Жан Анри Фабр: отец современной энтомологии, анти-эволюционист

Джерри Бергман

Выдающийся французский ученый Жан Анри Фабр (1823-1915) посвятил свою жизнь сфере науки под названием энтомология — изучение насекомых.1 Его передовые исследования заложили основание для развития данной отрасли науки, за что его «обычно называют отцом современной энтомологии».2 Несмотря на значимость его достижений, он называл Бога источником своего вдохновения. Жан Анри Фабр отказывался воспринимать эволюционную доктрину современности и воздавал Богу хвалу за создание такого прекрасного мира.

Жан Анри Фабр

Увлечение Фабра длиной в целую жизнь

Жан Анри Фабр родился в Сен-Леоне во Франции и провел ранние годы детства в небольшой деревне, где и зародилась его любовь к природе, при чем больше всего его привлекала красота бабочек. Он проявил удивительно пытливый ум, который развивали его учителя-ученые - Рекьер из Авиньона и Мокен-Тандон.3 Еще в юном возрасте Фабр «стал доктором наук, лауреатом», что дало ему возможность стать преподавателем естественных наук.4 Лицеисты из Авиньона были восхищены его лекциями и презентациями. Позже, уже став профессором, он посвящал свое свободное время научным экспериментам и изучению растений и животных.5

Несмотря на то, что другие энтомологи предпочитали основываться в своих заключениях на исследованиях мертвых насекомых, Фабр наблюдал за насекомыми непосредственно в их естественной среде обитания. Его работы имела огромную ценность, однако его «самой важной заслугой является внедрение экспериментального метода в исследовании среды обитания животных, который практически полностью упускался из виду [другими учеными].»6

«Этот метод стал особенно эффективным в гениальных руках рьяного исследователя [Фабре], который был лидером в этой сфере. Использование этого метода характерно для всех его энтомологических работ…. И имеет полное признание во Франции и Америке, где его применяют многие биологи».6

Человек эпохи Ренессанса

Несмотря на то, что самые важные достижения Фабра были сделаны в сфере энтомологии, его пытливый ум и любовь к науке позволяли ему работать в качестве физика, химика, зоолога и ботаника.7 Он даже получил несколько патентов на разработанные им методики получения естественных красителей, самым ценным из которых стал гарансин.

Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи.

Фабр сыграл необычайно важную роль в популяризации науки. Его книги использовались «в школах по всей Франции, и были настолько привлекательны, что по ним учились не только ученики, но и их родители».8 Его десятитомник «Souvenirs Entomoligiques» стал основополагающей энциклопедией для всей этомологической науки. Несмотря на то, что научные обоснования, изложенные в этих десяти томах, были беспрецедентны, эти важные тексты были написаны в простом и популярном стиле, как и большинство других его работ. В результате его книги хорошо продавались и оказывали глубокое влияние на целое поколение его студентов.

В 55-летнем возрасте Фабр приобрел участок земли, ставший главной сценой для его научных исследований и наблюдений до конца его жизни. Его имение “Harmas de Sérignan” на данный момент служит музеем, посвященным его жизни и трудам.

достижения Фабра были сделаны в сфере энтомологии, физики, химии, зоологии и биологии

Жесткое противостояние идеям дарвинизма

Коллега Жана Анри Фабра, Чарльз Дравин, называл его «непревзойденным наблюдателем».9 Вердикт Дарвина заключался в словах о том, что «этот ведущий французский энтомолог не посмел противоречить… теориям известного английского натуралиста».10 В своем труде «О происхождении видов» Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своих (Дарвина) выводов, ссылаясь на его слова: «не вижу никакой сложности в том, чтобы в ходе естественного отбора временная среда обитания стала постоянной» - и с этим выводом Фабр был совершенно не согласен».11

В еще одном примере Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своей (Дарвина) теории о сексуальном отборе (являющейся, по мнению Дарвина, движущей силой эволюции). И с этим выводом Фабр также был не согласен.12 Он излил свои чувства относительно Дарвина, написав следующее:

«Моя задача заключалась в том, чтобы сообщить [Дарвину] результаты некоторых своих экспериментов, провести которые он предложил мне в ходе нашей переписки: это было очень приятное задание, однако [факты]…лишили меня желания принять его теории… Я как раз писал ему письмо, когда до меня дошла печальная новость: Дарвин умер. Он исследовал глубочайший вопрос происхождения видов, теперь же ему придется вступить в схватку с последней и самой темной проблемой потустороннего мира».13

Хотя Дарвин «безбоязненно» развязал войну с идеями креационизма, которых твердо придерживался Фабр, Жан Анри просил у Бога «не дать ему поступать так же [недоброжелательно] с теми, кто придерживается [идей эволюционизма]». Несмотря на битву против идей дарвинизма, он жил своей целью: каждый раз, когда он писал имя Чарльза Дарвина, он употреблял его «со свидетельством… уважения и симпатии».14

Посвятив всю свою жизнь изучению природы, Жан Анри Фабр пришел к заключению о том, что изначально сотворенные Богом роды были установившимися и неизменными, подчеркивая: «нам не удержаться от провозглашения своей потребности в превосходящем Разуме, Создателе и инициаторе порядка и гармонии… потребности в Боге-Творце».15

Генри Моррис называл Фабра «великим биологом-христианином», который всю свою жизнь был ярым оппонентом… теории эволюции».16 Сын Жана Анри, Августин Фабр, ставший его биографом, написал, что его отец обнаружил «все характеристики гениальности» во многих исследуемых им насекомых.15

Еще один биограф Жана Анри Фабра, Перси Бикнелл, писал: «Теорию эволюции, для критики которой он нашел многочисленные поводы в поздние годы своей жизни, он подсознательно отвергал, еще будучи ребенком». 17 Во взрослом возрасте Фабр «отчаянно критиковал саму идею эволюции» и, в результате, «его всестороння критика, подтвержденная детальными фактами», постоянно держала эволюционистов в тонусе, поскольку они пытались отвечать на нее; она не давала им «почить на лаврах великих мастеров, разработавших теорию [эволюции].»18

Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности».

Отвечая одному «эволюционисту, при чем эволюционисту с крайне оригинальной позицией», Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи, например:

«Летучая мышь – это крыса, у которой выросли крылья; кукушка – это ястреб-перепелятник, отошедший от своих дел; слизняк – это улитка, потерявшая свою раковину; козодой – это старая добрая жаба, у которой выросло оперение, чтобы она могла зайти в овчарню и доить овец. Ничто не останавливает его в процессе обнаружения предков животных. У него есть ответ на все: это животное произошло от этого».19

Фабр детально отвечал, на все идеи эволюционистов (которые он называл «сумасшедшими идеями»), например, на их заявления о том, что Pithecanthropus был предком человека. Фабр считал этот вывод безответственным предположением. Жан Анри выражал удивление тем, что «существуют люди, которые абсолютно серьезно говорят нам о том… что полностью доказано, будто человек произошел от какой-то непонятно нарисованной обезьяны». 19

Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Раньше это было «спонтанное зарождение жизни», но «Пастер навсегда похоронил сумасшедшую идею о том, что жизнь возникла из-за химического конфликта в разлагающейся массе».20

На основании этих исторических уроков Фабр хотел продемонстрировать, что эволюция не основана на «достаточных многочисленных и прочных основаниях», чтобы можно было прийти к заключению об ее истинности. А там, где не хватает достаточного количества оснований, используются обобщения. Иными словами, эволюционист «обобщает до крайности, упрощая все в своей неспособности видеть комплекс… и будет поступать так все в большей степени, по мере того, как будет применять свою способность к наблюдению».21 Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности». Вы «можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога».22

«Вы можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фабр «оказал, и будет оказывать «огромнейшее позитивное влияние на науку»». Он «был профессором в самом высоком значении этого слова, и, более того, учителем совершенно особенного свойства, который воспитывал последователей магией своего стиля, сильнейшего интереса к его работам».18 Все работы Фабра были не только оригинальны, но и еще соответствовали высочайшим стандартам. Его биограф и симпатик доктор Г. В. Легрос справедливо писал, что «он мало чем обязан другим ученым и авторам, ведь его стиль, а также секрет его мастерства уникальны»».18

В работах Фабра, которые называют «научными трудами, написанными в стиле литературной классики», не только детально описываются удивительные насекомые, а также выражается абсолютное восхищение строением, величием и гениальностью всего в природе.23 Все его многочисленные книги, посвященные насекомым, фактически, являются учебниками по сотворению, написанными с целью воздать славу Создателю и задокументировать вывод о том, что эволюция не может объяснить и не объясняет естественный мир.24 Работы Жана Анри Фабра важны для прочтения каждым, кто любит природу и науку.

Ссылки и примечания

  1. Текст ссылки Вернуться к тексту.
  2. Старр С.К. 1985. Жан Анри Фабр и биологическая систематика. Издание DLSU Dialogue. 20 (2): 36-65. Вернуться к тексту.
  3. Моррис Х.М. 1988. Человек науки, человек божий: великие ученые, верившие Библии. Грин Форест, Аризона: издательство Master Books, 62. Вернуться к тексту.
  4. Бикнелл П.Ф. 1923. Человеческая сторона Фабра. Нью-Йорк: издательство The Century Company, 5. Вернуться к тексту.
  5. Бувир Е.Л. 1917. Жизнь и труд Ж.А. Фабра. Ежегодный отчет Смитсонского института. За 1916 год. Вашингтон: издательство Government Printing Office, 587. Вернуться к тексту.
  6. Хэммонд Д.Б. 1928. Истории научных открытий. Кэмбридж: издательстов Cambridge University Press, 82. Вернуться к тексту.
  7. Бувир, Жизнь и работа Ж.А. Фабра. 589. Вернуться к тексту.
  8. Бикнелл. Человеческая сторона Фабра, 3. Вернуться к тексту.
  9. Дарвин Ч. 1859. О происхождении видов. Лондон: издательство John Murray, 364. Вернуться к тексту.
  10. 1. Фабр А. 1923. Жизнь Жана Анри Фабра, энтомолога, 1823-1910. Миалл Б., перевод. Нью-Йорк: издательство Dodd, Mead, 4. Вернуться к тексту.
  11. Дарвин Ч. 1859. О происхождении видов. 218-219. Вернуться к тексту.
  12. Дарвин Ч.Р. 1871. Происхождение человека. Лондон: издательство John Murray, 364-365. Вернуться к тексту.
  13. Фабр А. 1923. Жизнь Жана Анри Фабра, энтомолога, 285. Вернуться к тексту.
  14. Там же, 286. Вернуться к тексту.
  15. Там же, 8-9. Вернуться к тексту.
  16. Моррис, Человек науки, человек Божий, 62. Вернуться к тексту.
  17. Фабр А. 1923. Жизнь Жана Анри Фабра, энтомолога, 5-6. Вернуться к тексту.
  18. Бувир, Жизнь и работа Ж.А. Фабра. 595-97. Вернуться к тексту.
  19. Фабр. Жизнь Жана Анри Фабра. 283. Вернуться к тексту.
  20. Там же, 158-159. Вернуться к тексту.
  21. Там же, 284. Вернуться к тексту.
  22. Хэммонд, Истории научных открытий. 88. Вернуться к тексту.
  23. Легрос Г.В. 1913. Фабр, поэт науки. Миалл Б. перевод. Лондон: издательство T. Fisher Unwin; Фабр Ж.А. 1991. Мир насекомых Ж. Анри Фабра. Перевод Де Маттос А.Т. Бостон: издательство Beacon Press; 1862. Работы М. Фабра. Обзор естественной истории: ежеквартальный журнал биологической науки.  6: 121-130. Вернуться к тексту.
  24. Фабр Ж.А. 1921. Книга насекомых Фабра. Пересказ с перевода А.Т. Маттоса в исполнении Р. Ставелла. Лондон: издательство Hodder and Stoughton Ltd. Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться