Человек, который вбил клин: Джеймс Хаттон и свержение авторитета Библии

Тас Уокер

Обзор книги под названием «Человек, который открыл время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли», автор книги Джек Репчек, издательство Perseus Publishing, Кембридж, штат Массачусетс, 2003

Джеймс Хаттон и открытие древности Земли

В этом биографическом произведении подробно описывается жизнь Джеймса Хаттона с точки зрения его шотландской культуры. Большинство людей сегодня не слышали ничего о Хаттоне, однако ученые называют его «отцом современной геологии». Репчек считает его одним из четырех первопроходцев в науке за последние 500 лет, чьи концепции произвели переворот в Западном мышлении.

Другими тремя выдающимися личностями, по его мнению, являются Коперник, Галилей и Дарвин — все очень хорошо знакомые имена. Хаттон никогда не достиг такого же признания, хотя его идеи сильно изменили взгляды современного человечества на мир. Подобно клину, его идеи разрушили связь между наукой и Христианским основанием мира.

Подробности жизни Хаттона весьма увлекательны, также увлекательны, как и описание Репчеком Эдинбурга 17 века. Мне понравилось читать о политических беспорядках, армии, сражениях и об интеллектуальной среде того времени.

Включив в свою книгу смешные истории, взятые из жизни, Репчек просто согревает сердца своих читателей. Его стиль написания настолько захватывающий, а атмосфера такая заманчивая, что можно просто потерять бдительность и на слово поверить в идеи Хаттона без всякой проверки фактов. Однако наука строится не на чувствах, а на логических аргументах.

Хорошая история

Джеймс Хаттон

Джеймс Хаттон (Wikipedia)

В основе каждой хорошей истории лежит конфликт, и Репчек вводит этот конфликт уже в первом предложении своей книги: «До того как появилась наука, была Библия».

Хаттон является героем этой книги, который «освобождает науку от оков религиозной ортодоксальности». Его выдающиеся научные планы были разрушены жестокими нападениями со стороны «церкви и ученых, которые поддерживали её». К сожалению, он умер в 1795 году и, по-видимому «надежды, на то, что теория земли Джеймса Хаттона когда-либо станет широко распространенной, почти не оставалось». Но Джон Плейфар, Джеймс Холл и, в конечном счете, Чарльз Лайель взялись за дело. Постепенно события начали принимать иной оборот. К середине 1830-ых годов борьба закончилась.

«Хаттонианская революция была выиграна и дисциплина геологии, наконец освобожденная от намеков на катастрофы, наводнения и всемирные океаны, теперь могла справиться с трудным заданием в определении того, что же происходило на протяжении невероятно долгого периода геологического времени».

Это хорошая история, но реальная жизнь намного сложнее. В действительности, в последних главах книги Репчек опровергает сам себя. Действительно ли наука и Библия взаимно исключают друг друга? Неужели Хаттон жил «до того, как появилась наука?» Нет! Репчек сам описывает многих первопроходцев, которые жили до 1800-ых годов, и которые внесли огромный вклад в науку, и, несмотря на это, верили в Библию.1

Ньютон и Кеплер (стр. 42–43), известные своими открытиями гравитационной силы, считали Библию надежным и достоверным источником. Фактически, Репчек описывает, как тщательно они восстанавливали библейскую хронологию событий. Стено (стр. 95) использовал Библию для того, чтобы трактовать геологические процессы (в отличие от того, что говорит Репчек).2 Он является основателем геологических принципов стратиграфии, которыми геологи пользуются и сегодня. Хуук и Моро (стр. 96–97) напечатали свои произведения о землетрясениях. Бернет и Вистон (стр. 97, 98) написали целые тома о космогонии и теориях земли. Вудворд (стр. 98) стал первопроходцем в области палеонтологии. Все эти ученые верили Библии и использовали её как основу для объяснения многих вещей и процессов.3 Как говорит Репчек, работы этих ученых легли в основу «ведущих книг в разных областях науки», и именно по таким книгам учился Хаттон. И это несмотря на то, что они жили (по словам Репчека) «до того, как возникла наука». Даже сегодня, «когда наука уже существует», существует много уважаемых ученых, которые верят тому, что говорит Библия о сотворении и о возрасте Земли.4

Заявление, с которого начинается эта книга, увековечивает миф о том, что наука касается реальности, а Библия – это вопрос убеждений. Очень жаль, что люди не понимают, что научные факты не говорят сами за себя. Ученые дают толкование фактам в соответствии со своим мировоззрением и философией, которая наполняет их умы. Сопротивление, с которым столкнулась философия Хаттона, и настолько ярко пересказанная Репчеком, показывает, что это правда.

Несомненно, Хаттон внес значительный вклад в геологическую науку. Репчек ясно описывает этот вклад, и это настолько увлекательно видеть, как разворачивалась драма этого открытия.

Если путешествовать по шотландскому нагорью, то можно дойти до местности под названием Глен Тильт, расположенной недалеко от города Данди. Именно здесь Хаттон и его друзья впервые обнаружили, как жилы розового гранита проходят через черный слюдистый сланец. Эта и подобная ей находки в области Галловея и Аррана указывают на то, что граниты были размещены тогда, когда они были еще в расплавленном состоянии — очень радикальная идея для того времени. Если вы объезжаете на лодках побережье Северного моря в области мыса Сиккар-Пойнт, возле Эдинбурга, то вы увидите место, где Хаттон объяснял своим друзьям существование здесь несогласного напластования. Это дало представление о геологических сдвигах, которые произошли в прошлом.

Возраст Земли

Но эта книга не только о науке. В ней повествуется о борьбе, которая установила на Западе совершенно другой образ мышления. Эта книга о противоречии мировоззрений, разжигаемых философией Хаттона. Как можно заключить из названия книги, эта борьба ведется из-за вопроса о возрасте Земли:

«Мнение о том, что нашей земле менее 6000 лет было глубоко закреплено в сознании большинства Христиан» (стр. 23).

Идея этого высказывания довольно проста. Земля возрастом в миллиарды лет не согласуется с Библией (и это так и есть!).

«Если в книге Бытие написана правда, то человек был сотворен через пять дней после того, как была сотворена сама Земля; если же прав Хаттон, то земля существовала на протяжении очень долгого времени до того, как появился человек» (стр. 4–5).

Такого рода высказывания тешат безбожный мир, ведь они направлены на то, чтобы отвергнуть рамки, установленные церковью. Чувство ликующего пренебрежения исходит из самой суперобложки этой книги, которая гласит, что работа Хаттона «помогла освободить науку от оков теологии».

Репчек также четко говорит о том, что на протяжении долгих веков идея о молодой земле была ортодоксальным учением церкви. Приверженцы теории о долгих веках пытаются сегодня утверждать, что теория молодой земли является современным заблуждением. Это неправда и Репчек четко объясняет, во что верили люди во времена Хаттона:

«Однако, в книге Бытие говорится, что земля была образована в Первый День Сотворения и что Адам был сотворен через пять дней - последовательность событий, которая, как всем известно, произошла почти 6,000 лет назад» (стр. 3).

Если церковь верила по-другому, почему Хаттон и другие приверженцы теории долгих веков должны были бороться для того, чтобы их идеи были приняты? И Репчек совершенно ясно и определенно высказывается о том, что церковь основывала это мнение непосредственно на простом библейском учении.

«Шотландская пресвитерианская церковь, Английская англиканская церковь, лютеранская церковь и католическая церковь — фактически все христианские церкви, их духовенство и их служители — верили в то, что земле даже меньше, чем 6000 лет. Это мнение было принципом, основанным на тщательном анализе Библии и других святых писаний. Это не было мнением какого-то одного религиозного человека, который был охвачен этой идеей; многие ученые соглашались с тем, что наша земля молодая» (стр. 14).

Насколько основные религиозные конфессии подвержены сегодня сомнениям относительно истинности своих убеждений? Лидеры и преподаватели церквей уклоняются и пытаются избегать этого вопроса. Они пытаются сказать, что Библия ничего не говорит на этот счет, пытаются согласовать Библию с идеей о миллионах лет, а также пересмотреть историю, чтобы сказать, что церковь никогда не верила в сотворение в течение шести дней.

Открыл время?

Название книги «Человек, который открыл время» также распространяет миф о том, что «наука является реальностью». Каким образом Хаттон мог открыть время? Он что, споткнулся об него, когда прогуливался по полю? Репчек смешивает точные научные открытия с непостижимой философией Хаттона.

Ученые могут открыть только то, что они могут наблюдать и измерить. Таким образом, они открыли пенициллин, плезиозавров и протозоа (простейшие одноклеточные животные организмы), а также измерили скорость света. Но мы не можем открыть или измерить геологическое время. Даже Хаттон признал это, и Репчек приводит в своей книге его высказывание:

«Поскольку в практике человеческого наблюдения не существует надежных способов для измерения уменьшения суши по земному шару, считается, что мы не можем ни подсчитать длительность того, что мы видим в настоящем, ни установить период, в который это началось» (стр. 152).

Джеймс Хаттон не «открыл» геологическое время. Скорее всего, он разработал концепцию, основанную на его предположениях.

Поэтому мы можем сказать, что Джеймс Хаттон не «открыл» геологическое время. Скорее всего, он разработал концепцию, основанную на его предположениях:

«Поскольку отложения оседают при средней скорости (вероятно со скоростью всего лишь один дюйм в год), можно сделать вывод, что для накопления достаточного количества осадочных пород потребовались сотни тысяч лет …» (стр. 21).

«Хаттон понимал, что даже несмотря на то, что эрозия происходит постоянно, она действовала достаточно медленно» (стр. 115). Таким образом «начиная с середины 1760-ых годов, Хаттон уже утверждал, что земля древняя …» (стр. 114).

Подобные предположения, конечно же, подразумевали сознательное отвержение библейской истории. Как только мы начинаем думать о медленной скорости эрозии и отложении осадочных пород, катастрофические воздействия всемирного Потопа сразу начинают терять смысл. Как отметил Репчек:

«Хаттон полностью игнорировал Библию и Потоп …» (стр. 4).

Битва мировоззрений

Основой хорошей истории является тайна, и авторы создают эту тайну с помощью того, что устанавливают на пути своих героев препятствия. Хаттон является героем книги Репчека, целью которого является «истина». А обстоятельства? Репчек использует церковь, Библию и «утвердившуюся веру» в качестве отрицательных героев, расставляя своему положительному герою сети на каждом повороте:

«Церковь и ученые, которые её поддерживают, не уступили бы милостиво историю земли нечестивому, и наверное богохульному, Хаттону» (стр. 24).

Таким образом, Репчек изображает возражение церкви против новых геологических идей Хаттона, как возражение против истины. Он описывает интеллектуальную атмосферу, как удушливую:

«Необычайное влияние Библии встало на пути истинного вольнодумия об истории и процессах, происходящих на земле, и в результате некоторые неконсервативные ученые, которые появились в то время, быстро поддались осуждению церкви» (стр. 101).

Репчек забывает о том, что большинство учебных заведений были установлены самой церковью. Он также не придает особого значения тому, что в самом начале именно Христианское мировоззрение положило начало современной науке, как заявляют об этом сами научные философы.

Да, реальная жизнь непростая. Борьба ведется не между наукой и религией, а между истиной и стереотипностью, как описывает Репчек. Это – борьба между двумя мировоззрениями, между двумя религиями — гуманизмом и библейским Христианством. С этой точки зрения мы можем увидеть описываемые Репчеком события совершенно в ином свете.

Во времена Хаттона церковь вовсе не была деспотичной, бездумной и нетерпимой, она просто защищала свое мировоззрение. Каждое мировоззрение начинается с аксиом — недоказуемых убеждений, которые, как считают приверженцы этого мировоззрения, являются истинными. Каждая организация работает в рамках своего мировоззрения и защищает свои основные убеждения. Каждый, кто подвергает сомнению систему взглядов и принципов, больше не является членом клуба. Понятно и правильно, что эта организация имеет право исключить таких бунтовщиков со словами: «Ищи свое собственное место, чтобы продвигать свои идеи. Ты больше не с нами».

Сегодня ситуация совсем противоположная. Атеистическое/эволюционное мировоззрение, за которое боролся Хаттон, теперь является преобладающим мнением на Западе. Его защитники не считают себя предубежденными, необъективными и нетерпимыми. Но вы только попробуйте напечатать объяснение, основанное на идее о молодой земле в нецерковном научном журнале. Из университетов увольняют профессоров, которые говорят против эволюции. Преподаватели используют союзы активистов, чтобы запретить критику эволюции в школах. Не так давно, президенты семи научных институтов обратились в правительство США с требованием запретить книгу, в которой кандидаты геологических наук и другие ученые описывают Большой Каньон с точки зрения молодой земли.5 Это нормально – когда кто-то защищает свое мировоззрение и эволюционисты делают это с большим пристрастием. Современные высшие учебные заведения намного более удушающие, чем Христианские заведения, которые описывает Репчек.

Предостережения

Книга «Человек, который открыл время» очень легко читается и содержит множество исторической информации. Она лишь будет укреплять веру нехристианских умов.

Христиане, которые сомневаются в истинности своих убеждений, должны обязательно услышать послание Репчека. Те, кто подвергают христианскую веру опасности, должны перестать обманывать себя в том, что вопрос возраста земли не является настолько уж и важным. Возраст земли – это тот клин, который «разбил прочное библейское представление о Земле и отделил науку от теологии» (стр. 4).

Концепция Хаттона о «древнем возрасте земли стала откровением для Дарвина» (стр. 6), и Дарвин использовал этот клин, чтобы дальше продолжать раскалывать авторитетность Библии.6 Хаттон отнял «у вещей их божественное начало», а Дарвин «непосредственно отнял концепцию божественного начала у человека» (стр. 5).

Репчек прав, когда говорит о влиянии теории Хаттона на культуру Запада, которая некогда была Христианской: «Во-первых эта теория поставила под сомнение достоверность самой Библии, а во-вторых, она отдалила во времени появление человечества от начала времени» (стр. 4). Мы должны смело посмотреть в лицо тому факту, что если мы, как Христиане, хотим исправить культуру, мы должны восстановить авторитетность Библии, как надежного источника в каждой области. И для этого необходимо начать с сотворения, которое произошло в течение шести дней.

Таким образом, нам необходимо заняться вопросом о возрасте земли и вернуть то основание, которое было когда-то потеряно. Это борьба, в которой мы должны бороться, но мы можем выиграть эту борьбу.

Ссылки

  1. Например, смотрите: Вильямс, A., Библейское происхождение науки, журнал TJ 18(2):37–40, 2004. Вернуться к тексту.
  2. Уолкер, T., Представление в ложном свете концепции креационистов о молодой земле для того, чтобы продвигать эволюционные идеи о миллионах лет, журнал TJ 18(1):34–36, 2004. Вернуться к тексту.
  3. Не удивительно, что они имели разные объяснения горных пород или по-разному толковали Писание. Современные креационисты также не согласились бы с ними в каждом вопросе. Но, несмотря на это, ученые совершали свою научную работу в рамках библейской системы взглядов и понятий. Вернуться к тексту.
  4. Аштон, Д.Ф., В течение шести дней: почему 50 ученых выбирают верить в Сотворение, издательство New Holland Publishers, г. Сидней, Австралия, 1999. Эти ученые были выбраны буквально из тысячи других ученых по всему миру, которые верят в библейское описание события сотворения и Потопа. Вернуться к тексту.
  5. Метьюс, M., Геологи охвачены волнением, , 6 января, 2004. Вернуться к тексту.
  6. Этот вопрос рассматривается Григгом, Р., Незаконное изобретение Дарвина, журнал Creation 26(2):39–41, 2004. Вернуться к тексту.

Источник: www.creationontheweb.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться