Огромное дерево плаун, которое переходит из сланцеватой глины в песчаник. (Фото Гарольда Коффина)
Определенные геологические места сыграли особенно значительную роль в формировании современного мнения. Одним из таких мест стал залив Фанди, находящийся в Новой Шотландии, в Канаде, недалеко от городка Джоггинс, с его удивительной последовательностью расположения пластов и окаменелостей.
В 1830 году Сэр Чарльз Лайель, друг и коллега Чарльза Дарвина, и главный основатель принципа геологического униформизма, опубликовал свою классическую книгу под названием “Основы геологии”. В ней он предположил, что медленные и постепенные процессы, как и сегодня, сильно влияя на местный слой, изменяли форму земной поверхности на протяжении огромных периодов времени. Он отвергал роль основных геологических событий, особенно всемирный Потоп времен Ноя, настойчиво утверждая, что "настоящее есть ключом к прошлому".
Научное сообщество того времени выступило против него, признавая, что большинство геологических отложений объяснялись катастрофическими событиями, которые действовали с такой скоростью, в таких масштабах и при такой интенсивности, которые значительно превосходят эти показатели, что наблюдаются сегодня.
Ликоподий в пластах ископаемых скал Джоггинса. Ствол проходит через 2 метра слоев. У большинства подобных стволов корни отсутствуют – ясное свидетельство того, что растения не росли здесь, а были перенесены в это место водой. Корни же этого растения сильно раздавлены. Раздавливание должно было произойти до того, как осадочный материал затвердел, до того, как растение обуглилось и до затвердения осадочного материала, находящегося в стволе. Чтобы раздавить корни, требовалось огромное количество осадочного материала. Все это говорит о быстром погребении с огромными количеством осадочного материала. Более того, многи корни демонстрируют негативный геотропизм, т.е. они плавали. Корешки направлены во все стороны, включая вверх – вместо обычного направления вниз (как это должо было быть, если растение росло здесь). Источник – www.nwcreation.net
Пытаясь убедить своих оппонентов, Лайель начал повсюду путешествовать в поисках доказательств в поддержку своей модели. Одним из таких мест оказалось место недалеко от городка Джоггинс, где, как он заявил, вертикально расположенное окаменелое дерево появилось среди нескольких последовательных угольных слоев. Он говорил, что трудно представить, чтобы во время переноса осадочных пород в водной катастрофе стволы деревьев могли оставаться в вертикальном положении.1 Таким образом Джоггинс стал основным аргументом против Потопа и против учения о недавнем сотворении. В результате, влияние Библии на науку и общество уменьшилось, что и проложило путь для теории Дарвина относительно биологического униформитарианизма. Но было дли представленное доказательство Лайеля верным? Давайте более детально рассмотрим это место.
Вдоль берегов залива Фанди, известного своей чрезмерной амплитудой прилива, видны чередующиеся пласты песчаника, алеврита и сланцеватой глины. В этом месте разница между подъемом воды прилива и отлива составляет более 15 метров!2 Это ведет к постоянной эрозии скалы и постоянного обнажения новых окаменелостей. Последовательность пластов, понижаясь на юг под углом приблизительно 25 градусов, имеет толщину около 5000 метров. Она измеряется перпендикулярно к изначально горизонтальному напластованию.
Отдельные пласты чередуются с множеством пластов угля. Коллега Лайеля, Сэр Вильям Доусон насчитал около 85 угольных ярусов, толщина которых менялась от несколько сантиметров до такой толщины, которая позволяла их добывать с помощью методов подземных горных работ. Если вы прогуляетесь вдоль берега залива на север, вы натолкнетесь на пласты, которые были отложены намного раньше во времени, так как пласты, залегающие ниже, должны были отложиться первыми. Согласно стандартному мнению, эта толстая последовательность пластов была отложена в течение 10-миллионного периода времени, от 310 до 300 миллионов лет назад.
Среди униформистских геологов существуют два философских направления, которые по-разному объясняют эти пласты. Одно заключается в том, что это:
(1) долина разлива, в которой река иногда выходила за свои берега и погружала окружающее болото в ил; и
(2) прибрежная равнина, которая иногда затапливалась поднимающимися океанами.
В обоих случаях, осадочные породы предположительно откладывались в виде расположенного ниже осевшего бассейна, который продолжал оседать.3 Считается, что угольные пласты появились в результате повторяющегося накопления болот, где органические материалы собирались на протяжении сотен лет только лишь для того, чтобы скрыться либо под потоками реки, либо под морскими приливами. Со временем накопились толстые слои ила и песка для того, чтобы позднее подняться и вернуться в болотистое состояние.
Однако, точные и строгие условия необходимые для образования торфяных болот, подрывают веру в 85 последовательных болот, образующихся в том же самом месте на протяжении 10 миллионов лет, с долгими промежутками между ними. Можно увидеть заполнение местных каналов, а также следы животных, волноприбойные знаки, следы дождевых капель и косое напластование. Общий характер этих особенностей, затвердевших в горных породах, выступает против обычного болота, так как обширная биотурбация (перемешивание осадков организмами) в болоте уничтожила бы их всего за несколько лет. Здесь должно было произойти внезапное погребение и дальнейшее сохранение.
В заливе Фанди можно обнаружить множество ископаемых остатков, от рыб, моллюсков и улиток до папоротника. Считается, что эти формы изначально были пресноводными и земными, а кольчатый червь Spirorbis, почти наверняка был морским, что указывает на смесь внешних условий обитания.4
Больше всего впечатляют окаменелые остатки вертикально расположенных деревьев плаунов. Они лишь слегка похожи на своих современных лозоподобных копий, так как стебли этих окаменелых "вьющихся стеблей" представляют собой толстые стволы деревьев, до одного метра в диаметре. Наиболее распространенными обнаруженными типами являются Лепидодендрон (Lepidodendron) и Сигиллярия (Sigilaria), которые достигали более 10 метров в высоту. У этих деревьев была кора в виде перекрывающихся чешуек, а внутри мягкая внутренняя мякоть. Сами окаменелости потеряли свою мякоть и все, что осталось, так это цилиндр из обугленной коры, заполненный осадочными породами, которые часто отличаются от окружающего материала. Окаменелыми остались только вертикально расположенные стволы, обычно от 0,5-3 метра в высоту, а иногда и намного выше.
Внутри некогда полых, а теперь заполненных осадочными породами стволов, иногда можно обнаружить тела земноводных или пресмыкающихся животных, которые напоминают ящерицу. Горизонтально расположенные стволы деревьев встречаются редко, и то они обычно расплющены и раздавлены вышележащими горными породами. Корни или корешки деревьев, называемые плаунами (Stigmaria), часто обнаруживаются отделенными от основных стволов.
Согласно униформитарианской геологии, основной теории, существующей со времен Лайеля, эти деревья росли в том месте, где они теперь обнаруживаются. Считается, что вокруг основы деревьев собирался слой лесной подстилки, которая, если была достаточно толстая, могла стать торфом. Со временем, когда осадочные породы захоронили корни и нижние уровни деревьев, они погибли. И, наконец, верхушки деревьев сломались, и внутренняя часть ствола опустела. Животные, которые жили в болоте, попались во внутреннюю часть полых деревьев и были захоронены. Временное затопление погребло эти осадочные комплексы под несколькими метрами ила. По прошествии времени, торф превратился в уголь, в то время как ил, находящийся на поверхности, поддерживал другой лес, а затем цикл повторялся.
Некоторые из частично захороненных мертвых стволов остались неповрежденными и проникли в вышележащую сланцеватую глину, песчаник и накапливающийся слои лесной подстилки. Эти стволы деревьев существует сегодня как окаменелые полистраты (то есть пересекающие "много пластов").
Несомненно, что этому есть более простое объяснение.
Доктор Гарольд Коффин перечислил несколько причин (суммированных и представленных ниже), свидетельствующих о том, что деревья были перенесены в это место водой и заняли такое вертикальное положение во время периода всестороннего и крупного образования осадочных пород.5
Человек на фотографии находится у основания ликоподия (практически рекордной длины) в пластах ископаемых скал Джоггинса. Он указывает на полость (обозначенную желтым), оставленную верхушкой растения, и на ветку (обозначенную красным), которая все еще находится на месте. В общей сложности растение проходит через 15 метров слоев осадочных пород. Конечно же, верхняя часть растения не “торчала” даже в течении десяти лет, не говоря уже о тысячах или миллионах лет, необходимых (согласно эволюции) для отложения осадочных пород. Растение было захоронено достаточно быстро, так что даже сохранились ветки в верхней части!
Ствол также демонстрирует распространенную характеристику полистратных растений в Джоггинсе – все они изогнуты и/или наклонены в направлении плоскости наплостования, т.е. на север (на этой фотографии в левую сторону). Но при этом показатели древнего течения указывают на то, что течение двигалось на юг. Все это указывает на то, что растения были все еще мягкими (неокаменевшими), когда вся формация была наклонена на Юг. Источник – www.nwcreation.net
Тот факт, что обнаруженные деревья сильно отличаются от современных деревьев, вместе с тем фактом, что условия осадконакопления совершенно отличались от условий, наблюдаемых сегодня, бросает вызов попыткам полного восстановления событий. Униформитарианское мышление, безусловно, не поможет нам решить эту проблему. С другой стороны, бесчисленное количество сложных событий, которые неминуемо происходили во времена Потопа, дает такую систему взглядов, внутри которой мы можем найти возможные решения.
Следует помнить, что угольный район близ городка Джоггинс со своим деревьями-полистратами не отличается от многих каменноугольных месторождений мира.6 Доктор Иоахим Шевен предположил, что многие леса, существовавшие до Потопа, фактически могли расти на водной поверхности.7 Имея легкий вес, полую структуру и огромные горизонтальные корневые системы, они могли образовать по существу растущий ковер из растительности. Переплетенные корни давали устойчивость и становились возможным пристанищем для маленьких земноводных и пресмыкающихся животных.
Возможно, когда начался Потоп, эти лесные островки продолжали оставаться на поверхности воды, но затем начали погибать и разрушаться, и их мягкая внутренняя масса начала разлагаться. Органические вещества могли накапливаться под ковром растительности и часто покрываться грязевыми потоками из открытого океана. Последовательность залежей угля могла, таким образом, накапливаться в одном месте. Подобная ситуация наблюдается на горе Святой Елены с её плавающими бревнами, так как бревна плавали по поверхности воды и падали на дно озера Спирит.8 Как например в йеллоустоунском ископаемом лесу, некоторые деревья захватывались бы и погребались под потоками ила, а некоторые оставались в вертикальном положении.9 Последовательность отдельных пластов, через которые проходят окаменелые полистраты, в каждом случае требует быстрого отложения осадочного материала и короткого периода времени.
И хотя, чтобы понять все это, необходимо более глубокое исследование, мы с уверенностью можем сказать, что «история», рассказываемая Лайелем и его современными последователями, просто не соответствует фактам. К сожалению, этой истории было достаточно для того времени, чтобы убедить многих ученых и богословов отказаться от принципов недавнего Сотворения и всемирного Потопа, но сегодня, когда нам известно намного больше, эта «история» не может нас удовлетворить.
* Доктор Моррис является президентом Института креационных исследований и профессором геологии отделения аспирантуры Института креационных исследований.
Источник и права – www.icr.org