Нет ничего общего между Богом христиан, каким Он открывается в Книге Бытия, и тем, как Его представляют себе мусульмане, современные иудеи,1 индуисты, «свидетели Иеговы», унитаристы и те, кто отрицает божественность Господа Иисуса Христа, сына Божьего. В отличие от всех этих учений, Бытие изображает христианского Бога (Бога Авраама, Исаака и Иакова) не только как единственного Бога, но и как Бога триединого.
Первый же стих Библии гласит: «В начале сотворил (ед.ч.) Бог (мн.ч.) небо и землю» (Быт.1:1). Моисей, написавший Книгу Бытия под водительством Святого Духа, говоря о Боге, употребил именно множественное число древнееврейского имени Бога — «Элохим»,2 а не единственное «Эл»3 или поэтическую форму «Элоа». При этом глагол «сотворил» он употребил в единственном числе!
Кроме имени «Элохим», Моисей использовал и другие формы множественного числа для обозначения Бога Бытия. В первой главе, 26-м стихе говорится: «И сказал Бог: сотворим [мн.ч.] человека по образу Нашему [мн.ч.]».4 В этом стихе Моисей ставит глагол «сказал» в единственном числе, но слова Бога о Самом Себе передает глаголом и местоимением во множественном числе. То же мы читаем и в Бытии 11:7, где Бог говорит: «сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:7).
Некоторые предполагают, что речь идет всего лишь о так называемом «царском “мы”», к которому и сегодня прибегают коронованные особы. Однако в Библии мы не находим обращений в форме множественного числа к израильским и иудейским царям. Доктор Чарльз Тэйлор, лингвист, говорит: «Никто не докажет, что в эпоху Моисея или еще раньше было принято обращаться к царям и правителям во множественном числе. Библия не дает оснований для подобного вывода, а ведь Библия — одна из древнейших книг в мире».5
Другие исследователи идут еще дальше: они утверждают, что в имени «Элохим» сочетаются божественные сила, атрибуты и Личность. С этим мы согласны. «Элохим» — существительное во множественном числе, имеющее значение единого целого. Авторы ветхозаветных книг употребляют этот термин более двух с половиной тысяч раз, обычно в сочетании с глаголами и прилагательными в единственном числе (как в Быт. 1:1), подразумевая, что Бог един, но при этом Он больше, чем один. Некоторые толкователи выражают эту мысль термином «единомножественность» Божества.6 Какова же связь между «единомножественностью» и Троицей?
Понятие Троицы не было и не могло быть до конца сформулировано и понято до описанного в Новом Завете пришествия второго Лица Троицы, Господа Иисуса Христа. После рождения Иисуса в Евангелии от Иоанна 1:1–14 открылось одно из Его имен — «Слово» (греч. «Логос»), причем «Слово было Бог» (Ин. 1:1, курсив автора). После прочтения (с учетом этого) первой главы Бытия становится ясно, что в течение первой недели сотворения Бог все создавал словом. Каждый новый день Бог трудился по той же схеме: «И сказал Бог... И стало так». Заметим, что хотя в Бытии не говорится прямо, что все было сотворено Сыном Божьим, это подтверждается в Новом Завете. Там ясно говорится, что Бог создавал все через Иисуса Христа. Например, в послании к Колоссянам 1:16 мы читаем: «…ибо Им [Сыном Божьим (стих 15)] создано все».7 Следовательно, все, что на небе и на земле возникло не само по себе и не в результате эволюции, а по воле всемогущего и всеведущего Бога, действующего через Своего Сына. Более того, именно Сын Божий держит «все словом силы Своей» (Евр.1:3; ср. Кол. 1:17).
В Бытии 1:2 говорится: «...и Дух Божий носился над водою». Древнееврейское слово «руах», которое использует Моисей, означает «дух», «ветер» или «дыхание», в зависимости от контекста. Что Моисей имел в виду? Ветер, обдувающий воду, или участие Божьего Духа8 в сотворении, особенно в подготовке земли к обитанию?
Глагол «носился» не совсем удачен для описания дуновения ветра. И если в тексте просто говорится, что перед началом важнейших событий недели Творения дул ветер, напрашивается вопрос: «Ну и что?». Следовательно, Моисей хотел сообщить нам, что «хотя земля еще не была обитаема, все уже находилось во власти Божьего Духа».9
Не следует использовать в качестве доказательств те библейские стихи, которые не были изначально написаны с этой целью. Поэтому не стоит утверждать, что в первой главе Книги Бытия содержится явное учение о Троице.
Сказав об этом, нужно подчеркнуть, что Бытие ни в коей мере не противоречит возникшему позднее библейскому учению о Сыне Божьем и Святом Духе. Подтверждение тому — полное соответствие между терминологией Бытия (книги, которую Моисей писал, ведомый божественным откровением) и последующими, более полными новозаветными откровениями о трех Ипостасях Троицы.
С первого стиха Библия подтверждает, что Бог-Создатель — действительно единый Бог. Об этом говорится и в известной молитве «Шма» (древнеевр. «слушай») из Второзакония 6:4. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Но даже в этом стихе «един» обозначено словом «эхад», которое часто использовалось для обозначения множественности в единстве. Например, в Бытии 2:24 сказано, что муж и жена (двое) станут одной «эхад») плотью.10 Иисус цитирует эти слова в Евангелии от Матфея 19:5 и Евангелии от Марка 10:8.
Далее Библия говорит о едином Боге, как об Отце, Сыне и Святом Духе — трех отдельных Личностях, имеющих единую вечную божественную природу или сущность. Таким образом, в первой главе Бытия речь действительно может идти о Троице. И нет никаких сомнений, что только Бог христианства — единственный и триединый — есть Бог Бытия, Который не только Творец, но и Законодатель, Спаситель и Судья.
Корень слова «элохим» имеет значение «могущественный». Таким образом, употребление термина «элохим» подчеркивает всемогущество Бога. Моисей не случайно использовал именно это имя для описания Бога-Творца. «Если сравнивать эволюцию и акт творения, то сила Бога гораздо более проявляется в создании огромного разнообразия предметов и живых существ за столь короткое время, чем она проявилась бы в «естественном развитии», вяло текущем тысячелетиями».1 Несмотря на то, что слово «элохим» зачастую считают именем Бога, это скорее титул или описательное выражение. Свое сокровенное имя Бог открыл Моисею из горящего куста (Исх. 3:15) в тетраграмматоне «YHWH», как правило, произносимом как «Яхве», «Иегова» или «Господь». Оно означает «Я есмь Сущий», т. е. «существующий сам по себе» или «источник бытия». Именно этим именем Адам и Ева обращались к Богу во второй и третьей главах Книги Бытия,2 где Моисей объединил два слова в одно «Яхве элохим», а толкователи перевели «Господь Бог».
Учение о Троице утверждает, что божественное триединство состоит из трех вечных и равных Ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа, Которые имеют одинаковую сущность, но разное предназначение — три Личности (или три средоточия сознания) в одном Существе. Это учение трудно для понимания, но именно так Бог открыл нам Себя в Библии, чтобы мы могли уверовать. Во время крещения, например, на Иисуса cпустился голубь, а с небес был слышен голос Его Отца (Мф. 3:16–17). Давая Своим ученикам великое поручение, Иисус повелел крестить во имя (ед. ч.) Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:18–20).
Различие значений единства и тройственности помогает увидеть, что в учении нет внутреннего противоречия. По аналогии, флот, армия и ВВС — это три вида войск, но и те, и другие, и третьи являют собой вооруженные силы страны. Заметьте, речь не идет о том, что три Ипостаси составляют «части» Бога. Каждое Лицо Троицы включает в себя всю полноту Божества (см. Кол.2:9). Хорошая аналогия — трехмерное пространство (длина, ширина, высота). Измерения пространства не являются его «частями»; просто без каждого из них само понятие «пространства» теряет всякий смысл.
Библия открывает нам ту истину, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8,16). В этом заключается отличительная особенность христианской веры. Это значит, что любовь изначально, даже до сотворения вселенной, была неотъемлемой частью природы Бога. Для любви нужны как минимум двое, потому что любовь к себе — это вовсе не любовь. Другими словами, в Божестве должно быть не менее двух Личностей. Если бы Бог был один, тогда любовь не была бы частью Его природы.
Любовь возрастает, когда она не ограничена двумя любящими, но, объединяясь, обращена к третьему. Такая любовь царит в семье, где муж и жена испытывают любовь друг к другу и становятся едины в любви к своему ребенку. Поэтому, проявляя любовь во всей ее полноте, Бог имеет три Личности, в которых сочетается индивидуальная и совокупная любовь. Здесь три — необходимое и достаточное число. Когда больше трех, возрастает лишь число любящих, но любовь не усиливается.
В прошлом работавший в химической промышленности, Р. Григг вот уже двадцать лет несет служение в миссионерском обществе «OMF International» (бывшее «Overseas Missionary Fellowship»). Григг — штатный сотрудник австралийского отделения организации «Ответы Бытия».
Источник - www.creationontheweb.com