Не стоит обвинять карту: рассказ о Вильяме Смите и рождении стратиграфии

Тас Уокер

Карта, которая изменила мир

Рассказ о Вильяме Смите и рождении науки.

Симон Винчестер Викинг, Лондон, 2001.

Английский строитель каналов, Вильям ‘Страта’ Смит (как его называют) был первооткрывателем геологии. Его выдающиеся открытия окаменелостей и пластов являются фундаментальными для геологической науки. Считается, что написанная им, знаменитая книга должна посвящаться его работе и что она должна быть обращена ко всем тем, кто заинтересован в изучении геологии. Она также должна привлекать внимание тех, кто интересуется историей Западного мышления, так как геология представляет собой область изучения, которая является основательной для других областей науки. Эта основная идея выражена в самом названии книги: ‘Карта, которая изменила мир’.

Некоторым образом Винчестер поступает правильно, когда связывает геологию с изменениями в мировом мышлении. Шервуд Тейлор, куратор музея истории науки, в Оксфорде, сказал то же самое в 1949 году: ‘В Англии именно геология и теория эволюции превратили нас из христиан в языческий народ’.1

Но, так или иначе, название книги вводит в заблуждение, потому что оно подразумевает, что карта Смита изменила Англию и превратила ‘Христиан в языческий народ’. Такой взгляд отображает основное неверное представление о науке, неправильное представление, которое сегодня является очень распространенным. Винчестер, как и многие другие геологи, не понимает, что геологические факты не говорят сами за себя, они должны быть растолкованы. Это была новая философия геологии, которая изменила мировое мышление больше, чем сама карта Смита. В действительности, Винчестер описывает, как ранний первооткрыватель геологии, ‘знатный шотландский доктор’ Джеймс Хаттон, был ‘одним из ведущих философов своего времени’. Будучи старше Смита более чем на 40 лет, он опубликовал свои антибиблейские идеи в работе под названием ‘Теория Земли’ в 1797 году - примерно в то время, когда молодой Смит работал геодезистом на угольной шахте Мирнс в Сомерсете. Языческая философия Хаттона2 поддерживалась и другим шотландцем, Джоном Плейфаром, а позднее систематизирована и популяризована Чарльзом Лайелем, который называл эту систему взглядов ‘униформитаризмом’.3

Книга Саймона Винчестера Карта, которая изменила мир

Книга Саймона Винчестера, Карта, которая изменила мир.

Винчестер получает истинное удовольствие от того, насколько современное мышление отличается от христианского мышления времен Смита. Его пренебрежительное отношение к христианской вере портит в остальном замечательную его работу и ставит под вопрос всю надежность его произведения. Обычно цинизм Винчестера проскакивает в форме предвзятых комментариев, а иногда его раздражительность выглядит открытой и зловещей, как например, тогда, когда он описывает свои годы учебы в католическом монастыре. Стоит сказать, что если вся его история описана в точности, то неудивительно, что он так сильно настроен против христианства и креационизма. И, тем не менее, именно в годы учебы в школе он начал интересоваться окаменелостями и, как ни странно он называет эти школьные дни ‘довольно спокойными’. Интересно, что же произошло на самом деле?

Эта биография Вильяма Смита дает представление о многих аспектах жизни в Англии тех времен. Мы можем увидеть, как экономические силы повлияли на структуру сельского хозяйства, увеличили потребность в угле и зародили желание иметь доступный транспорт. Все эти аспекты повлияли на карьеру Смита и дали возможность для проведения его геологических наблюдений.

Сегодня, когда мы едем по автостраде, мы может видеть в разработках грунта под дорогой огромные площади горных пород. Совсем по-другому обстояли дела во времена, когда жил Смит. Впервые ему удалось увидеть структуру горных пород под землей, когда он спустился в угольную шахту, где он тогда работал. Позднее, когда он возглавлял сооружение канала в Сомерсете, у него была возможность наблюдать сплошной участок серии пластов в разрезе, сделанном в сельской местности. К счастью, дорога проходила в области, которая имела очень простую геологическую структуру, и он быстро в ней разобрался.

Я думаю, что наиболее значительное событие, что касается геологии, произошло тогда, когда выкапывали сам канал. Некоторые серии пластов, особенно мелкозернистые песчаники, выглядели очень похожими, и Смиту было трудно различить один пласт от другого. Песчаник в одном разрезе может выглядеть точно так же, как и песчаник в другом разрезе, расположенном в полмили от него. И, тем не менее, простирание и наклонение пластов указывали на то, что эти пласты были не одними и теми же пластами.

Это, конечно же, является основной проблемой, с которой сталкиваются геологи. Каким образом мы можем устанавливать соотношение между горными породами на протяжении больших расстояний, если мы не видим, что происходит под землей. Решение этой проблемы, которое нашел Смит, перевернуло всю геологическую науку. Он пришел к выводу, что пласты можно распознавать по содержащимся в них окаменелостям. Он обнаружил, что двустворчатые моллюски, аммониты, гастроподы и кораллы слегка отличались от одного пласта к другому.

Фотография: Дэвида Уайта

Карта, составленная Вильямом Страта Смитом

Карта, составленная Вильямом ‘Страта’ Смитом, висит на стене восточного крыла здания Берлингтон-Хаус, на улице Пикадилли, где размещается геологическое общество. Обычно карта закрывается шторами, чтобы никто не повредил её (справа).

Все это побудило Смита расположить эту коллекцию окаменелостей в определенной последовательности, начиная с окаменелостей самых нижних пластов, и заканчивая окаменелостями из самых верхних пластов. Он также понял, что он может нанести на карту выход на поверхность различных формаций по всей территории Англии, обозначив при этом на карте и залегание в них разных окаменелостей. Таким образом, в жизни Смита начался период путешествий, наблюдений и собирания образцов, который закончился лишь в конце его жизни. Все его открытия об окаменелостях и сериях пластов привели, в конечном счете, к тому, что в 1815 году была опубликована его геологическая карта Англии.

Винчестер демонстрирует огромный вклад Смита в геологию, включая 18 графических изображений аммонитов, принадлежащих к юрскому периоду. Он вставляет по одному образцу в начале каждой главы и считает, что таким образом он расставляет их в ‘точной хронологической последовательности’. Первая окаменелость – это ‘самый древний’ аммонит, обнаруженный в самой глубокой последовательности юрских отложений, тогда как последний образец принадлежит самому верхнему горизонту.

По мнению Винчестера (и он лишь повторяет то, что думают большинство геологов), причина, почему различные пласты содержат отличительные окаменелости, заключается в ‘эволюции – как мы можем сегодня сказать’. И, тем не менее, удивительно то, что даже Винчестер признает, что его юрские аммониты не поддерживают идею ‘эволюции’:

‘Однако, стоит сказать, что каждый, кто станет переходить от одной главы к следующей в надежде увидеть эволюционное развитие аммонита, будет разочарован: аммониты … они не демонстрируют никаких очевидных изменений в своих признаках — они не становятся со временем меньше, как не становятся и больше; их раковина не становится ни более сложной, ни менее сложной (стр. xiii).

Совершенно очевидно, что эволюция не способна дать подходящего объяснения последовательности окаменелостей юрских аммонитов. Библейский Потоп является намного лучшим объяснением того, почему различные окаменелости погребены на разных уровнях внутри осадочного бассейна протяженностью тысячи километров.4

Проблема заключается в том, что с самого начала Хаттонская философия исключила библейский Потоп, как возможное геологическое объяснение. Большинство геологов высмеивают идею Потопа. Винчестер передает такое отношение, когда говорит о происхождении морских окаменелостей:

‘Какое событие … могло смыть эти остатки и поместить их в то место, где они сегодня обнаруживаются? Мог ли великий Ноев Потоп … быть настолько сильным и таким огромным, чтобы выбросить раковины на горные вершины …?’ (стр. 43).

И именно здесь униформистские геологи проявляют либо невежество, либо сознательное отвержение Писания.

‘Нет … сказали предсказатели тех дней. В Бытие говорится, что Ноев Потоп был недолгим и спокойным событием … ’ (стр. 43).

Недолгим? Возможно, если катастрофу длиной в один год можно считать недолгим событием. Но спокойным? Бытие определенно не говорит о том, что Потоп проходил спокойно. Как можно считать всемирную катастрофу спокойной, если самые высокие горные вершины были покрыты водой, и каждая обитающая на суше и в воздухе тварь за пределами Ноевого ковчега, погибла? Современные воспроизведения всемирного Потопа с помощью компьютера показывают, что это событие было каким угодно, но только не спокойным.5 Для Винчестера, как и для всех униформистов, было бы полезно внимательно прочитать описание Потопа в Бытие и подумать над его геологическими последствиями.

Винчестер хорошо пишет, и из его работы видно, что он опытный геолог. Я уверен в том, что все геологи, а также каждый, кто путешествовал с геологами, посмеивались бы над описанием Винчестера поездки ‘Страта’ Смита, который путешествовал по Англии в коляске:

‘Он всегда сидел возле кучера, … постоянно просматривая горизонт, он все время просил сойти на землю и молоточком откалывал породу где-нибудь возле дороги и “казалось, он никогда не расставался с этим маленьким инструментом” … они собирал образцы пород, окаменелостей, кристаллов и минералов, и возил это все в своей коляске’ (стр. 100).

Как геологи, мы можем понять, почему Смиту было трудно перенести все на бумагу. Очевидно, Смит бы перфекционистом, который не мог начать составлять свою великую схему, пока не исследует каждую деталь. Для него было легче ездить и исследовать данные воочию, чем писать. Мы также можем понять разочарование его финансовых спонсоров, которые ждали год за годом появления его карты и выхода в свет его книги.

На внутренней стороне обложки изображена одна из ранних карт Смита – геологическая карта Англии 1870 года. Точность первоначальной карты Смита поразительна.

В книге рассказывается не только о геологии. Она знакомит читателя с разными личностями того времени, а также захватывает некоторые политические вопросы геологических кругов Англии.

Это интересная книга, в которой описываются некоторые факты из истории геологии, с которой, конечно же, полезно ознакомиться, чтобы понять философию и основы этой науки. Но не карта изменила мир, а антибиблейская философия униформитаризма изменила Англию, превратив её из христианской нации в языческую. Если вы сможете не обращать внимания на косвенный намек автора, направленный против христианской веры, и если вы сможете по-другому истолковать то, как он закручивает события, то его книга может быть для вас и интересной.

Ссылки

  1. Тейлор, Ф.С., Геология меняет мировоззрение; взято из статьи: Идеи и представления викторианцев, издательство Sylvan Press Ltd, Лондон, стр. 195, (одно из серии обсуждений, передаваемых на радио BBC), 1949. Вернуться к тексту.
  2. Например, Пресс, Ф. и Сивер, Р., Земля, 4-е издание, издательство Freeman & Company, 1986, на странице 40 этого учебника объясняется, как новая Хаттонианская философия означала ‘явное возвращение к старому греческому способу мышления о различных вещах’, которое отличается от ‘буквальной интерпретации’ Бытия. Подобным образом, Хоулмс, A., в своей работе Основы физической геологии, 2-е издание, издательство Thomas Nelson and Sons, г. Лондон, 1972, высмеивает Британское Христианское наследие и Библию. На странице 44 своей работы он говорит следующее: ‘Однако если бы он жил в Индии, Хаттон обнаружил бы уже готовую систему мировой хронологии, которая полностью восполняла бы потребности геологии на то время. В соответствии с индусским летоисчислением, как записано в древних книгах ведической философии, 1960 год нашей эры соответствует 1,972,949,061 годам с того момента, как начал существовать современный мир. Единственная ценность этой поразительной концепции продолжительности существования Земли, по крайней мере, заключается в том, что она устанавливает время в правильном порядке’. По мнению Хоулмса, Библейская летопись предположительно не имеет никакой ценности вообще. Вернуться к тексту.
  3. Концепция униформитаризма изменилась со времен Хаттона и Лайеля. Я использую слово ‘униформитаризм’ чтобы описать веру в то, что геологическая история накапливалась медленно на протяжении тысячи миллионов лет. Сегодня, униформисты ссылаются на местные катастрофы и прошлые условия, которые отличались от современных, существующих сегодня условий. Но они ни за что не станут рассматривать идею о сверхъестественном Сотворении и всемирном Потопе, о котором говорится в Библии. Вернуться к тексту.
  4. Смотрите, например, Вудморапп, Д., Летопись окаменелостей: становится все более беспорядочной, журнал CEN Tech. J. 14(1):110–116, 2000, или Вудморапп, Д., Рептилии, напоминающие млекопитающих животных: полное изменение и разрывность основных признаков, журнал TJ 15(1):44–52, 2001. Вернуться к тексту.
  5. Барнетт, Д.У. и Баумгарднер, Д.Р., Принцип океанической циркуляции через континенты во время Ноевого Потопа; взято из работы: Уолша, Р.E. (редакция), Третья международная конференция по вопросам креационизма, креационное научное общество, г. Питцбург, стр. 77–86, 1994. Вернуться к тексту.


Смотрите также:

  1. Пласты Каньона Аризоны показывают, что геологическое время вымышленное
  2. Десять неверных представлений о геологической колонке
  3. Химический состав нефти объясняется геологией Потопа
  4. Эры земли, научный факт или вымысел
  5. Геология: еще одно катастрофическое переосмысление
  6. Дело в пользу ‘отсутствующего’ геологического времени
  7. Геологическая катастрофа и молодая земля
  8. Быстрая подводная геология
  9. Необходимы ли миллионы лет для геологических процессов?
  10. Геология утопает в иле
  11. Новый тихоокеанский остров демонстрирует быструю геологию



опубликовано материалов

Популярные статьи:

что такое гравитация? Кто создал Бога? Динозавры жили с людьми Тука и его удивительный клюв Уникальная планета Земля




Поддержите наш проект, разместив нашу ссылку на сайте своей организации, в своем блоге или на страничке социальных сетей.
"Разумный Замысел"
http://www.origins.org.ua
банер Разумный Замысел


Система Orphus
нижняя полоса сайта