Девять отцов ранней Церкви, которые учили тому, что Иисус Христос — это Бог

Тим Барнет

Многие люди уверены в том, что божественность Иисуса была придумана императором Константином в 4 ст. н.э., но если посмотреть на высказывания отцов ранней Церкви, то становится понятно, что это грубейшее искажение фактов. Я уже представлял краткий список высказываний отцов, подтверждающих, что ранняя Церковь верила в божественность Иисуса. В этой статье я хочу еще больше подкрепить свой аргумент — я предлагаю 36 высказываний девяти отцов Церкви, живших до Никейского собора.

Поликарп Смирнский (69-155 гг. н.э.) был епископом в церкви в г. Смирна. Ириней Лионский рассказывает, что Поликарп был учеником Апостола Иоанна. В своем письме к Филиппийцам он пишет:

«Бог же и Отец господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии; и да даст вам жребий и честь среди Своих святых, и нам с вами и всем, которые живут под небом и имеют уверовать в Господа нашего Иисуса Христа и Его Отца, воскресившего Его из мертвых».1

Игнатий Богоносец (50-117 гг. н.э.) был епископом антиохийской церкви и еще одним учеником Иоанна. По пути в Рим, где он умер мученический смертью, Игнатий написал целую серию писем, направленных разным церквям. Он пишет:

«Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною».2

«Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело».3

«Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос».4

«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого».5

«С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога».6

«Бог наш Иисус Христос является в большой славе, когда Он во Отце».7

«Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа».8

«Ожидай Того, Кто выше времени – безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего».9

Иустин Философ (100–165 гг. н.э.) был христианским апологетом 2 столетия.

«Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом».10

«А теперь позволь мне прежде привести пророчества, какие хочу, для доказательства, что Христос от Духа Святого называется Богом и Господом сил».11

«Эти слова ясно означают, что Он есть поклоняемый и Бог и Христос, свидетельствуемый Тем, Который сделал это».12

«у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы....»13

«Если бы вы поняли пророческие слова, то не отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога».14

Мелитон Сардийский (умер в 180 г. н.э.) был епископом церкви в Сардисе. Он пишет:

«повесивший землю повешен, закрепивший небеса закреплен, все утверждающий утвержден на древе, Владыка оскорблен, Бог убит». .... Поэтому светила отвели глаза и день померк, чтобы скрыть обнаженного на древе, - не тело Господа затемняя, но глаза этих людей». ... Сей есть сотворивший небо и землю и создавший в начале человека, проповеданный законом и пророками, воплотившийся в Деву, повешенный на древе, погребенный в земле и восшедший на высоту небес, седящий одесную Отца, имеющий власть всех судить и спасать, через Которого Отец сотворил [все] от начала до веков».15

Ириней Лионский (130–202 гг. н.э.) был епископом церкви в городе Лугдунум, современный Лион, Франция. Ириней родился в Смирне, где учился под руководством Поликарпа, который был учеником Апостола Иоанна.

«Ибо я показал из Писаний, что никто из сынов Адама вполне и безусловно не называется Богом и не именуется Господом. А что Он собственно, исключительно пред всеми жившими тогда человеками, есть Бог и Господь и Царь Вечный, Единородный и Слово воплотившееся, провозвещенное и всеми пророками, Апостолами и Самим Духом, это могут видеть все, которые постигли хотя малую часть истины. Этого не свидетельствовали бы о Нем Писания, если бы Он был только человек, как все. Но что Он имел исключительно пред всеми преславное рождение от Отца Вышнего и что также преславное испытал рождение от Девы, то и другое свидетельствуют о Нем божественные Писания».16

«Он всех получает свидетельство, что Он есть истинно человек и истинно Бог, от Отца, от Духа, от ангелов, от самого творения, от людей, от отпадших духов и демонов и от врага и после всего от самой смерти».17

«...да пред Христом Иисусом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого».18

«Итак, Сам Христос с Отцом живых есть Бог, говоривший к Моисею и открывший Себя отцам».19

«Сими словами Дух Святый тщательно указал Его рождение от Девы и Его сущность, что Он Бог – ибо это означает имя Эммануил, – и открывает, что Он человек ... мы не подумали, что Он просто человек только, а с другой стороны по имени Эммануил не почитали Его Богом без плоти».20

Климент Александрийский (150–215 гг. н.э.) был еще одним отцом ранней церкви. Он писал примерно в 200 г. н.э.:

«Слово, Христос, – причина и того, что мы были исстари (Оно ведь было в Боге), и того, что благополучно существуем. Ныне же явился людям Сам этот Логос, одновременно Бог и Человек, причина всех наших благ, обучаемые Которым доброй жизни, мы направляемся к вечной.... Слово, Которым все создано. И давший жизнь в начале, при творении, как Мастер, научил жить праведно, придя как Учитель, чтобы позднее даровать вечную жизнь как Бог».21

«Ведь Господь не совершил бы столь великого дела в столь малое время без божественного Провидения, презираемый за облик, чтимый за Свои деяния, очищающий, избавляющий и милосердный. Божественный Логос, божественность Которого ни у кого не вызывает сомнения, равный Владыке вселенной, ибо Он – Его Сын, и «Слово было у Бога»....22

Тертуллиан (150-225 гг. н.э.) был ранним христианским апологетом. Он сказал:

«Ибо один Бог без греха, а единственный человек без греха — Христос, поскольку Христос — это также Бог».23

«Так-то и Слово становится духом от духа, и Богом от Бога, подобно как свет есть истечение света.... Так и то, что происходит от Бога, есть Бог и Сын Божий, (оба составляют одно), дух от духа, Бог от Бога, иный в лице, но не в качестве, иный в порядке, но не в естестве, исходя из своего начала, но не оставляя его. Сей луч Божий, как о том было предсказано, снизшел в деву, и соделался в недрах ее плотью: родился человеком, соединенным с Богом».24

«Итак, всюду придерживайся этого приведенного мною правила, которым я свидетельствую о том, что Отец, Сын и Святой Дух нераздельны Друг от Друга, и так ты поймешь, что и каким образом называется. И вот, я говорю, что иной есть Отец, иной — Сын и иной — Дух Святой. Плохо понимает это какой-нибудь невежда или извращающий то, что сказано, указывая на какую-то противоположность и из нее заключая о раздельности Отца, Сына и Духа Святого. Я же говорю это по необходимости, поскольку те, кто льстиво выступает против домостроительства царста, утверждают, что Отец, Сын и Святой Дух суть Один и Тот же. Я настаиваю, что Сын иной, нежели Отец, не по противоположности, но по распределению, и иной не по разделению, но по различению, так как не Один и Тот же есть Отец и Сын, или Один отличается от Другого лишь образом Своего бытия.36 Ибо Отец — это целая сущность, Сын же — ответвление и часть целого, как Сам Он говорит: Ибо Отец Мой более Меня (Ин.14:28). И в псалме Он воспевается меньшим от Отца: Немного Ты умалил Его перед ангелами (Пс.8:6). Также и Отец иной, нежели Сын, поскольку Один есть Тот, Кто родил, а Другой — Тот, Кто родился; Один есть Тот, Кто послал, а другой — Тот, Кто был послан; Один есть Тот, Кто сотворил, а Другой — Тот, через Кого было сотворено. Хорошо, что и Господь, воспользовавшись этим самым словом, в лице Утешителя указал не на разделение, но на распределение [функций в Боге], сказав: Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя Духа истины (Ин.14:16-17). Так Он показал, что Утешитель — иной, нежели Он (как и Сам Он, как мы знаем, иной, нежели Отец), чтобы этим показать в Утешителе Третью степень Божества, так же как и в Сыне мы видим Вторую степень ради соблюдения домостроительства. Да и вообще, разве самими Своими именами — «Отец» и «Сын» — Они не отличаются Один от Другого?»25

Как будто невозможно, чтобы все Они были бы Одним таким образом, что все Они происходят от Одного при единстве Их сущности! Ведь так ничуть не менее сохраняется таинство домостроительства, которое располагает Единицу в Троицу, производя Трех — Отца, Сына и Святого Духа: И Трех не по положению, но по степени, не по сущности, но по форме, не по могуществу, но по виду. В самом деле, Они имеют единую сущность, единое положение и единое могущество, ибо Один Бог, от Которого происходят эти степени, формы, — Отец, Сын и Святой Дух».26

Ипполит Римский (170-235 гг. н.э.) был теологом 3 столетия. Он был учеником Иринея, который в свою очередь был учеником Поликарпа, ученика Иоанна. Он пишет:

«Само Логос этого Бога есть от самого Бога; в связи с этим Логос есть Бог, т.е. Сущность Бога».27

«Ибо вот, вошел Единородный, душа среди душ, Бог Слово с (человеческой) душой. Ибо Его тело лежит в гробнице, не опустевшей от божественности; но когда, находясь в преисподней, Он был одним целым со Своим Отцом, так также был и в теле и в преисподней. Ибо Сын не заключен в пространстве, как Отец; Он вмещает всё в Себе».28

«Итак, все, и праведные, и неправедные, будут приведены пред Лице Бога Слова».29

«будем веровать, возлюбленные братья, согласно преданию апостолов, что Бог Слово сошел с неба во Святую Деву Марию, чтобы, принявши от Нее плоть и человеческую душу – Душу разумную – и сделавшись всем, что только образует человека, кроме греха, спасти падшего (Адама) и даровать бессмертие верующим во имя Его....Пришедши в мир, Он явился Богом во плоти и, в то же время, сделался совершенным человеком. Причем Он не призрачно или по превращению, но истинно стал человеком. Таким образом, не отрицаются и человеческие свойства у Того, Кто был показан как Бог. В самом деле, Он алчет и изнемогает, а при утомлении жаждет; в том случае, когда испытывает страх, прибегает к бегству, во время молитвы скорбит. Он спит на изголовьи, хотя, в то же время, как Бог имеет не нуждающуюся во сне природу».30

Ориген (185–254 гг. н.э.) был еще одним ранним христианским теологом. Он пишет:

«Иисус Христос ... но в последнее время, смирив Себя, Он воплотился, сделавшись человеком, хотя был Богом, и, сделавшись человеком, пребыл тем, чем Он был прежде, т.е. Богом».31

«Так как Бог Отец невидим и неотделим от Сына, то Сын рожден не через выделение из Него, как думают некоторые. Ведь если Сын есть выделение Отца, – выделение же означает такое рождение, какое обыкновенно бывает у животных или у людей; то и произведший, и произведенный необходимо должны быть телом. Мы не говорим так, как думают еретики, и не говорим, что некоторая часть субстанции Отца обратилась в Сына, или что Сын сотворен Отцом из не сущих, т.е. помимо сущности Отца, так что было некогда (время), когда Сына не было.... Как можно говорить, что было некогда (время), когда Сына не было? Ведь говорить это – значит, собственно, утверждать, что было некогда (время), когда не было истины, когда не было Премудрости, когда не было жизни, тогда как во всем этом, в совершенной степени, мыслится сущность Бога Отца; все это не может быть отнято от Него и никогда не может отделиться от Его сущности».32

«Ибо мы, которые говорят, что видимый мир находится под властью Того, Кто сотворил всё, тем самым заявляют, что Сын не сильнее Отца, а уступает Ему. И веру в это мы основываем на высказывании Самого Иисуса: «Отец, пославший Меня, больше, чем Я». И никто из нас не настолько сумасшедший, чтобы утверждать, что Сын человеческий является Господом над Богом. Но когда мы рассматриваем Спасителя как Бога Слово, Мудрость, Праведность и Истину, мы, конечно же, говорим, что Он имеет власть над всем, что Ему подчинено в этом качестве, а не то, что Его власть распространяется на Бога-Отца, который является Правителем над всем сущим».33

«Вот почему мы всегда признаем Бога Отцом единородного Сына Своего, от Него рожденного и от Него получающего бытие, однако без всякого начала, не только такого, которое может быть разделено на какие-либо временные протяжения, но и такого, какое обыкновенно созерцает один только ум сам по себе, и которое усматривается, так сказать, чистою мыслью и духом».34

«Но сравнивать Бога Отца, – в рождении единородного Сына Его и в даровании Ему бытия, – с каким-либо родителем из числа людей или других существ – и нечестиво и беззаконно. Рождение сына есть нечто исключительное и достойное Бога; для него нельзя найти никакого сравнения не только в вещах, но и в мысли, и в уме, так что человеческая мысль не может понять, каким образом нерожденный Бог делается Отцом единородного Сына. Ведь это рождение – вечное и непрерывающееся наподобие того, как сияние рождается от света. Ибо сын не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе».35

«А чтобы ты знал, что всемогущество Отца и Сына одно и то же, как один и тот же с Отцом (Сын) – Бог и Господь, ты послушай, что говорит Иоанн в Апокалипсисе: это «Глаголет Господь, сый и иже бе и грядый, Вседержитель» (Апок. 1:8). Но Кто этот грядый, как не Христос? И как никто не должен соблазняться при мысли, что Спаситель есть Бог подобно Отцу, Который есть Бог; точно также никто не должен соблазняться и в том случае, когда Сын Божий называется Вседержителем, подобно Отцу, Который точно также называется Вседержителем».36

Ссылки и примечания

  1. Поликарп, Послание к Филиппийцам, 12:2. Вернуться к тексту.
  2. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам, 0.0. (Это приветствие) Вернуться к тексту.
  3. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам , 1.1. Вернуться к тексту.
  4. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам , 7.2. Вернуться к тексту.
  5. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам , 18.2. Вернуться к тексту.
  6. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам , 19.3. Вернуться к тексту.
  7. Игнатий Богоносец, Послание к Римлянам , 3.3. Вернуться к тексту.
  8. Игнатий Богоносец, Послание к Смирнянам, 1.1. Вернуться к тексту.
  9. Игнатий Богоносец, Послание к Поликарпу, 3.2. Вернуться к тексту.
  10. Иустин Философ, Диалог с Трифаном, 128. Вернуться к тексту.
  11. Иустин Философ, Диалог с Трифаном , 36. Вернуться к тексту.
  12. Иустин Философ, Диалог с Трифаном 63. Вернуться к тексту.
  13. Иустин Философ, Первая апология, 63. Вернуться к тексту.
  14. Иустин Философ, Диалог с Трифаном, 126. Вернуться к тексту.
  15. Мелитон Сардийский, История грехопадения, Таинство спасения, 4,5,6. Вернуться к тексту.
  16. Ириней Лионский, Против ересей, 3.19.2. Вернуться к тексту.
  17. Ириней Лионский, Против ересей, 4.6.7. Вернуться к тексту.
  18. Ириней Лионский, Против ересей, 1.10.1. Вернуться к тексту.
  19. Ириней Лионский, Против ересей, 4.5.2. Вернуться к тексту.
  20. Ириней Лионский, Против ересей, 3.21.4. Вернуться к тексту.
  21. Климент Александрийский, Увещевание к язычникам, 1. Вернуться к тексту.
  22. Климент Александрийский, Увещевание к язычникам, 10. Вернуться к тексту.
  23. Тертуллиан, Трактат «О душе», 41. Вернуться к тексту.
  24. Тертуллиан, Апология, 21. Вернуться к тексту.
  25. Тертуллиан, Против Праксея, глава 5. Вернуться к тексту.
  26. Тертуллиан, Против Праксея, глава 2. Вернуться к тексту.
  27. Ипполит Римский, Опровержение всех ересей, 10.29. Вернуться к тексту.
  28. Ипполит Римский, Экзегетические фрагменты из комментариев на Евангелие от Луки, глава 23. Вернуться к тексту.
  29. Ипполит Римский, Против Платона, раздел 3. Вернуться к тексту.
  30. Ипполит Римский, Против ереси некоего Ноэта, раздел 17. Вернуться к тексту.
  31. Ориген Адамант, О началах, Вступление, 4. Вернуться к тексту.
  32. Ориген Адамант, О началах, глава глава 3, раздел 28. Вернуться к тексту.
  33. Ориген Адамант, Против Цельса книга 8, глава 15. Вернуться к тексту.
  34. Ориген Адамант, О началах, книга 1, глава 2, раздел 2. Вернуться к тексту.
  35. Ориген Адамант, О началах, книга 1, глава 2, раздел 4. Вернуться к тексту.
  36. Ориген Адамант, О началах, книга 1, глава 2, раздел 10. Вернуться к тексту.

источник — www.str.org





опубликовано материалов

Популярные статьи:

что такое гравитация? Кто создал Бога? Динозавры жили с людьми Тука и его удивительный клюв Уникальная планета Земля




Поддержите наш проект, разместив нашу ссылку на сайте своей организации, в своем блоге или на страничке социальных сетей.
"Разумный Замысел"
http://www.origins.org.ua
банер Разумный Замысел


Система Orphus
нижняя полоса сайта