Почти все либеральные Библейские колледжи и семинарии и, к сожалению, некоторые заведения, которые открыто исповедуют консервативную евангельскую доктрину, одобрительно обучают своих студентов «документальной гипотезе», известной как «JEDP-гипотеза».
Египетские руины и статуи. Внутренние свидетельства в тексте Пятикнижия указывают на то, что автор был знаком с египетскими традициями, что вполне естественно было бы ожидать от Моисея.
Этот либеральный/критический взгляд отвергает тот факт, что Моисей написал первые пять книг Библии, начиная от книги Бытие и заканчивая книгой Второзаконие. Согласно этой гипотезе, первые пять книг были написаны разными неизвестными авторами (подобно другим частям Ветхого Завета), которые жили в века устных преданий в течение 900 лет после Моисея (если, согласно этой точке зрения, он вообще существовал). Этими гипотетическими повествователями являются:
J - Jahwist - (является символом того, кого документальная гипотеза называет Яхвистом) предположительно жил примерно 900–850 до Р.Х. Он/она/они якобы собирали мифы и легенды Вавилона и других наций и добавили их к «сборнику историй» евреев, образовав библейские стихи, где в качестве имени Бога используются буквы древнееврейского алфавита YHWH (‘Jehovah’ - Иегова).
E - Elohist - (Элохист) предположительно жил около 750–700 лет до Р.Х. в северном царстве (Израиль) и написал те стихи, где используется имя Бога ’Elohim – Элохим.
D - Deuteronomy (Девторономист) - предположительно написал большую часть Второзакония - книгу, которая вероятно была обнаружена в храме Иерусалима в 621 до Р.Х. (4 Царств 22:8).
P - Priest - предположительно Жрец (или жрецы), которые жили во время вавилонского пленения и якобы составили кодекс святости для людей, так называемый жреческий кодекс.
Различные редакторы – R - (от немецкого слова Redakteur - Редактор) предположительно соединили вместе все книги.
Идея о том, что эти книги были написаны не одним автором, впервые была предложена Жаном Астрюком в Париже в 1753 году. Однако основным представителем теории был Юлиус Велльгаузен (1844–1918), который «заново сформулировал Документальную Гипотезу … с точки зрения эволюционного взгляда на историю, который преобладал в то время в философских кругах».1,2 Он заявлял, что те части Ветхого Завета, которые касались сложной доктрины (т.е. единый Бог, Десять Заповедей, скиния и т.д.) были не истиной, явленной живым Богом, а идеями, эволюционировавшими от низших ступеней мышления, включая политеизм, анимизм, культ предков и т.д.3 Отсюда возникла и «необходимость» найти или придумать разных авторов. Одним из основных приводимых аргументов было то, что письменность еще не существовала во времена, когда жил Моисей.
Таким образом, документальная гипотеза подрывает достоверность событий Сотворения/Грехопадения/Потопа, а также всей древней истории Израиля. Она предполагает, что весь Ветхий Завет является одним огромным литературным обманом и ставит под сомнение не только честность Моисея, но и надежность и Божественность Иисуса (смотрите ниже пункт 5). Не удивительно, что критики с такой радостью приняли эту гипотезу!
Ответ: Он не был ни одним из них. Скорее Моисей сам был и писателем, и редактором Пятикнижия, и именно он составил эти пять книг примерно 1400 лет до Р.Х., а не неизвестные авторы времен вавилонского пленения. Это не значит, что Моисей не использовал другие письменные источники, доступные ему в то время (смотрите дальше), или, что он написал последние несколько стихов книги Второзаконие 34, в которых говорится о его смерти. Согласно Талмудической (Раввинистический иудаизм) традиции считалось, что эти стихи были добавлены под Божественным вдохновением Иисусом Навином.
Нет никаких внешних свидетельств, которые бы подтверждали истинность авторов J, E, D, P, или R. Как их звали? Что еще написали эти предполагаемые литературные специалисты? История, как древнееврейская, так и светская, ничего не знает о них. Они существуют только в воображении изобретателей документальной гипотезы.
Глиняные таблички, подобные изображенной на этой фотографии, идеально подходили для написания на них долговременных письменных свидетельств. В отличие от грубых камней, эту табличку легко можно было удержать в одной руке. Древние записи, находившиеся на борту Ковчега, позднее могли быть использованы Моисеем при составлении книги Бытие (конечно же, под Божьим водительством).
Доказательств того, что Моисей написал Пятикнижие, о котором в Библии часто говорится как о «Законе» (на древнееврейском тора), более чем достаточно:
Означает ли это, что Моисей написал книгу Бытие, не обращаясь ни к каким ранним источникам информации? Не совсем. Бытие состоит из рассказов об исторических событиях, которые происходили до рождения Моисея. Моисей мог легко иметь доступ к древним записям и/или надежным устным преданиям об этих событиях. В таком случае, такие записи, несомненно, сохранялись бы в письменном виде (вероятно на глиняных табличках) и передавались от отца к сыну по линии Адам-Сиф-Ной-Сим-Авраам-Исаак-Иаков и т.д.
В Бытие мы находим 11 мест, в которых говорится: «Вот (или «Это книга о…») происхождение…». Древнееврейское слово toledoth, переводимое как «происхождение», также может означать «начало», «история», или даже «семейная история», и каждый toledoth написан непосредственно перед, или сразу после описания исторических событий, в которых участвовал человек, имя которого упоминается.9 Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что Адам, Ной, Сим и т.д. описали события, которые происходили во время или незадолго до их жизни, а Моисей, находясь под водительством Святого Духа, отобрал, составил и записал эти истории – и в результате получилась книга Бытие в ее современной и связной форме.10
Бытие вовсе не показывает развития от идолопоклонства к монотеизму, как предполагает эволюционизм Велльгаузена. Скорее наоборот, Библия начинается с первоначального откровения Бога, которое, кстати, позднее было отвергнуто еврейским народом, в результате чего Бог предал его Вавилонскому пленению.
Давайте рассмотрим этот вопрос, исследовав Бытие, главы 1 и 2. Слово ’Elohim - Элохим используется для Бога 25 раз в Бытие 1:1–2:4a.11 Этим самым нам дается представление о великом и верном Существе, обладающем созидательной и правящей властью, величием и всемогуществом, и который превыше материального мира, Им сотворенного. Это очень высокий титул (= «Бог»), и это имя является вполне подходящим, когда Моисей использовал его впервые, чтобы описать Божьи созидательные дела.12
В Бытие глава 2 со стиха 4 евреи используют буквы YHWH, когда называют Бога. Это слово, которое иногда переводится как «Иегова», чаще переводится как «Господь», и это наиболее часто используемое имя для Бога в Ветхом Завете (6823 раз). Оно означает Сущий - «Тот, Кто всегда был, есть и будет», и является очень личным именем Бога. Поэтому оно используется, когда речь идет о Его личных и заветных отношениях с человеком. Бытие 2:4(б) и далее – это подробное описание сотворения Богом Адама и Евы и места, приготовленного Им для них.13 Здесь они должны были жить и пребывать в общении с Господом14 и друг с другом. Поэтому Моисей вполне уместно употребил слово YHWH, когда писал этот раздел книги Бытие. В Бытие 2, YHWH соединяется с названием ‘Elohim – Элохим для того, чтобы образовалось составное имя YHWH-’Elohim (= Господь-Бог). Это означает, что Бог YHWH – это тот же, что и Элохим, т.е. Всемогущий Творец. Нет никакой логической причины (в особенности на основании имени, используемого для Бога) приписывать это описание какому-либо другому автору(ам).
Компьютер подтверждает: Бытие было написано одним автором
Следующая цитата взята из журнала Omni за август, 1982:
«После того, как 20000 древнееврейских слов из книги Бытие были введены в компьютер в израильском технологическом университете, исследователи обнаружили много предложений, которые заканчивались глаголами и многочисленными словами из шести букв или больше. «Так как эти идиосинкратические формы повторяются снова и снова, - говорит руководитель проекта Йехуда Раддай, - вероятнее всего текст писал один автор». Полный компьютерный анализ, проведенный в Израиле, установил, что вероятность того, что текст написан одним автором, составляет 82 %».
Те же самые принципы применимы ко всей остальной части книги Бытие и остальной части Ветхого Завета.
JEDP-гипотеза противоречит сама себе, поскольку ее сторонникам необходимо разбивать стихи на разделы и даже приписывать части предложений (в которых используется более чем одно имя для Бога) разным писателям. Подобная мешанина была бы странной, если бы разбирались тексты древней литературы Ближнего Востока.
Если бы речь шла о любой другой древней книге, подобная «ученость», используемая для продвижения этой гипотезы, давно была бы высмеяна!
В конечном счете, автором книги Бытие был Бог, который действовал через Моисея. Это вовсе не означает, что Бог использовал Моисея в качестве «пишущей машинки». Наоборот, Бог готовил Моисея к выполнению этой задачи с момента его рождения. И когда пришло время, у Моисея были все необходимые данные, и он был безошибочно управляем Святым Духом относительно того, что включать и что не включать в книги. Это согласуется с известной нам историей, а также с заявлениями и принципами Писания (2 Тимофею 3:15–17; 2 Петра 1:20–21).
С другой стороны нет никаких исторических данных и никакого духовного и какого-либо теологического основания для обманной JEDP-гипотезы. Ее учение абсолютно ложное; «ученость», которая используется для продвижения этой гипотезы полностью поддельная. Поддерживаемая теорией эволюции, она существует исключительно с единственной целью – чтобы подрывать авторитет Божьего Слова.
Источник – www.creationontheweb.com