Обнаруженная в августе 1994 года, сосна Wollemi была названа "ботанической находкой столетия", и эту находку можно было сравнить с "обнаруженным маленьким динозавром, до сих пор живущем на земле". Дерево было обнаружено Дэвидом Ноблем - сотрудником службы заповедника национального парка Нового Южного Уэльса. Однажды во время выходных, совершая пешую прогулку, он наткнулся на отдаленный глубокий узкий песчаный каньон глубиной 500-600 метров в труднопроходимом и густо заросшем Национальном парке Wollemi. Этот парк расположен всего в 200 километров на северо-запад от центральной части Сиднея, Австралия (рисунок 1). И поэтому это удивительное дерево из "древнего" прошлого, новый род, официально получило название Wollemia nobilis (рисунок 2).
В первом обнаруженном лесочке этих деревьев, который занимал площадь 5, 000 квадратных метров, было всего 40 деревьев, — 23 взрослых, 16 молодых. Было также обнаружено и упавшее дерево, длиной 40 метров с обхватом в три метра. Сначала ботаники были сильно озадачены странными внешними особенностями этого вида сосны, единственного представителя "Араукарии чилийской", относящейся к семейству Араукариевых (Araucariaceae). У этих хвойных деревьев темно-зеленая листва. Листья молодых деревьев сосны Wollemi имеют светло-зеленую окраску папоротникоподобной формы, а взрослые деревья желто-оливковую, зеленую окраску. Сформировавшиеся, плотные, воскообразные листья расположены рядами по четыре листка. Стволы деревьев покрыты особой узловатой, пористой, пробкообразной корой, благодаря которым они выглядят так, будто покрыты пористым черным шоколадом.
До этого открытия, все существующие Araucariaceae принадлежали к двум родам: Agathis, сосны Каури, произрастающие в тропических лесах северо-восточного Квинсленда (Австралия) и где-то еще в другом месте; и Araucaria, Norfolk Island, Bunya и Hoop сосны, которые растут вдоль восточного побережья Австралии и где-то еще в другом месте. Сосна Wollemi обладает некоторыми особенностями строения этих обоих родов, но несмотря на это не принадлежит ни к одному из них. Высота взрослых деревьев колеблется от 27 до 35 метров. Деревья имеют сложное строение, с расположенными последовательно друг за другом пучками листьев на основных ветках, которые вытягиваются из ствола. На верхних ветвях находятся светло-зеленые женские шишки и коричневые, имеющие цилиндрическую форму мужские шишки, в результате чего эти деревья двуполые.
Рисунок 1. Карта, указывающая на место произрастания вида.
После первого открытия, был обнаружен другой лесок, состоящий из 17 деревьев. Эти деревья росли в более отдаленной местности, приблизительно в одном километре выше от первого обнаруженного леска. Также был найден и третий лесок, который состоял всего из трех взрослых деревьев (самое большое всего 15 метров в высоту) возле 40-метровой скалистой стены в глубоком ущелье глубиной 150 метров, расположенной недалеко от первых двух лесков, но в другом подбассейне. Таким образом, сосна Wollemi кажется, занимает высоко специализированное место в определенной экологической нише, потому что эти выжившие деревья обнаруживаются только в глубоких узких ущельях с похожим типом почвы, световым режимом и ручьями, которые текут в одинаковом направлении.
Эти выжившие деревья, оказалось, росли изолированно в течение очень долгого времени, так как самому старому дереву насчитывается более 1000 лет. Группа исследователей из австралийского национального университета, в городе Канбера, провели анализ генетических маркеров восьми взрослых деревьев из первого леска и четырех деревьев из второго леска. Они провели сравнение 30 и 40 участка геномов, отвечающих за кодирование энзима, каждого из этих 12 образцов и не обнаружили вообще никакого отличия. Затем группа ученых использовала метод ДНК-генотипоскопии, с помощью которого сравнили тысячи единиц генома, и опять исследователи не обнаружили никакого генетического отличия. Таким образом, можно сделать вывод, что эти сосны являются маленькой популяцией, которая на протяжении многих тысяч лет была изолирована, и/или деревья в этих двух лесках являются абсолютными копиями друг друга, которые размножились путем порослевого разрастания. В самом деле, как оказалось в одном из обнаруженных лесков, пучок из 160 стеблей принадлежит одному и тому же представителю.
Третий лесок деревьев, который относится к другому подбассейну, означает, что его появление не могло быть результатом размножения семени, которое унесло вниз по течению. Предварительная ДНК-генотипоскопия указывает на то, что три дерева могут иметь некоторое генетическое отличие. Поэтому вероятнее всего, что где-то растет другой, больший по размеру лесок этих сосен.
Рисунок 2. Современная сосна Wollemi (Wollemia nobilis).
Итак, откуда же взялись эти несколько, растущих изолированно сосен Wollemi? В летописи окаменелостей нет никаких данных относительно сосен Wollemi. Ученые пока обнаружили самое близкое сходство между Wollemi пыльцой и окаменелой пыльцой Dilwynites, которые позднее всего появляются в осадочных слоях, "датируемых" двумя миллионами лет. Но с тех пор, летопись окаменелостей больше ничего не упоминает. Таким образом, было решено, что род, к которому принадлежит эта пыльца, вымер. Однако, обнаружение живых и несомненно родственных сосен Wollemi позволяет утверждать, что они являются живым ископаемым.
Листья сосны Wollemi практически идентичны листьям одного из её предполагаемых ископаемых предков, существующих якобы в поздний юрский период (150 миллионов лет назад) Agathis jurassica (рисунок 3). Эта очевидная связь объясняет, почему сосну Wollemi называют "деревом времен динозавров", "живым ископаемым", которое было "пропавшим без вести на протяжении 150 миллионов лет". Для ботаников, которые верят в эволюционную теорию, происхождение сосны Wollemi остается загадкой эволюции. Каким образом это дерево могло куда-то исчезнуть на 150 миллионов лет, когда его родственник залегает в окаменелом виде меньше чем в 100 километрах (62 мили) от его современных, оставшихся в живых родственников?
Окаменелый вид Agathis jurassica обнаруживается в слое реки Талбрагар, богатом окаменелыми останками рыб, который появился на поверхности менее чем в 100 километрах от современного вида сосны Wollemi (рисунок 1). В этой линзовидной залежи сланцевой глины, принадлежащей к позднему юрскому периоду с этими или другими растительными останками, обнаруживаются прекрасно сохраненные окаменелые рыбы (рисунок 3). Это свидетельствует о водном разрушении, которое стало причиной захоронения этого ископаемого вида. Эта сланцевая глина принадлежит к отложению пород Большого Артезианского Бассейна, огромного бассейна осадочных горных пород, занимающего площадь 1.8 миллионов квадратных километров или приблизительно четвертую часть австралийского континента (рисунок 1), который однажды был накрыт водой.
Глубокие ущелья (или каньоны), место произрастания сосен Wollemi, были размыты в триасовом песчанике Сиднейского Бассейна, который некогда был юго-восточным продолжением Большого Артезианского Бассейна. Однако Сиднейский Бассейн был отрезан от Большого Артезианского Бассейна меловым периодом, когда смещение земли начало поднимать Большой Водораздельный Хребет (континентальный водораздел вдоль западной границы Сиднейского Бассейна) и Платформу Голубых Гор (рисунок 1). И только в позднюю кайнозойскую эру глубокие ущелья, которые теперь стали местом произрастания сосен Wollemi, быстро размылись в Платформу Голубых Гор. Так что, по меньшей мере, 130 миллионов лет разделяют захоронение вида Agathis jurassica и разрушение глубокий ущелий, в которых начали расти сосны Wollemi. И не удивительно, что выживание этого живого ископаемого является загадкой для эволюционистов.
Однако эту загадку легко разгадать, если перестать объяснять эти горные отложения, которым предположительно миллионы лет, и принять значительно уменьшенную шкалу времени недавнего, глобального Потопа, длительностью в один год. Талбрагарский слой юрского периода, богатый окаменелыми останками рыб быстро отложился в момент Потопа, скрывая части деревьев вида Agathis jurassica, которые месяцами плавали на поверхности вод Потопа. После того, как Потоп закончился, смещения земли быстро подняли горы, захватывая некоторое количество отступающих вод Потопа на запад. Черенки и/или семена вида Wollemia nobilis продолжали оставаться на поверхности оставшейся воды Потопа. Платформа Голубых Гор также играла роль природного заграждения плотины, которая удерживала эти воды. Однако, благодаря дождям, наступившим после Потопа, это "заграждение плотины", в конечном счете "переполнилось" и проломилось на точках перегиба. После этого освободившийся стремительный поток воды катастрофически вышел из многих систем ущелий и глубоко врезался в Платформу Голубых Гор. По мере того, как воды вытекали, некоторые черенки и /или семена вида W. nobilis остались захоронены в породах, отложенных в виде почвы в глубоких ущельях, где затем выросли сосны Wollemi и продолжают существовать сегодня. На самом деле это подтверждает, что сосны Wollemi обладают способностью повторно давать побеги после катастрофы. Новые стволы могут расти от старых корней, которым может быть тысячи лет.
Рисунок 3. Ископаемое хвойное дерево Agathis jurassica, с расположенной рядом окаменелой рыбкой (указано стрелкой).
Кто бы мог подумать, что в конце двадцатого столетия, в труднопроходимой дикой местности, расположенной всего в 125 милях от центра растущего города с населением более четырех миллионов человек, ученые найдут неизвестный вид дерева. Трудно представить, каким образом это дерево, которое сегодня распространено и скоро будет выращиваться в домашних садах по всему земному шару, предположительно могло исчезнуть на 150 миллионов лет. Но если ми рассматриваем историю этого дерева с точки зрения Бога и временной шкалы, соответствующей истории Земли, записанной в Его Слове, то никакой загадки на самом деле нет. Этот вид дерева является не живым ископаемым, а оставшимся в живых после Потопа видом, который произошел лишь 4,500 лет назад, предназначенный расти в новом мире, несмотря на то, что его родственные виды (а не предки) исчезли с лица земли вместе с остальными видами старого мира.
* Доктор Снеллинг является адъюнкт-профессором кафедры геологии отделения аспирантуры института креационистских исследований.
Источник - www.icr.org