Яркий блеск ослепляет ученых

Мерцающие цвета бабочек и птиц (классическим примером является павлин) являются результатом вовсе не пигментов, а черных структур, расположенных на микроскопической чешуйке. Каким образом и почему они это делают, до сих пор интересует инженеров и ученых. Сьюзан Милиус исследовала этот вопрос на этой неделе в журнале Science News.1

Основной принцип, лежащий в основе радужной окраски, независимо от того, где мы её видим – на хвосте павлина, у бабочки морфиды или на крыле бабочки махаона или на подводном гребневике – это все оптический фокус. Крошечные чередующиеся структуры на крыле или пере отражают свет таким способом, который сглаживает одни волны и усиливает другие. Структуры, называемые фотонными кристаллами могут выглядеть под электронным микроскопом, как «ряды елок, поля решетчатых медовых сот и щетинки, которые работают как волоконно-оптические кабели, только лучше». Оптические эффекты могут даже использовать свет, который не виден человеческому глазу: ультрафиолет или циркулярно поляризованный свет.

О жуке, который умеет показывать такие фокусы, сообщалось в Science Daily и PhysOrg а также упоминалось в статье журнала Science News. Его название совпадает с его ярким блеском: Золотой жук (Chrysina gloriosa), хотя жук имеет ярко-зеленую окраску. Кристальные структуры выглядят как алмазы. Милиус сказала, что украшение жука отображает как право- так и лево-циркулярно поляризованный свет. (Прочитайте статью об еще одном фотонном жуке 01/19/2007.)

Ученые и инженеры уже давно охотятся за «лучшим» фотонным кристаллом, который имеет идеальные качества сверкающего алмаза. Возможно, они нашли его в этом жуке, говорится в статье PhysOrg. Кристаллы сделаны не из углерода, а из хитина, материала, схожего с ногтями, который расположен в алмазоподобных кристаллах, отражающих зеленый свет со всех сторон. Комбинированный эффект зеленого мерцающего света достигается с помощью «изобретательной инженерной стратегии» жука. Несмотря на то, что «природа использует очень простые стратегии для создания структур, управляющих светом», - сказал один исследователь, - эти «структуры остаются для нас на сегодня непостижимыми».

Как бы ученым хотелось имитировать эту инженерную стратегию! Зачем? Вы готовы? Мы могли бы иметь сверхбыстрые компьютеры, которые работают вместо электричества на свету. Оптические интегральные схемы с выключателями с переключателями, работающими со скоростью света, могли бы во много раз превзойти электронные аппараты. Фотонный компьютер мог бы решить за считанные секунды проблемы, которые на электронном компьютере могли бы решаться годами. Подсоедините эти сверхскоростные компьютеры к волоконно-оптической сети, используя кабеля с такими техническими характеристиками, как у глубоководной морской стекловидной губки под названием Цветочный горшок Венеры – и у нас получится новое поколение сверхбыстрых компьютеров, которые имеют сверхбыстрый интернет.

Другие устройства могли бы изменять цвет в зависимости от присутствия газов или паров, без необходимости использования электричества. И представьте себе, какие оптические эффекты имели бы приспособления будущего, просто имитируя природные фотонные кристаллы в производстве игрушек, предметов для театральных и эстрадных зрелищ, электронных приспособлений, медицинских датчиков и кто знает, чего еще. Нам просто нужно вспомнить, что повлекло за собой изобретение лазера, чтобы представить, что может стать возможным с этими световыми трюками.

В своей статье Сьюзен Милиус размышляет о возможных причинах, по которым животные могут использовать фотонные кристаллы. Самый простой ответ, который она находит – это для привлечения пары. Но для павлинов и мотыльков это слишком дорого, создавать и поддерживать такие точные структуры и рассыпаться искрами у кого-то на виду – ведь это может быть риском привлечь внимание хищников, а не пары. Показывает ли самец свое представление для того, чтобы предупредить о своей генетической приспособленности или здоровье? Неясно, передают ли яркие радужные цвета какую-то информацию, которую мозг животного счел бы полезной. Может быть цвета просто предназначены для красоты. Милиус использовала подзаголовок, который звучит так: “Радужность может иметь огромный смысл, или может служить просто для красоты”.


1 Милиус, Сьюзан, “Как они сверкают”, Science News, 173:28, стр. 26-29, 7 июня, 2008. Вернуться к тексту.

Как приятно слышать о потрясающих замыслах, которыми полна природа. И, тем не менее, большинство статей бросают ложку дегтя в бочку с медом, размышляя об эволюции. Например, в статье журнала Science News говорится, что “у птиц, жуков, бабочек и множества других существ передовые оптические системы эволюционировали задолго до того, как появились современные технологии”. Позднее в статье говорится: «Приспособления у животных появились после миллионов лет эволюционных проб и ошибок». Тошнит от подобных высказываний.

Дарвинисты, перестаньте стремиться оказаться в центре внимания. Эта наука разумного замысла с начала и до конца. Выявление дизайна, обратное проектирование и биомиметика все исходят из принципа, что и вселенная, земля и жизнь показывают свидетельства разумного замысла. Это не религия. А если вы называете это религией, мы ответим любезностью на любезность и станем обвинять дарвинистов в вере в мифические миллионы лет, магические мутации и колдовской отбор.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться