Современные океанические рифы могут быть достаточно массивными, ведь иногда их толщина достигает нескольких сотен метров. Как могло получиться, что коралловые рифы достигли такой толщины, если у них для роста после Потопа было всего несколько тысяч лет?
Читайте также: Большой Барьерный риф молодой или старый?
Термин риф порождает в нашем воображении образы подводного царства – прекрасное и красочное зрелище с участием таких живых существ как кораллы, губки, рыбки и другие экзотические морские существа, которыми любуются дайверы и любители снорклинга. Под поверхностью кораллов находится невидимый массив из известняка, который формируется медленно, сантиметр за сантиметром, по мере того, как организмы вымирают и оставляют после себя скелеты. Как могли коралловые рифы, толщина которых иногда достигает нескольких сотен метров, вырасти за такое короткое время после Ноева Потопа, произошедшего примерно 4400 лет назад?
Самый знаменитый из всех существующих рифов – Австралийский Барьерный Риф – представляет собой серию из примерно трех тысяч небольших рифов, простирающихся на 2600 км вдоль северо-восточного побережья Австралии. В наиболее толстом месте толщина рифа составляет более 120 метров. Но это ничто по сравнению с самыми толстым в мире «рифом» - атоллом Эниветок, расположенным на Маршалловых островах в Тихом океане. В 1950х годах во ходе бурения нефтяных скважин было обнаружено, что толщина известнякового материала под подводным вулканом составляет примерно 1230 метров. Было ли достаточно времени после Потопа для формирования такого толстого слоя отложений?
Читайте также: Что такое кораллы?
Скептики, зачастую, допускают ошибку, предполагая, что медленные процессы, которые мы наблюдаем сегодня, всегда происходили с такой же скоростью. В качестве примера они приводят современные кораллы, для роста которых необходимо хорошее освещение и небольшая глубина. Если кораллы находятся на большей глубине, их известняковые скелеты в более холодной воде должны разлагаться. Рост кораллов также был бы затруднен на большой глубине и из-за симбиотических связей с различными фотосинтетическими организмами, например, с водорослями, которые лучше растут у поверхности воды, где достаточно солнечного света.
Но что если в древние времена температуры и набор микроорганизмов были совершенно иными?
Прежде чем рассматривать условия, которые могли бы провоцировать ускоренный рост рифов, необходимо лучше разобраться в поведении современных кораллов. Кораллы – это живые существа, которые питаются более мелкими организмами, обитающими в морской воде. Однако они также получают питательные вещества из фотосинтетических водорослей и других крохотных организмов, живущих внутри их клеток. Подобно наземным растениям, эти удивительные организмы используют процессы фотосинтеза, чтобы преобразовывать энергию солнца в химическую энергию.
Читайте также: Кораллы и молодая земля
Кораллы всю свою жизнь проводят в одном месте, в котором новые поколения растут поверху предыдущих поколений. Скорость роста рифа зависит от баланса конструктивных и деструктивных процессов. Но, оказывается, что эти сложные, динамичные процессы очень плохо поддаются измерению.
С другой стороны, основание рифов растет по мере роста кораллов и по мере того, как различные виды частиц и останков цементируются в одну основу. В то же время, различные факторам могут быстро разрушить риф. К таким факторам относятся биоразрушители (такие как рыба-попугай и морские ежи), химическое растворение, сверлящие организмы (такие как губки, моллюски и различные виды червей), а также мощные штормы и ураганы. Сверлящих организмов в океане настолько много, что практически в каждом из массивов известняка в рифе содержатся отверстия. Волны сильных штормов и цунами способны отламывать целые куски рифовых пород и разрушать их, иногда покрывая верхнюю часть рифа огромными камнями, в результате чего над поверхностью затопленного рифа появляется новый остров.
Очень важно понимать, что скорость роста кораллов не является эквивалентной скорости роста рифов. Кораллы могут разрушаться в ходе различных процессов, названных выше, в результате чего риф уменьшается в размерах. Объем рифа может увеличиваться только когда живые животные и останки мертвых организмов цементируются вместе, образовывая каркас рифа. Скорость роста рифа ниже скорости роста самых быстрорастущих кораллов.
Учитывая эти факты, можно изучить различные данные о скорости роста кораллов и рифов. Эриэль А. Рот изучила данные многочисленных исследований и пришла к выводу о том, что средняя скорость роста рифа составляет от 99 до 432 мм/год. Однако в некоторых случаях рифы растут чрезвычайно быстро. То, что корабли наталкиваются на коралловые рифы в хорошо изученных водах можно объяснить только их быстрым ростом.
Быстрый и объемный рост кораллов отмечается на затонувших кораблях после Второй Мировой войны. В ходе некоторых экспериментальных исследований было отмечено, что колонии кораллов вида аcropora достигают 60–80 см в диаметре всего за 4.5 года.6 Высокая скорость роста в высоту возможна лишь до тех пор, пока растущий риф не достигнет уровня моря. После этого скорость, зачастую, замедляется, и рост вверх продолжается лишь в том случае, если дно океана опускается, или уровень воды поднимается.
Так как же, все-таки, могли вырасти кораллы на атолле Эниветок после окончания Потопа? Звучат заявления о том, что это невозможно, и существование атолла, якобы, доказывает тот факт, что Земля очень древняя.Однако при указанной выше скорости роста, вполне реально, что остров мог достичь уровня моря за 4400 лет. Но это еще не все. Обычно рифы на глубине не растут, а на мелководье, зачастую, растут медленно. Однако в ходе бурения нефтяных скважин в 1950-х годах было подтверждено, что атолл Эниветок приподнят над вулканическим основанием примерно на два километра под водой.
На такой глубине кораллы и известняки обычно не аккумулируются. В ходе бурения глубоко под островом были найдены не кораллы, а крупные пустоты и «меловой» известняковый осадок. Кораллы получили распространение лишь в поздние периоды истории острова.
Таким образом, бурильщики обнаружили, что большая часть острова была построена вовсе не на кораллах, а на затвердевшей известняковой грязи! Там не было основания рифа, как мы видим в большинстве коралловых рифов сегодня. На самом деле, мы знаем, что микробы играют важнейшую роль, помогая известняку и другим химическим веществам выделяться в осадок из воды, как в древности, так и в современные времена. Микробы – это небольшие одноклеточные организмы, к которым относятся и бактерии. Присутствие активных микробов в морской воде во время и после Потопа может помочь решить некоторые геологические загадки, в том числе и эту.
материала рифа? Микробы, живущие на глубине (к счастью, в теплых вулканических водах) могли сформировать курган из «мелового» известнякового материала на поверхности подводного вулкана. Горячая кислая вода от вулкана могла растворить какую-то часть известняка, создав при этом крупные пустоты, которые были выявлены в ходе бурения. По мере того, как теплая вода поднималась вверх, более прохладная вода, обогащенная питательными веществами, засасывалась в нижние пустоты из океана.
Этот процесс был назван геотермальным эндо-подъемом вод (см. Рисунок и объяснение к нему). Этот процесс был описан применительно к современным рифам и предполагается, что он имел место при формировании некоторых древних тихоокеанских рифов, в том числе и атолла Эниветок. В ходе этого процесса необходимые питательные вещества, в том числе азот, фосфор, силикон, углекислый газ, кислород и магнезий, доставлялись к кораллам, обитающим у поверхности моря. Необходимая комбинация питательных веществ, активных микробов и тепла позволяли подводному острову расти вверх с быстрой скоростью. По мере того, как известняковый курган достигал уровня моря, коралловые рифы «укоренялись» и разрастались благодаря постоянному восходящему притоку вод, богатых питательных веществами.
Гипотеза быстрого формирования рифа: геотермальный эндо-подъем вод
Как же один из самых толстых в мире «рифов» (толщиной в 1230 метров), атолл Эниветок в Тихом океане, мог так быстро сформироваться после Потопа? Ответом на этот вопрос может быть процесс под названием «геотермальный эндо-подъем вод». Подводный вулкан давал необходимое тепло, чтобы притягивать обогащенную питательными веществами воду к растущему кургану из известняка. Микробы помогали выделять из воды известняковый осадок до тех пор, пока он не попадал к самой поверхности, когда на поверхности кургана поселялись живые организмы. В ходе бурения было выявлено, что курган, в основном, состоит из «мелового» материала известняка, а не из организмов, характерных для кораллового рифа.
На основании примера атолла Эниветок следует сделать некоторые важные выводы. Прежде всего, нам следует с осторожностью соотносить современную скорость различных процессов с процессами, происходившими в прошлом. Нельзя применять некие постоянные скорости и процессы ко всему ходу истории, как часто поступают большинство геологов. Такой способ мышления называется униформизмом и ранее уже приводил к ложным выводам в геологии. Многие предполагали, что атолл Эниветок от самого низа и до верху сформирован из кораллов, и что он формировался очень медленно – точно так же, как образовываются кораллы, обитающие вокруг современных островов. Каково же было удивление ученых, когда в процессе бурения вместо материала, характерного для рифа, был обнаружен меловой известняк и пустоты!
Во-вторых, дополнительные данные и новое понимание процессов зачастую меняют наши научные объяснения. В данном примере мы получили более детальное понимание того, как был образован остров, получив дополнительные знания о микробах и о процессе геотермального эндо-подъема вод. Понимание этих сравнительно новых идей привело к выдвижению довольно логичных гипотез, которые с легкостью могут объяснить рост этого острова в после-потопные времена и стали еще более веским доказательством истины, изложенной в книге Бытия.
И, наконец, оказалось, что при соблюдении определенных условий, кораллы могут расти быстро. Исследуя различные заявления, направленные против истины Божьего Слова, мы зачастую находим достаточное количество доказательств, свидетельствующих о том, что критики не правы, а Божье Слово – истинно!
Доктор Джон Уитмор получил степень доктора биологических наук со специализацией в палеонтологии в университете Лома Линда, и в данный момент работает в качестве профессора геологии в университете Седарвиль. Доктор Уитмор является автором множества статей, а также соавтором книги «Приключения Большого динозавра на Аляске».
Ссылки
Х.С. Лэдд и С.О. Шлендер «Бурильные работы на атолле Эниветок». Профессиональное геологическое издание S. Geological Survey Professional Paper260-Y (1960): 863–903.
Заинтересованные читатели могут обратиться за более детальным объяснением по данной теме к одной из глав моей книги под названием «Современные и древние мифы» (книга «Ответы, надежные как скала», ред. М.Д. Оард и Д.К. Рид, Грин Форест, Арканзас, США: издательство Master Books, 2009, сс. 149–166).
А.А. Рот. Происхождение, связывающее науку и Писание(Хейджерс-таун, Мэриленд, США: издательство Review and Herald Publishing Association, 1998).
Х. С. Лэдд. «Формирование рифов». Издание Science134 no. 3481 (1961): 703–715.
С.А. Эрлe. «Жизнь берет начало от смерти в лагуне Трук». Издание National Geographic149 no. 5 (1976): 578–603.
Х. Е. Фокс. «Быстрый рост кораллов в рекреационном рифовом центре Национального парка Комодо в Индонезии». Издание Coral Reefs24 (2005): 263.
Д.Е. Вондерли. Божья временная шкала в древних осадочных породах (1977; перепечатка, Хэтфильд, Пенсильвания: издательство Interdisciplinary Biblical Research Institute, 1999).
Р.е. Райдинг и С.М. Аврамик, ред. «Микробные осадочные породы»(Берлин: Издательство Springer-Verlag, 2000).
Ф.Руджери и Д.А. Фейгерсторм «Меловая история гайотовых рифов тихоокеанского бассейна: переоценка, основанная на данных о геотермальном эндо-подъеме вод». Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология.
А. Х. Саллер и Р.Б. Кепник «Рост атолла Эниветок от эоценового до раннего миоценового периода: выводы, сделанные на основании стронций-изотопных данных». Издание Geological Society of America Bulletin102 no. 3 (1990): 381–390.