Библейские корни современной науки

Джонатан Сарфати

Христианское мировоззрение, а особенно простое понимание Писания и грехопадения Адама, были важными предпосылками возникновения науки.

  Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)

Многие атеопаты1 и их союзники утверждают, что вера в Библию и наука – заклятые враги. Однако историки, изучающие науку, которые даже не являются христианами, отмечают, что современная наука впервые появилась в тех культурах, которые исповедовали христианство, тогда как древние культуры Греции, Китая и Аравии еще не были с ней знакомы. Историческим основанием для современной науки стало предположение о том, что Вселенная сотворена разумным Творцом. Организованную Вселенную можно понять только в том случае, если она была образована разумным Создателем, автором порядка (см. 1 Коринфянам 14:33). Антрополог-эволюционист и автор научных работ Лорен Эсли отмечает:

«Открытия и методы экспериментальной науки стали возможны благодаря не знаниям, а вере в то, что она имеет дело с рациональной Вселенной, управляемой творцом, который не действовал по своей прихоти и не вмешивался в установленные Им силы природы … Несомненно, это один из наиболее интересных парадоксов, что наука, которая мало связана с верой, обязана своим происхождением вере в разумное сотворение Вселенной, и что современная наука до сих пор основана на этом предположении».2

Но из атеизма или политеизма никак нельзя вывести, что Вселенная является (ли должна быть) организованной.

Более того, Бытие 1:28 само дает нам разрешение исследовать творение, тогда как, скажем, анимизм или пантеизм учат тому, что само творение есть божеством. А поскольку Бог суверенен, Он волен творить всё так, как Ему угодно. И когда Библия не говорит нам о чем-то, единственный способ выяснить, как работает Его творение – проводить эксперимент, а не полагаться на человеческие философии, как это делали древние греки. Неудивительно, что социолог и автор Родни Старк признает:

«Наука не была результатом работы западных атеистов или даже деистов; она появилась благодаря набожным людям, верующим в активного разумного Бога-Творца».3

К тому же, наука требует того, чтобы мы мыслили разумно и честно сообщали результаты, а ведь большинство библейских учений не являются следствием эволюционизма.4

Наука в Средние века

Несмотря на то, что этот период часто называют “темным средневековьем”, историки утверждают, что это была далеко не мрачная эпоха. Наоборот это был период больших научных достижений, появившихся благодаря логическому образу мышления средневековых схоластических философов Церкви и огромной изобретательности и инженерного мастерства обитателей монастырей. Неудивительно, что именно в этот период начала применяться водная и ветровая энергия, появилась величественная архитектура, были изобретены очки, доменная печь, стремя.5

«Как бы странно это не звучало, но наука всегда будет в долгу у милленариев и библейских фундаменталистов» — Стивен Снобелен, адъюнкт-профессор истории науки и технологии, Университет Королевского колледжа, г. Галифакс, Канада

Огромный вклад в понимание законов физики внес ученый-логик XIV-го ст. Жан Буридан, создавший концепции импульса, по сути то же самое, что и современная концепция движущей силы. До этого Аристотель и его последователи заявляли, что движущемуся объекту нужна сила, которая бы его двигала, но Буридан предположил:

«…после того как снаряд вылетел из руки метателя, им движет импульс, данный ему метателем. Снаряд будет двигаться до тех пор, пока данный ему импульс будет больше сопротивления. Снаряд двигался бы вечно, если бы импульс не был уменьшен или испорчен обратной сдерживающей силой или чем-то, вызывающим его обратное движение».

Это предшественник Первого закона движения Исаака Ньютона.

Джеймс Ханнам, доктор философии, изучающий историю науки в кембриджском университете, отметил:

«В эпоху средневековья католическая церковь активно поддерживала науку, а также следила за тем, чтобы научные предположения не нарушали интересы теологии. К тому же, и в отличие от популярного мнения, церковь никогда не поддерживала идею о плоской Земле, не запрещала анатомирование, и, конечно же, не сжигала никого за научные идеи».

«Вопреки популярному мнению, журналистскому клише и дезинформированным историкам, последние исследования показывают, что Средневековье - это период огромного прорыва в науке, технологии и культуре. Компас, бумага, печать, стремя и порох появились в западной культуре в период между  500 и  1500 гг. н.э.».6

Прыжок в науке после Реформации

Поскольку Европа имела иуде-христианское мировоззрение, Реформация утвердила авторитет Писания. Вместе с ней пришло простое и историко-грамматическое понимание Библии, Нового Завета и трудов большинства отцов ранней Церкви. Это, в свою очередь, оказало огромное положительное влияние на развитие современной науки. Это так противоречит общему (не)пониманию, о чем хорошо сказал Питер Харрисон, профессор истории и философии университета Бон в шт. Квинсленд, Австралия, и Андреас Идреос, профессор науки и религии оксфордского университета:

«Принято считать, что когда люди Нового времени начали по-другому смотреть на мир, они больше не могли верить тому, что читали в Библии. Я же утверждаю обратное: когда люди в 16 веке начали по-другому читать Библию, они вынуждены были отвергать традиционное представление о мире».7

Как объясняет профессор Харрисон:

«Как бы странно это ни казалось, религия сыграла положительную роль в развитии науки. …

Если бы современная наука не появилась благодаря буквальному толкованию Библии и последующему присвоению библейских рассказов ранними современными учеными, она вообще могла бы не возникнуть. В общем, Библия и её буквальное толкование сыграли важную роль в развитии западной науки».8

Аналогично пишет Стивен Снобелен, адъюнкт-профессор истории науки и технологии из Королевского колледжа в г. Галифакс, Канада:

Вопреки популярному мнению, журналистскому клише и дезинформированным историкам, последние исследования показывают, что Средневековье - это период огромного прорыва в науке, технологии и культуре.

«Вот какой парадокс. Последние исследования ранней современной науки указывают на прямую (и положительную) взаимосвязь между возрождением древнееврейских буквальных экзегез Библии во время Реформации протестантизма и возникновением эмпирического метода современной науки. Я говорю не о глупом буквализме, а о сложной литературно-исторической герменевтике, которую отстаивал Мартин Лютер и другие (включая Ньютона)».9

Профессор Снобелен объясняет причину: ученые начали изучать природу так же, как они изучали и Библию. Т.е. так же как они исследовали то, что на самом деле говорит Библия, а не построенные на ней философии и традиции, они изучали то, как в действительности работает природа, а не принимали философские идеи о том, как она должна работать (применяя аллегорические тексты Писания к миру природы8).

«Именно когда этот метод был перенесен в науку, когда студенты перестали видеть в природе лишь символы, метафоры и аллегории, и начали наблюдать природу непосредственно путем опытов, и появилась современная наука. Ньютон также сыграл в этом важную роль. Как бы странно это не звучало, но наука всегда будет в долгу у милленариев и библейских фундаменталистов».9

Вера в грехопадение Адама: как она повлияла на науку

Фрэнсис Бэкон (1561–1626)

Фрэнсис Бэкон (1561–1626)

Профессор Харрисон исследовал еще один фактор в развитии науки, который обычно упускается из виду: вера в буквальное грехопадение первого человека, Адама. Современные ученые, включая Фрэнсиса Бэкона, утверждают, что грехопадение не только лишило человека чистоты, но и заметно повлияло на его знание. Первая проблема была решена невинным первым Адамом, Иисусом Христом — Своей жертвой Он забрал на Себя наш грех (Исайя 53:6), а через Свою совершенную жизнь даровал всем верующим людям праведность (2 Коринфянам 5:21).

Восстановление же энциклопедических знаний Адама ученые ищут в науке. Харрисон объясняет:

«Новое буквальное толкование историй о Сотворении дало мыслителям ХVII ст. эффективное мотивирующее желание заниматься естественными науками.

Адам обладал совершенным знанием всех наук – знанием, которое не перешло следующим поколениям из-за того, что он лишился Божьей благодати и был изгнан из Эдемского сада. Ученые ХVII ст., такие как Фрэнсис Бэкон и его преемники из Королевского колледжа Лондона, хотели восстановить это научное знание первого человека. Для этих людей всё научное занятие было неотъемлемой частью искупительного предприятия, которое, вместе с христианской религией, было направлено на восстановление начального совершенства начального народа. Таким образом, библейское описание Сотворения стало для ученых важным источником мотивации, а в эпоху, когда люди были преданы традиционному христианству, именно религиозные организации узаконили новую науку».8

«Для многих чемпионов нового учения ХVII ст. энциклопедические знания Адама были критерием, по которому измерялись их собственные стремления. …

Экспериментальный подход, должен заметить, был бесконечно обязан августинианским взглядам об ограничениях человеческих знаний как следствие грехопадения, а, следовательно, экспериментализм также может претендовать на связь с традицией августинианства».10

Возражение

Некоторые атеопаты признают, что наука является, по сути, детищем христианства, но сегодня она выросла и стала самостоятельной. Однако бывший премьер-министр Великобритании, Маргарет Тэтчер, ответила на это так:

«Когда я была молодой, мы много спорили, но все соглашались с тем, что если вы попытаетесь взять плоды христианства без его корней, плоды, в конечном счете, испортятся. Они появятся снова только тогда, когда вы подпитаете корни.

Мы не должны исповедовать христианскую веру и ходить в церковь только потому, что нам нужны социальные реформы и выгоды или более высокие стандарты поведения. Мы должны это делать потому, что мы верим в святость жизни и принимаем ответственность, которая приходит вместе со свободой и главной жертвой Христа. Как поется в одном гимне Исаака Уоттса:

«Когда я поднимаю взор на крест, где Божий Сын страдал, я сознаю греха позор, стыжусь того, что почитал».11

Обзор

  1. Атеопаты часто порочат Библию, особенно её описание Сотворения. Пока…
  2. Для того чтобы наука вообще работала, она требует определенных предпосылок, которые мы находим в Библии.
  3. В Средние века в Европе, в которой преобладало христианское мировоззрение, произошло заметное развитие в области науки и технологии.
  4. Реформация, вместе со своим акцентом на авторитете Писания и его историко-грамматического понимания, привела к огромному скачку в науке, поскольку эти методы стали применяться в исследовании природы.
  5. Вера в буквального первого Адама и его грехопадение вдохновила науку как средство открыть заново знания Адама, которыми он обладал до грехопадения.
  6. Бессмысленно ожидать постоянных плодов научного предприятия, подрезая корни библейского христианства.

Ссылки и примечания

  1. Главный богоненавистник Ричард Докинз часто называет теистическую религию ‘вирусом мышления’, считая её некого рода заболеванием или патологией. По мнению Докинза, родители, которые учат религии своих детей, совершают над ними умственное насилие. Однако критерии, которые использует Докинз, заставляют задуматься над тем, не является ли его собственный фанатичный атеизм душевным заболеванием — отсюда слово “атеопат”. Вернуться к тексту.
  2. Эйсли Л. Век Дарвина: эволюция и человек, открывший её, Doubleday, Anchor, New York, 1961. Вернуться к тексту.
  3. Старк Р. Во славу Бога: как монотеизм привел к реформациям, науке, охоте на ведьм и концу рабства, Princeton University Press, 2003; также см. обзор Вильямса A. Библейское происхождение науки // Journal of Creation 18(2):49–52, 2004; . Вернуться к тексту.
  4. Сарфати Д. Почему работает наука?// Creation 31(3):12–14, Вернуться к тексту.
  5. Кэрролл В. И Шифлетт Д. Христианство под следствием: аргументы против антирелигиозного фанатизма, гл. 3, Encounter Books, 2001; см. обзор Харвея Б. и Сарфати Д. //  Journal of Creation 18(3):28–30, 2004 . Вернуться к тексту.
  6. См. Ханнам Д. Божьи философы: как средневековый мир заложил основание современной науки, 2007; . Вернуться к тексту.
  7. Харрисон П. Библия, протестантизм и возникновение естествознания, Cambridge University Press, 2001; см. обзор Вейнбергера Л. // J. Creation 23(3):21–24, 2009.  Вернуться к тексту.
  8. Харрисон П. Библия и возникновение науки // Australasian Science 23(3):14–15, 2002. Вернуться к тексту.
  9. Снобелен С. Исаак Ньютон и Апокалипсис сегодня: ответ на работу Тома Харпура «Странные союзники Ньютона; полная версия работы опубликована в издании Toronto Star, 26 февраля, 2004; isaacnewton.ca/media/Reply_to_Tom_Harpur-Feb_26.pdf. Вернуться к тексту.
  10. Харрисон П. Грехопадение человека и основы науки, Cambridge University Press, 2007, вступление. Вернуться к тексту.
  11. Тэтчер M., Христианство и благосостояние, речь для Генеральной Ассамблеи Свободной Церкви Шотландии, 21 мая, 1988.  Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться