и полезная».9

Ранние отцы, как и Иустин, изменили свои эволюционные представления о происхождении и поверили тому, что говорит Библия. Они поверили, что всё сотворено Богом из ничего за шесть дней всего несколько тысяч лет назад, и что однажды через Потоп Бог судил мир.

Сотворение из ничего

Читая Писание, ранние отцы узнавали о Боге, как о «животворящем мертвых и называющем несуществующее, как существующее».10 Эту доктрину отстаивали многие.11 Одним из них был Теофилиус, который, по словам историка Евсевия Кесарийскийского, в 169 г. стал хорошо известным епископом Антиоха.12 Хорошо знавший греческую литературу и обращенный в христианство, Теофилиус защищал свою веру в апологии «Послание к Автолику». В ней он много говорит о Сотворении, ободряя других отцов.13 Церковный писатель и переводчик Библии, Иероним Стридонский (347 г. н. э.), включил Теофилиуса в свой труд «О знаменитых мужах», в котором перечислены «те, кто за свою жизнь хоть что-то написал о Святом Писании». Иероним описывает работы Теофилиуса как «краткие и прекрасные трактаты, идеально подходящие для назидания церкви».14

О взглядах греков на происхождение Теофилиус писал:

«Некоторые из стоиков говорят, что вовсе нет Бога … Другие говорят, что все происходит случайно, что мир не сотворен и природа вечна… иные утверждают, что Бог есть дух, все проходящий. Платон же и его последователи признают Бога безначальным, отцом и творцом всего, но затем полагают, что Бог и материя безначальны, и что последняя совечна Богу. Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, как думают платоники».15

Для Теофилиуса «Бог из ничего творит что хочет».16 Он объясняет: «И о происхождении мира они (греки) предали нелепые и противоречивые сказания… Ибо их мнение основано на догадке и человеческом соображении, а не на истине».17

Теофилиус знал, что «Бог, Отец и Создатель вселенной, не оставил человечества, но дал закон и посылал святых пророков, чтобы возвестить роду человеческому и научить, дабы каждый из нас вразумлялся и познал, что один Бог».18 Теофилиус советует Автолику исследовать Писание, чтобы найти в нём истину. Согласованность всех мест Библии, касающихся сотворения мира и человека, показывает, что его автором является Бог. «Он, будучи Духом Божиим…сходил на пророков и чрез них глаголил о творении мира и о всем прочем».19

6 дней Сотворения

В Десяти Заповедях говорится о том, что «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них».20 Как писал Евсевий Кесарийский (263 г. н. э.), о шести днях Сотворения писали несколько отцов.21 Теофилиус также включил комментарии о Сотворении в своею апологию Автолику.

Как и другие отцы того периода, Теофилиус также видел в Бытие 1 много символов и образов, и всё же он придерживался буквального понимания этой книги. К примеру, он писал:

«В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует».22

Следующим отцом, говорившим о шести днях Сотворения, был Василий Великий, который обратился в христианство в 330 г. н. э. Он получил блестящее юридическое образование, но под Божьим руководством стал талантливым и уважаемым пастором в Каппадокии, где проповедовал несколько раз о шести днях Сотворения. Позднее эти проповеди были использованы Амвросием Медиоланским. Также они были переведены на несколько языков. В них Василий Великий предостерегал людей:

«Послушаем же вещаний истины, которые изречены не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, и имеют целью не похвалу слушающих, но спасение поучаемых… Эллинские мудрецы много рассуждали о природе, - и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым: потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее».23

Мнение Василия Великого о продолжительности дней Сотворения четко видно в его описании Бытие 1:5:

«И был вечер, и было утро, день един. Почему назван не первым, но единым? Он назвал его единым, чтобы определить сим меру дня и ночи … потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня».24

Как сказал Дэвис Янг: «В целом отцы Церкви считали шесть дней Сотворения обычными днями, соответствующими нашим световым дням».25

Недавнее Сотворение

В своем Евангелии Лука описывает 75 поколений, ведущих от Иисуса к Адаму.26 Используя числа Ветхого Завета, Теофилиус и другие авторы27 подсчитали количество лет от Сотворения мира. Теофилиус пришел к заключению:

«Не двадцать тысяч мириад лет,28 как сказал Платон, от потопа до его времен, …и что не безначален мир и не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и управляется Промыслом все сотворившего Бога, — и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями».29

Что касается общего количества лет, Теофилиус отмечал:

«И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100, и если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет как это случилось с ложными счислениями Платона и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, — это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни».30

Ориген (185 г. н. э.), известный теолог греческих церквей, в своем труде «Против Цельса» писал: «Вслед за этим Цельс выражает желание, впрочем, скрытое, набросить тень подозрения на сказание Моисея о миротворении, из которого явствует, что мир не просуществовал даже десяти тысяч лет…»31

Блаженный Августин (354 г. н. э.), епископ латинских церквей, говорил: «Писание…обладает великим авторитетом…Этому Писанию мы доверяем в тех вещах, незнание которых вредно, но и знания которых мы не в состоянии достигнуть сами».32 «Что Бог сотворил мир, тут мы никому не можем поверить, кроме самого же Бога».33 О возрасте Земли и человека, Августин пишет следующее:

«Некоторые как о самом мире верили, так и о людях думали, будто они были всегда…И когда их спрашивают, каким образом…На это они отвечают, что через известные промежутки времени хотя и не вся, но большая часть земли так опустошается потопами и истребляется огнем, что число людей сводится к незначительному количеству, от которого затем снова рождается прежнее их число… Но они говорят то, что думают, а не то, что знают… Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собой многие тысячи лет между тем как согласно Священным писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет».34

Заключение

Вот, что пишет в своей книге «От греков до Дарвина» Генри Фэрфилд Осборн:

«Когда я начал исследовать первые применения эволюционной теории, я столкнулся с греческими естествоиспытателями, и был удивлен, что многие явные и основные характеристики дарвиновской теории применялись еще в VII ст. до н.э.».35

Итак, мы увидели, что многие ранние христиане, выросшие в греческой философии, после обращения к Богу отвергали эволюционные идеи. Они испытали огромную радость, когда вышли из тьмы и вошли в чудесный свет Божьего откровения. Они стали поклоняться Тому, кто сотворил всё из ничего, кто сделал их новыми людьми, и кто однажды придет и создаст новую Землю и новые небеса.

Ссылки и примечания

  1. Деяния 17:18. Вернуться к тексту.
  2. Гатри, В начале: взгляды некоторых греков на происхождение жизни и раннего человека (Ithaca: Cornell, 1965). Вернуться к тексту.
  3. Лукреций, О природе вещей, 5.795-796, 822-823, Loeb Classical Library. Вернуться к тексту.
  4. Гален, О пользе частей человеческого тела, 11.14, Роберта Уилкен, Христиане - какими их видели римляне  (New Haven: Yale, 1984), сс. 86-87. Вернуться к тексту.
  5. Деяния 17:24-26. Вернуться к тексту.
  6. Деяния 14:15. Вернуться к тексту.
  7. Колоссянам 1:16 Вернуться к тексту.
  8. Колоссянам 2:8 Вернуться к тексту.
  9. Иустин Философ, Диалог с Трифоном, 8, Доникейские отцы, 1.198. Вернуться к тексту.
  10. Римлянам 4:17 Вернуться к тексту.
  11. К защитникам сотворения из ничего относились: Климент I, Ермин, Иустин Философ, Афинагор, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский, Августин и другие. Вернуться к тексту.
  12. Евсевий Кесарийский, История церкви, 4.20, Никейские и постникейские отцы, 1:197. Вернуться к тексту.
  13. Там же, 4.24, с. 202. Вернуться к тексту.
  14. Иероним Стридонский, О знаменитых мужах, Никейские и постникейские отцы, 3:359 & 369.  Вернуться к тексту.
  15. Теофилиус, Послание Автолику, 2.4, Oxford Early Christian Texts. Вернуться к тексту.
  16. Там же. Вернуться к тексту.
  17. Там же, 2.8 Вернуться к тексту.
  18. Там же, 2.34. Вернуться к тексту.
  19. Там же, 2.10. Вернуться к тексту.
  20. Исход 20:11.  Вернуться к тексту.
  21. Евсевий Кесарийский, 5.13, 27; 6.22, сс. 229, 245, 270. Вернуться к тексту.
  22. Теофилиус, 2.15.  Вернуться к тексту.
  23. Василий Великий, Шестоднев, 1.1.2, Отцы Церкви, 46:4,5. Вернуться к тексту.
  24. Там же, 2.8, p. 34. Вернуться к тексту.
  25. Дэвис Янг, Христианство и возраст Земли (Grand Rapids: Zondervan, 1982), с. 20. Вернуться к тексту.
  26. Луки 3:23-38. Вернуться к тексту.
  27. Климент Александрийский, Секст Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский. Вернуться к тексту.
  28. Мириады буквально означает 10000, но иногда относится к бесчисленному количеству.  Вернуться к тексту.
  29. Теофилиус, 3.25,28. Вернуться к тексту.
  30. Там же, 3.29. Вернуться к тексту.
  31. Ориген, Против Цельса, 1.19, Доникейские отцы, 4:404. Вернуться к тексту.
  32. Блаженный Августин, О граде Божьем, 11.3, Никейские и постникейские отцы, 2:202.  Вернуться к тексту.
  33. Там же, 11.4, с. 202. Вернуться к тексту.
  34. Там же, 12:10, с. 232. Вернуться к тексту.
  35. Генри Фэрфилд Осборн, От греков до Дарвина (New York: Charles Scribner's Sons, 1929) Вернуться к тексту.


*Г-н Лавалли, инженер-эколог, Департамент природных ресурсов Миссисипи, получил степень магистра в Гарварде, и степень магистра богословия в Реформатской духовной семинарии, в Джексоне, штат Миссисипи.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться