Многие из тех, кто выступает против буквального понимания Книги Бытия, утверждают, что такое толкование - современное новшество, а большинство комментаторов прошлого, наоборот, считали, что в Бытии речь идет об очень продолжительно периоде времени.
На самом же деле подавляющее большинство древних богословов полагали, что дни первой главы Книги Бытия - это самые обычные дни. Даже те, кто не разделял этой точки зрения, - например, Ориген и Августин, - резко возражали против идеи длительного существовании мира и считали, что мир существует всего несколько тысяч лет1.
Читайте также: Высказывания великих людей о Боге
Читайте также: Цитаты про Бога ученых современников
Среди иудейских комментаторов особо выделяется стоит историк I века Иосиф Флавий (31 - ок. 100 н. э.). Уроженец Иудеи, покинувший ее в молодости, Иосиф Флавий - безусловно, величайший небиблейский еврейский историк. Если бы не Иосиф Флавий, в тумане времени канули бы целые эпохи еврейской истории. Как всякий хороший иудей, Иосиф Флавий осознавал, что нельзя понять еврейскую историю, не понимая еврейской религии. А поскольку иудаизм излагается в Священном Писании, Иосиф Флавий начал с объяснения того, что такое Священное Писание и как иудеи почитают свои священные книги.
«Поскольку у нас нет бесчисленного множества книг, противоречащих одна другой [как у греков], а лишь двадцать две книги, в которых записана летопись всех прошлых времен, которые справедливо считаются божественными2, и из которых пять принадлежат Моисею, содержат его законы и историю от сотворения человечества до его смерти. Этот период времени - чуть менее трех тысяч лет;… пророки… в тринадцати книгах. Оставшиеся четыре книги содержат гимны Богу и предписания для повседневной жизни»3
Как всегда, Иосиф Флавий бьет в самую точку. Чтобы понять смысл его простых слов, не нужно никаких дополнительных объяснений. Он ясно указал, что первый человек появился примерно за три тысячи лет до Моисея. Далее Иосиф Флавий пишет, что евреи столь сильно почитают Священное Писание, что скорее погибнут, нежели впишут что-то новое в божественные заповеди Писания или что-то вычеркнут оттуда.4
В предисловии к «Иудейским древностям» Иосиф Флавий продолжает объяснять свое понимание Священного Писания. Он пишет, что Моисей начал Писание с сотворения мира, чтобы человечество знало: Бог благословляет тех, кто любит Его и служит Ему.
«Моисей, решив преподать этот урок своим соплеменникам, начал не с изложения своих законов, подобно другим законоучителям; я имею в виду договоры и другие отношения между людьми; а поднял их взоры, чтобы они подумали о Боге и о сотворении Им мира, убеждая их, что люди - самые прекрасные из созданий Бога на земле. Подчинив их религии, он заставил их подчиниться и во всем остальном; …в то время как о некоторых вещах наш законоучитель говорит мудро, но туманно, а о других с явной аллегорией5, то, что требует прямого объяснения, он говорит прямо и выразительно»6
После этого объяснения Иосиф Флавий переходит к описанию творения. Он сразу указывает, что считает изложение Моисея буквальным. Иосиф Флавий пишет: «И это в самом деле7 был первый день, и мир со всем, что в нем есть, был сотворен всего за шесть дней»8.
Иосиф Флавий никак не дает понять, что считает эти слова туманными или аллегорическими. Смысл его комментариев так же ясен, как слова Моисея в Книге Бытия. Далее Иосиф Флавий пишет об Эдеме, грехопадении и о десяти поколениях от Адама до Ноя. Иосиф не оставляет места для пробелов в этой летописи между Адамом и Потопом9 - как и в случае с 3000 годами между Моисеем и Адамом10. В своем рассказе о Потопе (который он называет всемирным, не оставившим ни единого сухого места11) Иосиф несколько раз подчеркивает отсутствие разрывов в генеалогиях 5 главы Бытия.12
Во всех своих сочинениях Иосиф Флавий пишет обо всех еврейских сектах, придерживающихся иных взглядов по сравнению с традиционными - теми, которые излагает он сам. И хотя он много пишет о различиях в доктринах у саддукеев, фарисеев, ессеев и зелотов, он нигде не упоминает ни о едином еврее, оспаривающем эти важнейшие представления о первых одиннадцати главах Книги Бытия.13 Очевидно, что если бы и нашелся кто-то не согласный с такой трактовкой, Иосиф Флавий даже не счел бы это достойным упоминания, так как ему была очевидна однозначность этих слов Библии.
Объясняя смысл Священного Писания евреев, Иосиф Флавий возражает противникам иудаизма, говорившим то же, что ныне говорят противники христианства. Во времена Иосифа Флавия языческие древнегреческие историки отрицали, что история еврейского народа такова, как она изложена в Писании. И в наши дни «ученые»-униформисты отрицают, что история Земли и жизни на ней именно такова, как об этом говорит Библия.
Иосиф Флавий отвечал на подобные обвинения в том же духе, в каком сегодняшняя церковь должна отвечать противникам дословного толкования Книги Бытия, заявляющим, что только светская наука может судить о происхождении мира: «И теперь прежде всего я не могу не удивиться людям, полагающим, что мы не должны прислушиваться ни к кому, кроме греков, когда стремимся узнать о древнейших событиях, и должны узнавать их истины только от них самих, не веря ни себе, ни другим народам... Разве нельзя найти у самих греков примеров того, как они, почти ничего не зная о предмете своих сочинений, сочиняли истории из собственных домыслов? Они опровергают друг друга и пишут для этого книги, не стесняясь показывать нам противоречивейшие изложения одного и того же»14.
Труды Иосифа Флавия должны вдохновить современную церковь на защиту Книги Бытия и ее летописи первых дней Земли. Иосиф Флавий показывает - евреи времен Иисуса, жившие в Его стране, были твердо убеждены в буквальном смысле слов книги Бытия.
Подлинным именем Иосифа было Иосеф бар Маттафия. Он родился в саддукейской семье и дружил с ессеями, однако получил фарисейское воспитание. Иосиф посещал Рим с дипломатической миссией из Иерусалима, а позже некоторое время состоял в зелотском ополчении.
Во время восстания в Иудее в 66 г. н.э. Иосиф безуспешно оборонял от римлян Галилею. Чудом избежав гибели в своей крепости в 67 г., он попал в плен к римлянам и был доставлен к римскому главнокомандующему Веспасиану. Проницательный Иосиф предсказал Веспасиану, что тот станет императором. Когда в 69 г. это действительно произошло, Веспасиан дал Иосифу свободу. Видя бесполезность сопротивления, Иосиф пытался убедить евреев сдать Иерусалим и был сочтен предателем. Иерусалим был взят штурмом в 70 г. Вскоре после этого Веспасиан благосклонно оценил ум и исторические способности Иосифа. Под императорским покровительством Иосиф написал два многотомных сочинения по еврейской истории, «Иудейская война» (в центре изложения которой - история от восстания Маккавеев до падения Иерусалима, то есть примерно от 145 г. до н.э. до 70 г. н.э.) и «Иудейские древности» (комментарий к иудейскому Священному Писанию, описание еврейских традиций и фольклора от сотворения мира до 145 г. до н.э.). В 100 г. н.э. Иосиф Флавий обнародовал сочинения «Против Апиона» (апология иудаизма) и «Жизнь Иосифа Флавия» (автобиография), написанные под покровительством частного лица.