Астрономы обнаружили в рукавах спиральных галактик (т.е. в межзвёздном пространстве) огромное количество газа. Этот газ содержит основной компонент всех звёзд — водород. Так как газовые (и пылевые) облака состоят из комочков, их плотность также неоднородна. Предположив, что газовые облака и звёзды имеют одинаковый химический состав, астрономы решили, что наиболее плотные скопления газа под действием собственной гравитации сжимаются и образуют новые звёзды.
Однако, насколько вероятно данное предположение? Ведь газовые частицы, как известно, не превращаются в маленькие, горячие шарики.
Посмотрите, насколько отличаются газовые облака и звёзды. Газовые облака в миллионы раз больше звёзд. Их температура и плотность намного ниже. Самое плотное в космосе облако может содержать 103 атомов на 1 см3.
Однако даже вдыхаемый нами воздух содержит в квадрильон раз больше частиц, чем межзвёздные газовые облака (1018 частиц на 1 см3), а средняя плотность Солнца намного больше плотности газовых облаков (примерно 1024 атомов на 1 см3).
Для сжатия газового облака и образования из него звезды, несомненно, потребовалось бы сильное уменьшение его размера и объема. Газ межзвёздного пространства очень холодный (обычно -156 С°), тогда как звёзды очень горячие (до 38870 С° на поверхности некоторых голубых звёзд, а температура внутренней части достигает миллионов градусов по Цельсию). Все эти огромные отличия должны исчезнуть до того, как газовое облако конденсируется и превратится в звезду.
Этот процесс, хоть и выглядит просто, полон проблем и противоречий. Самая главная проблема заключается в том, что газовое облако настолько разбросано, что его гравитация просто мизерна. Как и газ, оно обладает каким-то давлением, но давление, расталкивающее частицы, превышает гравитацию, которая их притягивает. Если бы облако сжималось, давление увеличивалось бы и облако снова бы расширялось.
Насколько маленьким должно быть облако, чтобы коллапсировать под действием собственной гравитации? Астроном Джеймс Джинс ответил на этот вопрос в 1902 г. На его взгляд, для того, чтобы это произошло, облако должно быть чуть больше звезды, но во много раз меньше всех видимых облаков. Т.е. ни одно из наблюдаемых газовых облаков ни близко к длине Джинса.
Астрономы уже давно поняли эту проблему и предположили, что газовое облако может сжаться до длины Джинса под действием какого-то внешнего механизма, а сам процесс дальше закончит гравитация. Было предложено множество возможных механизмов, включая ударную волну от взрыва расположенной поблизости сверхновой звезды.
Но проблема снова состоит в том, что все эти механизмы требуют уже существующих звёзд, которые взрывались бы и образовывали новые звёзды. И хотя этот механизм возможно и работает сегодня во вселенной, он вряд ли способен образовывать новые звёзды так быстро, как того требуют современные эволюционные теории. Он также не может объяснить происхождение первых звёзд.