В библейские времена имя человека играло важную роль и часто выражало его происхождение, характер или судьбу.1 В Библии Бог называется многими именами, и все они имеют важное значение. Даже в первой книге Писания, Бытие, используются разные имена и для этого, как мы увидим, есть свои причины.
В первой главе Бытия, Моисей,2 называя Бога, использует имя Элохим (Elohim). Это множественная форма слова Эль (El), что соответствует имени Бог на русском языке, теос (theos) на греческом и деус (deus) на латыни. Эль означает «сильный», это имя делает акцент на внушающих благоговение всемогуществе и силе Бога, Который есть Творец и Правитель над всей природой и вселенной.
Элохим - это множественная форма древнееврейского слова, в действительности оно означает «больше чем два». Однако это вовсе не означает, что «В начале боги сотворили…», так как оно используется здесь (и более 2000 раз во всей остальной части Старого Завета) в единственном числе, то есть с глаголом (или прилагательным) в единственном числе. Также это не подразумевает множественную форму величественности, как, например, «наше величество», хотя значение этого слова и включает в себя то, что Бог является Высшим Правителем над всеми.3 Использование имени Элохим скорее говорит нам о том, что есть что-то множественное в Самом Боге. (Смотрите Говорится ли в Бытие 1 о Троице?)
Элохим – это высокое звание, а значит подходящее имя для того, чтобы Моисей использовал его для описания Божьего Сотворения всей вселенной и всего живущего в ней, включая людей. Еще лучше Божью силу можно увидеть в том, что Он сотворил такое огромное пространство, а также поразительно сложные виды жизни на Земле за короткий период времени – в течение шести дней, а не использовал для этого длительный, продолжительный процесс. Подобным образом Божья сила – в Его доброте, которая была бы разрушена, если бы Бог установил смерть до грехопадения или даже сотворил все через смерть. Смерть - это «последний враг» (1 Коринфянам 15:26) и основа длительных эпох эволюции.
Мы склоняемся с благоговением и святым трепетом перед тем, что сделал для нас Элохим.
Имена имели очень большое значение в древние времена. Египтяне считали, что в имени заложено особое духовное значение. Из уважения к своим богам они часто вставляли имя бога в свое собственное имя как, например Тутанхамон (в честь Амона – бога Солнца).
Когда ребенку давалось имя, часто использовались окончания, указывающие на мужской и женский род имени, но имена членов королевской семьи не имели указания на мужской или женский род. Иногда прозвище, например, «Рыжий», могло использоваться, когда называли человека с темно-рыжими волосами, так же как это делается сегодня. Имя Аменхотеп было в большинстве случаев сокращенным именем от Амен.
Древнееврейские имена также несли большой смысл, например, имя Иисус (Джошуа в Старом Завете) означает «Бог спасает». Наречение именем считалось занятием власть имеющих людей. В 4 Царств 23:34 говорится о том, что Египетский фараон Нехао назначил Елиакима («Эль возвеличит») Царем Иуды и переменил его имя на Иоаким («Яхве возвеличит»), по-видимому для того, чтобы доказать его власть над ним.
Адаму было дано задание назвать всех животных. Имя Иакова было изменено на Израиль ангелом, с которым он боролся, а у Авраама до этого было имя Аврам. Имена Бога описывают нам Его характер в доступной для нашего понимания форме. В современной западной культуре имена очень сильно утратили свою значимость и важность. Наречение ребенка именем часто зависит просто от симпатии к какой-нибудь знаменитости и не связано с его духовным значением.
В Бытие 2, начиная с четвертого стиха, Моисей вводит древнееврейское имя Яхве. Яхве часто транслитерируется как «Иегова» и, как правило, пишется как Господь заглавными и прописными буквами.4
Яхве – воистину собственное имя живого Бога.5 Оно было явлено Моисею, когда он стоял перед горящим кустом (Исход 3:13–15). Оно означает «Я есмь Сущий», а значит и «Тот, Кто существует независимо ни от кого» (самосуществующий). Это говорит нам о том, что Элохим имеет постоянное существование, а также о верности и неизменяемости Того, Кто всегда верен Своему Слову, и всегда тот же: вчера, сегодня и навеки.6
Это именно то имя, которое Бог сострадания, благодати и милости использует в Своих отношениях Завета со Своим избранным народом, будучи их защитником и объектом поклонения, а также в личных отношениях с людьми, в особенности с верующими, а иногда и с неверующими, такими как Фараон, в качестве и их судьи (Исход 7:16).
Почему Моисей использует это другое имя Бога во второй главе книги Бытие? Означает ли это, что в Бытие 1 и Бытие 2 нам даются два разных (и противоречивых) описания Сотворения?
Ответ: В Бытие 2 Моисей описывает очень личные и близкие отношения Бога с первыми людьми на земле, Адамом и Евой. Это требует использования имени Бога Яхве. Имя Яхве связано с именем Элохим каждый раз, когда оно используется в Бытие 2, как Яхве Элохим, и переводится: «Господь Бог». Это говорит нам о том, что Элохим, Высший Творец - это Яхве, Тот, «кто лично заинтересован в поддержании отношений с теми, кто будет ходить в Нем и разговаривать с Ним».7
Поведав нам о факте сотворения человека на 6-й день, как последнего события из последовательности актов творения, описанных в главе 1, Моисей дает нам более подробное описание во второй главе.
В Бытие 2:4–14 акцент делается на человеке и Едемском саду, где он должен был жить. В стихе 7 описывается как Бог сотворил Адама из праха земного и вдохнул через его ноздри дыхание жизни. Стихи 8–14 рассказывают о том, каким был Едемский сад - с различными видами деревьев, что питались от вод реки, которая протекала в саду. Затем в стихах 15–17 описываются личные взаимоотношения и разговор Яхве с Адамом, когда Он дает Адаму поручение следить за садом и говорит ему, что он может вкушать с любого дерева в саду, за исключением Дерева Познания Добра и Зла.
В Бытие 2:18–20 рассказывается о том, что у Адама не было подходящей пары среди животных, которых сотворил Бог и которым Адам дал имена. Бытие 2:21–24 описывает дальнейшую заботу Яхве об Адаме, когда Он дал Адаму жену, сделав ее из части тела Адама, расположенной близко возле его сердца, и установил брак.
Критики, пытающиеся сделать Бытие 2 второй и противоречивой версией главы 1 книги Бытие, не учитывают того, что явно хотел передать Моисей.8 Тот факт, что во второй главе книги Бытие ничего не говорится о сотворении солнца, луны, звезд, океана и морей, просто показывает, что Моисей вовсе не собирался второй раз описывать Сотворение.
Некоторые же обнаружили неточность в Бытие 2:19, так как здесь упоминается о сотворении полевых животных до сотворения птиц, а этот порядок отличается от порядка, описанного в Бытие 1. Но снова следует отметить, что цель написания второй главы вовсе не заключалась в том, чтобы описать их сотворение. «Звери земные» не упоминаются, и использование прошедшего совершенного времени «создав» в Бытие 2:8 и 19 в некоторых переводах Библии (что согласуется с древнееврейским языком) является эффективным ответом на критику в адрес того, что порядок событий в Бытие 2 отличается от описанного порядка в Бытие 1. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что в стихе 19 описывается порядок, в котором Бог привел зверей к Адаму, чтобы он назвал их по именам.
Другие критики говорят, что имена Элохим и Яхве указывают на то, что писали два разных автора, которые жили задолго после Моисея. Это часть документальной гипотезы или как еще её называют JEDP гипотезы, согласно которой Пятикнижие было написано несколькими неизвестными авторами, которые жили спустя 900 лет после Моисея. Известным сторонником этой гипотезы был Джулиус Веллгаузен (1844–1918), который заявлял, что концепция «одного Бога» не была явлена Моисею, а появилась из политеизма, анимизма, культа предков и т.д. Отсюда и необходимость обнаружить или придумать других авторов, помимо Моисея.9
Однако, такая точка зрения абсолютно неверна. История, как древнееврейская, так и светская, ничего не знает об этих предполагаемых авторах, как не известно ничего об их именах и о написанных ими работах. Если бы дело касалось любой другой древней книги, подобная «ученость», используемая для распространения этой идеи, давно была бы высмеяна.10
Мы можем доверять Слову, когда в нем говорится о Яхве, Боге-Творце, Который всегда был, есть, и всегда будет. Библейское мировоззрение книги Бытие дает нам описание истинной истории начала Вселенной, Земли и человечества.
Использование имени Элохим (три или больше трёх, множественное число слова Эль = Бог) в Бытие 1 указывает на то, что в личности Бога есть что-то множественное. А использование глаголов в единственном числе со словом Элохим (bara = «сотворил», amar = «сказал», raah = «видел», и т.д.) на всем протяжении Бытие 1 подразумевает единомножественность Бога; то есть Бог один и, тем не менее, в другом смысле больше, чем один.
Бытие 1:2 говорит о том, что «Дух Божий носился над водою».1
Сотворение описывается как результат Божьего слова, то есть все появилось по слову Его.2 В Новом Завете нам говорится о том, что одним из имен Господа Иисуса есть «Слово» (Иоанна 1:1–14), и что Бог сотворил все через Него.3 Таким образом, в самой первой главе Бытие нам дается первое указание на Троицу, которая растолковывается подробнее в остальной части Библии.
Мы должны быть осторожными в использовании отрывков из Писания как «слов Священного Писания, приводимых в доказательство», которые не были написаны с этой целью. Однако остальная часть Библии, особенно Новый Завет, раскрывает нам доктрину Троицы (например, Матфея 3:16–17). Мы можем вернуться обратно в Бытие и увидеть, что имена и слова, которые использовал Моисей, находясь под Божественным вдохновением, согласуются с дальнейшим откровением и действительно предвещают будущее учение о Троице. Вернуться к тексту.
Источник – www.creationontheweb.com