Оглавление:
Ветхий Завет
Статья впервые опубликована в журнале: Apologia 3(2):12–16, 1994
Краткий обзор: Писание имеет высший авторитет для святых Ветхого Завета, Христа и Его Апостолов во всех вопросах, которых оно касается. В частности, для Христа то, что сказано в Писании, сказано Богом. Иисус Христос также прямо подтвердил многие места Писания, которые оспаривались либералами. Возражения против непогрешимости и обоснованности Писания показывают свою несостоятельность. Верный христианин не может принимать обвинение в адрес Христа - что Иисус, мол, ошибался или просто развлекал Своих слушателей. Обвинение в нелогичном рассуждении терпит поражение по нескольким пунктам: внутренние и внешние перекрестные проверки и роль, которую аксиомы играют во всех философских системах.
Моисей часто свидетельствовал о том, что его записи были от Бога:
Исход 24:4: «И написал Моисей все слова Господни…»
Также смотрите Исход 24:7; Исход 34:27–28; Числа 33:1–2; Второзаконие 31:9,
Второзаконие 31:11: «Когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон перед всем Израилем вслух его».
Иисус Навин 1:8: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Книга Закона — это Тора или, как ее также называют, Пятикнижие (первые пять книг Библии.
Самый великий царь Израиля, несомненно, очень почитал Закон. Во время его правления было написано не так много книг Писания, но, тем не менее, Пятикнижие считалось Законом Божьим. Псалом 1:2: «Но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь».
Матфея 19:3–6:
«3И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?»
4 Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?»
5 И сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью?
6 Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Обратите внимание на то, что:
Луки 17:26–32:
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого.
Ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили.
Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный серный и истребил всех.
Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
Вспоминайте жену Лотову!»
Обратите внимание: Христос принимает описание Ноева Потопа, разрушение Содома и Гоморры, и беду, которая случилась с женой Лота, буквально. Таким образом тот, кто отвергает историчность этих событий, отвергает Христа. Матфея 12:39 и далее показывает, что Христос принимал события, которые случились с Ионой и китом буквально, и Он даже использовал это событие для сравнения с Его воскресением.
Луки 16:31: «Тогда Авраам сказал ему (богачу в аду): если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Обратите внимание: Христос четко показывает, насколько важен Ветхий Завет. Многие либеральные эволюционные теологи, которые отрицают Моисея, также отрицают и тот факт, что Иисус Христос воскрес из мертвых.
Иоанна 5:46–47:
« Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам?»
Обратите внимание: та же самая ситуация — либералы, которые сомневаются в Моисее, часто сомневаются и в том, что сказал Иисус (за исключением, конечно же, избирательного использования Его слов, если они могут каким-то образом их исказить, чтобы подтвердить политически корректную правильную позицию, с которой они на тот момент были согласны).
Также это показывает, что «JEDP/документальная гипотеза» относительно Пятикнижия противоречит Христу, Который ясно учил тому, что Пятикнижие было составлено Моисеем. Смотрите, Действительно ли Моисей написал Бытие?
Матфея 22:23–34:
В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
Учитель! Моисей сказал: «Если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему»;
Было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
Подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
После же всех умерла и жена;
Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? Ибо все имели ее.
Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых».
И, слыша, народ дивился учению Его.
Обратите внимание:
Матфея 5:18: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона пока не исполнится все».
Обратите внимание: «йота» была самой маленькой буквой древнееврейского алфавита, а «черта» — это маленькая часть буквы. Поэтому Христос подтверждает вдохновенность Писания даже на уровне отдельных букв.
Матфея 23:35: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».
Здесь Иисус говорит о величине канона Писания во времени: Библия фарисеев такая же, как и Протестантский Ветхий Завет, но она имеет другой порядок. Первой книгой остается книга Бытие, но последней была книга 2 Паралипоменон. То поколение должно было быть ответственным за всех Божьих людей, убитых во времена Ветхого Завета: от Авеля (Бытие 4:8) до Захарии (2 Паралипоменон 24:20–21). В Апокрифах были записаны и другие случаи мученичества, но Иисус не считал эти записи частью Писания и никогда не цитировал их. Иисус принимал Фарисейский канон (Иоанна 5:39), а не Саддукейский.
Иудейские ученые из Ямнии (90 г. н.э.) не считали Апокриф собранием канонических книг, и, согласно Талмуду, Святой Дух покинул Израиль после пророка Малахии. Многие Отцы Церкви были с этим согласны, например, Ориген, святой Кирилл Иерусалимский, Иероним, Святой Афанасий в своем 39-ом Пасхальном Письме, написанном в 367 году н.э., перечислил те же самые канонические книги, что и современные Протестанты (за исключением книги Есфирь). Он также отметил, что апокрифические книги — Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книга Премудрости Соломоновой, дополнения к книге Есфирь, книга Иудифи и Тобит — стоит прочитать, но они не являются каноническими книгами. Он ничего не говорит о книге Маккавеев.1
Неканонические книги изобилуют географическими и историческими ошибками,2 например, 2 Маккавеев 15:1 и далее не согласуется с 1 Маккавеев 2:41; в Иудифи 1:1 сказано, что Навуходоносор правил в Ниневии, а не в Вавилоне. Моральные принципы и вероучение неканонических книг, также, лишены библейских стандартов: Екклезиастикус и книга Премудрости учат моральным принципам, которые основываются на выгодности; Бог помогает Иудифи во лжи (Иудифи 9:10,13); спасение дается по делам (Тобита 12:9, 14:10–11); совершаются молитвы за мертвых (2 Маккавеев 12:45–46), проповедуется существование души до рождения человека (Премудрости 8:19–20) и сотворение из существующей ранее материи (Премудрости 11:17). Даже сами книги отрицают божественное вдохновение: в 1 Маккавеев 9:27 говорится о том, что пророчество исчезло в Израиле, тогда как 2 Маккавеев 15:37–39 признает, что является человеческим сочинением с возможными ошибками.
Также, очень важно отметить, что каждая каноническая книга становилась канонической, как только она была закончена, потому что ее главным автором был Сам Бог. Не нужно было ждать, пока Церковь изберет их каноничность. Исследователь Нового Завета Ф.Ф. Брюс пишет:
«Книги Нового Завета стали для Церкви влиятельными не из-за того, что они формально были включены в список канонических книг; а наоборот, Церковь включила их в Библейский Канон, потому что она уже считала их написанными под божественным вдохновением, признавая свойственную им значимость и, в целом, апостольскую власть, прямую или косвенную… Поместные соборы не навязали что-то новое христианским общинам, а систематизировали то, что уже являлось всеобщей практикой в этих общинах».3
Иоанна 10:35: «… не может нарушиться Писание» — не требуется никаких разъяснений.
Иоанна 14:26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Обратите внимание: здесь Христос обещает Своим ученикам, что их будет учить Святой Дух. И то, чему учил Святой Дух, в конечном итоге, было записано в Новом Завете.
2 Тимофею 3:15–17:
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Греческое слово, которое означает «Писание» в стихе 15 звучит как γραμματα (grammata), и должно относиться только к Ветхому Завету, поскольку это единственное Писание, которое с детства знал Тимофей.
В стихе 16 слово, переведенное как «Писание» - слово γραφη (graphe), включает Ветхий Завет плюс весь Новый Завет, написанный к тому времени (63 год н.э.), т.е. весь Новый Завет, за исключением 2 Петра, Евреям, Иуды и посланий Иоанна. Поскольку послания Павла были написаны под божественным вдохновением, это заявление применялось и для написанных позднее книг.
«Богодухновенное» — это правильный перевод греческого слова θεoπνεvστoς (theopneustos) используемый в Новом международном переводе Библии. Если Писание является «Богодухновенным», а Бог не может ошибаться, из этого следует логический вывод, что Писание не может ошибаться.
Писание способно «умудрить человека во спасение» и «приготовить ко всякому доброму делу». Это означает, что Писание содержит все учение и моральный закон, которые нам нужны.
Но поскольку стих 16 ясно говорит о том, что все Писание Богодухновенно, а не отдельные его части, то из этого следует, что все, написанное в Библии, безошибочно, а не только те отрывки и стихи, которые имеют отношение к вере и дают наставления. В конце концов, доктрина неразрывно связана с историей и наукой, поэтому что-либо, сказанное в Писании об исторических или научных вопросах, также является истинным. Например, основная доктрина о Воскресении связана с историческим фактом, что тело Иисуса покинуло могилу на третий день. Это также связано с наукой, поскольку ученые-натуралисты утверждают, что человеку невозможно воскреснуть. Значение смерти и воскресения Христа связано с исторической точностью событий, записанных в книге Бытие (1 Коринфянам 15:21–22). И если мы соглашаемся с униформистской «наукой» в вопросе происхождения, что же нам делать, когда учение Писания о моральных принципах противоречит «науке», например, запрет Библии на прелюбодеяния или однополые отношения против «научных утверждений» о том, что такое поведение заложено «в наших генах». Иисус спросил Никодима: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоанна 3:12).
1 Тимофею 5:18 цитирует Второзаконие 25:4 и Луки 10:7 как graphe, то есть и Ветхий и Новый Завет. Это показывает нам, что Новый Завет уже считался Писанием даже во времена Апостолов.
1 Тимофею 2:12–14:
«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.
И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление».
Обратите внимание: Павел принимал описание в Бытие как исторический рассказ и использовал его для того, чтобы учить о роли мужчин и женщин в Церкви.
Деяния 17:1–3:
«1Прошедши чрез Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам».
Обратите внимание: это показывает, насколько важным было Писание для проповедования Павлом Евангелия иудеям, которые уже считали Писание авторитетным.
Деяния 17:10–11:
«Братья же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они, прибывши, пошли в синагогу Иудейскую.
Здешние были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».
Это показывает, что даже учение Павла проверялось через Писание со стороны людей, которые получили за это похвалу. Так же и современные христиане должны следовать примеру Верийцев и исследовать учение любой церкви (или ученого) через Писание.
2 Петра 1:20–21:
«Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
Обратите внимание: главный апостол, Петр, верил в то, что Бог управлял писателями Писания (буквально «движимы Духом»), так что они записали точно то, что Он хотел. Однако Бог обычно не диктовал слова, но направлял авторов так, что, используя их индивидуальные особенности, они безошибочно записывали Его откровение.
2 Петра 3:15–16:
«И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам.
Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, извращают, как и прочие Писания».
Обратите внимание: Петр подтверждает, что писания Павла также были Писанием.
Иуда 3: «Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым».
Обратите особое внимание: Если вера однажды была предана (т.е. дана), то нет никакой необходимости в дополнительных откровениях доктрины после того, как написание канонических книг Писания было закончено.
Иоанна 14:26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Иисус лично дает обещание Своим ученикам в Иоанна 14:26. Иоанн был последним, оставшимся в живых очевидцем, так что его книги есть последними в каноническом Новом Завете. Возможно, что Откровение 22:18–19 является указанием на то, что эта книга закрывает Библейский Канон.
Весь Новый Завет, за исключением 11 стихов, можно было бы воссоздать по писаниям Отцов Церкви.4 Для Святого Иринея (прибл. 170 г. н.э.) состоящее из четырех частей Евангелие было таким же самоочевидным, как и четыре стороны света. Он процитировал 23 из 27 книг Нового Завета, пропуская лишь: Послание Филимону, Иакова, 2 Петра и 3 Иоанна. Игнатий Богоносец (50–115 гг. н.э.) процитировал 15 книг Нового Завета. Он признавал, что Новый Завет имеет больший авторитет, чем он: «Я не приказываю тебе, как Петр или Павел. Они были Апостолами, а я до сего дня лишь раб». (Послание к Римлянам)
Августин признавал кардинальную важность библейской непогрешимости:
«Ибо мне кажется, что наиболее катастрофические последствия исходят из того, что мы верим, что в этих священных книгах может содержаться что-то ложное: то есть, что люди, через которых нам дано было Писание, и которые были посвящены этому делу, записали в этих книгах что-то неправдивое. Один вопрос, может ли быть, что долгом какого-то хорошего человека является обман; и совсем другой вопрос, могло ли быть долгом писателя Священного Писания — обманывать: нет, дело не в том, какой вопрос правильный, это вообще не вопрос. Ибо, как только мы допустим в это святилище высшей власти хоть одно ложное заявление, которое сделано из чувства долга, не останется ни одного предложения в этих книгах, которые, если кажутся кому-то трудными для исполнения или в которые трудно поверить, нельзя будет объяснить по тому же самому фатальному принципу, что и заявление, в котором намеренно и по чувству долга автор сказал то, что было неправдой». (Первое послание к Иерониму)
Г.M. Моррис и Г.M. Моррис III, Множество непогрешимых доказательств, издательство Master Books, Грин-Форест, Арканзас 72638, США, 1996.
Г.Л. Арчер, Энциклопедия трудных мест Библии, издательство Zondervan, Гранд-Рапидс, Мичиган, США, 1982.
Г.Х. Кларк, Молоток Бога: Библия и ее критики, Христианская организация Троица, POB 68, Юникой, Теннеси 37692, США: 2nd ed. 1987.
П. Эннс, Справочник по теологии института Муди, издательство Moody Press, Чикаго, 1989, Ch. 18.
Н.Л. Гейслер и Р.M. Брукс, Когда спрашивают скептики, издательство Victor Books, Уитон, Иллинойс, США, 1990.
Н.Л. Гейслер и T.Р. Хоуи, Когда спрашивают скептики, издательство Victor Books, Уитон, Иллинойс, США, 1992.
Н.Л. Гейслер и Вильям. E. Никс, Общая информация о Библии, издательство Moody, Чикаго, 1986.
Х. Линдселл, Битва за Библию, издательство Zondervan, Гранд-Рапидс, Мичиган, США, 1976.
Д. Макдауел, Неоспоримые свидетельства, издательство Here’s Life Publishers, Сан-Бернардино, Калифорния 92402, США, 1981.
Джон У. Венхам, Христос и Библия, издательство Eagle, Гилфорд, Суррей, Великобритания, 3 издание, 1993. 3 издание, 1993).
Формирование канонических книг Ветхого Завета
Текстовая надежность Нового Завета
Источник – www.creationontheweb.com