Молитва Иисусу?

Можно ли молиться Иисусу Христу?

доктор Марк Бирд

Студенты иногда спрашивают меня: «Можно ли молиться Иисусу Христу?» Эти студенты, в отличие от свидетелей Иеговы, верят, что Иисус Христос – это Бог. Поэтому более точно этот вопрос звучит так: «Хотел ли Бог Отец, чтобы молитва была направлена лишь Ему, несмотря на то, что Иисус Христос заявляет о Своем равенстве?» В этой статье будут представлены взятые, во-первых, из Священного Писания, а во-вторых, из христианской традиции доказательства того, что молитва Иисусу весьма уместна, и даже важно обращаться в молитве к Иисусу Христу.

молиться Иисусу Христу

Молитва Иисусу - введение

Однажды, проводя воскресный семинар по культам, я повез студентов в Зал Царства свидетелей Иеговы. В то воскресное утро один из лидеров свидетелей Иеговы вел библейский урок, посвященный молитве. И одной из главных тем была идея о том, что «Иегова не делегировал молитву Иисусу или ангелам. Иегова оставил молитву только для себя». После служения я попросил его объяснить, почему мы должны молиться только лишь Богу-Отцу, но не Иисусу. Он сказал, что «Иисус – не Всемогущий Бог, а прославлять следует одного лишь Бога». Конечно же, я, как и все евангелисты, отвергаю эту причину, потому что Иисус Христос – Бог.

Не только свидетели Иеговы высказываются за то, что молитва Иисусу неправильна и, что молиться можно лишь Отцу. Я слышал о немногих христианах, которые говорят о том, что мы не должны молиться Иисусу.1 Один из аргументов в пользу этой позиции заключается в том, что молитва «Отче наш» адресована Богу-Отцу, а не Сыну. Однако именно потому, что Иисус является одной из божественных Личностей, мы должны молиться и Ему.

Одна из студенток, присутствовавших на том воскресном семинаре, рассказала мне, что многие годы учила детей молиться лишь Богу-Отцу, потому что так ее научил один влиятельный учитель-евангелист. Однако постепенно данная практика в этой семье прекратилась, и они начали молиться и Отцу и Сыну, поскольку это казалось более естественным и детям и родителям. Мои студенты хотели узнать, что я думаю по этому поводу. Другие студенты в той или иной форме спрашивали у меня: «Молитва Иисусу – это неправильно?». Данная статья даст ответ на этот вопрос.

Молитва Иисусу, а как же Молитва «Отче наш»?2

На самом ли деле тот факт, что эта молитва адресована Отцу, а не Сыну, означает, что мы не должны обращаться в молитве к Сыну (или Духу)? Нет. Давая нам пример молитвы, Иисус не ограничивал наши молитвы определенной структурой или набором слов. Иначе, нам нужно было бы отказаться от слов «во имя Иисуса Христа» в конце этой молитвы, поскольку их в молитве «Отче наш» нет. Нам также пришлось бы отказаться от слов благодарности в молитвах, потому что их нет в молитве «Отче наш». Но очевиден тот факт, что мы должны благодарить Бога в молитвах (1 Фессалоникийцам 5:17–18). Слова Христа «Отче наш, сущий на небесах» не мешают нашей молитве Иисусу точно так же, как и Его слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день» не мешают нам молиться о питье. Более того, было бы несколько странно, если бы Иисус молился Сам Себе, а не Отцу. Эта молитва многому нас учит, однако она учит нас не всему, что мы должны знать о том, как обращаться к Богу.

Молиться напрямую Отцу – это правильно, и молитва «Отче наш» четко об этом свидетельствует. Однако тот факт, что нам разрешено, и даже заповедано молиться Отцу, не означает, что мы не имеем позволения молиться Сыну.

Молитва Иисусу, Он принимал молитвы хвалы и молитвы прошения

Кое-кто утверждает, что хвалебные молитвы Иисусу обоснованы, тогда как молитвы прошения – недопустимы. Я поспорю с этим утверждением, поскольку Иисус принимал и до сих пор принимает оба вида молитв. Обратите внимание на два примера, приведенных ниже.

Молитва Иисусу новозаветних христиан

По словам апостола Павла, новозаветные христиане везде произносили молитву Иисусу: «Павел. . . церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими3 имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:1–2).4 Оказывается, Павел причисляет себя к тем, кто призывал имя Иисуса. Эти молитвы Иисусу Христу, были универсальны и слово «призывающими» предполагает, что эти молитвы были непрерывными.5

Павел произносил молитву Иисусу удалить «жало из плоти»

Павел также обращался к Господу Иисусу, когда «молил Господа» удалить жало из плоти (2 Коринфянам 12:8). Почему мы считаем, что слово «Господь» здесь подразумевает Иисуса Христа, а не Отца? В своих посланиях Павел термином «Господь» (kurios) обычно обозначает Иисуса Христа,6 а термином «Бог» - Бога-Отца. Обратите внимание на ответ Павла, когда Господь сказал ему: «сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). Павел говорит нам, что он будет хвалиться своими немощами, чтобы обитала в нем «сила Христова». Поэтому слово «Господь» относится к Иисусу Христу. Павел молился Иисусу, и Иисус отвечал ему.

Обратите внимание, что это были молитвы прошения, а не хвалы. Это были не спонтанные просьбы и не просьбы, как ответ на глас Господа или на видение. Это была молитва, произнесенная трижды, потому что Павел настойчиво просил об этом Иисуса Христа. Если бы просить о чем-то Иисуса было бы неправильно, Павел не стал бы трижды просить у Иисуса ответ на свой конкретный вопрос. Иисус не укорил Павла за его молитвы, а сказал Павлу, что ему будет лучше без удовлетворения данной просьбы.

Молитва Иисусу, другие молитвы Павла

Во втором послании к Фессалоникийцам 2:16–17, Павел благословляет Фессалоникийцев такими словами: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, … да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом». Хотя эта благословляющая молитва отличается от других молитв, в ней подразумевается просьба к Иисусу Христу (и к Богу-Отцу), а это предполагает законность молитвы к Иисусу Христу.7 Павел ожидал, что Иисус ответит на эту просьбу. Подобная благословляющая молитва, в которой упоминается имя Иисуса Христа, встречается в 1 Послании Фессалоникийцам 3:11–14.

Молитва Иисусу, Его прославление

В Евангелии описано, что Иисуса прославляли, и Он принимал хвалу (Евангелие от Иоанна 9:38). Конечно же, прославление включало в себя вербальное обращение к Иисусу или молитву. Евангелия – не единственные книги, в которых говорится о прославлении Иисуса Христа. Ангелам тоже заповедано прославлять Иисуса.8 Прославление Иисуса Христа (Агнца), как ангелами, так и людьми, происходит в книге Откровения (Откровение 5:8–13).

Поскольку все ипостаси Троицы являются Богом, воздавать славу можно каждой из них, коллективно или индивидуально, на основании самой природы Троицы. Прославление включает в себя хвалу и поклонение. Было бы неправильно препятствовать людям обращаться к каждой из ипостасей Троицы с хвалой и поклонением. Бог ждет от нас, чтобы мы прославляли Иисуса Христа. Свидетели Иеговы не произносят молитву Иисусу, поскольку считают, что Он не достоин хвалы. Мы же молимся Иисусу потому что знаем, что Он достоин хвалы и Он требует прославления. Иисус заповедал нам почитать Сына так же, как мы почитаем Отца (Иоанна 5:23). Если мы не будем в своих молитвах воздавать хвалу Сыну так же, как и Отцу, будет ли это означать, что мы почитаем Сына так же, как и Отца?

Ранняя церковь признавала важность поклонения Иисусу посредством молитвы. Фактически, когда в 300-х годах Афанасий выступал против арианства, он сказал, что с самого начала молился Иисусу Христу. Афанасий заявлял, что если Иисус не являлся тем же, что и Отец (homoousios), а был всего лишь одним из творений, субстанцией, подобной Отцу (homoiousios), то это означало бы, что христиане с самого начала совершали идолопоклонство, молясь Иисусу Христу.9

Молитва Иисусу Христу в книгах Евангелия

В книгах Евангелия многие люди просили Иисуса Христа о чудесах. Исследуя Новый Завет, я насчитал как минимум семь случаев, когда люди взывали к Иисусу Христу о милости, обращаясь к Нему, как к божественной личности, и ожидая ответа. Следует ли рассматривать эти просьбы, как молитвы? Безусловно, факт вознесения Христа на небеса не означает, что люди больше не могут обращаться к Нему с просьбами.

Молитва Иисусу, другие примеры

Существуют и другие примеры молитв, обращенных к Иисусу Христу в Новом Завете.10 Стефан молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (Деяния 7:59). Во время обращения Павла, он молился Иисусу: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деяния 9:6). Анания разговаривал с Иисусом в видении (Деяниния 9:10–14). И самая последняя молитва апостола Иоанна в Новом Завете обращена к Иисусу Христу: «Ей, гряди, Господе Иисусе!» (Откровение 22:20). Если бы обращаться с просьбой ко Христу было бы неправильно, Иоанн, как боговдохновенный автор, мог бы написать: «Отче, пусть грядет Твой Сын». Вместо этого, он дал нам эти слова, чтобы взывать к Иисусу: «Ей, гряди, Господи!»

Этот стих может перекликаться с фразой «маранафа» (1 Коринфянам 16:22), которую обычно переводят, как просьбу «приди, Господи». «Маранафа» - это выражение на арамейском языке, возникшее еще до того, как христиане просочились в языческую среду. Возможно, что изначально христиане взывали к Иисусу: «Приди, Господи!»11 Это была молитва прошения.

Молитва Иисусу, Христос отвечает на наши просьбы

В одном из стихов в 14-й главе Евангелия от Иоанна настоятельно рекомендуется возносить молитвы прошения к Иисусу Христу. Иисус сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».12 Иисус говорит здесь о том, что ответит на молитву, если мы попросим у него что-то в Его имя. Итак, Иисус дает нам право обращаться к Нему в молитве, приходя к Нему в Его имя – по Его собственной власти и по Его воле. И Он обещал отвечать нам.

Молитвы во имя Иисуса

Молитвы к Иисусу разрешены и поощряются учением Христа в Евангелии от Иоанна 14:14, а также любым местом Писания, в котором Иисус говорит о том, что мы должны молиться в Его имя. Когда Иисус сказал нам молиться в Его имя, Он не просил нас использовать какую-либо точную фразу в конце молитвы, хотя выражение «во имя Иисуса Христа. Аминь», конечно же, вполне уместно и богоугодно. Фактически, Иисус просил нас приходить к Богу (а, следовательно, к любой из ипостасей Троицы) по Своей власти. Мы имеем право приходить к Богу и получать милость и помощь благодаря Христу, благодаря тому, что Он сделал для нас, и тому, что Он обещал. Он дал нам «великие и драгоценные обетования» (2 Петра 1:1–4), и когда мы приходим к Богу со своими просьбами, мы имеем власть приходить с верой в то, что Он исполнит обещанное. Это напоминает мне записку, которую я написал своим дочерям, чтобы мотивировать их убирать в своей комнате:

«Девочки, я поведу вас на мороженое, если вы полностью уберете под кроватью. Когда вы закончите работу, принесите мне эту записку и фотографии на фотоаппарате, чтобы доказать свою работу, и в течение двух дней после уборки мы пойдем есть мороженое». Папа

Это была записка-обещание с моей подписью. Когда одна из моих дочерей принесла мне эту записку, она пришла ко мне с моим именем или властью. У девочек были все права ожидать от меня, что я поведу их на мороженое, потому что они пришли ко мне с запиской с моим обещанием и моим именем на ней. Иисус дал нам некоторые обетования, как божественное существо, имеющее власть давать намного большие обетования, чем я. Мы приходим к Нему или к Отцу с Его властью. Он дал нам «записку с обещанием» и Своей «подписью», чтобы мы были уверены в том, что получим ответы на свои молитвы. Молитвы во имя Его – это молитвы с верой в то, что Он, будучи благим, верным и всемогущим Богом, исполнит Свои обетования. Кому бы ни были адресованы эти преисполненные верой слова – Сыну или Отцу, - фактически, не имеет значения, потому что и Отец и Сын являются одним истинным Богом. (Если кто-то хочет использовать в конце своей молитвы, обращенной Иисусу, фразу «во имя Иисуса Христа», можно вместо этого использовать фразу «во имя Твое. Аминь»).

Молитвы Отцу посредством Сына в Святом Духе

Есть некий смысл, в котором все наши молитвы, даже те, которые мы обращаем к Святому Духу или Сыну, так или иначе, обращены к Отцу, Который является Главой Троицы (Иоанна 14:26; 1 Коринфянам 11:3). Посредством Христа мы имеем доступ к Отцу. И мы молимся Отцу в Духе. «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Ефесянам 2:18). Роль Духа очень важна. В  послании к Римлянам 8:26 сказано, что Дух помогает нам в наших немощах: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Поэтому нам следует молиться в Духе посредством Иисуса Христа (на основании того, что Он сделал для нас и по Его власти). Однако если мы молимся Духу или Сыну, молясь в Духе, это не упраздняет нашу молитву. Когда мы молимся Духу, мы все равно молимся Богу. И когда мы молимся Иисусу по Его власти, мы все равно молимся Богу, то есть, в каком-то смысле, Самому Отцу.

Поскольку молитвы, обращенные к Отцу, так распространены в Новом Завете, конечно же, нужно регулярно обращаться к Отцу (мы должны часто ему молиться). Но я уверен, что Бог не считает количество молитв, обращенных к каждой из ипостасей Троицы, чтобы убедиться, что мы всем молились одинаково. Троица не «ревнует» друг к другу. Конечно же, если мы полностью забываем об одной из ипостасей Троицы, может быть, у нас есть проблема с восприятием именно этой ипостаси Троицы. Общаться с каждой из Личностей Бога очень важно для того, чтобы пребывать в отношениях с триединым Богом.

Молитва Иисусу важна для поддержания личных отношений со Христом

Задумайтесь о том, что Бог, Сын и Святой Дух являются божественными личностями. Поскольку все они – личности, они способны иметь отношения друг с другом, а также с людьми. Хочет ли Бог, чтобы мы имели личные отношения с каждой из божественных ликов Троицы? Если это так, каким образом мы можем развивать отношения с Иисусом, не общаясь с Ним вербально? Как мы можем развивать отношения с тем, с кем мы не разговариваем? Личные отношения должны включать в себя общение. Если мы общаемся с Богом-Сыном, мы молимся Ему.

В 10 главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит, что Он знает Своих последователей, Своих «овец», и называет их по имени. Если наш Пастырь называет нас по имени (весьма отрадная мысль), то почему мы не должны называть Его по имени? Как минимум, этот отрывок указывает на то, что настоящие христиане имеют личные, сокровенные отношения с Иисусом Христом. И они заключаются в том, чтобы говорить с Иисусом и слушать Его голос.

А как на счет Святого Духа? Допустимы ли молитвы, обращенные к Нему? Апостол Павел говорит о общении Святого Духа13 и об общении духа.14 Снова же, как мы можем иметь общение с кем-то, с кем не разговариваем? Даже Святой Дух желает иметь общение с нами. Доктор Билл Ури задает вопрос: «Когда в последний раз в своей молитве вы обращались к Святому Духу с той же нежностью, близостью и доверием, как вы обращаетесь к Отцу и Сыну?»15  Если молитвы Святому Духу допустимы, то конечно же, подобает молиться и Иисусу.

Молитва грешника: молитва Иисусу об отношениях с Ним

Если вы когда-либо молились с другим человеком о принятии Христа, возможно, вы цитировали отрывок из Евангелия Иоанна 1:12 («А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими»). Возможно, вы призывали грешника признать Иисуса своим Господом и попросить у Него прощения за свои грехи. Очень важно, чтобы грешник это сделал. Если бы вы верили, что молиться Иисусу нельзя, вы бы не просили грешника это делать.16 Однако веря в то, что молиться Христу – правильно, вы призываете грешника произнести Ему молитву. Эта молитва Иисусу станет началом целой жизни, преисполненной общения между этим новообращенным христианином и его Спасителем, с Которым он может общаться каждый день.

Молитва Иисусу - песни, обращенные к Иисусу

В послании к Ефесянам 5:19 Павел написал, что верующие должны назидать «самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Вероятно, Павел призывает нас петь песни хвалы Иисусу (Господу). Поскольку песни, обращенные к одной из ипостасей божественной Личности – это обычные молитвы, положенные на рифму и музыку, мы можем воспринимать это, как заповедь: нам следует молиться Иисусу в форме песнопения.

Существуют доказательства из истории ранней церкви о том, что христиане весьма серьезно воспринимали эту заповедь. Например, доказательством существования гимнов, посвященных Иисусу, является письмо от римского прокуратора Плиния младшего императору Траяну (примерно 110 н.э.). Плиний обвинял христиан в том, что они «поют гимны Христу, как богу». Это свидетельствует о том, что христиане прославляли Христа перед самым основанием церкви. Ранние христиане выражали в словах свое преклонение перед Христом в гимнах хвалы, и, поступая так, рисковали жизнью.

Один из гимнов, возникших, скорее всего в последних десятилетиях второго столетия, назывался «Phos Hilaron». В нем Иисус восхваляется, как «радостный свет святой славы бессмертного Отца», и высказывается обращение к Иисусу: «Во все времена Ты будешь восхваляем благими голосами, Сын Божий, Подаятель жизни».17

Традиция воспевания Иисуса в гимнах сохранилась и до сегодняшнего времени. Загляните в наши сборники гимнов. Если бы молиться Иисусу (и Святому Духу) было неправильно, то было бы неправильно и петь большинство гимнов, содержащихся в этих сборниках. Недавно, просматривая один сборник песен18 , я насчитал 111 песен, обращенных к Богу, 16 из которых были обращены в основном к Отцу, 51 – преимущественно к Сыну19, 9 – к Святому Духу и 8 – к Троице (остальные 27 песен, обращенных к Богу, я не смог отнести к той или иной категории).20 

Вот несколько примеров, в основном обращенных к Иисусу Христу:

Божественная любовь, превосходящая все

. . . Иисус, Ты – сострадание, Ты – чистая, безмерная любовь.

Приди к нам с Твоим спасением, Войди в каждое трепещущее сердце.

Иисус, мысли о Тебе

Иисус, одна лишь мысль о Тебе наполняет мою грудь радостью;

Но намного приятнее – увидеть Твое лицо и пребывать в Твоем присутствии.

Иисус, любовь моей души

. . . позволь мне прилететь к Твоему сердцу

. . . Спрячь меня, о мой Спаситель, спрячь

. . . О, прими, наконец, мою душу!

Больше любви к Тебе

. . . О, Христос, больше любви к Тебе!

Услышь мою коленопреклоненную молитву

Мою самую горячую просьбу:

дай мне больше любви к Тебе, о Христос!

Рядом с Тобой

Ты – мой вечный удел, Ты для меня больше, чем друг или жизнь,

Спаситель, позволь мне пройти весь свой путь паломника с Тобой. . .

Мой Иисус, я люблю Тебя

. . . Я знаю, Ты – мой.

Ради Тебя я отрекаюсь от всего безумия греха.

Мой милосердный Искупитель, мой Спаситель – это Ты.

Моя вера обращена к Тебе

. . . Ты – Голгофский Агнец, божественный Спаситель!

Услышь мою молитву, забери мою вину.

С этого дня я хочу быть полностью Твоим!

Приди, Святой Дух, вдохнови наши сердца

. . . Пусть Твое влияние докажет:

Ты – источник древнего пророческого огня,

Источник жизни и любви.

Святой Дух, будь моим путеводителем

Дух Святой, мое сердце стремится к Тебе, Святой Дух, пребудь во мне. Очисть меня, сделай меня непорочным! Я должен пережить двойное исцеление.

Наши молитвы ко Христу и Святому Духу в гимнах полностью соответствуют Писанию и учению церкви о молитве всем ипостасям Троицы. Ниже я приведу примеры из истории церкви.21

Молитва Иисусу, примеры из истории церкви

Вот один из примеров молитвы Иисусу одного из великих отцов восточной церкви, Грегория Нисского, жившего в средине 300-х годов н.э.:

«Я называю тебя «Тем, кого любит душа моя», потому что Твое имя – превыше всех имен и всякого разумения, и никакая рациональная природа не в состоянии постичь и уразуметь это. Поэтому Твое имя, посредством которого познается Твоя благость – это просто та любовь к Тебе в моей душе. Как могу я не любить Тебя, если Ты так возлюбил меня, хотя я был черен, что ты возложил свою жизнь за овец Своего стада? Большую любовь нельзя даже представить, чем та, когда Твоя жизнь меняется на мое спасение («Молитва Доброму Пастырю»)».22

Августин Аврелий, наверное, самый известный из отцов церкви (400 г. н.э.), молился Иисусу:

«Ты – Христос, мой Святой Отец, мой Нежный Бог, мой Великий Царь, мой Добрый Пастырь, моей Единственный Господин, мой Лучший Помощник, мой Самый Прекрасный и Любимый, мой Живой Хлеб…. моя Полная Защита, Благой Удел, мое Вечное Спасение. Христос Иисус, Дорогой Господь, как всю свою жизнь я мог любить и желать что-то, кроме Тебя, Иисус, мой Бог? Где я был, когда не находился в духе с Тобой? С этого самого мгновения пусть все мои желания растут и проистекают в Господе Иисусе...  О, драгоценный Иисус, пусть каждое хорошее чувство, подходящее для восхваления, любит Тебя, радуется в Тебе и преклоняется пред Тобой! Бог моего сердца и мой Удел, Христос Иисус, пусть мое сердце исчезает в духе, а Ты будь Жизнью внутри меня! Пусть живой уголек Твоей любви растет и разгорается в моем духе и разжигает идеальный огонь; пусть он беспрестанно горит на алтаре моего сердца; освещает мое сокровенное существо; пусть он пылает в тайных уголках моей души, и в дни своего конца жизни я хочу найти свой конец с Тобой!»

В англиканской книге литургий содержатся такие молитвы Иисусу:

«Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, берущий на Себя грехи мира - помилуй нас; берущий на Себя грехи мира - прими молитву нашу; сидящий одесную Отца - помилуй нас. Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисусе Христе, со Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь».23

О, благодатный Свет,
чистое сияние вечного Отца, живущего на небесах,
О, Иисус Христос, святой и благословенный! 

Ты достоин хвалы счастливых голосов во все времена, 
О, Сын Божий, о, Подаятель жизни,
Ты достоин быть прославлен во всех мирах.24 

Джон Уэсли собрал для своих оксфордских друзей коллекцию молитв.25 Эти молитвы были обращены к каждой из личностей Троицы. Взгляните на некоторые из молитв хвалы и прошения, обращенные к Иисусу:

«Слава Тебе, о Святой Иисус, предложивший Себя посредством вечного Духа в полную, совершенную и надлежащую жертву за грехи всего мира, и воскрес в третий день из мертвых, и имеющий всю данную Тебе власть, на небе и на земле.

Ты – путь, истина и жизнь, Ты сказал, что ни один человек не сможет пойти за Тобой, не отрекшись себя. Я знаю, о, Спаситель, что Ты ничто не возложил на нас кроме того, что замысел Твоей любви сделал для нас необходимым... Да отрекусь я от своего, и да исполню Твою благословенную волю во всем!

Я согрешил, но Ты, благословенный Иисус, - мой Адвокат! Не вступай в суд со мной, ибо я умру; но убереги меня, милостивый Господь, убереги Твоего слугу, которого Ты искупил Своей драгоценной кровью.

О, Господь Иисус, я отдаю Тебе свое тело, свою душу, всю свою сущность, свою славу, своих друзей, свою свободу, свою жизнь; избавься от меня и от всего моего, так, как будет лучше для Тебя. Я принадлежу не себе, а Тебе; рассчитывай на меня по праву, держи меня за Своего подопечного, люби меня, как Своего ребенка! Борись за меня, если на меня нападут, исцеляй меня, когда я изранен, и возрождай к жизни, когда я разрушен».

Молитва Иисусу, заключительное слово

Поскольку Иисус очень заинтересован в личных отношениях с каждым из нас, мы, христиане, совершаем серьезную ошибку, считая, что не должны обращаться к Сыну (или даже к Духу) в молитве. Личные отношения с Иисусом Христом подразумевают общение с Ним, выражение нашего посвящения Ему, выражение зависимости от Него, просьбы о помощи и т.п. И важно культивировать здоровые отношения с Иисусом, точно так же, как и с Отцом: «… а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». (I Иоанна 1:3б).

Все личности Троицы имеют одни и те же желания, и одно из них – иметь личные отношения с нами. Все Они имеют божественную сущность, а значит, достойны хвалы, и каждого из них следует прославлять вербально. Каждый из них заслуживает выражения нами преклонения и повиновения.

В Писании не содержится запретов на молитву Иисусу Христу. Примеры того, как люди приходили с просьбами к Самому Иисусу есть в Писании, а обращение к Иисусу с хвалой и поклонением является заповедью. Таким образом, наши молитвы не должны ограничиваться обращением лишь к Богу-Отцу. Будучи Богом, Иисус достоин хвалы, и способен отвечать на молитвы. Все личности Троицы должны без колебаний включаться в наши молитвы Богу.

Великий Господь Иисус, Правитель всех народов,
Тебя, о Боже, и Сын человеческий,
Я буду восхвалять, Тебя я буду почитать,
Ты – слава, радость и венец моей души. 

Ссылки и примечания

  1. Суть не в том, что я считаю молитву Иисуса правильной, потому что сектанты не считают ее таковой. Существует множество культовых практик, достойных подражания, например их неустанное и смелое свидетельство. Я также не пытаюсь заставить тех евангельских христиан, которые не молятся Иисусу, почувствовать свою вину, ассоциируя себя со Свидетелями Иеговы. Я говорю о том, что наше мировоззрение на природу Иисуса Христа должно оказывать влияние на наше общение с Ним. Мы молимся Иисусу, потому что Он – божественная личность. Когда свидетель Иеговы говорит, что мы не должны молиться Иисусу, потому что Он не является всемогущим Богом, мы можем противопоставить этому то, что мы молимся Иисусу именно потому, что Он – Всемогущий Бог, а значит, Он ожидает и принимает поклонение. Вернуться к тексту.
  2. Хотя эту молитву часто называют «Господня молитва», мы должны помнить о том, что Иисус не предлагал эти слова от Своего имени. Он, скорее, давал пример Своим ученикам. Иисусу, который был безгрешен, не нужно было молиться словами «прости нам долги наши». Вернуться к тексту.
  3. «Призывать» означает молиться или называть, как в 1 Послании Петра 1:17— «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего»). Вернуться к тексту.
  4. Еще одно место, где используется словосочетание «призывать Господа» - 2 послание Тимофею 2:22: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». Вернуться к тексту.
  5. Греческое слово έπικαλοϒμένοις используется в настоящем времени, что в данном случае придает слову «призывать» значение длительности. Сама природа слова «призывать» соответствует данному использованию, и ничто в данном контексте не подразумевает другого смысла. Вероятно, что эти христиане часто (беспрестанно) призывали Господа. К другим текстам, описывающим верующих, призывающих Господа, относятся также: Деяния 9:14, 21; 22:16. Вернуться к тексту.
  6. Вайн В.Е. . 1996. Описательный словарь Нового Завета Вайна. Плано, штат Техас: издательствоThomas Nelson Publishers. Я также провел свое собственное исследование, подтверждающее это. Вернуться к тексту.
  7. В отношении 2 Послания к Фессалоникийцам 2:16–17, Альберт Барнс отмечает: «Выражение «Сам же Господь Иисус Христос» эквивалентно фразе «Господь Иисус и наш Отец да утешит вас». Фактически, это молитва, обращенная к Спасителю, является признанием Христа таким же источником утешения, как и Отца, и единство этого имени с именем Отца запускает важные благословения. Именно такие слова могли бы использоваться только человеком, считающим Господа Иисуса Богом» (Заметки Барнса к Библии). Вернуться к тексту.
  8. «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». (Евреям 1:6). Вернуться к тексту.
  9. МакГрат Элистер. 1998. Историческая теология: введение в историю христианской мысли. с. 26. Оксфорд: издательство Blackwell Publishers. Вернуться к тексту.
  10. Примеры, приведенные в данном разделе – это молитвы, произнесенные в ответ на голос или видение Иисуса. Вместо того чтобы рассматривать эти примеры, как исключение из правила, я предлагаю, чтобы мы рассматривали Писание, как слово Христа, обращенное к нам сегодня и ответ на наши молитвы к Нему. Вернуться к тексту.
  11. В греческом тексте используется слово µαράναϑά. Эти слова на арамейском диалекте могут быть прочитаны как «maran atha», что в переводе означает: «Наш Господь пришел!» Вернуться к тексту.
  12. Иоанна14:13–14. Слово «меня» в данных текстах встречаются не во всех манускриптах, но в критических обзорах считается оригинальным. Оно включено в большинство современных переводов. Текстовая поддержка такова: P66 ℵ B S U W Δ Θ Ω 2 10 13 28 33 124 229 263 399 461 475 700 788 944 1006 1190c 1191 1201 1203 1222 1341 1346c 1470 f13 MT e ff2 g1 q. P66 (часть коллекции папирусов Бодмера) – это ранние копии, созданные примерно в 200 г. н.э. Контекстуальная поддержка слова «Меня» включает тот факт, что Иисус сказал, что будет отвечать на молитвы (Он, а не Отец). Вернуться к тексту.
  13. Во 2 Послании к Коринфянам 13:14 говорится: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Вернуться к тексту.
  14. В Послании к Филиппийцам 2:1 сказано: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность…» Вернуться к тексту.
  15. Билл Ури – профессор Библейской семинарии Уэсли. Данная цитата взята из лекции по теме «Святой Дух» курса систематической теологии II класса. Вернуться к тексту.
  16. Человек может принять в свою жизнь Христа, не обращаясь к Нему, но мне это кажется слишком неестественным и косвенным. Вернуться к тексту.
  17. Господь Иисус Христос, 610. Вернуться к тексту.
  18. Сборник гимнов прославления. Вернуться к тексту.
  19. Любопытно, что это соответствует выводам ученых о том, что «собрание церковных христианских гимнов первых двух столетий практически полностью посвящено Иисусу». (Господь Иисус Христос, 609). Вернуться к тексту.
  20. Я нашел очень мало песен, адресованных Отцу, по сравнению с количеством песен, адресованных Сыну. Объяснение данного феномена может заключаться в том, что большинство христиан понимают свои отношения с Богом как отношения, осуществляемые посредством Христа. Они познают Бога-Отца, познавая Сына. Именно в этом и состоял замысел Бога. Вспомните, что Иисус ответил на просьбу Филиппа: «Господи! Покажи нам Отца». Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). Иначе говоря: «Вам не нужно смотреть еще куда-то. Если вы хотите познать Отца, развивайте личные отношения со Мной. И посредством этих отношений вы сможете иметь отношения и с Отцом». Вернуться к тексту.
  21. Хотя данный вопрос надлежащим образом доказан Писанием и не нуждается в подтверждении традицией и людьми, я решил, что полезно было бы рассмотреть несколько примеров молитвы и поклонения из церковной традиции. Вернуться к тексту.
  22. www.crossroadsinitiative.com  Это выдержка из комментария св. Грегория Нисского к «Песне Песней» (Cap. 2: PG 44, 802). Вернуться к тексту.
  23. Ежедневные утренние молитвы. 1979 U.S. Книга литургий. Вернуться к тексту.
  24. Там же. Вернуться к тексту.
  25. Сборник молитв на каждый день недели. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться