«И все-таки она вертится!»: Коперник, Галилей и эволюция

Рассел Григ

Иногда не только скептиками, но и благонамеренными христианами делаются заявления о том, что, поскольку Церковь по ошибке противилась научным теориям Коперника и Галилея в шестнадцатом и семнадцатом столетиях, современные христиане не должны выступать против теории эволюции. Насколько обоснованно такое сравнение и логический вывод?

Польский астроном Николай Коперник

Польский астроном Николай Коперник, каноник собора города Фромборка. Его имя наиболее тесно связано с опровержением греческой геоцентрической космологии.

Какой бы ни была история, некоторые ее детали подвергаются сомнению, в том числе и название этой статьи (предполагается, что Галилей пробормотал слова «И все-таки она вертится!» после того, как публично отрекся от своих убеждений). Однако в общих чертах история такова.

Лидеры церкви в средние века при отсутствии каких-либо других научных мировоззрений, приняли в качестве догмы теорию Птолемея Александрийского (85–165 н.э.) о том, что Земля является центром Вселенной, а Солнце, Луна, планеты и звезды вращаются вокруг Земли по орбитам пересекающихся между собой сфер. Эта система называется геоцентрической, и известна как теория или система Птолемея. Хотя Библия не учит о том, что вращается вокруг чего, лидеры церкви решили, что такие стихи, как Псалом 18:7 и 92:1 подтверждают мировоззрение Птолемея.

Коперник

В шестнадцатом столетии у польского ученого по имени Николай Коперник начали появляться другие идеи. Хотя у него не было телескопа, благодаря визуальным наблюдениям и расчетам он пришел к выводу о том, что Земля не является центром Вселенной, а является лишь центром орбиты Луны, и что Земля ежедневно поворачивается вокруг своей оси, а ежегодно вращается вокруг Солнца. В 1514 году он распространил среди своих друзей краткий трактат, в котором были описаны эти идеи. Его теория ставила под сомнение учение Церкви о том, что Земля является центром всех изменений и распада, и что вокруг нее вращается неизменная Вселенная.

Чтобы избежать противоречий, Коперник отложил публикацию полного математического описания своей гелиоцентрической системы (в которой центром является Солнце). Лишь в 1540м году он разрешил одному из своих друзей издать в Германии свой великий труд «О вращении небесных сфер». Он получил свой экземпляр книги 24 мая 1543 года, и затем в тот же день умер.1

Галилей, наблюдая с помощью телескопа за пятнами на Солнце и за движением планет относительно Солнца, смог провести повторяемые эксперименты, чтобы подтвердить теорию Коперника. На сегодняшний день не существует таких экспериментов, которые провели бы эволюционисты, чтобы наблюдать или подтвердить теорию эволюции.

Галилей

Настоящие противоречия зародились с выходом в свет труда Галилео Галилея (1564–1642). В конце 1609 и начале 1610 годов Галилей, бывший на то время профессором математики в университете Падуа, стал первым человеком, подтвердившим правильность системы Коперника с помощью телескопа. Он усовершенствовал простой телескоп, построив инструмент тройного увеличения, а затем повысил его мощность до 32-кратного увеличения. С помощью этого инструмента он наблюдал (среди всего прочего) за движением солнечных пятен по поверхности Солнца. Результаты, по его утверждению, доказывали, что Коперник был прав, а Птолемей ошибался.2

В 1616 году Галилей получил приказ от кардинала Роберто Беллармина, главного теолога церкви, отказаться от этой доктрины и не защищать ее, хотя ее разрешалось обсуждать в качестве простого «математического предположения».3 Затем, в 1632 году, Галилей опубликовал свой великий труд «Диалог о двух системах мира – птолемеевой и коперниковой».

За этот труд он предстал перед инквизицией в Риме, как «сильно заподозренный в ереси». Он был признан виновным в том, что придерживался и учил других доктрине Коперника, и 21 июня 1633 года ему было приказано от нее отречься. На следующий день он произнес речь, в которой он «отрекся, проклял и возненавидел» свои прошлые ошибки. Его приговорили к тюремному заключению, однако Папа перевел его под домашний арест, который продолжался до конца его дней, еще на протяжении восьми лет его жизни.3

Wikipedia Commons

Польский астроном Николай Коперник

В 17-м столетии Галилео Галилей (1564–1642) с помощью телескопа смог провести наблюдения, результаты которых подтвердили теорию Коперника. Например, он увидел, что вся поверхность Солнца покрыта пятнами, что свидетельствовало о том, что Солнце не «идеально» и что оно тоже вращается. Он наблюдал за фазами Венеры, что свидетельствовало о том, что Венера вращается вокруг Солнца. Он обнаружил четыре спутника, вращающихся вокруг Юпитера, а не вокруг Земли, что продемонстрировало, что Земля не является центром всего (вопреки легенде, Галилео обвиняли не в том, что он критиковал Библию, а в том, что он ослушался папского запрета).

Должны ли христиане противостоять теории эволюции?

Итак, в свете всего выше сказанного, должны ли современные христиане противостоять теории эволюции?

Это не сравнение подобных ситуаций, поскольку здесь присутствует три кардинальных аспекта, которыми они отличаются:

  1. Церковь времен Галилея была монолитной структурой, в которую не входили мужи науки такого масштаба, как Коперник или Галилей. Современная церковь состоит из многих различных деноминаций, представленных различными конгрегациями, в которых многие мужчины и женщины занимают лидерские позиции. Они придерживаются креационистских взглядов, и их ученость ни на йоту не меньше, чем ученость любого из эволюционистов.
  2. Галилей, наблюдая с помощью телескопа за пятнами на Солнце и за движением планет относительно Солнца, смог провести повторяемые эксперименты, чтобы подтвердить теорию Коперника. На сегодняшний день не существует таких экспериментов (а уж тем более повторяемых экспериментов), которые провели бы эволюционисты, чтобы наблюдать или подтвердить теорию эволюции. Скажем иначе: вопрос движения Земли принципиально можно было проверить с помощью научного метода, чтобы разрешить его раз и навсегда; на сегодняшний день вопрос происхождения принципиально невозможно проверить или разрешить. Как говорит доктор Генри Моррис в своей книге «Научный креационизм»: «Никакой научный исследователь, каким бы изобретательным и гениальным он ни был, не в состоянии ни наблюдать, ни повторить происхождение [Вселенной]!»4
  3. Хотя лидеры Церкви в дни Галилея ошибочно считали, что Библия поддерживает геоцентристскую систему, в самом понятии того, что Земля движется, по сути, не было ничего атеистического. В противоположность этому, теория эволюции является не-теистическим или атеистическим объяснением происхождения вселенной, и, как таковая, она стала научным «оправданием» для атеистической системы гуманизма, превалирующей в современной обществе. Христианам, верящим в эволюцию, стоило бы задуматься: хотя не все эволюционисты являются атеистами, все атеисты являются эволюционистами. Джулиан Гаксли, внук приверженца Дарвина, Томаса Гаксли, и один из наиболее ярых эволюционистов своего времени, в 1959 году заявил, что настоящим достижением Дарвина стало то, что он «удалил саму идею Бога, как Создателя организмов, из сферы рационального обсуждения».5

Кроме перечисленных выше точек расхождения, к сожалению, существуют и некоторые сходства между научной и теологической точками зрения времен Галилея и современности.

Астрономы-геоцентрики

Как случается со всеми ошибочными теориями, были определенные моменты, которые система Птолемея была не способна объяснить: например, видимое движение Марса вперед и назад. Чтобы объяснить эту и другие аномалии астрономы-геоцентрики изобрели комплексную систему движения планет, состоящую из больших кругов, называемых деферентами, и малых кругов, называемых эпициклами. К шестнадцатому столетию эта система получила такое фантастически широкое распространение, что Коперник в предисловии к своему трактату «О вращении небесных тел» написал, что унаследованная им астрономическая традиция породила настоящего монстра.6

Однако идея о том, что Земля является центром Вселенной, стала настолько интегрированной в науку, что практически ни один из астрономов тех дней не обратил внимания на все большую нереальность и невозможность всей этой системы. Сама теория стала более важной, чем доказательства, необходимые для ее подтверждения.

Урок Галилея заключается не в том, что Церкви не следует противостоять теории эволюции, а в том, что она должна это делать.

Сегодня теория эволюция заняла похожее место «идеи-фикс» в умах тех, кто ее придерживается. Некоторые биологи, зная о существовании убедительных доказательств отсутствия переходных форм в палеонтологической летописи, придумали «многообещающих монстров», пытаясь закрыть пробелы, вместо того, чтобы признать неправильность теории. И снова сама теория стала более важной, чем доказательства, необходимые для ее подтверждения.

Теологически, Церковь шестнадцатого и семнадцатого столетий, очевидно, пребывала в заблуждении, поскольку применяла небиблейское миропредставление (Птолемея) для навязывания определенной интерпретации Писания. Современные теисты-эволюционисты тоже находятся в заблуждении, когда используют в виде отправной точки небиблейское эволюционное мировоззрение, а затем пытаются навязать его Библии.

Урок Галилея заключается не в том, что Церкви не следует противостоять теории эволюции, а в том, что она должна это делать. Ирония в том, что современная Церковь, по большому счету, не усвоила этот исторический урок, и по-прежнему настаивает на том, что следует принимать популярное мировоззрение, вместо того, чтобы позволить Библии самой служить для себя интерпретацией. Если следовать этому правильному курсу, библейские доказательства не позволят расцветать эволюционным/геологическим идеям. Применяя этот принцип интерпретации, мы избежим опасных ошибок, как в науке, так и в герменевтике.

Ссылки и примечания

  1. Энциклопедия Британника. Том 16, 1987, с. 815. Вернуться к тексту.
  2. Там же, Том 19, с. 640. Вернуться к тексту.
  3. Там же, с. 641. Вернуться к тексту.
  4. Генри Моррис. Научный креационизм. Издательство Master Books, Калифорния, второе издание, 1985, с. 4.  Вернуться к тексту.
  5. Такс С. и Каллендер К. (ред). Эволюция после Дарвина. Издание Issues in Evolution (том III), издательство The University of Chicago Press, Чикаго, США. с. 45, 1960. Вернуться к тексту.
  6. Майкл Дентон. Эволюция: теория кризиса. Издательство Adler and Adler, Мэриленд, 1985, с. 349.  Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться