Кто написал Библию?

Др. Дейв Миллер

Природа вдохновения Библии

Кто написал Библию, или Кто является ее автором? Этот вопрос волнует многих людей, так как от того, кем написана Библия, зависит и то, как мы относимся к ее словам, и можно ли ей доверять и строить на ней свою жизнь. Об этом вопросе спорят из покон веков многие эксперты и не эксперты. Кто написал Библию, Ветхий завет и Новый завет? Сама Библия отвечает на этот вопрос.

Что означает, когда говорят «Библия – вдохновенная книга»? Существует множество ответов на этот вопрос. Некоторые считают Библию «вдохновенной» так же, как и книги многих великих писателей в истории, которые отличались от обычных людей своими особенными литературными способностями, как например, Гомер, Шекспир, Диккенс или Элиот. Другие люди утверждают, что на писателей Библии оказывали влияние сверхъестественные обстоятельства, но что их письменное изложение этих обстоятельств содержит те же самые ошибки, которые склонны совершать простые люди. Многие люди вообще не знают, как относиться к заявлениям самой Библии о своем вдохновении. Но до того как мы определим, что Библия является «вдохновенной», необходимо понять значение и характер этого вдохновения. Библия буквально заполнена описаниями сути своего собственного вдохновения.

Павел смело заявлял: «Все Писание богодухновенно» (2 Тимофею 3:16). Греческий термин, лежащий в основе слова «вдохновение» означает «Бог вдохнул» (Винсент, 1900, 4:317). Павел утверждал, что Писание, первоначально Старый Завет, является результатом Божьего дыхания. Бог фактически выдохнул Писание. Библия – это Божье Слово, а не человеческое, несмотря на то, что Он использовал людей для её написания. Через три стиха в этом же послании (2 Тимофею 4:2), Павел решительно заявляет: «Итак... проповедуй слово...» Зачем? Потому что это - Божье Слово. Из этого находим ответ на вопрос, кто написал Библию, Сам Бог "написал" Библию и является ее Автором. Так же несомненно, как Словом Господа сотворены небеса (Псалом 32:6), так же и Библия является результатом Божьего «дыхания».

Петр упоминает о важном событии преображения Христа, когда Бог буквально говорил с небес прямо Петру, Иакову и Иоанну (2 Петра 1:19-21). Бог вслух заявил о том, что Иисус есть Его возлюбленный Сын, и людям надлежит слушаться Его (Матфея 17:5). Затем Петр говорит: «Притом мы имеем вернейшее пророческое слово, ... зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому себе». Петр говорил о том, что Писание, данное нам через пророков, является таким же точным, и таким же авторитетным, как и голос Бога, который звучал на святой горе в день преображения Христа.

Дальше Петр объясняет, что пророческое слово, означая Писание всего Старого Завета, не произносилось само по себе, или в умах тех людей, которые записывали его. Писание было написано не по «воле человека». Писание не было результатом человеческого исследования или человеческого изучения природы вещей. Также Писание не являлось продуктом собственного мышления тех, кто его записывал. Так откуда же тогда взялось Писание? Петр заявлял: «но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Слово «движимы» в исходном языке – обычное слово, обозначающее «носимы» или «переносимы» (Арндт и Гингрич, 1957, стр. 862-863), следовательно, оно означает «быть движимым» или «находится под действием движения» (Першбачер, 1990, стр. 427). Петр утверждал, что Святой Дух, по сути, брал писателей, пророков, и вкладывал им Свои слова. Это означает, что Писание, хотя оно технически и написано людьми, было настолько контролируемо Богом, что написанное в результате является истинным Божьим Словом. Не остается сомнений, кто написал Библию. Автор Библии - Дух Святой.

Тот же самый Петр в ожидании Святого Духа в день Пятидесятницы в книге Деяния 2, встал перед учениками и произнес: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде», а затем он процитировал место из Псалмов (Деяния 1:16 и дальше). Петр утверждал, что Дух Святой управлял тем, что записал Давид, и поэтому результаты записей Давида обозначены, как «Писание».

Этот же Петр в своем послании 1 Петра 1:10-12 объясняет:

(1) вдохновенные писатели Старого Завета не всегда понимали всю информацию, которую давал через них Бог;

(2) именно Дух Христов действовал в них;

(3) эта самая информация, данная вдохновенным писателям Писания, была передаваема апостолами во времена Петра; и

(4) тот же самый Святой Дух направлял их стиль высказывания. Очень важно отметить, что Петр заявлял, что вдохновенные люди руководствовались также своим умом, когда они записывали информацию, находясь под вдохновением, но это была Божья информация, поскольку они не всегда могли уловить суть и значимость того, что они сами записывали.

В 2 Петра 3:15-16, Петр говорит о «нашем возлюбленном брате Павле», который «написал вам». Затем он отмечает: «как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (т.е. трудно понимаемое), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писание».

Петр четко выделяет три важных момента:

(1) Павел писал послания;

(2) эти послания приравниваются к «другим Писаниям», что означает, что письма Павла являются на сто процентов Писанием как и Старый Завет, а также и писания Нового Завета; и

(3) эти писания обладают божественным авторитетом, и искажение их слов влечет за собой погибель — явное указание на Божью немилость и духовный и вечный вред, который вызывает неподчинение Божьим словам, а не человеческим.

Пребывая на Земле, Иисус показал высокое почтение Писанию, т.е. Старому Завету. В одной ситуации, Он оказался перед несколькими Иудеями, которые обвиняли Его в богохульстве (Иоанна 10:33). Он ответил на их обвинение, цитируя слова из Псалма 81:6, называя это место «законом» (стих 34). Но как мог Иисус называть псалом «законом», если Псалмы являлись поэтической литературой о мудрости, а не частью Пятикнижия? Он называл псалом «законом» в том смысле, что Псалмы являются частью Писания. Таким образом, Иисус приписывал законную авторитетность всем книгам Писания. То же самое Он сделал в ситуации, описываемой в Евангелии от Иоанна 15:25. Подобным образом, Павел приводил цитаты из Псалмов, из книги Исаии и Бытие и называл их «законом» (1 Коринфянам 14:21; Римлянам 3:19; Галатам 4:21).

После того как Иисус процитировал Псалом и назвал его «законом», Он добавил: «и не может нарушиться Писание» (стих 35). Обратите внимание, что Он приравнивал «закон» и «Писание», используя эти понятия как синонимы. Когда Он заявлял, что «закон» или «Писание» «не могут быть нарушены», этим Он хотел показать, что Писание невозможно объявить недействительным, чтобы отказаться от его авторитетности или противостоять его истине.

Иисус считал каждую часть Писания, даже самые обычные фразы, авторитетным Словом Бога. Такое отношение к Писанию как к авторитетному документу подкрепляется обычным выражением: «Написано». Например, когда Сатана искушал Иисуса, Он отвечал на его атаки все три раза, используя слова: «Написано», и этих слов было достаточно, чтобы установить такую их надежность и авторитетность (Матфея 4:4,7,10), что Сатана в свою очередь попытался использовать тот же метод относительно Иисуса (Матфея 4:6). После Своего Воскресения, Иисус приравнял весь Старый Завет (т.е. Закон Моисеев, пророков и псалмы) к «Писанию» и снова обращал внимание, говоря «написано» (Луки 24:44-46). Он весьма решительно настаивал на том, что «все», написанное о Нем в Писании, «должно исполниться». Раньше в этой же главе Он одинаково говорил о «Моисее и всех пророках» и о «Писании» (стихи 25-27).

Не удивительно, что Иисус упрекал тех, кто сомневался в Нем, такими фразами, как: «Неужели вы не читали сего в Писании?» (Марка 12:10; Матфея 21:42); или: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матфея 22:29); или: «если бы вы знали, что значит...» (Матфея 12:7); или: «Пойдите, научитесь, что значит...» (Матфея 9:13). Основная мысль, лежащая в основе таких заявлений, заключается в том, что Божья истина находится в Писании, и если вы не знакомы с Писанием, вы допускаете ошибки. Поэтому Иисус утверждал, что Бог является Автором Писания.

Даже слова Писания, которые не говорят непосредственно о Боге, фактически являются словами Бога. Например, Иисус приписывал слова из книги Бытие 2:24 Богу, как автору (Матфея 19:4-6). И, тем не менее, в первоначальном тексте Бытие 2:24 не дается никакого указания на то, что автором слов является Бог. Скорее данные слова являются простым повествовательным комментарием, записанным тем человеком, кто писал книгу Бытие – Моисеем. Когда Иисус обращался к словам Бога, Он четко давал понять, что все Писание написано одним автором - Богом. Это означает, что даже слова Сатаны или слова злых людей – являются словами Бога, в том смысле, что Бог дал нам точное описание, что именно сказали эти люди. Такую же позицию относительно этого вопроса занимал и Павел (1 Коринфянам 6:16).

Снова и снова, апостолы и писатели Нового Завета делали то же самое, что делал Иисус, т.е. они обращались к Писанию таким образом, что было ясно, что они считали его авторитетным источником, вдохновенными словами Бога (например, Деяния 8:35; 17:2; 18:28; 26:22; Римлянам 12:19; 1 Коринфянам 15:3-4; 1 Петра 1:16; Иакова 2:8). Лука хорошо сказал о преобладающем настроении писателей Библии: «...они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Другими словами, то, что говорит Писание – говорит Бог.

Дополнительное свидетельство того, что Библия сама говорит о себе, можно увидеть в таких заявлениях, как: «Ибо Писание говорит фараону» (Римлянам 9:17), или «И Писание ... предвозвестило Аврааму» (Галатам 3:8). Но не Писание говорило Фараону, и не Писание проповедовало Аврааму. Это делал Бог! Поэтому слово Писания – есть слово Бога! Вдохновенные писатели Нового Завета считали, что такие слова как «Бог» и «Писание» настолько тесно связаны, что они могли естественно говорить о том, что то, что говорит делать «Писание», повелевает Бог.

На это можно посмотреть также и с другой стороны. Некоторые думают, что Бог говорит определенные слова, которые, в своем первоначальном виде, являются просто словами Писания. Например, в книге Евреям 3:7 мы читаем: «Посему, как говорит Дух Святый...», а дальше цитируется Псалом 94:7. В книге Деяния 4:25, Бог сказал Духом Святым через уста Давида слова Псалма 2:1. В Деяния 13:34-35, Бог говорит слова из Исаии 55:3 и Псалма 15:10. Тем не менее, в обоих этих случаях, слова, приписываемые Богу, не являются, в их первоначальном виде, именно Его словами, а лишь словами самого Писания. Поэтому писатели Нового Завета иногда обращались к словам Писания, как к словам Бога, а иногда они говорили о словах Бога, как о словах Писания. Таким образом, Библия представляет каждое записанное в ней слово, как Божье слово.

В послании к Евреям 1:5-13, автор приводит цитаты из семи мест Старого Завета: Псалом 2:7; 2 Царств 7:14; Второзаконие 32:43; Псалом 103:4; Псалом 44:7-8; Псалом 101:26-28; и Псалом 109:1. Автор послания к Евреям считал каждое слово в этих местах, как слово, сказанное самым Богом. Тем не менее, в своем первоначальном виде в Старом Завете, иногда Бог является тем, кто говорит, а иногда не говорит, а на самом деле говорится к Нему или говорится о Нем. Почему автор послания к Евреям без разбора приписывал все слова из этих мест Писания Богу? Потому что все вместе они заключают тот факт, что они являются словами Писания, а значит словами Бога.

То же самое касается послания к Римлянам 15:9-12, где Павел приводит цитаты из книг: Псалом 17:50, Второзаконие 32:43, Псалом 116:1, и Исаии 11:10. Первое место он начинает словами: «как написано», второе: «и еще сказано», третье место он начинает просто со слова: «и еще», а четвертое, словами: «Исаия также говорит». Однако в старом Завете, только в стихах из книги Исаии говорит именно Бог — и Павел приписывает эти слова Исаийе. Поэтому такие выражения как «написано», «он говорит» и «Исайя говорит» - являются разными способами сказать одно и то же, а именно: «Бог говорит»! Иногда составители Нового Завета приписывали Писание людям. Однако совершенно ясно, что когда писатели говорили: «Моисей сказал» или «Давид сказал» – это было то же самое, что и “Писание говорит”, что снова-таки это приравнивалось словам: «Бог говорит».

СЛОВЕСНОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

Обратите внимание на то, что вдохновение, о котором говорит Библия, является «словесным» вдохновением, то есть, Божья власть распространяется даже и на слова писателя. В своем послании Павел строил свой аргумент на множественном числе существительного, и настаивал, что Бог специально предназначил понимать это слово в единственном числе (Галатам 3:16). Как мы уже отмечали, Иисус основывал свои слова на точной словесной форме Писания (Иоанна 10:34). Он основывал Свои доводы на определенном слове (Матфея 22:43), на определенном времени (Матфея 22:32), и даже на буквах и их малейших частях (Матфея 5:17-18). В упомянутом отрывке Писания (Матфея 22:32), Иисус сказал, что слова, цитируемые Им из книги Исход 3:6, были сказаны Саддукеям, с которыми Он разговаривал — даже, несмотря на то, что в своем первоначальном виде эти слова в книге Исход 3:6 Бог обращает к Моисею! Это доказывает то, что Иисус ожидает, чтобы все люди на Земле понимали, что Библия написана для каждого отдельного человека, которому предстоит дать отчет, и что Писание должно рассматриваться всеми людьми как авторитетный источник.

Павел также подтверждал словесное вдохновение в своем послании 1 Коринфянам 2. Он заявлял, что его слово и его проповедь не были «словами человеческой мудрости» (стих 4). Наоборот он говорил слова «в явлении Духа». Павел отмечал, что он и другие апостолы проповедуют премудрость Божию (стих 7). Павел утверждал, что все, что он и апостолы говорили, было открыто им Богом через Духа Святого (стих 10). Затем он четко подтверждает: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» (стих 13). Так что вдохновение проникает во все слова, и именно поэтому Библия и является словесным вдохновением.

ВДОХНОВЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

Большинство отрывков, которые мы рассматривали, являются ссылками Нового Завета на Старый Завет, подтверждающий его вдохновение. Либеральные ученые заявляют, что Новый Завет не содержит утверждений о том, что он является вдохновенным. Но это неверное утверждение. Как уже было отмечено в послании 2 Петра 3:16, Петр рассматривает послания Павла как «Писание», и он утверждает, что писания Павла содержат настолько огромную божественную авторитетность, что те, кто искажают их слова, погибнут. Также было отмечено, что Петр связывал апостолов со Старозаветными пророками (1 Петра 1:10-12). И как мы только что увидели, Павел сделал аналогичное заявление в 1 Коринфянам 2.

Когда мы читаем Новый Завет, становится понятно, что писатели распространили вдохновение Старого Завета и на свои писания. Они ни разу не подумали, что они, будучи служителями нового завета (2 Коринфянам 3:6), имели меньше Духа Божьего, чем служители старого завета. Иисус, без сомнений, говорил о предстоящем вдохновении авторов Нового Завета. В Матфея 10:17-20, и параллельно в Марка 13:11 и Луки 12:12, Иисус объяснял апостолам, что Святой Дух будет направлять их слова относительно того, как и что им говорить. Он повторял то же самое в Луки 21:12-15, убеждая их не волноваться о том, как защищаться, когда они вставали перед начальниками, потому что Он вкладывал им «слова в уста и давал мудрость», которой не смогли бы противостоять их противники. Таким образом, Иисус предварительно засвидетельствовал подлинность учения апостолов и уважение их авторитета.

Иисус дал несколько обещаний непосредственно апостолам в Евангелии от Иоанна, главы 14, 15, и 16. Достаточно будет упомянуть лишь об одном из них. Иисус обещал апостолам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истинный, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Иоанна 16:12-13). Прямо перед самым Своим вознесением, Иисус пообещал апостолам предстоящее крещение Святым Духом, которое сделает их способными свидетельствовать о Христе по всему миру (Деяния 1:5,8). Это обещание начало исполняться в Деяния 2, когда апостолы были крещены Святым Духом, и им была дана сила проповедовать то Евангелие, которое Бог хотел, чтобы они проповедовали.

Множественные места Писания указывают на исполнение этих обещаний апостолам, так что слова, которые они говорили, были Божьими словами (Деяния 4:8,31; 5:32; 15:8,27-28; 16:6-8). Как мы уже отметили, Павел заявлял, что он находился под непосредственным руководством Святого Духа, когда писал слова писаний (1 Коринфянам 2). То же самое он говорил и в Галатам 1:12. В своем послании к Ефесянам 3:1-5, он заявлял, что послание было дано ему путем «откровения» (стих 3), как и другим апостолам и пророкам (стих 5). Другие места Писания говорят о том же самом (1 Тимофею 4:1; Галатам 2:2; 2 Коринфянам 12:7; 1 Фессалоникийцам 2:13). Все утверждения Павла о вдохновении хорошо подытожены в следующем твердом заявлении: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо эти заповеди Господни» (1 Коринфянам 14:37). Божье вдохновение распространялось как на устные высказывания Павла, так и на его писания (2 Фессалоникийцам 2:15; 3:6,14; 1 Фессалоникийцам 4:2,15; Галатам 1:7-8). В 1 Тимофею 5:8, Павел приводит цитату из Луки 10:7 и говорит об этом месте, как о «Писании». Таким образом, Евангелие от Луки уже было доступно и расценивалось, как вдохновенный канон Писания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный читатель легко может увидеть, что заявления Библии о своем вдохновении были выдохнуты Самим Богом. Это вдохновение закрепило такой контроль Бога, что даже слова подчинились Его власти. Таким образом, Библия является «словесно вдохновенной». Это заключение вовсе не означает, что писатели просто писали слова «под диктовку». Библия скорее указывает на то, что Бог совершал Свою вдохновляющую работу, учитывая характер, словарный запас, уровень образования и стилистические особенности писателя. Библия является «непогрешимой» в том, что она не может обманывать или вводить в заблуждение, и поэтому её полностью можно считать надежным и достоверным источником. «Неограниченное» вдохновение означает, что вдохновение распространяется на все её слова. Таким образом, Библия является полностью вдохновенной книгой.

Библия также является безошибочной, то есть она лишена каких-либо ошибок. Бог использовал людей для написания Библии и, поступая так, Он позволял им использовать их талант, но так, чтобы не было допущено никаких ошибок, которые могут содержаться в человеческих произведениях. Бог ясно установил, что слова, записанные Им через людей, лишены ошибок или оплошностей, которые так свойственны писателям, не находящимся под Божьим вдохновением. И это вдохновение касается также и научных, географических и исторических фактов, о которых говорится в Библии. Доказательство вдохновения Библии – это отдельный вопрос, требующий исследования. Однако, очень важно, чтобы человек понимал, что имеет в виду Библия, когда она заявляет о своем «вдохновении».

Ссылки и примечания

Арндт, Вильям и Ф.У. Гингрич (1957), Греко-английский словарь Нового Завета и другая ранняя Христианская литература (Чикаго, Иллинойс: издательство University of Chicago Press).

Першбачер, Весли Д., редакция (1990), Новый аналитический словарь греческих слов (Пибоди, Массачусетс: издательство Hendrickson).

Винсент, Марвин (1900), Исследование слов Нового Завета (Гранд-Рапидс, Мичиган: издательство Eerdmans, переиздано в 1946 году).

Источник: www.apologeticspress.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться