Действительно ли Моисей написал Бытие?

Рассел Григ

Гипотеза, отвергающая то, что Моисей имел какое-либо отношение к написанию книги Бытие, и основывающаяся на ложной науке, до сих пор широко преподается будущим христианским лидерам.

Почти все либеральные Библейские колледжи и семинарии и, к сожалению, некоторые заведения, которые открыто исповедуют консервативную евангельскую доктрину, одобрительно обучают своих студентов «документальной гипотезе», известной как «JEDP-гипотеза».

Что такое документальная гипотеза?

Египетские руины и статуи. Внутренние свидетельства в тексте Пятикнижия указывают на то, что автор был знаком с египетскими традициями, что вполне естественно было бы ожидать от Моисея.

Этот либеральный/критический взгляд отвергает тот факт, что Моисей написал первые пять книг Библии, начиная от книги Бытие и заканчивая книгой Второзаконие. Согласно этой гипотезе, первые пять книг были написаны разными неизвестными авторами (подобно другим частям Ветхого Завета), которые жили в века устных преданий в течение 900 лет после Моисея (если, согласно этой точке зрения, он вообще существовал). Этими гипотетическими повествователями являются:

J - Jahwist - (является символом того, кого документальная гипотеза называет Яхвистом) предположительно жил примерно 900–850 до Р.Х. Он/она/они якобы собирали мифы и легенды Вавилона и других наций и добавили их к «сборнику историй» евреев, образовав библейские стихи, где в качестве имени Бога используются буквы древнееврейского алфавита YHWH (‘Jehovah’ - Иегова).

E - Elohist - (Элохист) предположительно жил около 750–700 лет до Р.Х. в северном царстве (Израиль) и написал те стихи, где используется имя Бога ’Elohim – Элохим.

D - Deuteronomy (Девторономист) - предположительно написал большую часть Второзакония - книгу, которая вероятно была обнаружена в храме Иерусалима в 621 до Р.Х. (4 Царств 22:8).

P - Priest - предположительно Жрец (или жрецы), которые жили во время вавилонского пленения и якобы составили кодекс святости для людей, так называемый жреческий кодекс.

Различные редакторы – R - (от немецкого слова Redakteur - Редактор) предположительно соединили вместе все книги.

Идея о том, что эти книги были написаны не одним автором, впервые была предложена Жаном Астрюком в Париже в 1753 году. Однако основным представителем теории был Юлиус Велльгаузен (1844–1918), который «заново сформулировал Документальную Гипотезу … с точки зрения эволюционного взгляда на историю, который преобладал в то время в философских кругах».1,2 Он заявлял, что те части Ветхого Завета, которые касались сложной доктрины (т.е. единый Бог, Десять Заповедей, скиния и т.д.) были не истиной, явленной живым Богом, а идеями, эволюционировавшими от низших ступеней мышления, включая политеизм, анимизм, культ предков и т.д.3 Отсюда возникла и «необходимость» найти или придумать разных авторов. Одним из основных приводимых аргументов было то, что письменность еще не существовала во времена, когда жил Моисей.

Таким образом, документальная гипотеза подрывает достоверность событий Сотворения/Грехопадения/Потопа, а также всей древней истории Израиля. Она предполагает, что весь Ветхий Завет является одним огромным литературным обманом и ставит под сомнение не только честность Моисея, но и надежность и Божественность Иисуса (смотрите ниже пункт 5). Не удивительно, что критики с такой радостью приняли эту гипотезу!

Был ли Моисей Яхвистом, Элохистом, Девторономистом, Жрецом или Редактором?

.

Ответ: Он не был ни одним из них. Скорее Моисей сам был и писателем, и редактором Пятикнижия, и именно он составил эти пять книг примерно 1400 лет до Р.Х., а не неизвестные авторы времен вавилонского пленения. Это не значит, что Моисей не использовал другие письменные источники, доступные ему в то время (смотрите дальше), или, что он написал последние несколько стихов книги Второзаконие 34, в которых говорится о его смерти. Согласно Талмудической (Раввинистический иудаизм) традиции считалось, что эти стихи были добавлены под Божественным вдохновением Иисусом Навином.

Нет никаких внешних свидетельств, которые бы подтверждали истинность авторов J, E, D, P, или R. Как их звали? Что еще написали эти предполагаемые литературные специалисты? История, как древнееврейская, так и светская, ничего не знает о них. Они существуют только в воображении изобретателей документальной гипотезы.

Свидетельство в пользу того, что автором Пятикнижия является Моисей

Глиняные таблички, подобные изображенной на этой фотографии, идеально подходили для написания на них долговременных письменных свидетельств. В отличие от грубых камней, эту табличку легко можно было удержать в одной руке. Древние записи, находившиеся на борту Ковчега, позднее могли быть использованы Моисеем при составлении книги Бытие (конечно же, под Божьим водительством).

Доказательств того, что Моисей написал Пятикнижие, о котором в Библии часто говорится как о «Законе» (на древнееврейском тора), более чем достаточно:

  1. В отличие от взглядов Велльгаузена и других его сторонников, археологические исследования установили, что письменность во времена Моисея уже была хорошо известна. JEDP-гипотеза ошибочно предполагает, что израильтяне ждали много столетий от начала основания своего народа, пока изложили свою историю или законы в письменной форме. И это вопреки тому факту, что их соседи хранили записи своей истории и религии ещё до времени жизни Моисея.4
  2. Автор Пятикнижия явно является очевидцем Исхода израильского народа из Египта, а также знаком с географическими особенностями местности,5 ее флорой и фауной;6 он использует некоторые египетские слова7 и обращается к традициям, которые относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова.8
  3. Во многих местах Пятикнижия говорится, что Моисей был писателем этих книг, например: Исход 17:14; 24:4–7; 34:27; Числа 33:2; Второзаконие 31:9, 22, 24.
  4. Много раз в остальной части Ветхого Завета говорится о том, что Моисей записал Пятикнижие, например: Иисус Навин 1:7–8; 8:32–34; Судей 3:4; 3 Царств 2:3; 4 Царств 14:6; 21:8; 2 Паралипоменон 25:4; Ездры 6:18; Неемии 8:1; 13:1; Даниила 9:11–13.
  5. В Новом Завете Иисус часто говорил о записях Моисея или о законе Моисеевом, например: Матфея 8:4; 19:7–8; Марка 7:10; 12:26; Луки 24:27, 44; Иоанна 5:46–47; 7:19. Иисус сказал, что те, кто «не слушают [т.е. отвергают] Моисея» не поверят, «даже если бы кто и воскрес из мертвых» (Луки 16:31). Таким образом, мы видим, что те церкви и семинарии, которые отвергают историчность записей Моисея, отвергают также и буквальное телесное воскресение Господа Иисуса Христа.
  6. Другие авторы Нового Завета говорили то же самое, например: Иоанна 1:17; Деяния 6:14; 13:39; 15:5; 1 Коринфянам 9:9; 2 Коринфянам 3:15; Евреям 10:28.

Означает ли это, что Моисей написал книгу Бытие, не обращаясь ни к каким ранним источникам информации? Не совсем. Бытие состоит из рассказов об исторических событиях, которые происходили до рождения Моисея. Моисей мог легко иметь доступ к древним записям и/или надежным устным преданиям об этих событиях. В таком случае, такие записи, несомненно, сохранялись бы в письменном виде (вероятно на глиняных табличках) и передавались от отца к сыну по линии Адам-Сиф-Ной-Сим-Авраам-Исаак-Иаков и т.д.

В Бытие мы находим 11 мест, в которых говорится: «Вот (или «Это книга о…») происхождение…». Древнееврейское слово toledoth, переводимое как «происхождение», также может означать «начало», «история», или даже «семейная история», и каждый toledoth написан непосредственно перед, или сразу после описания исторических событий, в которых участвовал человек, имя которого упоминается.9 Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что Адам, Ной, Сим и т.д. описали события, которые происходили во время или незадолго до их жизни, а Моисей, находясь под водительством Святого Духа, отобрал, составил и записал эти истории – и в результате получилась книга Бытие в ее современной и связной форме.10

Бытие вовсе не показывает развития от идолопоклонства к монотеизму, как предполагает эволюционизм Велльгаузена. Скорее наоборот, Библия начинается с первоначального откровения Бога, которое, кстати, позднее было отвергнуто еврейским народом, в результате чего Бог предал его Вавилонскому пленению.

Как насчет разных имен, используемых для Бога?

Давайте рассмотрим этот вопрос, исследовав Бытие, главы 1 и 2. Слово ’Elohim - Элохим используется для Бога 25 раз в Бытие 1:1–2:4a.11 Этим самым нам дается представление о великом и верном Существе, обладающем созидательной и правящей властью, величием и всемогуществом, и который превыше материального мира, Им сотворенного. Это очень высокий титул (= «Бог»), и это имя является вполне подходящим, когда Моисей использовал его впервые, чтобы описать Божьи созидательные дела.12

В Бытие глава 2 со стиха 4 евреи используют буквы YHWH, когда называют Бога. Это слово, которое иногда переводится как «Иегова», чаще переводится как «Господь», и это наиболее часто используемое имя для Бога в Ветхом Завете (6823 раз). Оно означает Сущий - «Тот, Кто всегда был, есть и будет», и является очень личным именем Бога. Поэтому оно используется, когда речь идет о Его личных и заветных отношениях с человеком. Бытие 2:4(б) и далее – это подробное описание сотворения Богом Адама и Евы и места, приготовленного Им для них.13 Здесь они должны были жить и пребывать в общении с Господом14 и друг с другом. Поэтому Моисей вполне уместно употребил слово YHWH, когда писал этот раздел книги Бытие. В Бытие 2, YHWH соединяется с названием ‘Elohim – Элохим для того, чтобы образовалось составное имя YHWH-’Elohim (= Господь-Бог). Это означает, что Бог YHWH – это тот же, что и Элохим, т.е. Всемогущий Творец. Нет никакой логической причины (в особенности на основании имени, используемого для Бога) приписывать это описание какому-либо другому автору(ам).

Компьютер подтверждает: Бытие было написано одним автором

Следующая цитата взята из журнала Omni за август, 1982:

«После того, как 20000 древнееврейских слов из книги Бытие были введены в компьютер в израильском технологическом университете, исследователи обнаружили много предложений, которые заканчивались глаголами и многочисленными словами из шести букв или больше. «Так как эти идиосинкратические формы повторяются снова и снова, - говорит руководитель проекта Йехуда Раддай, - вероятнее всего текст писал один автор». Полный компьютерный анализ, проведенный в Израиле, установил, что вероятность того, что текст написан одним автором, составляет 82 %».

Те же самые принципы применимы ко всей остальной части книги Бытие и остальной части Ветхого Завета.

JEDP-гипотеза противоречит сама себе, поскольку ее сторонникам необходимо разбивать стихи на разделы и даже приписывать части предложений (в которых используется более чем одно имя для Бога) разным писателям. Подобная мешанина была бы странной, если бы разбирались тексты древней литературы Ближнего Востока.

Если бы речь шла о любой другой древней книге, подобная «ученость», используемая для продвижения этой гипотезы, давно была бы высмеяна!

Заключение:

В конечном счете, автором книги Бытие был Бог, который действовал через Моисея. Это вовсе не означает, что Бог использовал Моисея в качестве «пишущей машинки». Наоборот, Бог готовил Моисея к выполнению этой задачи с момента его рождения. И когда пришло время, у Моисея были все необходимые данные, и он был безошибочно управляем Святым Духом относительно того, что включать и что не включать в книги. Это согласуется с известной нам историей, а также с заявлениями и принципами Писания (2 Тимофею 3:15–17; 2 Петра 1:20–21).

С другой стороны нет никаких исторических данных и никакого духовного и какого-либо теологического основания для обманной JEDP-гипотезы. Ее учение абсолютно ложное; «ученость», которая используется для продвижения этой гипотезы полностью поддельная. Поддерживаемая теорией эволюции, она существует исключительно с единственной целью – чтобы подрывать авторитет Божьего Слова.

Ссылки и примечания

  1. Джош Макдауэл, Неопровержимые свидетельства, издательство Here’s Life Publishers, 1981, стр. 45. Вернуться к тексту.
  2. Известными сторонниками Веллгаузенизма были Самуел Р. Драйвер в Англии (1891) и Чарльз A. Бриггс в США (1893). Со времени Веллгаузена другие либеральные критики «обнаружили» до 40 предполагаемых соавторов Пятикнижия, включая Эдомитский источник информации S и Ханаанский источник K — можно насчитать столько же подразделений, сколько и «специалистов», которые ищут эти источники! Вернуться к тексту.
  3. Адаптированная версия Дэйва Брииза, Семь человек, которые правят миром из могилы, издательство Moody Press, Чикаго, 1990, стр. 89 и дальше. Вернуться к тексту.
  4. Адаптированная версия Глисон Арчер, Энциклопедия трудных мест Библии, издательство Zondervan, Мичиган, 1982, стр. 51–52. Вернуться к тексту.
  5. В Бытие 13:10 Иорданская долина сравнивается с «землей Египетской, всей до Сигора» — характеристика для читателей, которые незнакомы с Иорданской долиной в Палестине, но знакомыми с Египтом. Следовательно, это место написано примерно во время Исхода из Египта, а не много столетий после этого. Вернуться к тексту.
  6. Последовательность сбора урожая, описываемая в книге Исход 9:31–32, свойственна египтянам, а не палестинцам. Упоминаемые деревья и животные в основном относятся к Египту или Синайскому полуострову, а не к Палестине. Например, дерево акации, используемое для построения скинии, произрастает в Египте и на Синайском полуострове, но его с трудом можно обнаружить в Ханаане, за исключением местности вокруг Мертвого моря. Наружное покрытие, предназначенное для скинии в Исход 26:14 (евр. tachash), наиболее вероятно было изготовлено из дюгоня или ламантины (зоол. Сирены), это животное обитает в море недалеко от берегов Египта и Синайского полуострова, и не свойственно Палестине. Смотрите ссылку 4, стр. 46 и дальше. Вернуться к тексту.
  7. В Пятикнижии встречается больше заимствованных слов из древнеегипетского языка, чем во всей остальной части Библии, что естественно, если предполагать, что его автор – Моисей, который был «научен всей мудрости египетской» (Деяния 7:22). Само имя «Моисей» – египетское, а не древнееврейское (Исход 2:10). Вернуться к тексту.
  8. В Пятикнижие не содержит ни одного упоминания о храме или о том, что в будущем он будет расположен в Иерусалиме. Единственный центр поклонения, о котором говорится в Торе – это скиния, т.е. палатка. Вернуться к тексту.
  9. Бытие 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1; 36:9; 37:2. В первом из этих стихов: «Вот происхождение неба и земли» (Бытие 2:4), ничего не говорится об имени человека, поскольку во время Недели Сотворения человек еще не существовал, а появился только на Шестой День. Информация, вероятно, была передана Богом Адаму, который затем и записал ее (ссылка 10). Вернуться к тексту.
  10. Генри Моррис, Свидетельство Бытия, издательство Baker Book House, Гранд-Рапидс, Мичиган, 1976, стр. 22–30; также профессор доктор Ф.Н. Лии, личное сообщение, апрель 1998. Вернуться к тексту.
  11. ’Элохим – это множественная форма древнееврейского слова, означающая «больше чем один». В Бытие 1:1 оно встречается с глаголом «сотворил» (на еврейском языке bara’) в единственном числе. Таким образом, это существительное, имеющее единственное значение, указывает на единомножественность Бога. Следовательно, христианская доктрина Троицы предвещается уже в самом первом стихе Библии. Также смотрите использование слова «мы» в Бытие 1:26 и 11:7. Вернуться к тексту.
  12. Обратите внимание, что Божью силу очень отчетливо можно увидеть в том, что Он сотворил такое огромное пространство, а также жизнь на Земле со всей её поразительной сложностью, проявляемой даже в мельчайших деталях, за короткий период времени – в течение шести дней, а не использовал для этого длительный, продолжительный процесс. Смотрите К.В. Тейлор, Первые 100 слов, издательство The Good Book Co., Госфорд, Новый Южный Уэльс, Австралия, стр. 3, 1996. Вернуться к тексту.
  13. Между Бытие 1 и 2 нет никаких противоречий. В Матфея 19:3–6 Иисус цитирует из обеих глав: 1:27 и 2:24, показывая, таким образом, что они обе авторитетны и полностью дополняют друг друга. Также смотрите Д. Баттен «Противоречия Бытия?» журнал Creation 18(4):44–45, 1996 (смотрите электронную версию); Р.M. Григг «Стоит ли принимать Бытие буквально?» журнал Creation 16(1):38–41, 1993 (смотрите электронную версию). Вернуться к тексту.
  14. Смотрите Осии 6:7: «Они же, подобно Адаму, [с еврейского языка буквально: «как Адам» или «в Адаме»] нарушили завет…» Вернуться к тексту.

Источник – www.creationontheweb.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться