Библия состоит из 66 книг. Взятые все вместе, эти книги еще известны как канон1 божественного откровения. Они были написаны на протяжении приблизительно двух тысяч лет и писали их примерно сорок разных людей. Однако, все они находились под вдохновением одного автора – Бога. Так как же мы можем быть уверены в том, что эти 66 книг (ни больше, ни меньше) являются единственными Богодухновенными Писаниями?
Читайте также: Кто написал Библию?
Древнееврейский народ имел, несомненно, четко определенный текст Писания. Слово Бога было определенно с самого начала и ни у кого не возникало сомнений в том, какие книги относились к Писанию. Однако древние иудеи располагали книги не в том же самом порядке, в котором их располагают современные христиане, и некоторые книги были просто объединены. Но содержание этих книг было тем же самым. Ничего лишнего и ничего пропущенного.
Свидетельства, заключенные внутри самой Библии, подтверждают, что большая часть книг Старого Завета была написана в то же самое время, когда и происходили описанные события, и принимались как Божье Слово сразу же, как только слова произносились. Исторические небиблейские сведения лишь подтверждают это заключение.
Каждый раз, когда Иисус цитировал места из Старого Завета и говорил: «Ибо написано» (Матфея 4:4, 7, 10) и «Не может нарушиться Писание» (Иоанна 10:35), Он подтверждал, что книги Старого Завета есть истинным Писанием. Павел не сомневался в том, что иудеям было «вверено Слово Божие» (Римлянам 3:2). Современный теолог Карл Ф. Х. Генри сделал одно мудрое заключение, сказав: «Церковь унаследовала Старый Завет, а Иисус защитил, поддержал и проиллюстрировал истинное повиновение этим Письменам как богодухновенному канону».2
Примерно в 100 н.э. иудеями был проведен известный Ямнийский Совет. Цель собрания заключалась не в том, чтобы решить, какие книги должны входить в канон божественных писаний Иудеев. Целью совета было - установить, какие книги уже были приняты как Писание.3 Совет имел доступ к тому же самому канону Старого Завета, что и мы имеем сегодня.
Свидетельства в самой Библии подтверждают мнение о том, что большая часть Нового Завета была написана к 70 году н.э., тогда как писания Иоанна появились немного позднее.4 Большая часть книг Нового Завета названа именами тех людей, которые писали эти книги, и все книги содержат и другие полезные подсказки, которые книга Деяний позволяет нам более точно датировать.
От 11 до 16 книг, относящихся к неканоническим книгам (Апокрифы) были написаны в течение 400 лет в период окончания времени Старого Завета ко времени Нового Завета. Несмотря на то, что Римо-католическая и Греческая православная церковь считают некоторые книги Священным Писанием и относят их к Писанию, евангельские христиане никогда так не думали. Почему?
Некоторые утверждения в Библии указывают на то, что Новый Завет был написан апостолами или был ими подтвержден. Петр называл послания Павла «писанием» (2 Петра 3:16), а Павел говорил, что он и другие апостолы возвещали людям «Слово Бога» (1 Фессалоникийцам 2:13).
Ближе к концу первого столетия нашей эры Климент римский цитировал или обращался к большей части книг Нового Завета и называл их «Писанием». К 180 году н.э. Ириней Леонский цитировал более 1000 мест почти из всех книг Нового Завета, называя их «Священным Писанием», данным нам Святым Духом. В то же самое время Тертуллиан из Северной части Африки обращался к «Новому Завету» и толковал большую его часть. В 240 году н.э. Ориген из Александрии говорил о наших 27 книгах, как о Писании, а Афанасий I использовал тот же самый список в 367 году н.э..5 Они не использовали подобным образом никакие другие книги.
Несомненен тот факт, что к началу второго столетия четыре Евангелия (и никакие другие) и тринадцать посланий Павла были без всяких сомнений приняты церквями, расположенными на всей территории Римской империи.
До 180 года н.э. все книги нашего Нового Завета (за исключением лишь 2 Послания Петра) можно обнаружить в виде цитат, ссылок или прямых обращений в посланиях лидеров церквей. К этому году несколько церквей сомневались по поводу послания Иакова, Иуды, 2 Иоанна и 3 Иоанна, 2 Петра, Евреям и книги Откровение; но все остальные книги были приняты повсеместно. Церковные лидеры никогда не использовали неканонические книги с той же самой властью и авторитетом, как книги Нового Завета.
Икона, изображающая Никейский Собор. Некоторые люди ошибочно полагают, что на этом соборе лидеры церквей решали, какие книги Библии являются частью Писания.
Мураторский канон, изначально составленный примерно в 150 году н.э., является нашим самым ранним документированным свидетельством собрания книг, определяемых как канон Новозаветнего Писания. Он содержит все книги (за исключением четырех книг нашего Нового Завета), хотя единственная сохранившаяся копия, датируемая восьмым столетием н.э. находится в плохом состоянии, а некоторые части отсутствуют. Никогда не созывался собор, чтобы оспорить содержание канона — почти всеми он был признан именно тем, чем он и был – Словом Божьим.
Почему прошло столько времени до появления списка книг Нового Завета?
Несмотря на то, что ни одна церковь или лидер не имеют власти навязывать другим свою волю, удивительно то, что к 150 году н. э. Мураторский канон смог составить список всех книг, за исключением четырех книг Нового Завета.
Многие обманщики написали ложные послания и евангелия, притворяясь, что они были написаны апостолами. Но лидеры ранней церкви отвергли их как фальшивку и ненадежные документы.7 Ложные евангелия и послания выдали сами свою ложность тем, что они были написаны поздно, намного позднее времени апостолов, а также выдали себя своим учением, которое явно противоречило каноническим книгам и принятым доктринам церквей.
История лишь усиливает нашу веру в то, что Бог дал нам все Свое Слово и сохранил его для нас, как Он и обещал сделать. Мы имеем ровно столько книг, сколько Бог изначально и навеки запланировал для нас — всего 66 книг.
Церковь признает, что Бог вдохновил 66 книг Библии. Бог сверхъестественным образом выбрал людей для написания Библии и Он подтвердил их достоверность через исполненные пророчества и через чудеса. Написанная более 40 авторами из 19 поколений, Библия полностью согласована и не содержит никаких противоречий или ошибок.
Иудеи принимали книги, написанные Моисеем и пророками как часть своего канона (теперь называемого Старым Заветом). Подобным образом те, кто рассказывал о Христе записали книги, включенные в Новый Завет.
Кроме того, было бы вполне естественно ожидать, что книги, вдохновленные Богом будут соответствовать определенным критериям, включая историческую, пророческую и научную точность; стиль написания, указывающий на власть автора; и послание, которое способно изменить жизнь.
В Библии точно записаны подробные исторические события о жизни народов, городов, а также их традиции. Археологические находки продолжают подтверждать подробности этих событий. (Например, смотрите: www.answersingenesis.org/go/archeology)
В Библии можно обнаружить подтверждение многих современных научных фактов или их можно просто логически вывести из неё: земля - круглая (Исаии 40:22), звезд – бесчисленное множество (Бытие 15:5), все живое производит себе подобное (Бытие 1:24–25), а в океанах есть «стези» (Псалом 8:9).
Относительно точности пророчеств, в Старом Завете насчитывается более 50 мест, где говорится о месте, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа; и каждое пророчество (написанное более чем за 400 лет до Его рождения) исполнилось.
Также в некоторых стихах прямо говорится о том, что книги Библии – это Божьи слова, включая 2 Тимофею 3:16–17 и 2 Петра 1:21. Библия также изобилует местами, где авторы говорят: «ибо так говорит Господь», - заявляя о божественном авторстве Библии.
Библейское послание содержит такую силу, которая может изменять жизнь людей. Она указывает человеку на его грех, помогает ему понять, что он беспомощен, а затем преображает его в новое творение силой Святого Духа. Никакое другое послание или книга не сделало ничего подобного для человечества.
Божественный автор Библии наделяет её властью. Если бы Библия не была богодухновенной, она была бы простым собранием человеческих писаний. Но какой человек имеет власть требовать от людей совершенства, указывать на их грех, обрекать их на безнадежную вечность и предлагать людям спасение? Никто, кроме Христа не имеет такой власти!