Недавний быстрый подъем современных гор

Джон Баумгарднер, доктор наук

Вот уже долгое время традиционной загадкой геологического общества является вопрос, почему все высокие горные хребты мира, включая Гималаи, Альпы, Анды и Скалистые горы, испытали большую часть своего подьема просто в мгновение ока с точки зрения стандартной геологической временной шкалы. В показателях геологической временной шкалы, эти горные хребты претерпели несколько километров вертикального подъема с момента начала Плиоценового периода, который согласно геологической временной шкале имел место 5 миллионов лет назад. Это представляет огромное затруднение для униформистской системы взглядов, потому что ведущие силы, отвечающие за формирование гор, предположительно действовали устойчиво приблизительно с одинаковой скоростью на протяжении, по меньшей мере, последних нескольких сотен миллионов лет. Это подтверждается данными наблюдений современного мира.

быстрый подъем современных гор

Но история подъема современных гор носит далеко не униформистский характер. Данные наблюдений указывают на то, что местность, в которой существуют современные горы, во многих, если не во всех случаях, была почти плоской и находилась почти на уровне моря, когда начался относительно недавний сильный подъем. Ожидания униформистов, как правило, сводятся к тому, что большую часть времени денудация в результате эрозии должна была бы происходить более или менее равномерно вместе с подъемом.

Отсутствие согласия между данными полевых наблюдений и ожиданиями униформистов привело к возникновению конфликта среди специалистов, принадлежащих к обществу приверженцев древней Земли. Теоретики, которые освещают этот вопрос, убеждены, что их униформистские модели вполне разумны, и они, как правило, не обращают внимания на сообщения о данных наблюдений или стараются давать им новые пояснения для того, чтобы они соответствовали прогнозам их теорий. С другой стороны, геоморфологи, которых также интересует этот вопрос, убеждены в том, что данные их наблюдений соответствуют реальности, и чаще всего отклоняют подобные объяснения теоретиков, считая их безнадежными и не имеющими никакого отношения к реальному миру. Однако, благодаря специализации, которая характерна для большей части современной науки, значительная часть общества землеведения почти совершенно не обращает никакого внимания на историю подъема современных гор и эта тема вообще не поднимается на рассмотрение.

Это несоответствие между униформистскими теоретиками и униформистскими наблюдателями относительно вопроса гор хорошо описывается в недавно изданной книге Клиффа Оллиера и Колин Пейн под названием Происхождение гор.1 Авторы этой книги – геоморфологи, которые сосредотачивают свое внимание на данных полевых наблюдений, касающихся таких процессов, как разрывное залегание горных пород, подъем, вулканизм и эрозия, в результате которых образовались горы. В своей книге они постоянно говорят о том, что геологические особенности, которые наблюдают они и другие геоморфологи в полевых условиях, не соответствуют объяснениям их коллег теоретиков. И, тем не менее, в конце своей книги её авторы не дают никакого предложения относительно того, как можно разрешить проблему несоответствия между существующими униформистскими теориями и данными их наблюдений, и не указывают на то, где в теоретической основе могут содержаться ошибки.

Библейское свидетельство относительно Потопа, который уничтожил землю и все, что её наполняло во времена Ноя всего несколько тысячелетий назад, является простым и надежным способом разрешения этой униформистской проблемы. В двух словах, в результате катастрофических процессов, которые начались с началом Потопа, не только отложились тысячи метров осадочных горных пород с огромным количеством окаменелостей на всех континентах, и произошло смещение материков Северной и Южной Америки примерно на 3000 миль западнее по отношению к Европе и Африке, но также и увеличилась толщина поверхностной породы земной коры в зонах, где сегодня находятся современные горы. Когда катастрофические сильные движения прекратились, зоны с утолщенной земной корой быстро перешли в состояние, которое известно, как изостатическое равновесие, в результате чего произошел вертикальный подъем поверхности на сотни и тысячи метров.

Закон изостатического равновесия похож на закон Архимеда в отношении предметов, которые находятся на плаву. Согласно закону Архимеда, масса плавающего предмета равна массе объема жидкости, которая вытесняется. Например, кубик льда, который весит одну унцию и который погружается в воду, вытесняет ровно одну унцию воды. Так как плотность льда примерно на 10% меньше плотности воды, его объем также больше примерно на 10%. На основе закона Архимеда можно подсчитать долю кубика льда, которая растянулось вдоль поверхности воды. Эта доля составляет 10%.

быстрый подъем современных гор

Закон изостазии очень похож на закон Архимеда. Согласно этому закону, когда все колонны породы, занимающие равную площадь поперечного сечения (включая любое количество воды, которая может в них присутствовать), и залегающие на какой-то "компенсационной глубине" в земле, находятся в состоянии изостатического равновесия, они весят одинаково. Компенсационная глубина является точкой, которая находится на достаточной глубине в мантии земли – такой, что порода достаточно нагретая и поэтому довольно слабая, чтобы она могла плавно течь и уменьшать какие-либо горизонтальные различия в гидростатическом давлении. Этот принцип просто выражает тот факт, что когда различия горизонтального давления уменьшаются, давление на глубине становится равным общей массе на единицу площади колонны, которая находится сверху.

Применение этого принципа помогает нам понять, что земля под нашими ногами состоит из двух основных типов пород. Один тип, известный как континентальная кора, богат минералами кварца и полевого шпата, и имеет типичную плотность 2800 кг/м3. Другим типом является поверхностный слой породы, в котором содержатся более плотные железосодержащие минералы с типичной плотностью примерно на 20% выше или 3400 кг/м3. Территории, которые находятся далеко от горных цепей, такие как Средний Запад, в США, обычно имеют толщину земной коры порядка 35 км. Однако часто горные пояса имеют толщину земной коры, которая больше 50 км, а иногда и 70 км. В условиях изостатического равновесия, континентальные области с более толстой земной корой обычно имеют топографию более высокой местности. Например, по сравнению с областью, которая имеет толщину земной коры 35 км, зона с толщиной земной коры 60 км (и с плотностью, как указано выше) имела бы поверхность на 4500 метров выше.

Итак, что же лежит в основе униформистской загадки относительно истории подъема современных гор? Что касается временной шкалы важно отметить, что существует огромная разница во времени между униформистской геологией с одной стороны и библейским описанием истории земли с другой стороны. Униформисты объясняют, что история образования горных пород начинается с момента резкого появления многоклеточных организмов в горных породах, которые представляют период более чем 500 миллионов лет. Библейские креационисты говорят, что эти породы, содержащие огромное количество окаменелостей, являются результатом разрушительной работы всемирной катастрофы длиной в один год, которая произошла менее 5000 тысяч лет назад. Отнесение основной фазы подъема гор к плиоценово-плейстоценовому периоду, который соответствует приблизительно периоду Ледникового периода (длящийся по меркам униформистов недолго), по их календарю все равно требует нескольких миллионов лет. Для сравнения стоит сказать, что по библейским временным меркам, этот подъем происходил на протяжении нескольких столетий после основной катастрофы Потопа, которая сама по себе длилась один год.

Доказательства того, что Потоп включал огромное тектоническое преобразование поверхности земли, просто налицо. Многие свидетельства показывают, что современное вулканическое океанское дно (все дно) сформировалось путем расширения морского дна, начиная приблизительно с середины Потопа. Это означает, что все океанское дно образовалось к тому моменту истории земли. Это означает, что к тому моменту все океанское дно (образованное при Сотворении и существовашее на момент начала Потопа), и все океанское дно, образовавшееся на ранних стадиях Потопа исчезли с лица земли. Сейсмология раскрывает секрет того, куда делось дно. Сейсмические изображения мантии земли показывают кольцо из плотной, предположительно холодной горной породы в самом основании мантии под зонами субдукции, которые окружают Тихий океан.

На протяжении длительного времени я считал (вместе с некоторыми моими коллегами из института креационных исследований), что единственный способ, как можно согласованно совместить все эти наблюдения, - это сделать вывод, что во время Потопа произошел случай невероятно быстрой тектоники плит, которая периодически повторялась на допотопном океанском дне, а также что это случилось на раннем этапе катастрофы в мантии земли.2 Энергия, необходимая для этого события, была легко доступна в форме гравитационной потенциальной энергии холодных горных пород допотопного океанского дна. Благодаря тенденции силикатных минералов, из которых состоят горные породы мантии земли, к ослаблению давления, этот процесс происходил быстро.3 В ходе лабораторных экспериментов было отмечено, что эти минералы могут становиться слабыми на 8-10 порядков величины в результате напряжений при сдвиге, которые могут происходить в мантии планеты такого размера, как земля.

Подсчеты, проведенные на протяжении последнего десятилетия, показывают, что структура потока, который был вызван пододвигающимся морским дном вокруг Пангея-подобного протоконтинента, и который похож на поток, существующий по нашему мнению до и опять-таки во время Потопа, растягивал континентальные части друг от друга таким способом, который похож на способ, установленный сегодня с помощью данных о морском дне земли.

Кроме того, огромное число пододвиганий одной тектонической плиты под другую (субдукция) по краям континента во время события быстрого опускания океанского дна, ведет к значительному утолщению континентальной земной коры, которое происходит с помощью двух основных процессов. Один из этих процесс - таяние пододвинутых осадочных отложений по мере того, как они достигали глубины примерно 75 миль. Эта магма проникает в вышележащую земную кору в виде пластовых интрузий и даек, причем некоторое количество магмы выходит на поверхность в виде лавы и вулканического пепла. Второй основной процесс – это физическое волочение теплой и гибкой нижней части земной коры, установленной относительно континента пододвигающейся океанской плитой. Оба процесса служат для того, чтобы создавать зоны уплотненной континентальной земной коры по краю материка, расположенного рядом с местом, где плиты океанского дна погружаются в мантию. Западное побережье Южной Америки – яркий пример того места, где земная кора достигла толщины до 70 километров.

Во время быстрого пододвигания плит, вышележащая континентальная поверхность уменьшается, даже ниже уровня моря. Это происходит благодаря мощным динамическим силам, образованным опусканием вниз плиты океана, несмотря на плавучесть толстого слоя континентальной земной коры, расположенной выше. Но когда процесс быстрого пододвигания плит заканчивается, эти динамические силы исчезают и вступают в действие выталкивающие силы для того, чтобы поднимать зону плотной земной коры и довести её до состояния изостатического равновесия. Следовательно, подъем высоких гор по окончании этого события быстрого пододвигания плит является логичным следствием этого быстрого процесса. В рамках Потопа определение времени подъема, происходящего на протяжении столетий после катастрофы – это именно то, чего следует ожидать, основываясь на простые конструктивные рассуждения. С другой стороны, отсуствие механической реакции в виде подъема на протяжении десятков миллионов лет действия тектонической силы, за которой последовал внезапный импульс подъема, представляет собой серьезную проблему для униформистской системы взглядов.

И, тем не менее, еще одна проблема, приводящая униформистов в полное замешательство, заключается в широко распространенном присутствии так называемых поверхностей выравнивания, которые предшествовали этой всемирной волне образования гор. Олльер и Пейн в своих документах говорят о десятках мест, где области, которые позднее поднялись и образовали горные хребты, сначала были коническими, а потом в результате сильной эрозии, которая предшествовала подъему гор, стали почти плоскими. Эти авторы не знают, каким образом тектонические силы могли прекратиться, действуя достаточно долго для того, чтобы эрозия стерла десятки тысяч метров горной породы и образовала плоскую поверхность, а затем начаться снова, чтобы быстро поднять всю область на тысячи метров. Если отвечать на этот вопрос в рамках Потопа, то ответ очевиден. Скошенные плоские поверхности таких огромных территорий являются логическим последствием стекания воды после Потопа. И это случилось прямо перед тем, как произошел подъем.

Виткомб и Моррис, 45 лет назад в своей классической книге: Потоп Бытия, замечательно указывают на время подъема современных гор, который произошел после Потопа. Они пишут: «Невероятно интересно . . . отметить, что большинство современных горных хребтов в мире предположительно поднялись (вывод, сделанный на основе окаменелостей) во время Плейстоцена и позднего Плиоцена».4 Затем они ссылаются на данные, полученные в ходе исследований, проведенных в Северной Америке, Европе, Азии, Южной Америке, Северной Америке и Африке. Несомненно, что эволюционистам, а также креационистам пора задуматься над этими данными, которые являются веским доказательством недавнего всемирного Потопа.

Ссылки

  1. Олльер, Клифф, и Колин Пейн, Происхождение гор, издательство Routledge, г. Лондон, 2000. Вернуться к тексту.
  2. Остин, Стивен A., Джон Р. Баумгарднер, Д. Рассел Хамфрис, Ендрю A. Снеллинг, Лерри Вардиман, Керт П. Уайз, "Катастрофическая тектоника плит: Модель всемирного Потопа в истории Земли", Протоколы третьей международной конференции по вопросам креационизма, 1994 год, Креационное научное общество, г. Питцбург, штат Пенсильвания. Вернуться к тексту.
  3. Джон Р. Баумгарднер, "Катастрофическая тектоника плит: Физика в Потопе Бытия", Протоколы пятой международной конференции по вопросам креационизма, 2003, Креационное научное общество, г. Питцбург, штат Пенсильвания. Вернуться к тексту.
  4. Виткомб, Джон К. и Генри M. Моррис, Потоп Бытия, издательство пресвитерианской и реформатской Церкви, стр. 127-128, 1961. Вернуться к тексту.

* Доктор Джон Баумгарднер является адъюнкт-профессором в области геофизики на отделении аспирантуры института креационных исследований и директором нового компьютерного центра в институте креационных исследований.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться