(А)моральная история о самоубийстве

Марк Лой и Кен Хэм

Краткий обзор фильма «Семь фунтов» с Уиллом Смитом в главной роли

Современная культура пропитана идеями, которые противоречат Бытию (и Библии в целом), и речь идет не только о привлекающем к себе внимание споре о происхождении, который постоянно ведется в современном обществе. Возьмем, к примеру, недавно вышедший фильм Семь фунтов, где главную роль играет мегазвезда кино Уилл Смит. Как только этот фильм вышел не экраны перед Рождеством, он занял второе место по прокату. Телевизионные передачи продолжают заявлять, что этот фильм – «прекрасный подарок к праздникам». Смит, который является сопродюсером фильма, используя свое немалое очарование, обещает, что этот фильм об искуплении и самоотверженности привлечет любителей кино в этот период праздников.

Sonypictures.com

И все же, в конечном итоге перед зрителями предстает фильм, где самоубийство выставляется как благородный поступок — хотя тот ужасный способ, которым главный герой убивает себя, нельзя назвать прославляющим самоубийством. Ибо, какими бы вдохновляющими и альтруистическими идеями не был наполнен этот фильм (что возможно побудило продюсеров выпустить его к Рождеству), в нем есть несколько очень темных моментов, особенно в конце. И хотя неосторожные любители кино слышат трогательную историю, рассказываемую в фильме, о бескорыстных поступках героя Смита, этот фильм ни в коем случае нельзя считать веселой праздничной историей.

В фильме Семь фунтов рассказывается история о человеке, который решает, что ему не стоит больше жить. Его глубокие эмоциональные страдания являются результатом чувства вины и печали, и чем больше он погружается в себя, тем ближе он подходит к моменту, когда он убивает себя, чтобы облегчить свои страдания. В самом начале фильма зрители с сочувствием наблюдают за тем, как герой страдает, и видят его альтруистические поступки по отношению к незнакомым людям. Даже перед тем как герой Уилла Смита убивает себя, он жертвует свои органы другим людям, чтобы они могли жить; в результате его самоубийства другие люди (включая девушку, которая ему нравилась) получают органы и продолжают жить.

Наряду с темой искупления и жертвенной отдачи другим людям, фильм содержит и другие духовные намеки (некоторые из них взяты из Библии), но они, в конечном счете, не смягчают тот факт, что это в действительности мрачный фильм о самоубийстве. Фильм начинается с того, что главный герой Уилла Смита, Бен Томас (позднее мы выяснили, что герой Смита на самом деле брат настоящего Бена Томаса), обращается к словам из Библии, когда говорит: «За семь дней Бог сотворил мир. За семь секунд я разрушил свой». После этого он звонит оператору на номер 911 о своем намерении убить себя. Остальная часть фильма рассказывает о том, что же привело главного героя к такому решению.

Фильм Семь фунтов также содержит намеки на число семь – число завершения или полноты в Библии. Но в этом фильме не все числа семь имеют позитивный оттенок. Например, наряду с тем, что семь человек получают семь органов благодаря благородству Томаса (которые вероятно в целом весят семь фунтов, отсюда и название фильма), другие семь человек, включая его невесту, погибают в автокатастрофе, причиной которой было неосторожное поведение Томаса. Несмотря на то, что Томас пытается искупить свою вину, его поступки далеки от совершенства. Его преступления имеют широкий диапазон: от обмана, когда он изображает федерального агента, до более тяжкого преступления, когда он совершает самоубийство.

В фильме имеются и другие духовные намеки, такие как сцены, снятые в католической больнице. Но этот фильм не несет никакого христианского послания. История искупления, лежащая в основе этого фильма, написана в контексте светского понимания, так как фильм не содержит библейских учений об искуплении и расплате. В конечном счете, в конце этого фильма, мы видим высшее проявление эгоизма — образно выражаясь, Томас как-бы грозит кулаком Богу, который сотворил человеческую жизнь и который может давать благодать и исцеление даже самым израненным людям - когда он забирает свою собственную жизнь. Даже те люди, которые не придерживаются библейского мировоззрения, могли бы верно заметить, что по меркам этого мира, самоубийство Томаса является проявлением трусости, так как смелый человек будет пытаться найти помощь, будет бороться со своими проблемами, и будет искать смысл жизни.

С позиции Христианского мировоззрения, существуют ситуации, когда чья-то смерть за других людей может быть оправдана. Возьмем, к примеру, благородный поступок солдата, который принимает на себя пулю и спасает своих товарищей; но в этой ситуации солдат знает о риске быть убитым, поступая на военную службу и о возможной смерти в бою. Что еще более важно, так это то, что солдат поступал на службу, не имея намерения и желания быть убитым.

Также давайте вспомним о том мужчине, который уступил свое место женщине с ребенком в лодке, когда тонул Титаник. Что касается первого примера, то в нем нет никакого обдумывания заранее и планирования своей собственной смерти, а также нет и никакого эгоистического поступка со стороны этих людей, чтобы положить конец своим страданиям или смягчить чувство вины. Разница между этими примерами и самоубийством в фильме заключается в цели жертвоприношения.

Самоубийство главного героя фильма, которое в конечном итоге помогло выжить другим людям, может побудить зрителей проводить параллель с готовностью Христа умереть и принести Себя в жертву на Кресте, чтобы другие люди могли быть спасены. В действительности смерть Христа (и Его окончательное победное Воскресение) является самым главным примером отдачи жизни, но Его смерть была совершена не для того, чтобы облегчить чье-либо личное страдание, а для того, чтобы спасти людей от грехов и дать им духовную жизнь. С другой стороны главный герой фильма настолько поглощен чувством вины из-за своих ошибок, что его самоубийство является скорее эгоистичным, а не самоотверженным поступком, хотя его смерть и помогает другим людям получить его органы и продолжать жить.

Хотя некоторые любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (а, следовательно ди могут утверждать, что в Иоанна 15:13 говорится о том, что «нет больше той ействия Томаса можно оправдать). Важно отметить, что Христос отдал Свою жизнь не из чувства вины или раскаяния, а из Своей любви к нам (Иоанна 3:16).

Умышленный гуманизм

Фильм Семь фунтов отображает мирской тип мышления наших дней: люди не ответственны ни перед кем, только перед собой и они единственные, кому принадлежат их тела.1 Однако Библия говорит нам, что так как мы сотворены по образу Бога (Бытие 1:26) мы для Него являемся особенными, как Его уникальное творение — мы принадлежим Ему. Мы не имеем никакого права забирать то, что по праву принадлежит Самому Творцу.2

Существуют ситуации, в которых Бог дал право человеку производить суд, что касается жизни и смерти. Например, Бог разрешает использовать смертную казнь по отношению к тем людям, которые забирают жизнь другого человека, согласно Бытие 9:6.3 Это показывает нам, насколько Бог ценит человеческую жизнь и насколько серьезным и тяжким преступлением является убийство.

Герой Уилла Смита также берет на себя роль мессии и судьи. На протяжении всего фильма он ведет себя как судья, и принимает решения, кому жить, а кому умирать. Он делает запросы с целью узнать, насколько хорошими являются люди и заслуживают ли они его привилегированного обращения, чтобы им была оказана некая снисходительность от Налогового Управления США. По мере того как он исследует людей, его истинным мотивом является увидеть, кто заслуживает жизни. Он находит одного человека, который не заслуживает его благословения, а те, кто являются «хорошими», заслуживают. Герой Уилла Смита имеет власть давать жизнь, но, в то же самое время, этот назначивший сам себя судья - врет, раздражает и преследует людей, нарушает законы, спит с женщиной, которая не является его женой, и в конечном итоге убивает себя.

Слава Богу, что через Христа любой грешник может иметь прощение своих грехов, даже тот, кто намеренно совершил поступок, который привел к смерти других людей. Христос может спасти (а Дух Святой может поселиться в сердце) такого человека как самоубийца Бен Томас и наполнить его жизнь смыслом и дать цель. Так же как Томас просит одного человека в фильме пообещать ему «прожить жизнь с избытком», в реальности жизнь с избытком – свобода от чувства вины – исходит от Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет … Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:9–10).4 Средство от безнадежности и вины – это не самоубийство, а надежда и вера в Того, Кто дает жизнь:

«Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша. О Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» (Псалом 33:20–22).

Христианин, вероятно, уйдет из кинотеатра разочарованным из-за фильма, который в конечном итоге рассказывает об эгоистичном поступке самоубийства. Однако совсем по-другому воспринял этот фильм критик из журнала Time, который даже обнаружил в этом темном фильме оттенки христианской идеи. Он пишет: «Смысл фильма Семь фунтов ... заключается в том, что даже самый разочарованный и угнетенный человек может найти способ сделать других людей счастливыми. Если этот фильм не поддерживает ваш христианский дух, спросите себя следующее: Как часто вы сидите и смотрите на заключительные титры фильма, чтобы просто посидеть и тихо вытирать слезы?»5

Надо сказать, что для светского мира (который не имеет христианского основания для мышления) в этом нет ничего нелогичного, реагировать так, как отреагировал этот критик и считать самоубийство благородным поступком в том контексте, который изображен в фильме. Без правильной системы мышления (то есть без Божьего Слова), для неверующего человека совершенно логично рассматривать самоубийство как героический поступок, если он смягчает чувство вины или депрессию. Конечно же, христианин, который просто слушает Слово, но не делает, что Оно говорит (Иакова 1:22–24) также разрушает то, что принадлежит Богу: если человек живет отдельно от Христа, даже если он делает то, что по меркам этого мира является “хорошим”, то он все равно, по сути, - такой же эгоист, как и самоубийца.

Более того, не следует забывать о том, какую связь имеет самоубийство с эволюционным мышлением. Для тех людей, которые принимают эволюцию за основной принцип своего мировоззрения, согласно которому человеческая жизнь – это всего лишь случайность в бессмысленной вселенной, какое вообще значение имеет жизнь? В таком случае и не удивительно, что большая часть самоубийств сегодня происходит среди учеников школ, в которых учат детей тому, что Бога нет и что жизнь возникла в результате случайных процессов?

В книге Судей мы дважды находим очень важное заявление (Судей 17:6; Судей 21:25): «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым».

Чем больше из нашей культуры удаляется Библия и её учение, и чем больше мы видим поколений, выросших в системе образования, которая учит молодежь тому, что вся жизнь – это не более чем результат природного процесса, тем больше мы будем видеть людей, которые будут поступать так же, как и Бен Томас из фильма Семь фунтов — делая то, что «справедливо» для них. Библия предупреждает нас (Притчи 3:7) «не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла»; и далее: «путь глупого прямой в глазах его; но кто слушает совета, тот мудр» (Притчи 12:15).6

Люди должны понимать, что есть Царь, перед которым мы ответственны, о котором пророк сказал: «Только Ты – Отец наш» (Исайя 63:16). Наш Отец говорит нам, что мы - “сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту”. (Плач Иеремии 4:2) Мы настолько ценны в Его глазах, что Он вошел в историю для того, чтобы отдать Свою жизнь на Кресте – и это был самый большой бескорыстный поступок, который когда-либо был совершен, чтобы мы могли быть спасены для вечности.

Однако светский мир “сверг с престола” Царя в своих умах. В результате, остались только бесцельность, бессмысленность и безнадежность, которые проникли в нашу культуру (как видно из жизни героя Уилла Смита). Людям необходимо знать: Царь продолжает восседать на Своем престоле, и в жизни есть цель, смысл и надежда, какую и невозможно представить! Именно это и нужно услышать миру — а не унижающее, и в конечном итоге разрушающее послание, которое несет фильм Семь фунтов.

Христианам не стоит тратить свое драгоценное время на этот фильм, разве что они могут использовать его как возможность рассказать людям о Творце и о том, что Он является единственным владельцем нашей жизни и что Он предлагает жизнь, которая преисполнена избытком, и наполнена смыслом и целью.7

Ссылки:

  1. Как один из продюсеров фильма, Смит, в интервью Film.com, отметил, что он не обязательно согласен с фаталистическими взглядами своего главного героя, что касается самоубийства и что он в какой-то степени верит в Бога, который контролирует жизнь: “Когда я был ребенком . . . моя бабушка хотела, чтобы я знал, что Бог все устроит в моей жизни. То есть, как бы страшно вам ни было, какой бы плохой ни была ваша жизнь, просто знайте, что где-то высоко есть кто-то, кто заботится о вас. Поэтому играть персонажа, который не обязательно верит в это и чувствовать, что я должен исправить положение, что Бог допустил ошибку и это его ответственность исправить её, ужасно как с эмоциональной так и артистической стороны”. film.com Вернуться к тексту.
  2. Что касается Христианина, который думает о самоубийстве в 1 Коринфянам 6:19–20 говорится: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии”. Вернуться к тексту.
  3. Есть и другие примеры, когда Библией разрешается забирать чью-то жизнь. Например, самозащита с целью отразить нападение (Исход 22:2). Также, Бог дал указание Израильтянам убивать некоторых людей за определенные грехи, как например, за убийство ребенка (например, Хеттеи во Второзаконие 20); это был способ совершать Божий суд. Вернуться к тексту.
  4. Вопрос, который может заинтересовать читателей на этом этапе: может ли человек совершить самоубийство и все равно пойти на небеса? Да. Если мы истинно рождены свыше, то ничто не может удержать нам от этого, так же как и наши дела не могут помочь нам попасть на небеса. Мы спасаемся по Божьей благодати, а не по делам (Ефесянам 2:8–9) и ничто не может отделить верующего человека от Божьей любви (Римлянам 8:37). Вернуться к тексту.
  5. www.time.com/time/arts/article/0,8599,1867752-2,00.html Вернуться к тексту.
  6. В других стихах говорится: Притчи 16:2: “Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души”; Притчи 21:2: “Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца ”; и Исайя 5:21: “Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!” Вернуться к тексту.
  7. В то же самое время, вы можете подумать о том, чтобы написать разрешение на обратной стороне ваших водительских прав для пожертвования ваших органов другим людям, это, наверное, единственный положительный урок, который можно извлечь из этого фильма. Вернуться к тексту.

www.answersingenesis.org





опубликовано материалов

Популярные статьи:

что такое гравитация? Кто создал Бога? Динозавры жили с людьми Тука и его удивительный клюв Уникальная планета Земля




Поддержите наш проект, разместив нашу ссылку на сайте своей организации, в своем блоге или на страничке социальных сетей.
"Разумный Замысел"
http://www.origins.org.ua
банер Разумный Замысел


Система Orphus
нижняя полоса сайта