Противоречия в Бытие? Противоречит ли 2-я глава первой?

Дон Батен

Во 2-й главе Бытия, где говорится как после Адама (2:7) были созданы животные (2:19), порядок сотворения, кажется, отличается от последовательности в первой главе. Неужели в этом месте Библия противоречит сама себе?

Между моментом сотворения Адама и моментом сотворения Евы Библия (перевод Библии Короля Иакова) говорит (Бытие 2:19): «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных». На первый взгляд, исходя из данного отрывка Священного Писания, может показаться, что земные твари и птицы были сотворены между сотворением Адама и Евы. Однако еврейские ученые не видели здесь никакого противоречия с описанием в 1-й главе Бытия, где Адам и Ева оба были сотворены после создания земных тварей и птиц (Бытие 1:23–25). Почему? Потому что на древнееврейском языке точное грамматическое время глагола определяется контекстом. Из Бытия 1 явствует, что земные твари и птицы сотворены до того, как был создан Адам. Поэтому еврейские исследователи понимали глагол «образовал» в Бытие 2:19 как означающий «ранее образовал» или «образовав» (совершенное или прошедшее совершенное время). Если перевести стих 19 следующим образом (так же как и переведено в одном из распространенных версий перевода 1): «Господь Бог, образовавши ранее из земли всех животных полевых, …привел их к человеку» - кажущееся несоответствие с 1-й главой полностью исчезает.

Возникновение данного вопроса происходит из-за неверного предположения о том, что 2-я глава Бытия представляет собой другое описание сотворения, отличное от 1-ой главы. Но при тщательном рассмотрении становиться очевидным, что вторая глава не есть «другим» описанием сотворения, так как она ничего не говорит о сотворении неба и земли, атмосферы, морей, суши, солнца, звезд, луны, морских животных и так далее. Вторая глава лишь упоминает моменты, непосредственно связанные с сотворением Адама и Евы и их жизнью в саду, который Бог приготовил специально для них. Первую главу стоит понимать, как сотворение с Божьей перспективы. Это «большая картина», обзор всего сотворения. Вторая же глава рассматривает только детали, важные с позиции человека.

В Бытие 2:4 написано: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо«. Здесь четко обозначается разрыв с первой главой. Такая же фразеология появляется дальше в Бытие 5:1, где говорится: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его».

«Родословие» - это перевод древнееврейского слова toledoth, которое обозначает «происхождение» или «запись происхождения». Оно определяет запись или свидетельство событий. Данное выражение, очевидно, использовалось в конце каждого раздела книги Бытие2, определяя родоначальника (Адам, Ной, сыновья Ноя, Шем и так далее), который возможно и был автором записанного. В Бытие насчитывается 10 таких разделов.

Каждая запись, вероятно, была изначально сделана на каменной или глиняной табличке. Описание происхождения неба и земли (Бытие 1:1–2:4) не связано с каким-либо человеком, потому что оно касается происхождения всей вселенной, а не какого-либо человека в частности (к примеру, Адам и Ева не упоминаются здесь по именам). Также только Бог знал события сотворения, поэтому, вероятно, Он рассказал о них Адаму, который и записал эти события со слов Самого Бога. Моисей, как «автор» Бытия, выступал в роли автора и редактора разных разделов Бытия, добавляя под водительством Святого Духа пояснительные примечания. Родословия (toledoth) подтверждают источники исторических записей, которые использовал Моисей. Это понимание выделяет исторический характер Бытия и его статус как реальной истории, засвидетельствованной очевидцами, в отличие от вымершей «документальной (JEDP) гипотезы», которой до сих пор учат во многих библейских колледжах. [Примечание редактора: для опровержения этой ложной и антихристианской теории читайте: Действительно ли Моисей написал Бытие?]

Отличия «родословий» (toledoth) в Бытие 2:4 и 5:1 подтверждают, что 1-я глава представляет собой обзор истории происхождения «неба и земли» (2:4) — тогда как 2-я глава касается Адама и Евы, т.е. является, по существу, детальным описанием сотворения Адама и Евы (5:1,2). Форма выражения в стихе 2:4 также указывает на изменение в ударении: в первой части стиха акцент делается на слова «небо и земля», тогда как в конце стиха под ударение ставятся слова «земля и небо». Ученые полагают, что первая часть стиха была написана в конце каменной или глиняной таблички, содержащей историческое описание происхождения вселенной, а другая часть служила началом второй таблички, на которой описывались события на земле, имеющие отношение, в частности, к Адаму и Еве (Бытие 2:4б–5:1а).

Давайте теперь применим это понимание к другому возражению: некоторые также считают, что существует проблема с описанием сотворения растений и трав в Бытие 2:5 и деревьев в Бытие 2:9. Мы уже показали, что 2-я глава Бытия акцентирует внимание на вопросах, непосредственно связанных с Адамом и Евой, а не всего творения. Причем (и на это стоит обратить особое внимание) растения и травы описываются во 2-ой главе книги Бытие, как «полевые» (сравните с 1:12) и нуждающиеся в человеке, который ухаживал бы за ними (2:5). Речь здесь явно идет только о культивируемых растениях, а не обо всех растениях вообще. Также и упоминаемые в данном отрывке деревья (2:9) представляют собой лишь деревья, растущие в саду.

Структура написания книги Бытия схожа со многими историческими описаниями. В первую очередь подается общий обзор или краткое изложение событий, за которым вначале следует описание наиболее интересных из них. Далее приводятся исторические подробности, часто резюмирующие важные события более детально. Бытие 1 - это «большая картина», где раскрывается четкая хронологическая последовательность: сначала день 1, потом день 2, вечер и утро и так далее. Порядок же событий в Бытие 2 не является основной темой.

При краткой повторной обрисовке события не обязательно уже располагаются в хронологической последовательности, но излагаются в таком порядке, чтобы смысл описания был понят наилучшим образом. Например, животные упоминаются в стихе 19 после того, как был сотворен Адам. Это происходит потому, что Бог показал животных Адаму после его сотворения, а не потому что животные были сотворены после Адама.

Таким образом, мы видим, что главы 1 и 2 книги Бытие не являются противоречивыми отдельными описаниями сотворения. Глава 1 - это «большая картина», а глава 2 – это более подробное описание сотворения Адама и Евы и шестого дня недели сотворения.

Однако окончательное слово относительно этого вопроса следует предоставить Самому Господу Иисусу Христу. В Евангелии от Матфея, глава 19, стихи 4 и 5, Господь говорит о браке следующее: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».

Обратите внимание: в том же самом заявлении Иисус обращается как к 1-ой главе книги Бытие (стих 27: «мужчину и женщину сотворил их»), так и ко 2-ой главе Бытие (стих 24: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью»). Совершенно очевидно, что, соединив эти два места Писания подобным образом, Он ни в коем случае не говорит о них, как об отдельных противоречащих друг другу описаниях.

Ссылки и примечания:

  1. Перевод Библии - Новый международный перевод. Вернуться к тексту.
  2. Чарльз Тейлор, Кто написал Бытие? Являются ли родословия (toledoths) концовкой? журнал TJ 8(2):204–211, 1994. Вернуться к тексту.

Источник - www.creationontheweb.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться